Конспект урока русского языка правописание гласных и согласных в приставках

«Правописание гласных и согласных в приставках».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.doc61.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Цели : дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты : учащиеся научаться различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Назовите слова из домашнего упражнения 432, которые в составе имеют:
  1. ∩^□: трактористы, синеватая, сарафанчике, шерстяным
  2. ¬∩□: привозим, вносишь, уходит
  3. ¬∩^□: сварщик, безлунная
  4. ∩^^□: парашютистка
  5. ∩□ : тихая
  1. Самостоятельная работа.

Морфемный анализ слова:

Радость, перевозчик, вносишь, подбежать, синеватый, пришкольный.

(дети сверяют с эталоном – запись на доске)

  1. Самоопределение к деятельности.

(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)

  1. Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.

Обозначьте в словах приставки.

Ситуация: что мы знаем о правописании данных приставок?

(Данные приставки неизменяемые)

Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.

Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:

Надколоть – надорвать, надрубить;

Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;

Промахнуться пр`омах и т.д.

  1. Чтение теоретического материала учебника (п. 82, стр.28)

Обратим внимание на приставку с- . Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим — [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.

Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, сорвать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).

  1. Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).

Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. ( Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных )

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Упр.433 – комментированное письмо. (выполняют по цепочке)
  1. Упр.435 – выполнение заданий (самостоятельная работа, взаимопроверка)
  1. Выполнение тренировочных упражнений.

Сделать, сгноить, спросить, здание, надписать, отдохнуть, сбить, отбить, подслушать, содействовать, перетянуть, вперед , сохранить, пожнет, согнуть.

  • Как называют явление, когда согласный звук уподобляется последующему, меняясь на звонкий? (озвончение)
  • Приведите примеры слов из словарного диктанта, где в приставке произошло озвончение. (слова с озвончением выделены жирным шрифтом)
  • В каких словах в приставке произошло оглушение? (в подчеркнутых словах)
  • Выборочный диктант
  1. Рифмограмма.

Запомни: З приставки не бывает.

Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.

З пишем в тех словах, что корень начинают:

Ни зги, здоровье, здание и здесь !

Ни зги – ничего не видно. О происхождении этого выражения и конкретно слова зга спорят до сих пор. Одни ученые считают, что оно произошло от слова стезя , то есть дорога: так темно, что и дороги не видно. Другие, что зга произошло от згра – искра, то есть на видно искры, света – зги Божьей на видно. Третьи предполагают, что зга образовалось от стега (стегать) – прут, хлыст. То есть на видно даже хлыста в руке, который нужно поднести к глазам. Четвертые утверждают, что зга – это мелкая деталь на колокольчике лошади в упряжи.

Кто из них прав, мы не рассудим, однако точно должны знать, что это слово пишут через букву З.

(По материалам Интернета и этимологических словарей)

  1. Выпишите слова с неизменяемыми приставками.

Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высыхает.

Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг березы не было орешника.

«Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», подумал я.

(по Д. Мамину-Сибиряку)

Записать слова в два столбика:

  1. приставки, не изменяющимися на письме;
  2. без приставок.

Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, кормить, мудрость, мокрый, вымокнуть.

— Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

(Надколоть – над о рвать, над р убить);

Упр. 436 (доп. — В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в приставках.

Цель урока: Повторить основные правила правописания приставок,совершенствовать орфографические умения, развивать навыки самостоятельной работы; развивать языков.

«Приставучая» морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Презентация для 5 класса по теме: «Приставучая» морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Кроссворд «Пробелы в тексте» к уроку русского языка в 5 классе «Правописание гласных и согласных в приставках» (HotPotatoes 6)

Кроссворд «Пробелы» составлен по тексту М. М. Пришвина «Дятел» с использованием программы HotPotatoes 6.

Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс

Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание гласных и согласных в приставках»

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова.

Урок «Правописание гласных и согласных в приставках» в 5 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа

Урок по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках»

Учитель: Помогаева Надежда Николаевна

· обучающие: формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок, графическое обозначение их на письме

· развивающие: развитие самостоятельности получения знания; развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения, развитие познавательных и творческих способностей.

· воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родной природе

Тип: урок изучения нового материала

I. Организационный момент (1 мин)

НУ, проверьте-ка, друзья, На доске

ВСЁ ль на месте, Орешек знанья твёрд, но всё же

Всё ль в порядке – Мы не привыкли отступать.

