Конспект урока русского языка правописание приставок на з с

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание приставок на з/с» по ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок открытия новых знаний построен в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. Задания носят творческий и вариативный характер, предполагается групповая и индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu.docx24.11 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание приставок на -з/с».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Наглядность: 1)раздаточный материал (карточки, таблицы);

2) карета времени;

Формы работы: 1)групповая;

Цель урока: способствовать у учащихся воспитанию культуры речи, внимания к слову, любви к родному языку.

Задачи урока: 1) помочь учащимся выяснить (понять), как пишутся приставки на з/с; (руководство самостоятельной работой учащихся),помочь самим добыть знания по теме.

2) направить учащихся на сравнение написания предлога БЕЗ и приставки Без-; написания приставок на -З/С и правописания приставки С-.

  1. Организационный этап . (Учащиеся разделены на 4 группы по 5 человек, деление – на основе пожеланий учащихся).

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Учитель обращается к учащимся, высказывая добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока, который записывается на доске.

Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока). Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, который записан на доске, предлагает подумать над смыслом этих слов.

Я думаю, путеводной нашей звездой сегодня будут слова В. Бокова

Эпиграф к уроку.

Язык может быть другом, если ты его знаешь

и безукоризненно владеешь им, он может

быть и врагом, если ты глух к языку.

1. От шутливого к серьёзному.

А) Ответьте на вопрос:

Как безграмотного человека превратить в грамотного, бессильного в сильного?

Б) Исходя из ответа, сформулируйте тему урока

«Правописание приставок, оканчивающихся на з/c- ».

  1. А каковы же будут цели урока:

А) Нужно быть внимательным к слову (исходя из работы над эпиграфом);

Б) Необходимо определить, когда будем писать букву З на конце приставки, а когда — С (вывести правило);

В) закреплять изученное, т. е. тренироваться в написании слов с такими приставками.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Попутешествуем сегодня по Орфографии, по стране, где живут приставки на з/с-. (Карета времени показывается с обозначенной темой).

Познакомимся поближе с ними . А для решения задачи, которую мы определили, вы поработаете в группах . Подготовьте сообщения по предложенным заданиям.

Задания для 1 группы .

  1. Сравните написание приставок.
  2. Отличается ли написание З/С в этих приставках от произношения?
  3. Почему одна и та же приставка в одном случае пишется через букву З, а в другом – через букву С?

Развить – расфасовать, разбросать – расписать, разгадать – раскупать, раздать – растолкать.

Задания для 2 группы.

2.Объясните, почему в одном случае приставка пишется через букву З, а в другом – через букву С?

Безграничный – исходить, взбежать – распорядок, изгонять – восхвалять

Задания для 3 группы.

  1. Вспомните, какие приставки, оканчивающиеся на З/С, вы знаете.
  2. Приведите примеры с этими приставками.
  3. Подумайте, почему в одних случаях приставки пишутся через букву З, а в других – через букву С?

Задания для 4 группы.

  1. Почему слова с приставками на З/С разбиты на группы?
  2. Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?
  1. Исколесить 2. Беззвездный 3. расщедриться

изрезать бессонный расчистить

распахать рассветает расширить

разбудить рассказывает расчертить

бескрайний рассматривает бесшумный

безграмотный исследователь изжарить

4.Открытие нового знания.

После выступления представителей от каждой группы, формулируется правило: если после приставки стоит звонкий согласный – пиши З, если глухой – С.

Работа с текстом (распечатан для групп на карточках).

Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в десять. Когда все белые распустятся, на реке начинается бал.

— Читаем выразительно текст.

-Объясните смысл названия текста.

-Какие синонимы и однокоренные слова позволили избежать неоправданного повторения слов? (раскрыты – раскрываются – распускаются)

— Вставим пропущенные буквы в приставках.

Учитель организует деятельность по самостоятельному изучению темы – групповая работа с текстом.

В кустах расцвел красный цветок. Издали он похож на язычок пламени. Тонкие длинные лепестки его были раскрыты, а на дне поблёскивала капля воды. Цветок раскачивался, словно о чём-то думал.

-Каким вам видится автор этих строк? (наблюдательным, тонкая поэтическая натура, добрым, умеющим видеть красоту природы, и не только видеть, но и ценить)

-Синтаксический разбор предложения.

Издали красный цветок похож на язычок пламени. (Объясним написание приставки на З/С).

