Конспект урока русского языка правописание имен прилагательных

Конспект урока русского языка «Правописание окончаний имен прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка «Правописание окончаний имен прилагательных».

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_13.02.13.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Цель: Закрепить написание безударных окончаний имен прилагательных.

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схем.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Развитие умения высказывать свое мнение, предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свою работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развитие умения слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

1. Развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • мультимедийный проектор, экран
  • презентация
  • карточки с окончаниями имен прилагательных
  • высказывание К.Д.Ушинского

I. Организация класса.

И, Т, П, Р, В, Д — Расположите данные буквы в привычном порядке.

(И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.) Постарайтесь весь урок писать эти буквы очень красиво.

1. Обратите внимание на высказывание К.Д. Ушинского и подумайте, как это высказывание может быть связано с нашим уроком.

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет.»

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы знания не были отрывочными, бессвязными? Постараемся привести свои знания в систему и дополнить их.

2. Ситуативное задание.

Во время зимних каникул в лагере Вадим из Самары познакомился с Юрой из Санкт-Петербурга. Мальчики подружились и стали общаться через Интернет. Вадим попросил Юру рассказать о Санкт-Петербурге. Юра Написал ответ, но компьютерный вирус уничтожил часть текста. Прочитайте это письмо:

Я очень люблю свой город и с радостью расскажу о нём.

Санкт-Петербург — один из самых красивейших городов мира. Он стоит на реке Неве, на которой повисли мосты. Среди них есть и разводные. По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в мире.

В нашем городе много . памятников, . дворцов и . парков. На . берегу Невы стоит . памятник основателю города Петру I . всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, . дворец, Исаакиевский собор.

Улицы моего города . и . , их украшают . тополя, . липы и другие деревья. Главная улица города — . проспект.

Всего в письме не расскажешь. Приезжай, я покажу тебе Петербург, покатаемся на . трамвайчике по каналам города.

Прочитав письмо, Вадим понял, что оно о Петербурге, но его огорчило то, что в тексте отсутствовали важные слова, смысл которых он сам восстановить не мог.

Есть ли у вас желание определить утраченные слова и восстановить текст?

Чем настоящий петербуржец отличается от жителей других городов?

( Самое главное — культурный, отзывчивый, всегда готовый рассказать о своем любимом городе.).

  • Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное.)
  • А тема последних уроков? (безударные окончания имен прилагательных.)

3. Оформите фразу — конструктор.

Имя прилагательное — это . которая отвечает на вопросы . и обозначает . . В предложении имя прилагательное связано с . . Имена прилагательные изменяются по числам , родам (в . ) и по падежам .

  • Можно ли утверждать, что в предложении «Над городом прошёл сильный дождь.» имя прилагательное отсутствует? Обоснуйте свое мнение.
  • Найдите основу предложения. (дождь прошёл)
  • Какие словосочетания соответствуют схеме?

* Какую роль выполняет эта часть речи? (Делает нашу речь более яркой, красочной, разнообразной. ).

. Устно просклоняйте прилагательное СИЛЬНЫЙ.

Почему над безударными окончаниями имен прилагательных нужно задумываться?

(Они пишутся не так, как произносятся.)

Как узнать буквы в безударных окончаниях имен прилагательных?

  1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Поставить вопрос к имени прилагательному в той форме, которой требует имя существительное.
  3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву. Но помни о возможных несовпадениях.

— Что мы узнали о правописании окончаний имен прилагательных?

(Безударные окончания необходимо правильно писать. Для этого надо знать падежные окончания прилагательных.)

Согласны ли вы со мной? — Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют род. ( Не согласны, так как имена прилагательные во множественном числе рода не имеют.)

Выпишите из словаря 3 слова и образуйте от них однокоренные прилагательные

(можно словосочетания сущ. + прил.).

Определите число и род имен прилагательных

(п о года — п о годные условия — мн. ч.

су бб ота — су бб отний вечер — ед. ч., м. р.

пш е ница — пш е ничное поле — ед.ч., ср. р.

п а льто — п а льтовая ткань — ед.ч., ж.р.)

Для чего мы повторяли род имен прилагательных? (У прилагательных разных родов пишутся разные окончания).

Прочитайте предложение и назовите имя прилагательное.

Северный ветер нагнал тучи.

Расскажите о признаках имени прилагательного.