Ручки, книжки и тетрадки? Нам расколоть его поможет

Все ли правильно сидят? Желание учиться лишь на «5».

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить,

Только лишь отметку “5”.

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем

Запись числа, классная работа

II. Актуализация опорных знаний: (2 мин)

— Какой раздел русского языка мы с вами сейчас изучаем? (морфемика)

— Почему она так называется?

— Какие морфемы вы знаете? Назовите их. Сегодня мы продолжаем работать над морфемами. А какая морфема нас интересует, вы сейчас отгадаете?

3. Мотивация. Проведём первое наблюдение. (4 мин)

— Давайте с вами поиграем. Представьте себе, что вы сидите

перед телевизором. Представили. Я вам скажу: «В!» Что вы сделаете?

— А если я скажу: «Пере!»?

— Переключим на другую программу.

— А если я скажу: «Вы»?

— Значит, надо выключить!

— Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на

некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?

— Пододвинемся друг к другу со стульями.

— А если я скажу: «Ото»?

— Угадали, о какой части слова (морфеме) мы будем говорить?

Какой вывод можно сделать из этой игры?

Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл. Вот как об этом сказал К.И Чуковский:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

2. Введение темы урока.

А всё ли мы знаем о приставке?

На доске (с обратной стороны)

— Приставка – значимая часть слова

— Образует новые слова

— Стоит перед корнем

Дайте определение приставки

Но этих знаний недостаточно, чтобы хорошо ориентироваться в словах с приставками.

Какое же знание мы должны открыть? Для этого

2. Проведём второе наблюдение. (3 мин) карточки № 1 Работа в парах

Прочитайте, выделите приставки, сделайте вывод, можно ли ошибиться в написании этих приставок. Почему? На что оканчивается первая группа приставок? Вторая? Работаем в парах. (Отчего зависит написание приставок?)

добежать 2. предложить

Формулирование темы урока.

Какова же будет тема нашего урока? Сегодня у нас урок открытия нового знания. (2 мин) Запись темы урока.

(Правописание согласных и гласных в приставках. Неизменяемые приставки).

— Давайте поставим цель урока (узнать, как пишутся приставки)

III. Целеполагание (1 мин)

Итак, цель нашего урока – выяснить, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки.

IV. Изучение нового материала (8 мин)

— Ребята, как вы думаете, много ли в русском языке приставок? Сколько же их?

Cлайд № 2 (все приставки)

Здесь 49 приставок и их вариантов. Есть ли в этом списке такие приставки, которых вы никогда не слышали и не видели? Скорее всего, нет. Просто вы не смогли вспомнить всех своих знакомцев.

паводок, пагубный, пасынок

прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка

Теперь приступим к раскрытию секрета правописания приставок .

Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Слайд 4 (три группы приставок)

Мы остановимся на первой группе приставок

Проведём третье наблюдение, исследуем слова на карточках № 2 (5 мин) Индивидуальное задание

Распределите слова в три группы: 1. слова с приставкой на гласную, 2. слова с приставкой на согласную, 3. с приставкой С. Запишите в тетрадь и выделите в словах приставки

Сжечь, сшить, обливаться, наслаждение, забежать, отблеск, подписчик, прокатился, предсказатель, сбросить.

Прочитайте слова, укажите приставки .

— Произнесите ещё раз слова с приставками. Что вы наблюдаете в произношении и что можете сказать о правописании? Оно различно.

1. В этих приставках гласные и согласные пишутся всегда одинаково,

независимо от произношения.

2. Особого внимания требуют слова с приставкой с.

Эта приставка неизменяемая, но часто воспроизводится с ошибками.

Упражнение 1 Слайд 5 (4 мин)

– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)

– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

Как вы думаете, почему так происходит? (Под влиянием произношения.

Приставка уподобляется соседнему звуку. Как называется такой процесс, когда на месте звонкой буквы слышится глухой звук? И наоборот?)

Вывод: Приставки З не бывает.

Слайд № 6. Физкультминутка (1 мин)

Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки. Вставляем и одновременно выполняем действия.

Милым детям нужно _стать,

Руки медленно _нять.

Пальцы _жать, потом _жать,

Так секунду _стоять.

