Конспект урока русского языка правописание не с глаголами 4 класс

Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

1. познакомить уч-ся с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли;

2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;

–учить уч-ся писать Не с глаголами, знать место этой орфорграммы в написанием Не с другими частями речи.

— развивать письменную и устную речь, творческое мышление;

— воспитывать чувство любви к природе, желание выразить свои чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_ne_s_glagolami.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Выучить так, чтоб НЕ ВЫХОДИЛО ИЗ ГОЛОВЫ»

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, листы заготовки для творческой работы, фонограмма песни «Настоящий друг», учебник «Русский язык» 4 кл

Цели урока: 1. познакомить уч-ся с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли;

2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;

–учить уч-ся писать Не с глаголами, знать место этой орфорграммы в написанием Не с другими частями речи.

— развивать письменную и устную речь, творческое мышление;

— воспитывать чувство любви к природе, желание выразить свои чувства.

Наш урок я хотела бы начать с этого стихотворения:

Побывал я однажды в стране

Это бы точно во сне!

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо- тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

— Что-то не так? Что вы заметили?

— Верните пропажу и прочитайте стихотворение заново, называя части речи, которым вы вернули НЕ.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня на уроке.

(Об интересной, трудной НЕ)

  1. Актуализация знаний. ( 3 мин)

— Перед вами большая группа слов. Что общего в этих словах?

— На какие группы их можно распределить? Объясните принципы группировки.

Непогода, невзрачный, не живёт, не у кого, не друг , а враг , некрасивый, не был, нечто, несчастье, нечего,не большой, а маленький

1 группировка: по частям речи: — записать на доске, а уч-ся в тетради 1 группу.

существительные – непогода, не друг, несчастье

прилагательные –некрасивый, не большой, невзрачный

глагол – не был, не живёт, не спешить

местоимения – не у кого, некто, нечего

2 группировка: НЕ пишется слитно и не пишется раздельно .

  1. Постановка проблемы. (Гипотеза). Определение темы урока.

— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?

(Мы не знаем в каких случаях пишется НЕ слитно, а в каких раздельно)

— Постарайтесь определить тему нашего урока. Вспомните при этом, какую часть речи вы сейчас изучаете.

Дети: — Правописание не с глаголами.

(учитель записывает тему на доске)

Написание НЕ с другими частями речи изучается в старших классах, а мы будем говорить о глаголе. (Стирает все слова, а оставляет только глаголы)

— Каковы цели нашего урока?

Дети: Что такое не? Научиться правильно писать НЕ с глаголами.

— А как же пишется не с глаголами?

НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО.

Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает.

Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

  1. Открытие нового материала. НЕ – отрицательная частица.

Частица «НЕ» придаёт глаголу отрицательный смысл.

Прочитайте стихотворение Ю.Вронского «Вредные привычки»

— Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?

— Непослушный мальчик, Драчун, забияка, не умеет вести себя ни на уроках, ни на перемене. Не зря стихотворение названо «Вредные привычки». С ним трудно справится.

— Выпишите из текста все глаголы.

(Дети выписывают и читают, некоторые выписали без не)

— Интересно. Я действительно попросила вас выписать глаголы.

Дети: — Надо было писать с НЕ.

— Здесь глаголы указывают на действия, которые делать не надо .

— Глаголы имеют отрицательное значение.

— ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «НЕ»? Что за часть речи? Маленькое слово.

— Может слово НЕ как-то называется в русском языке?

Раз оно отрицает?

— Раз оно отрицает, значит отрицательное.

— Вы правы. Это слово отрицает.

— Вы согласны, что это часть речи?

— Какие вы знаете части речи?

На какие группы их можно разделить?

(- обозначают или указывают на предмет, признак или действие;

— отвечают на вопросы;

— являются членами предложения)

(-не обозначают или не указывают на предмет, признак или действие;

— не отвечают на вопросы;

— не являются членами предложения)

— В какой группе частей речи следует искать не?

Докажите свою точку зрения.

(Не – служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос,

это слово ничего не обозначает.)

— Какую роль выполняет частица не в речи?

Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему

Частица – это часть речи. Она служит другим частям речи и поэтому называется служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений. К служебным частям речи нельзя поставить вопрос. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.

5. Первичное закрепление материала. Осознание полученных знаний.

— Отгадайте загадки. Выпишите из загадок глаголы с частицей НЕ. Мальчики – из первой загадки, а девочки – из второй. Как пишется НЕ с глаголами?

Не найдёшь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

По земле не хожу,

Рот есть, а не говорю,

Глаза есть – не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

— Что помогло вам отгадать загадки?

— Можно догадаться. Там перечисляются действия. В загадках говорится о качествах, привычках или ещё о том, как предмет выглядит.

— То есть предмет речи прямо не называется, а характеризуется другими словами. Получается, что об одном и том же можно сказать по-разному.

