Конспект урока русского языка правописание наречий

Конспект урока русского языка «Правописание наречий»

Тема: Правописание наречий

Закрепление навыков правописания наречий; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.

1.Работа по группам

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто

Приезжай к нам обедать запросто . (побуд ., невоскл., простое, односост., о/л [ ], распростр., полное, неослож.)

Приезжай – простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай ( зачем?) обедать – обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто – обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам – обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.

Морфологический разбор наречия запросто.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. Обстоятельством).

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, еще, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:

гласные в суффиксах на конце наречий;

ь на конце наречий после шипящих;

не и ни а приставках;

слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.

Например: влево, наглухо, заживо.

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а.

Например: издавна, дочиста, сгоряча.

Закрепление данного материала: упр. 189.

— Употребите суффикс -о или -а.

Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскаленный шар, обойти слев. пойти вправ. начать сначал. закончить работу засветл. отмыть добел. поссориться сгоряч. свернуть влев.. .

Вариант 2 (или упр. 192)

— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами -о или -а и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.

— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.

Белый, далекий, поздний, темный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, легкий, новый.

3. После шипящих ж ,ш ,ч на конце наречий пишется ь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не-, без ударения- ни-: никак, негде.

5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о, без ударения- е: горячо, свежо, певуче, но еще!

Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.

2. Выборочный диктант (учитель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).

Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь. (И. Гончаров.) Однажды только однообразие их было нарушилось уж подлинно печальным случаем. (И. Гончаров.)

Филофей несколько раз проверил рукой наотмашь. (И. Тургенев.) Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника. (И. Тургенев.) Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумертвая сплошь . Всадник прочь с коня и молча за работу принялся.(А. Майков.) Терпели целый месяц, а как стало невтерпеж, прислали ко мне внезапно: давай денег.(А. Пушкин.) И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в потолок.(А. Толстой.) Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге.(Н. Островский.)

3. Осложненное списывание

— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.

(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей.(Не, ни) когда не предлогал, что (не, ни)чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь.(Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.

Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.

Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.

4. Правописание о, е после шипящих

— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами.

о, е после шипящих

В суффиксах и окончаниях существительных

В суффиксах и окончаниях прилагательных

В суффиксах наречий

Пример заполненной таблицы :

о, е после шипящих

В суффиксах и окончаниях существительных

Силач ом , галч онок

Реч ень ка, идти с нош ей

В суффиксах и окончаниях прилагательных

Холщ ов ый, больш ого

Рыж еват ый, хорош его

В суффиксах наречий

Проверка выполнения заданий.

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

— Расскажите о правописании гласных на конце наречий после шипящих.

Правописание наречий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ребята познакомятся с новым материалом, и закрепят его играя. Закрепить изученный материал поможет и энцикл. Кирилла и Мефодия.

Скачать:

ВложениеРазмер
narechie.doc52.5 КБ
narechie.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку 4 «Б» класс.

Тема: «Правописание и образование наречий».

Цель : Обучить образованию наречий, грамотному написанию наречий, уточнить их значимость в нашей речи.

Уточнить представления детей о наречиях

Систематизировать знания учащихся об употреблении наречий.

Формировать навык правописания наречий.

Учить правильно записывать наречия.

Обогащать активный словарь учащихся.

— уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

— уметь выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

— формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

— воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Тип урока: урок нового знания

Оборудование: учебник по русскому языку Нечаева Н.В.(4 класс, 2 часть), учебные пособия (УзороваО.В., Нефёдова Е.А.), мультимедийная презентация, сборник уроков Кирилла и Мефодия, карточки.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас будут присутствовать гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

На доске запись : внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.

-Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?

— Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.

Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

— На какие группы можно разделить наречия? (по орфограммам)

— Какие орфограммы встретились? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением, Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, парный согласный в корне).

— Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. (Внимательно, активно, горячо).Выделите орфограмму в этих словах.

— Назовите слова с удвоенной согласной. (Аккуратно). Отметьте орфограмму зелёной ручкой.

— Назовите слово с непроизносимой согласной в корне? (грустно) Отметьте орфограмму зелёной ручкой.

— Назовите слово с парным согласным в корне слова? Отметьте орфограмму зелёной ручкой.

— Прочитайте слова. Что их объединяет? (это наречия)

— Значит с какой частью речи мы продолжаем работать?

— Повторим с вами что же такое наречие?

Для того у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета. Переверните.

Знаком «+» обозначьте верные утверждения, знаком «-» — неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Чтобы отличить наречие от существительного, необходимо задать вопрос.

(Проверка работы — сравнение своих ответов с образцом. ( — — + + — + +) Подведение итогов.)