Руки плавно _пустить. Сесть, приставки повторить

Где мы можем узнать о правописании гласных и согласных в приставках?

В вашем учебнике дан этот материал в параграфе 82

Прочитайте материал параграфа в заливке. На полях приставки. Лучше их выучить наизусть.

2. Работа с учебником. (1 мин)

Вывод: приставки первой группы — это неизменяемые приставки, они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения

Слайд 7 (правило)

Мы с вами разгадали тайну приставок?

Расскажите друг другу правило

Слайд 8 Таблица. Как подпишем первую колонку приставок?

V. Проверка усвоения знаний (4 мин) Давайте потренируемся

Упражнение 434 на доске по очереди по рядам «Кто больше?» (2 минуты)

Какой ряд больше напишет слов с приставками.

Работа в парах (4 мин) По рядам

У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов

Пословицы. Запишите в тетрадь, выделите в словах приставки.

Весной часом отстанешь, днём не догонишь. – 1 ряд

Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь. – 2 ряд

Потрудись весной – сытым будешь зимой. – 3 ряд

— Проверьте, правильно ли вы записали пословицы и расставили знаки

— Назовите слова с приставками и приставки в этих словах.

VI.Закрепление нового материала

Комплексный анализ текста. ( 10 мин), списать, в глаголах выделить приставки, сделать вывод

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — писатель (прозаик,

публицист) , много путешествовал, собирал фольклор. В 1906 году впервые

был опубликован его рассказ — «Сашок». Затем вышли его книги с очерками:

«В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен

града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание

Хорошо смотреть на тот прозрачный лед, где мороз не наделал цветов и

не закрыл ими воду. Видно, как ручей под этим тончайшим льдом гонит

огромное стадо пузырей и выгоняет их из-подо льда на открытую воду, и

мчит их с большой быстротой, как будто они где-то ему очень нужны, и надо

успеть их всех согнать в одно место.

— Ребята, а вам приходилось наблюдать такую картину? Пришвин мог

тонко подметить необычное в природе.

— Какова основная мысль текста?

— Определите стиль текста.

— О каком изобразительно-выразительном средстве идёт речь?

Мороз не наделал цветов, стадо пузырей — (метафора)

— Укажите глаголы, которые в своём составе имеют приставку.

Слайд № 11 самопроверка

VII. Подведение итогов. Оценивание (1 мин)

1. С какими приставками вы сегодня познакомились на уроке? (смотри тему)

2. Какое правило для них характерно ? (Приставки пишутся всегда одинаково).

VIII Домашнее задание: (по выбору) (1 мин)

1. Придумать сказку о приставках. Сюжет и название придумайте сами.

IX. Рефлексия: (4 мин)

– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)

– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на доске, поставьте себе отметки (нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4)

– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. Урока время истекло. Я вам ребята благодарна. Вы справились с приставками легко И поработали ударно.

Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.

Найдите ошибки, объясните

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов

Цели:

обучающие: формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок, графическое обозначение их на письме

развивающие: развитие самостоятельности получения знания; развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения, развитие познавательных и творческих способностей.

воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родной природе

Тип: урок изучения нового материала

  • Помогаева Надежда НиколаевнаНаписать 6680 15.03.2019

Номер материала: ДБ-500419

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.03.2019 132
    14.03.2019 1111
    14.03.2019 93
    14.03.2019 1420
    14.03.2019 528
    14.03.2019 84
    14.03.2019 122
    14.03.2019 252

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание гласных и согласных в приставках

Каждый учитель выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока- пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:

  • актуализировать ранее полученные знания;
  • коллективный поиск “от простого к сложному”;
  • исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;
  • интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).

Для успешного усвоения материала необходимо:

  1. научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;
  2. обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основному правилу правописания;
  3. обучать школьников “технике мышления”;
  4. сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;
  5. сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.

I. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала, желание использовать данные слова в устной и письменной речи.

II. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:

  • развитию речи школьников;
  • художественному мышлению;
  • зрительной и слуховой памяти учащихся;
  • закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащению словарного и лексического запаса.

Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала. Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые ученики учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный). Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.

III. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…

Следовательно, сформулируем цель уроков:

  • дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках;
  • развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • закрепить навык осознанного письма;
  • научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, или обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Оборудование:

  1. карточки с индивидуальными заданиями;
  2. таблицы, схемы, рисунки;
  3. учебник: “Русский язык” под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой;
  4. пособие “Русский язык. Единый государственный экзамен(2009). Универсальные материалы для подготовки учащихся” Интеллект-Центр.2009.

Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.

Каждый человек — это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека — еще одна нота. И поступки его — нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит — это и называется счастьем.

I. Слово учителя.

Что самое важное для человека? Любовь… Внимание… Забота близких людей… Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось — десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит?

Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

3. Дайте определение понятию “счастье”. Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?

Счастье – это состояние устойчивой радости.

Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье.

4. Опишите свои ощущения. Ребята читают свои эссе.

В душе сейчас разные чувства. С одной стороны, конец весны, а стоит прохладная погода. И от этого как-то грустно на душе, а с другой стороны, радость от уже скорого приближения лета, тепла, отдыха.

В этот день особенно остро чувствуется одиночество и не спасает круг одноклассников. Сердце охватил холод. Круги на асфальте заставляют натянуть улыбку… Острая боль, слезы подступили к глазам. Что-то внутри меня требует тепла, родной души, общения, но я не могу говорить, молчание душит мои чувства. Видела искореженную яблоню с белыми цветами. Она была ничтожна и величественна. Я стала чувствовать, как дерево. Душевная боль обостряется из-за холода. Ни о чем не думаю…иногда хочется уйти туда, где нет никого, только я…Сердце требует любви, которая как сладкий яд медленно убивает меня .А дальше бесконечная пустота, которую я боюсь и люблю.

Мир человеческих чувств многообразен, он может включать в себя бесконечное множество эмоций, чувств, впечатлений. Ведь каждый человек находится в мире, полном чудес. Этот мир чувств – отношение к миру, который нас окружает. Вот и последний денек учебного года. На душе некая легкость и одновременно тоска. На улице холодный ветер, свежесть и красота природы, но на душе и перед глазами проплывают картинки о прошедшем учебном годе, который я провел впервые в этой школе. Это чувство невозможно описать, оно многообразно. Я считаю, что чувство – главное человеческое богатство, единственное, которое ни наука, ни люди не в силах описать, данное нам от Бога.

В данный момент в моей душе происходит что-то непонятное. Я чувствую радость и гордость за красоту окружающего нас мира. Легкое волнение и легкую влюбленность. С таким чувством я живу почти каждый день. Вот оно счастье для меня. Я счастлива, что сейчас именно в этом месте с этими людьми. Почувствовать красоту людей – главное.

Я вышел на улицу. В этот момент я почувствовал, что что-то замерло внутри. Нахлынула волна радости, хорошего настроения, вдохновения. Весь мир показался на какое-то время ярче обычного. Хотелось остановить это мгновение, побыть в нем, почувствовать его. На душе радость, о плохом не хотелось думать, вспоминать. Жизнь показалось лучше…Скоро каникулы.

Узнать состояние своего сердца, души гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Для этого надо найти равновесие (гармонию) с самим собой и с природой, гармонию, к которой люди стремятся всю жизнь! Я попробовал погрузиться, познать, что я чувствую и что меня беспокоит. Увидев цветущую яблоню, я понял, что мой внутренний мир находится в состоянии покоя. Но, разглядев асфальт вокруг этого дерева, я понял, что за внешним спокойствием лежит чувство волнения, тревоги. Тревога за наш мир, за его будущее.

Последние дни мая… Я не могу описать свои чувства, идущие от сердца, потому как я последние недели 3-4 сильно не высыпаюсь. Только сейчас я начинаю понимать, что все мои чувства исчезли, есть только одно – желание поспать. Есть только чувство легкой угнетенности от предвкушения спокойствия. Я даже не могу помечтать о том, что я буду делать, когда закончится учеба. У меня полностью исчезло воображение, ближущиеся каникулы мне ни о чем не говорят. Ну что ж, будь, что будет. Может быть, наступит время (где-то через 3 дня) и ко мне вернутся чувства…

Май. Последние дни холодной весны. Конец учебного года. Однако настроения радости и счастья нет. Конечно, ведешь себя иначе: делаешь мнимые улыбки, радуешься за свои оценки, но настроения нет… Почему? Холодная весна во всем виновата? Смотришь в окно, всюду одинокие листочки, деревца. Они тоже фальшиво зеленые… Нет, весна тут ни при чем, она также холодна… Друзья зовут гулять, но не хочется… Одиноко…Наверное, в сердце постучалась любовь…

II. Поэтическая разминка.

  1. Прочитайте наизусть стихотворение;
  2. Объясните орфограммы в приставках;
  3. Найдите в тексте примеры художественных тропов и объясните их роль;
  4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти;
  5. Подумайте, какую основную мысль пытался донести до нас автор.