(Северный — прилагательное, обозначает признак ветра, отвечает на вопрос какой? , употреблено в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже.)

Прочитайте каждое словосочетание, определите падеж имени прилагательного и впишите соответствующие окончания.

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

(О связи прил. и сущ., уметь определять род, падеж имен существительных, вспомнить падежные окончания имен прилагательных.)

Проверка в парах.

Хорош. песня, с хорош. настроением, ранн. весной, весенн. песню,(желаю) попутн. ветра, от ласков. слова, темн. тучу.

Определите окончание имени прилагательного в тексте каждой пословицы и впишите его. Работа в парах

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

Стар. друг лучше нов. двух.

Жизнь дана на добр. дела.

Крепк. дружбу водой не разольешь.

Маленьк. дело лучше больш. безделья.

Объясните, как вы понимаете смысл любой пословицы.

Задание № 5. Задание с самопроверкой и самооценкой.

Впишите в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, используя слова для справок.

Обозначьте грамматические признаки прилагательного второго предложения.

В нашем . городе много памятников, . дворцов и . парков. На . берегу Невы стоит . памятник основателю города Петру I Медный всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский собор.

Слова для справок: известный, прекрасном, левом, высоком, великолепных, приятных, красивых, нарядных.

  • (В нашем прекрасном (ед. ч., м.р., П.п.) городе много великолепных (мн. ч., Р.п.) памятников, нарядных (мн.ч., Р.п.) дворцов и красивых (мн.ч., Р.п.) парков. На левом (ед.ч., м.р., П.п.) берегу Невы стоит известный (ед. ч., м.р., И.п.) памятник основателю города Петру I Медный всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский собор.)

IV. Домашнее задание.

  • На уроке мы работали над отрывком из письма. Дома закончите остальную часть письма. Кто успеет до 18.00., отправьте домашнее задание на мою электронную почту.
  • 2 вариант — Придумайте свое письмо, в котором вы рассказываете о красоте и величии нашего великолепного города. Свой вариант можно также переслать мне до 18.00.

Удалось ли нам привести знания в систему и какие действия помогли нам в этом? Обоснуйте ответ.

VI. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Самоанализ и самооценка ученика.

  1. Мне важно как можно больше знать об имени прилагательном, для того чтобы . .
  2. Чтобы помочь восстановить письмо, я вспомнил . . .
  3. Я . (очень, не очень) доволен своей работой на уроке, потому что . .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок был первым при изучении раздела «Имя прилагательное» в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен.

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад.

Конспект урока русского языка «Падеж имени прилагательного» 3 кл школа россии.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предм.

Цель деятельности учителя: — формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предм.

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе.

Конспект по русскому языку на тему «Правописание имён прилагательных» (10 класс )

МБОУ Средняя школа г.Правдинска

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (§ 39)

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Проверка домашнего задания.

1. Повторение теоретического материала.1 — 2 ученика работают у доски.

2. Творческая работа (15 минут).

Составить сочинение-описание (пейзажная зарисовка) «Посмотри за окно. », включив в него прилагательные разных ти­пов. Определить их разряды. Какова роль прилагательных в созда­нии образности и выразительности получившегося текста?

3. Знакомство с теоретическим материалом .

Тема 1: Правописание суффиксов имен прилагательных (§ 39).

1. Самостоятельная работа с учебником. (работа по слайдам с 1 по 44)

Можно предложить учащимся составить алгоритм написания суф­фиксов имен прилагательных.

2. Первичное закрепление материала.

Задание на конструирование. Образуйте прилага­тельные, употребив суффиксы: упр. 227, 228, 229, 230, 231 (по 5 слов на выбор).

Дополнительное задание. Словообразовательный раз­бор. Разберите 2 слова на выбор (из любого упражнения). Выделите производную и производящую основы, укажите способ словообразо­вания.

Упражнение 232 (I часть). Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните

Тема 2: Правописание Н и ННв суффиксах имен прилагательных (§40). (работа по слайдам с 41 по 49)

I Работа с учебником. Вопросы на первичное восприятие .

От каких частей речи могут быть образованы имена прилага­тельные при помощи суффикса, содержащего н или нн? [От имен существительных или глаголов.]

Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имен существительных. Материал может быть обобщен в форме таблицы.

ветреный (но безветренный)

2. Первичное закрепление материала .