Что же такое наречие? Кто желает полностью рассказать правило?(1 ученик)

2. Повторение пройденного.

— Что общего у записанных вами наречий? (образованы от прилагательных). внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо.

— Чем отличается слово блестяще от других слов? (Суффикс -Е)

— Расскажите правило о правописании суффиксов –о, -е после шипящей.

— Поработаем в парах. Возьмите карточку зелёного цвета.

Блестящ.. образован, на улице свеж. бегать неуклюж. смотреть негодующ. говорит певуч. хорош.. выглядеть.

– Посоветуйтесь в парах и решите, какие суффиксы пропущены.

(Когда дети готовы , они поднимают руки « домиком»).

– Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.

– Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?

— Какие суффиксы вставили?

— Как определили, какой суффикс писать?

От чего зависит правописание суффиксов после шипящих? (от места ударения в слове)

— Запишите наречия с суффиксом –Е.

Проверка по образцу(на слайде выведено)

Если наречие – выполняем приседание,

имя существительное – наклон вперёд,

имя прилагательное – наклон влево,

глагол – наклон вправо.

Прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает

Работа в тетради.

Налево досыта сегодня

Справа горячо днем

Влево свежо сейчас

На какие группы можно разделить все наречия? (по разрядам).

— Какие разряды мы с вами знаем?

— На какие вопросы отвечают наречия места действия? Образа действия? Времени действия?

— Возьмите карточку под №2. прочитайте слова. Запишите слова в 3 столбика по разрядам. Проверьте орфограммы на полях.

Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка

Микроитог: Какие знания о наречиях мы уже повторили?

Знакомство с новым материалом.

На слайде слова.

Изредка, вправо, добела, заново, издавна, начисто, запросто, досуха, снова, издалека, влево, налево, слева, справа, наглухо.

Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы. По какому признаку вы будете делить?

(1 группа – суффикс –а-, 2 группа – суффикс –о-)

Изредка, издалека, издавна, досуха, снова, справа, слева, добела.

вправо, заново, начисто, запросто, налево, влево,

— Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.

— Какие есть идеи? (Формулировка правила)

В-,на- ,за- О

С-, из-, до- А

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.

В начале урока мы сназали, что тема урока «Наречие». Теперь уточните тему. Что именно мы сегодня будем изучать?

Тема: Правописание и образование наречия с помощью приставок.

Цель: Научиться правильно образовывать наречия, правильно писать у наречий суффиксы.

Работа с сигнальными карточками.

— Пользуясь схемой, расскажите правило правописания наречий.

— Приготовьте сигнальные карточки, прочитайте слово и покажите, какой суффикс необходимо поставить. (на слайде выезжают поочередно слова, дети сигналят и объясняют).

Микроитог: от чего зависит правописание суффиксов О-, А- ?

Работа со сборником уроков Кирилла и Мефодия.

Пока 1 и 2 ряд по цепочке ходят и вставляют пропущенные окончания. Остальные работают с карточками.

Вернёмся к наречиям, с которыми начали работу. С помощью них оцнените свою работу.

11. Д.З. 1. Уч. Упр.478 стр.130, стр.129-130 – правило.

2. Творческое задание(по желанию)

Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.

_____________ издалека __________________ набело

____________ наверняка ______________внимательно

_____________ свысока __________________ засветло

_____________ слегка ________________ старательно

Урок русского языка по теме «Правописание наречий». 4-й класс

Класс: 4

Цель: – обобщить знания детей по теме “Наречие”.

  1. Образовательные: Создать условия для приобретения учащихся опыта правописания наречий, распознавания наречия среди других частей речи.
  2. Развивающие: для развития логического мышления, внимания, памяти, развития речи учащихся.
  3. Воспитательные: для воспитания аккуратности, самостоятельности, терпения друг к другу, воспитания интереса к русскому языку и русской поэзии.

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

– Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Послушайте рассказ об одной из частей речи и догадайтесь, с какой из них мы будем работать.

Она появилась в русском языке позже других частей речи (имен: существительных, прилагательных, числительных) и глаголов. Слово – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи “ПРИГЛАГОЛИЕМ” (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию в том, что она должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или “накладываться” на глагол – речь. О какой части речи этот рассказ?

Да, это наречие. У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадали на предыдущих уроках . Определите тему урока

II. Введение в тему урока.

Так уж получилось, что изучение темы “Наречие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она принесла нам холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
А.С.Пушкин

– Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?
– Поэт говорит о неяркой, неброской красоте поздней осени.
– “Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”.

1. Эмоциональный настрой. А сейчас ребята соберите из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас все получится.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получится.

2. Мобилизирующий этап.

– Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок. (У вас на партах лежат осенние листочки, на них вы будете себя оценивать.)
– Перед работой подготовим наши пальчики,.