(Не) пр…выкайте к ч..десам –
Д…витесь им, д…витись!
(Не) пр…выкайте к н…бесам,
Гл…зами к ним т…нитесь.
Пр…глядывайтесь к об…лакам,
Пр…слушивайтесь к пт…цам,
Пр..кладывайтесь к р…дникам,-
Н…что (не) повторится.

III. Лексико-орфоэпическая разминка.

1. Определить лексическое значение слов;

2. Расставить ударение и составить со словами предложения:

предустьевой
презенс
предположить
предуведомить
привинтить
привозной

IV. Слово учителя.

На доске записана тема урока.

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто “пристают” к словам — они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать. Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

Или: понимать, отнимать. И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле, вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30 — 40, значит, у вас совсем неплохая готовность памяти. Если меньше — отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

Если вы уже сделали все, что могли, а дальше — сдаетесь, загляните в ответ.

Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-; изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-; со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

Приставка! Я тебя вижу!

Задание № 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.

  1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный.
  2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный.
  3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

Задание № 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

Ответы:

  1. обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной;
  2. обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение;
  3. обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить. Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Зрительный диктант. Прочитайте предложение несколько раз, потом запишите по памяти и проверьте себя.

Вдохновение определяется Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.

Возможная тема небольшого сочинения. Опишите случай или несколько случаев, когда вы испытывали вдохновение.

Приставка! Я тебя вижу!

Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.

Очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, Землетрясение, громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.

При выполнении упражнений ученики приходят к выводу, что в русском языке можно выделить

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением-паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

Вторая группа – это приставки, которые пишутся, “подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через- черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать — изобразите.

В результате совместной работы выводится алгоритм работы, который заносится в тетрадь и на доску.

Не меняются на письмеМеняют -З на-С (перед глухими согласными)Различаются по лексическому значениюСохраняют- И — после приставок
за-без-(бес-)пре-сверх-
на-вз-(вс-)при-меж-
над-воз-(вос-)контр-
о-из-(ис-)супер-
об-низ-(нис-)после остальных приставок корень слова начинается на Ы
от-раз-(рас-)
пере-роз-(рос-)
по-чрез-(чрес-)
под-
пред-
про-
с-

Алгоритм №2
Буквы — З-, С- в конце приставок:
Найди в слове приставку

корень начинается с глухой согласнойЗапомни слова исключения.корень начинается со звонкого согласного
Здесь, здание, здоровье, ни зги.
Пиши в приставке Пиши в приставке —З

Запомни.

  1. Приставка -С- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
  2. В словах: здесь, задание, здоровье —З— входит в состав корня и замена другими приставками невозможна.
  3. В составе сложных слов пиши -З-: близсидящий, близстоящий.

Это правило необходимо закрепить при выполнении следующих упражнений.

Практическая работа №1.

Заменить в словах приставку-С- приставками, оканчивающимися на –З-, и наоборот. Составить словосочетания: сдавать- раздавать книги, издавать газеты, воздавать должное.

Образовать однокоренные слова от слов здесь, здание, здоровье.

Заменитьприлагательные с приставкой -без(бес) существительными с предлогом: бесцельный- без цели.

На каждую из приставок на –З- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным , а в другом –перед глухим: разбудить-распилить, избить-испугать.

А знаете ли вы, что в приставке воз- (вос )исчезает гласная- О-(восход- всходы, воспоминание- вспоминать), и можно ошибочно посчитать, что в словах типа взбивать, взбираться, взбегать две приставки.

Трудности возникают и тогда, когда в приставках появляется беглый гласный –О-, например: взбираться- взобраться, взрыв -взорвать.

Практическая работа №2.

Следует порекомендовать такие упражнения.