Упражнение 233. Записать полученные прилагательные, выде­лить суффиксы, объяснить наличие -и- и -нн- в слове. Более слабым учащимся можно предложить составить словообразовательные моде­ли с подробным комментарием: выделить производящую основу, запи­сать словообразующий суффикс, полученное слово. Дать возможность учащимся прокомментировать орфограмму.

|Солома,+ -енн- = соломенный (не на -н, не на -мя, не исключение);

длина + -‘н- = Длинный (с основой на -н) и т. д.

Упражнение 234. Дифференцированное задание. Спи­шите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните право­писание суффиксов прилагательных. Задание выполняется по вариантам: I в. — I часть, II в. — II часть.

Дополнительное задание. Сделайте разбор слов по составу. 1 вариант — запечные, шумели, паводок, девичий, журавлиного. 2 вариант — ошейник, деревянный, задремавший, каменное, старинном.

Дополнительное задание . Сделайте морфологический раз­бор слов. бетонные

Дополнительное задание . Выпишите последнее предложение 1-го абзаца, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.

IV. Домашнее задание .

§ 39. Упр. 235 (по заданию), упр. 236 (устно). Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Имя прилагательное» на стр. 154—155.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Конспект урока по русскому языку «Правописание окончаний имен прилагательных», 5 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС ООО «Русский язык 5-9» (2020г.) под редакцией М.М. Рузумовской.

УМК: 1). Русский язык: 5класс. В 2ч.: учебник/ ММ.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос.- М: Дрофа,2020.

Цель урока: формирование навыка орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных, способности учащихся к алгоритму действий при написании безударных падежных окончаниях имен прилагательных, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Правописание окончаний имен прилагательных», 5 класс»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

ТЕМА: «Правописание окончаний имен прилагательных» 1 урок (5 класс)

Учитель русского языка и литературы: Селиванова О.Н.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС ООО «Русский язык 5-9» (2020г.) под редакцией М.М. Рузумовской.

УМК: 1). Русский язык: 5класс. В 2ч.: учебник/ ММ.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос.- М: Дрофа,2020.

Цель урока: формирование навыка орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных, способности учащихся к алгоритму действий при написании безударных падежных окончаниях имен прилагательных, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

самостоятельно выделять и формулировать тему урока;

находить и выделять необходимую информацию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

формирование умения представлять информацию в виде схемы;

устанавливать причинно-следственные связи.

постановка учебной задачи;

умение определять цель деятельности на уроке;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

умение слушать и понимать других;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу, формирование уменя договариваться о правилах общения и поведения.

сформировать навык орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных,

уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

закрепить навык применения алгоритма выбора гласной в окончании имени прилагательного;

расширение словарного запаса.

мультимедийная презентация к уроку.

таблица «Падежные окончания имён прилагательных»; названия творческих групп («Лирики», «Лингвисты», «Корректоры»); карточки урока, задания для групп, алгоритм действия при написании падежных окончаний имен прилагательных.

Корректор — работник издательства, редакции, типографии, исправляющий ошибки.

Лирик — человек лирического восприятия мира, тот, у кого эмоциональные переживания преобладают над рассудочным началом.

Лингвист — специалист по лингвистике, изучающий науку о языке, языковед.

Мотивация к деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднения.

Формулирование темы и цели урока.

Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное закрепление материала.

Самостоятельная работа в группах и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Информация о домашнем (творческом) задании, инструктаж по его выполнению.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – сказали Вы.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Я надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере дружбы и сотрудничества. (Слайд 2).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

— Я сейчас прочту стихотворение, которое поможет вам вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я! (Слайд 3)

— О какой части речи эта загадка?

— Верно. Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном.

Давайте вспомним, что вы уже знаете об этой части речи. Подумайте, сформулируйте и задайте свои вопросы одноклассникам по изученному материалу.

— Что же такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи)

— Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

— На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?)

— Как они изменяются? (Имя прилагательное изменяется по родам (только в единственном числе), числам и падежам.)

— Каким членом предложения являются? (В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми.

— Молодцы! Обобщите сведения об имени прилагательном.

III. Формулирование темы и цели урока.

— Теперь нам нужно определить тему нашего урока и его цели, в этом вам поможет следующее задание.

Свеж.. воздух, син.. небом, на высоко… дереве, по лесн.. тропинке, близк… другу, солнечн.. зайчика, больш… сугробы (Слайд 5)

— Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь безударная позиция гласного в слове, т.е есть орфограмма.)