-А как написаны слова: расцвёл, раскачивался, раскрыты? Почему?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Замените глаголы – глаголами синонимами с приставками на З/С. Объясните написание слов с приставками на З/С. Установите, какие глаголы свойственны книжному, а какие – разговорному стилю речи

( В случае с последней парой учитель отметит, что морфемный состав слова может меняться с течением времени, что и произошло со словом «истреблять»: раньше ИС- было приставкой, сейчас входит в состав корня)

7. Включение в систему знаний.

Задание общее для всех групп: придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС, сформулируйте правило их написания.

(без) шума — …………………………. (бесшумный)

(без) цвета — ………………………. (бесцветный)

Вывод: отличай предлог БЕЗ от приставок БЕЗ- и БЕС-.

Физминутка ( с пользой).

Встали, потянулись, сбросили усталость.

Объясните написание данных слов, можно ли применить сформулированное вами правило к этим словам? Почему? (Работа в группах с последующим выступлением представителя от каждой группы).

  1. Какой тип речи вы использовали, отвечая на вопрос? (Расссуждение)
  2. Почему?

Работа учащихся в группе. Затем – выступление каждой группы. Сопоставление собственной позиции с точкой зрения одноклассников.

Задание: сравните звучание и написание приставок в данных парах слов. Чем сходны эти приставки и что их различает?

А) Почему важно при списывании слов различать приставки на з/с и приставку С? ( от этого зависит написание слова).

Б) Какие слова вызывают большее затруднение? (С приставкой С) Почему?

Вывод: Отличай приставки на З/С от приставки С.

Тема кажется несложной, но в ней имеются свои «подводные камни» и даже рифы. И вот найти способ обойти эти «подводные камни» пыталась сегодня группа № 4. Работа с ПК по заданиям.

  1. Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите его, а оставшиеся слова запишите и объясните написание приставок.
  1. Беззаботный, легкомысленный, ветреный, беспечный, беспокойный *
  2. Бесчувственный, бездушный, бессодержательный * ,жестокий, бессердечный
  3. Безграничный, бесконечный, бесперебойный * , беспредельный, безбрежный
  4. Вывод: Какое общее значение придаёт данным словам приставка БЕЗ/БЕС? (отсутствие чего-то)

Работа с лингвистическим текстом.

Задание: 1) прочитайте выразительно текст и определите его основную мысль; 2) объясните написание слов с приставками на з/с.

Каждый человек должен стремиться предельно расширять свой словарный запас. Язык литературы прекрасен и богат! Ты найдёшь в нём слова и выражения, которыми можно передать любую мысль, высказать любое чувство. Читая книги, прислушиваясь к разговору взрослых, старайся запомнить новые для тебя слова. Обращай внимание на их смысл. Замечай, к каким словам писатель прибегает часто, а каких избегает вовсе. Присматривайся, как он строит сложные фразы. Тогда и твой язык будет постепенно становиться богаче и чище. Тебе всё легче будет выражать свои мысли, а собеседники станут быстрее и правильнее тебя понимать.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Обсуждение результатов занятия.

9. Домашнее задание (вариативное).

Задания распечатаны, учащимся предлагается выбрать любой вариант домашнего задания

1 вариант. Творческое списывание.

Начинается ра…свет, и просыпаются птицы. Они вьются в вышине и ра…певают песни. Солнечный шар поднимается и ра…брасывает лучи.

  1. Распространите эти предложения, обязательно используя слова, предложенные ниже слова.
  1. Объясните написание слов с приставками на з.c/

2 вариант . Запишите слова в 2 столбика, объясните правописание приставок.

И…вестие, бе…боязненный, и…меняемость, ни…ходить, бе…ветреный, во…наградить, бе…покойство, бе…плодный, бе…козырка, ра…кол, ра…вести, ра…печатать, ни…падать, бе…голосый, во…ход, и…нос, ра…грузить, в…пылить, в…глянуть.

3 вариант . Запишите ответы, используя слова с приставками РАЗ-, РАС-.

  1. Движенье с целью набрать скорость.
  2. Разделить линиями на графы.
  3. Быстро разрубить чем-то острым.
  4. Освобожденье от груза.
  5. Гардероб.
  6. Солёная вода для засолки овощей.
  7. Время перед восходом солнца.
  8. Снять седло с лошади.
  9. Молодые растения, выращенные для пересадки.

Конспект урока «Правописание приставок на З-С»

Конспект урока «Правописание приставок на З-С»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание приставок на З-С»»

Тема : Буквы з-с на конце приставок

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв з — с на конце приставок;

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.

I. Организационный этап.

Добрый день, дорогие ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

II Проверка домашнего задания:

1. Сначала мы проведём небольшую разминку.

Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)

Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)

Какие морфемы вам изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.

Что такое корень?