Сопоставить сходные слова, разобрав их по составу:

Сгонять-согнать, поджидать-подождать, взойти-зайти, втыкать-воткнуть, раздирать-разодрать, отмщение-отомстить, надрываться-надорваться, звошедший-зашедший, разочароваться-зачарованный, отбор-отобрать, воспоминание-вспомнить.

Алгоритм №3
Буквы А, О в приставках раз-(рас-), роз-(рос-):

Найди приставку и поставь ударение

Приставка под ударениемПриставка без ударения
пиши –Опиши —А

Часто смешивают приставки РОЗ-(РОС -) и РАЗ-(РАС-) со сходными по звучанию корнями РОС-,РАСТ-, а приставки ВОЗ-(ВОС-)и НИЗ-(НИС-) –с корнями -ВОЗ-, НИЗ-. Преодолеть эти ошибки можно только с помощью постоянного сопоставления слов и разбора их по составу.

Например, разрослись — россыпи, растительность-расстояние,произрастание-расставание,перевозчик-перевозбуждение,низкий-низвергнутый.

Практическая работа №3

Выпишите в четыре столбика слова с корнями рос-, раст-, воз-, низ-.

Нисходить, разросшийся, распутать, нарастающий, низший,вырастить, возбудить, срастаться, расположить, рассмотреть, произрастание, низвергнуть, ниспровергать, снизить, нисходить, растолковать.

Алгоритм №4
Правописание приставок — пре-, -при—
Особое внимание следует обратить на правописание приставок
(гласная Е, И в приставках)

1. Вспомните слова – исключения (словарные слова) как заимственные из других языков, так и русского происхождения.

пре-при-
преодолетьпритязать, притязание
прекословить, беспрекословныйприсягать, присяга
пренебрежениепривередничать, привередливый
пресмыкатьсяпримирить, непримиримый
препятствиеприурочить
пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки)прихотливый
приоритет
привилегия, привилегированный
преимуществопримитив, примитивный
претензияприукрасить
президиумприрода
президентприскордный
премьерапричина
препаратпример
(знаки) препинанияприческа
престолприличный
престижпричудливый

2. Написание следующих слов связано с различием в их значении:

пре-при-
Прибывать (“приезжать, приходить”). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов.Пребывать (“находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии”). Пребывание в столице. Пребывать в унынии.
Придать (“усилить, прибавить чего-лиибо, дать дополнительно”). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму.Предать (“изменить, нарушить верность, забыть”). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание.
Приступить (“начать”) Приступить к работе. Приступить к занятиям.Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный.
Приклонить (голову) (только в значении “найти или не найти приют”). Негде голову приклонить. Будет, где голову приклонить.Преклонить (голову, знамена, колена) (“склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение”). Преклонение перед павшими.
Притворить (“неплотно закрыть”). Притворить дверь.Претвориться (“осуществиться, воплотиться”). Замысел претворился в жизнь.
Притвориться (“с целью ввести в заблуждение”). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство.Презреть (“пренебречь чем-либо”). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать.
Призреть (“дать приют”) — устарело.Предел (“граница, черта”). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны. Предельный, беспредельный.
Придел (“пристройка “)
Приёмник (“то, что предназначено для приёма”). Радиоприёмник, детский приёмникПреемник (“продолжатель дел, традиций”). Преемственность, преемственный.
Приуменьшить (“слегка уменьшить”)Преуменьшить (“значительно уменьшить”)

Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой- пре-.

Запомните написание слов с приставками пре- и при— в словосочетаниях: преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях)

3. Примени основное правило: подумай над значением приставки

пиши при-

пиши пре-

1. приближение1. можно заменить словом “очень
2. присоединение2. можно заменить приставкой пере
3. находиться вблизи чего-либо3. можно заменить словом “впереди
4. неполное (краткое действие)

Алгоритм №5
Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за- до-, у-, пере-, по-, под-, про- (кроме: прабабушка, прадед…).

Алгоритм №6
Правописание гласных (-Ы, -И-) после приставок, оканчивающихся на согласный.

1. Выделить приставку в слове

2. Определить, какой по происхождению она является

Запомни: взимать произносится и пишется с — И


источники:

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-pristavkah-v-klasse-3645621.html

http://urok.1sept.ru/articles/522209