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

III. Минутка чистописания.

Мы напишем три буквы. Вы их найдете в первом слове и обозначают они гласные звуки. Напишите 6 вариантов расположения этих букв, следите за соединениями.

– На второй строчке напишите предложение. Пишем красиво, правильно соединяя все буквы.

Оцените себя. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу своего соседа. Если согласны, оставьте его оценку, а если не согласны, через тире поставьте свою.

IV. Словарная работа.

– В народе говорят “Осенние месяцы холодны, да сыты”. Как вы думаете, почему?
– Верно, с наступление осенней поры мы собираем урожай. И сейчас мы с вами тоже соберём урожай, конечно, не овощей, а словарных слов по теме “Наречие”. Вспомнить 5 наречий из домашней работы.

Для того, чтобы открыть секреты наречий, что нам нужно? (Повторить.)

V. Обобщение знаний о наречии.

Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка № 1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

Подумайте и скажите, от какой части речи могут образовываться наречия?

– Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:

Один из детей работает у доски.

Быстрый – быстро.
Тихий – тихо.
Близкий – близко.
Правый(здесь мнения детей разделились) – справа, направо, вправо.

– Как образовались наречия от слова “правый”?

Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

– А какие суффиксы вы написали в этих словах? А вот как мальчик-иностранец:

Почему ошиблись некоторые из вас и Ганс? (Не знаем правила правописания наречий с приставками.)

Давайте вернемся к теме урока и уточним ее и цель

V. Изучение нового материала.

1. Групповая работа по уровням.

Сегодня на уроке вы сами “откроете” правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.

1-я группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило. Подберите (Схему – опору).

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2-я группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Слевавлево
издавнаналево
докрасназаново

Запишите слова, выделите орфограмму.

3-я группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Слевавлево
издавнаналево
докрасназаново

Ответьте на следующие вопросы:

– К какой части речи относятся все написанные слова?
– Выделите приставки.
– В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

2. Творческое задание.

– Придумайте способы запоминания нового правила. (Схему – модель.) Прочитайте на карточках, как справился с таким заданием Витя.

На карточках текст.

– НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
– НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

– Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
– Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два “волшебных” слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

– Да, придумано неплохо, – говорит Вера, – да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом. (Слайд)

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое “открыл” Витя. (Работа в парах.)

Дети делают выводы.

3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.

Если наречие – выполняем приседание,
имя существительное – наклон вперёд,
имя прилагательное – наклон влево,
глагол – наклон вправо.

Показываю карточки со словами:

прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает

Самостоятельная работа (карточка № 4). (На доске алгоритм действий.)

Выпишите в 1 столбик наречия с суффиксом А, в другой столбик наречия с суффиксом О. Устно составить словосочетания глагол + наречие, предложения с данными наречиями.

– А теперь, завершая наш осенний марафон ,вы самостоятельно выполните тест. “НАРЕЧИЕ”.

1. Какой частью речи является наречие?

служебная
самостоятельная

2. На какие вопросы отвечает?

Кто? Что?
Что делает?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Где? Куда? Откуда?

3. Что обозначает наречие?

предмет
признак предмета
признак действия
действие предмета

4. Как изменяется наречие?

никак не изменяется
по падежам
по числам и падежам
по временам

5. Найди словосочетание с наречием

медленная музыка
звучала медленно
вышел на улицу
ветка яблони

6. Выбери пропущенное слово в утверждении: Наречие ……… словами-командирами.

согласуются со..
управляются
примыкают к …

7. Чаще всего наречия относятся к …

глаголам
именам существительным
именам прилагательным
местоимениям

8. Выбери суффиксы, которые встречаются в наречии:

9. Какое слово разобрано НЕверно по составу?

10. В каком наречии допущена ошибка?

налева
слева
справа
в

Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своих соседей с правильными ответами на слайде. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашим товарищам ещё нужно поработать по данной теме. Командиры групп поставьте оценки участникам групп.

– Встаньте, пожалуйста, те группы, которые получили отметки “5” за тест. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме “Наречие”. Сегодня все работали хорошо, я думаю, что у нас все получилось.

А что думаете вы?

VI. Рефлексия: закончите предложения.

Cегодня я на уроке .

Себя я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

– А сейчас оцените себя по лесенке знаний

VII. Итог урока (звучит музыка), дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся:

Творческое задание: придумать свой способ запоминания написания наречий с предлогами.

* Задача-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?

* Используя этимологический словарь, электронный словарь найти материал о происхождении наречий: дотла, начеку, нечаянно


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/27/pravopisanie-narechiy

http://urok.1sept.ru/articles/644987