Что такое приставка?

С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)

Назовите неизменяемые приставки.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

— Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

Которые всё на свете знал и даже писали правила

Для жителей государства.

Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»

— Исходя из темы, определите цели урока.

Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.

Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,

графически обозначать изученную орфограмму).

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

— Определите объект исследования. ( слова с приставками)

— Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)

1. Запишите слова в два столбика

— Давайте составим план исследования.

— Выделить в словах приставки.

— Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

— Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

— Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

— Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника ( материал стр. 30 )

V. Этап первичной проверки понимания изученного

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

(Самооценка вносится в лист достижений)

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

2)- Фонетический разбор слова.

В чём коварство приставки С?

Работа с лингвистическим текстом.

Коварная приставка с-

Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

VI. Этап закрепления знаний и способов действия.

( справиться, сгибать, списать)

2. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;

бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;

..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;

восход, бескозырка, испуг, возрасти;

погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;

ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;

и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;

2) . делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;

3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

3. Разноуровневые задания

Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит,испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

VII. Этап информации о домашнем задании

Разноуровневые домашние задания

2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Образец: без плана – бесплановая работа.

Без заботы – .
без крыльев – .
без дома – .
без края – .
без конца – .
без руки – …,
без хозяйства – .
без цели – .
без работы – .
без толка – …

Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами

Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.

Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

Задание: найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1.Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.

Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенные орфограммы.

Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.

Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставив в них пропущенные орфограммы.

Бе…вкусица, бе…жалостный, бе…форменный, ра…пилить, во…стание, во…торжествовать, ра…писание, не…говорчивый.

Задание: от данных глаголов образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з-с” )

Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

5. Практическая часть.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

VII. Этап подведения итогов урока

Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

— Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?

Давайте снова обратимся к девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Конспект урока на тему «Правописание приставок на -з и -с» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока : Правописание приставок на –з и –с.

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.

Содержательная: формирование знаний о правописании приставок на –з и -с

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные : обучающийся получит возможность научиться правильно писать слова с приставками на –з и -с; обучающийся получит возможность научиться находить слова с приставками на –з и -с в художественном и научном текстах и научится составлять предложения с этими словами, находить и исправлять ошибки.

Необходимое оборудование : учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Рыбченкова Л.М.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал : алгоритм правописания приставок на –з и –с.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Урок я хочу начать притчей.

Однажды молодой человек пришел к мудрецу и сказал: «Каждый день по пять раз я произношу фразу «я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет»». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: “Назови, что ты выбираешь из них”. “Ложку”, — ответил юноша. “Произнеси это 5 раз”. “Я выбираю ложку”, послушно произнес юноша 5 раз. “Вот видишь”, — сказал мудрец, “повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо. ”

Учитель : Что же надо?

Ученик: Надо протянуть руку и взять ложку.

Учитель: Какой итог ты можем сделать?

Ученик: Чтобы получить какой-то результат, нужно что-то сделать. Без труда ни к чему не добьешься.

Учитель: Правильно! Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Проверим домашнее задание.

Пишем словарный диктант.

Обмениваемся тетрадями с соседом по парте, проверяем работу по эталону, который показан на экране.

Профессия, диван, жюри, здание, инженер, миллиметр, экзамен, шоколад, шоссе, рекорд, девять, гитара, гимнастика, грамматика, велосипед, борьба, будущее, обычно, аллея, абзац.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 341, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Эталон № 2 к упражнению № 243

Кофточка у меня получилась на славу. Моя старая, начинающая лысеть кукла в ней просто помолодела. Мне сразу же захотелось нарядить её по-настоящему. Я разЫскала чЁрный шЕлковый лоскут, и из него вышла отменная юбка, узкая и длинная.

Дело портила только плешь на куклиной голове. Непременно нужна шляпа. И вдруг я вСпомнила про мамину соломенную шляпку с прозрачной розочкой. Найти шляпку было недолго, но обнаружилось, что она великовата.

Учитель. Те, кто выполнил задание, написать сказку о приставках, подойдите ко мне.

Учитель . Те, кто написал словарный диктант без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я допустил ошибку в примере формы предмета. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил.

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 243?

Ученик: Мы справились с заданием.

Учитель: Ребята, а теперь давайте послушаем Ильяса, он написал очень интересную сказку о приставке»

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, в впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

Ученик: мне очень понравилась эта сказка.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Ученика (цы) 5 класса

Домашнее задание: учить написание 20 словарных слов, упр. № 243, задание, написать сказку о приставках


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-pristavok-na-z-s.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-pravopisanie-pristavok-na-z-i-s-klass-3435380.html