— В какой части слов надо вставить пропущенные буквы? (В окончании)

— Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? (Прилагательными)

– Предположите, какой будет тема урока. (Правописание окончаний имён прилагательных.)

Тема: «Правописание окончаний имен прилагательных». (Слайд 6).

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.

— Как вы думаете, с какой целью я предлагаю вам выполнить данное задание?

Цель: научиться правильно писать падежные окончания прилагательных. (Слайд 7)

Что надо сделать, чтобы правильно написать падежное окончание имени прилагательного?

(Составить алгоритм наших действий для правильного написания безударного окончания имени прилагательного).

V. Построение проекта выхода из затруднения.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд 9)

Определить, к какому существительному относится имя прилагательное.

В предложениях и словосочетаниях прилагательное ведёт себя как репка. За него нужно как следует потянуть… И на свет почти всегда появится существительное, от которого прилагательное зависит.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание имени прилагательного.

V. Первичное закрепление материала.

Используя данный алгоритм выполните предложенное задание. (Слайд 10)

— Какую закономерность можно отметить в окончаниях вопроса и прилагательного? (Слайд 11)

— Окончания вопросов и прилагательных в основном сходны.

Вывод: Правила проще нет на свете- что в вопросе-то в ответе! (Слайд 12)

При определении окончаний прилагательных нам нужно обратить внимание на некоторые детали, которые встретились вам при выполнении этого задания.

Окончания вопроса и прилагательного совпадают не всегда. Докажите. (Свежий ветер).

Проблемы могут возникнуть с именительным и винительным падежами мужского рода. Прилагательные в этих падежах отвечают на вопрос какой?

Как видите, окончание может быть не только -ой, но и -ый или -ий. (Слайд 13)

Сравните ваш вывод с правилом в учебнике (стр.141).

Поэтому проверять такие окончания при помощи вопросов не рекомендуется.

Возьмите на заметку! В окончании прилагательных -ого(-его) пишется буква г, а произносится согласный звук в. (Слайд 14)

VI. Физминутка. (Слайд 15)

VII. Самостоятельная работа в группах.

Вспомните правила работы в группах. (Выбрать ответственного, не перебивать, уметь выслушать мнение каждого участника группы, поднять руки при выполнении задания).

1 группа. «Лингвисты». На дом у вас было задание поработать со словарем и выяснить значение слов, обозначающих название ваших команд.

Кто такие лингвисты? (Слайд 16)

Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных и обозначьте их. (Слайд 17)

1. Волшебн… песни, в лунн… сиянии, в холодн… воде, из глубок… оврага, в красив.. лесу, серебрист… паутину, горяч.. солнце, на весенн… солнышке.

Расскажите, каким правилом вы пользовались (алгоритм действия при написании падежных окончаний имен прилагательных).

2 группа. «Корректоры». Кто такие корректоры? (Слайд 18)

Исправьте ошибки (Слайд 19)

2. Мягкой снегом, холодный ветром, синий платка, удивительной тишиной, в прозрачный воде, в крошечному домике, в дальную дорогу, в зимнее дни.

Расскажите, каким правилом вы пользовались (имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже).

3 группа. «Лирики». Кто такие лирики? (Слайд 20)

Сочините четверостишие, используя любые данные словосочетания. (Слайд 21)

3. В синем небе, первые почки, солнышко горячее, удивительную картину, голубая речка

(реченька), белые лебеди, лесные птицы, в изумрудных берегах, в вечерней тишине, золотистым лучом.

VIII. Включение в систему знаний.

Работа по учебнику (Стр.141 упр.801)

— Что нового узнали? (узнали правило правописания падежных окончаний прилагательных, составили алгоритм действий при написании окончания имени прилагательного).

— Кто из вас может наизусть рассказать алгоритм действий?

IV. Домашнее задание. Стр. 142 Упр.805 (индивидуальное задание: на основе данного упражнения составить свои творческие задания на правописание падежных окончаний имен прилагательных). (Слайд 22)

Рефлексия деятельности. (Слайд 23)

Заполните Лист достижений _______________________________________(Слайд 24-25)

Буду этому учиться

— падежные окончания имён прилагательных

— как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных

— как выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи

— как проверять безударные гласные в корне слова


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-imyon-prilagatelnyh-10-klass-5192579.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisanie-oko.html