Для этого в русском языке есть немало языковых явлений и приёмов, например, фразеологизмы . Что это за единица речи? Приведите примеры

Фразеологизм – это фразеологическая единица языка, или идиома. Примером фразеологизма может служить любое устойчивое словосочетание , пословица, поговорка. У фразеологизмов переносное значение , которое известно носителям языка, но не вытекает из значения отдельных слов. То есть выражение «комар носа не подточит» означает «безупречно выполненная работа», но данное значение не выводится из слов «комар», «нос» и «точить».

— Прочитайте предложения, найдите фразеологизмы, выпишите их. Обратите внимание на написание глаголов с НЕ.

Я не нахожу слов, чтоб рассказать о красоте озера Байкал!

Я не поверил своим глазам, когда поймал на удочку очень крупную рыбу.

Этот рассказ сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы.

— Давайте проверим. Теперь попробуйте объяснить смысл каждого фразеологизма.

Я не нахожу слов.

— Озеро такое красивое, что сразу трудно найти подходящие слова, чтобы выразить свои чувства.

— В каких ситуациях человеку трудно выразить свои чувства словами?

— Когда человек волнуется, радуется, восхищается.

Автор этого предложения поражён красотой озера, очень взволнован.

Я не поверил своим глазам.

— Сильно удивился. Ведь рыбак поймал очень крупную рыбу. Он не ожидал такой удачи! А ещё можно сказать, что рыбак поражён размерами рыбы.

Не выходил из головы

— Это когда что-то очень важное не забывается. Всегда присутствует в мыслях.

— Было ли с вами что-то похожее? (обращение к личному опыту детей)

Конспект урока : Правописание не с глаголами » 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами» (4-й класс)

Структура урока в технологии деятельностного подхода

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Постановка учебной задачи.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

темы и цели урока.

«Открытие» детьми нового.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

Самоанализ и самоконтроль.

Итог урока. Рефлексия.

Тема:»Правописание частицы НЕ с глаголами»

расширить знания детей о служебных частях речи

углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

воспитание культуры учебного труда

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы

развивать внимание и память учащихся

развивать умение слушать товарищей

развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

Работа в паре «Да или нет»

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

Работа с пословицами

Работа с текстом

Работа в группе с глаголами-исключениями

«3» — выполнил задание правильно и самостоятельно;

«2» — при выполнении задания возникли трудности.

«1»-выполнил с помощью товарищей

18-17 баллов- « 5 » , 16-13 баллов-« 4 » , 12-5 баллов-« 3 »

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Запись в тетради числа.

Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

А ваш труд -это учёба .

Итак, начинаем урок русского языка.

Трудимся так, чтобы всем было интересно.

Открываем тетради, записываем число.

2. Актуализация знаний

-Ребята .о какой части речи мы часто говорили прошлых на уроках русского языка ?

Прием «Верные и неверные утверждения». (элемент технологии критического мышления) Работа в паре. (Слайд 2)

На слайде записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.

Индивидуальные карточки у доски два ученика

1.Найди главные и второстепенные члены предложения.

В лесу наступило 3 ясное утро.

2.Наступило- гл .вопрос ,н.ф. ,вид,спряжение ,число, время,лицо.

1.Разбери по составу.

Увид_л, примет_ли ,бегала.

5.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.

. Чистописание ( фронтальная работа) (Слайд 3)

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

На какие группы можно разделить слова?

НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

3. Постановка цели урока.

– Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Дети :Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации. (Слайд 6)

Словарная работа: На слайде словарные слова : Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть,веять,желать .(Назвать только глаголы )

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

жужжать не жужжать

готовить не готовить ,

кипеть не кипеть

желать . не желать .

Дети: Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть, веять, желать.

– Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

– Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

– Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

– Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

– Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)

– Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении. Первичное закрепление новых знаний.

(Работа с учебником)

– Прочитайте правило на с. 13.

– Кто уже запомнил и может повторить?

Ответы детей. (2–3 человека)

Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.

Работа по группам:

Группа №1 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 16) для проверки

Выполнение упражнения №34 (3 пословицы) по заданию учебника. . Запишите пословицы в тетрадь.

После драки кулаками не машут.

Не учи рыбу плавать.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Группа №2 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 14) для проверки

1. Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием . Запишите пословицы в тетрадь

По воробьям из пушки _____ стреляют.

В решете воду ______ удержишь.

Слезами горю ______ поможешь.

Группа №3 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 15) для проверки

2. Составьте предложение из разрезных карточек. Исправь ошибки. Запишите пословицы в тетрадь.

. Друг в беде бросит.

Бросай друга в несчастье.

Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь

Группа №4 Работа с учителем Слайд 12

Кто (не) стыдится спрашивать,

Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

Волков бояться – в лес (не) ходить.

(Слайд 13) для проверки

Проверка и оценка работ.

Вы вывели правило ,что не с глаголами пишется раздельно

А как же быть с такими примерами? Слайд 17

.Видеоролик : лингвистическая сказка «Не с глаголами»

9. Лексическая работа.Слайд 18

Определение значение слов.

Давайте, объясним их смысл.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? (Без НЕ эти глаголы не употребляются.)

Учимся исправлять ошибки .Допиши частицу не.Как ее нужно писать с данными глаголами?

Я навижу рано вставать . Миша доумевал ,за что ему поставили двойку.Сестре здоровится .Он годовал против лжи.

10.Закрепление нового материала

Работа по группам

(Дети не знают , что получится текст. Предлагаю по одному предложению в каждую группу на разрезанных карточках . Дети исправляют ошибки. Записывают свое предложение и зачитывают. При проверке выясняют ,что это текст . Говорим о бережном отношении к природе.)

Текст «Друзья природы» Слайд 22

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

11.Итог урока Рефлексия .( словесный репродуктивный метод) Слайд 24

– Какова была тема урока?

– Какие новые правила вы усвоили на уроке?

– А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!

Подчеркните , что соответствует вашему мнению .

Узнал больше, чем знал

12. Домашнее задание к следующему уроку.

Упр 31 стр 13 правило.

– Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 649 человек из 80 регионов

  • Саботина Дина ВасильевнаНаписать 6321 12.02.2016

Номер материала: ДВ-445454

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.02.2016 882
    12.02.2016 807
    12.02.2016 454
    12.02.2016 1284
    12.02.2016 367
    12.02.2016 518
    12.02.2016 2365

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 62. Правописание частицы «не» с глаголами.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • правописание частицы «не» с глаголами.
  • определять глаголы, которые без «не» не употребляются;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ глагол не употребляется. Таких глаголов несколько: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и другие.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Употребление частицы не с глаголами
Видеоуроки в Интернет

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Частица НЕ – служебная часть речи. В речи мы часто используем частицы. В стихотворении Надежды Мельник рассказано про отрицательные частицы:

Нет,
Ну прямо,
Не и ни
Отрицательные мы!
Далеко не,
Вовсе не –
Отрицаем мы вполне…
И отнюдь не отрицаем,
Что? Пока ещё не знаем…

Обратите внимание как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.

Правильно! Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Рассмотрим слова: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить. Почему же тут НЕ пишется слитно?

Попробуйте отделить НЕ от слова. НЕ НАВИДЕТЬ. Есть ли такое слово НАВИДЕТЬ? Нет, такого слова нет. Поэтому в словах негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить НЕ является частью основы слова и пишется слитно. Эти слова надо запомнить.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Слитно или раздельно Вы напишите НЕ с глаголом? Спишите, раскрывая скобки.

(Не)дразните собак, (не)гоняйте кошек,
(Не)жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто (не)будет.

М. Пляцковский

Проверьте себя по эталону:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

М. Пляцковский

  1. Как вы ведёте себя на природе, в лесу? Составьте из слов предложения.

Не, диких, кричите, пугайте, не, животных.

Не, цветы, рвите, другим, будет, приятно, людям, цветы, видеть.

Зря, не, деревья, ломайте, не, на, них, вырезки, делайте. Погибнуть, деревья, могут.

Не, забавы, ради, ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв.

Не , яйца, в, трогайте, птиц. Птицы, вернутся, не, в, гнездо, если, запах, почувствуют, человека.

Проверьте себя по эталону:

Не кричите, не пугайте диких животных.

Не рвите цветы, другим людям будет приятно видеть цветы.

Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. Деревья могут погибнуть.

Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не трогайте яйца в гнезде птиц. Птицы не вернутся в гнездо, если почувствуют запах человека.

3.Прочитайте басню И.А Крылова. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

Проверьте себя по эталону:

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

4. Вставьте в пословицы, где необходимо, частицу НЕ перед глаголом.

___ жди от природы милости: сам садочек ___ сади, сам и ____ вырасти.

___ беречь поросли, ___ видать и дерева.

Кто ___сажал дерева, тому ____ лежать в тени.

Как месяц ___ свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному ___ быть.

Без росы и трава ___ растёт.

Проверьте себя по эталону:

Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Как месяц не свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному не быть.

Без росы и трава не растёт.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание

А) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.

Б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

В) Частица НЕ с глаголами не пишется.

2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ

А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить

Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать

В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять

3. Что обозначает глагол недомогать?

А) это значит заставлять, не считаясь с желанием другого;

Б) это значит сомневаться, удивляться;

В) это значит находиться в болезненном состоянии.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Всегда ли частица НЕ стоит перед глаголом? Подчеркните частицу НЕ в загадках перед другими частями речи.
  2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  3. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  4. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

Проверьте себя по эталону:

  1. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  3. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

3.На какие группы разбиты слова? Соедините слова с названием группы.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-ne-s-glagolami-klass-871881.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4518/conspect/