Конспект урока русского языка правописание приставок при пре

Конспект урока русского языка «Правописание приставок пре- и при-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока русского языка «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_pre_pri.docx21.06 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

№ 1 р.п. Татищево» в д.Македоновка

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум»

Собянина Ольга Геннадьевна, учитель русского языка

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку, развивать познавательный интерес у учащихся.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта.

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III . Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

3. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ- 1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ- Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

V. Закрепление материала .

1.Выборочный диктант: выпишите слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- , обозначьте орфограмму в словах

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

2. Словарная работа

– Рассмотрим слово «приветствовать», мы поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.) .
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.

Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?

– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

3. Игра «Одно словечко».

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

  1. Расположенный у берега. ( Прибрежный ).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).
  3. Участок около школы. ( Пришкольный ).
  4. Гнаться за кем-нибудь. ( Преследовать ).
  5. Слегка задеть что-либо. ( Прикоснуться ).
  6. Вызывающий восхищение, красивый. ( Прекрасный ).
  7. Немного открыть окно. ( Приоткрыть ).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.

Приставка из слова пришел , корень из слова колотушка , суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.

5 . Диктант-игра «Четвертое лишнее».

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ-

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ-

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия, премного благодарен, преобразовать неравенство.

7. Работа с текстом. Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

VI. Домашнее задание.

По заданному началу написать сочинение.

Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.

Итоги урока . Оценка деятельности учащихся

– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что было интересно?

Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Список использованной литературы

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1994
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением «Правописание приставок при- и пре-«, построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие.

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь .

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку — презентация.

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные.

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр.

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема «Буквы з и с на конце приставок».

Конспект урока русского языка с использованием ЭОР «Правописание приставок пре — при» 6 класс.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс

Сачьян Наталья Сергеевна

Русский язык 6 класс

Тема: Правописание приставок пре- и при-

Образовательная: в ыявить условия выбора гласных е – и в приставках; ф ормировать навык написания приставок пре-/ при-;

Развивающая: развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание интереса и уважения к родному языку;

Задача урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Планируемые результаты освоения урока

Предметные: Научиться применять алгоритм правописания приставок ПРЕ – ПРИ на практике.

Коммуникативные. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные самостоятельно организовывать работу.

Регулятивные: создавать алгоритм выполнения орфографического правила.

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, презентация

Проверка домашнего задания

Притащить, приволжский, прекрасный, преодолеть, притормозить, прервать, презабавный, пребольшой, предлинный.

Редкое растение, выгоревшие волосы, густые заросли, косой дождь, косить траву, коснуться вопроса, касаться стены.

Определение темы и постановка цели урока

В какой морфеме пропущены буквы? Назовите ее.

Назовите тему нашего урока, какие цели перед собой поставим?

Догадайтесь, какое общее значение есть у данных слов:

Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой при-.

— Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг другу разные вещи. Чего они только они не придумали для этой работы! Веревка, иголка с нитками, молоток с гвоздями, клей — всем они этим пользуются, чтобы присоединить.

Замените словосочетания одним словом и запишите в тетрадях, обозначьте орфограммы

с помощью веревки

с помощью гвоздя и молотка

с помощью иголки с ниткой

Определить значение приставки.
Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их:

канава при дороге

поселок при городе

Определить значение приставки.

Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножко, мы говорим.

Вы не открыли окно широко, а только немножко.

Если что — то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, то такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с приставкой при-.

Гласные в приставках пре- и при-

Соединить, достичь чего-либо, прибавить, приблизиться

Чуть-чуть, немного, слегка

Сходно со значением приставки пере-

Потренируемся немного в написании приставок.

1.Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке.

2.«Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка».

3.- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался

4.- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный

Выполним упражнение 83 у доски.

Прицепить, преинтересный, преодолеть

Прервать, пришкольный, прескучный

Пригореть, преувеличить, презабавный

Приехать, прервать, пришить

Приморский, претворить, привокзальная

Приоткрыть, приблизиться, прехорошенькая

Привинтить, прикрутить, прехрабрый

«Собери слова» устно.

ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре

Выполним упражнение «Одним словом»

1)Расположенный у берега. Прибрежный.

2)Задуматься на некоторое время. Призадуматься.

3)Участок около школы. Пришкольный.

4)Очень старательный. Прилежный.

5) Лечь ненадолго. Прилечь.

6) Перестать что-либо делать. Прекратить.

7) Немного открыть. Приоткрыть.

8) Приехать куда-нибудь. Прибыть.

9) Расположенный у дороги. Придорожный.

Поиграем. Игра называется лови ошибку.

Василиса Прекрасная увидела прекрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный преградил им путь друг к другу. Пресмелый Иван-царевич бросился на преужасного Кощея. Кощей превратил Ивана-царевича в камень. Премудрая Василиса нашла ящичек, сделала из его зайца первое, из утки — второе, а из яйца — превкусную глазунью. Иголку сломала, а так как иголка была длинная, она и заштопала острым концом фату. Презлого, престрашного и преужасного Кощея похоронили по-кощейски. Иван-царевич ожил (вообще-то он и не умирал), и с Василисой Прекрасной они уехали в свою прелюбимую, прелучшую и прескромную страну

1)Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
2)Какая тема урока?
3)Что нового вы узнали?
4)Какие затруднения испытали?
5)Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
6)Чему научились на уроке?

Повторить параграф 11 упражнение 84.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сачьян Наталья СергеевнаНаписать 8266 26.09.2018

Номер материала: ДБ-112136

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.09.2018 296
    23.09.2018 261
    23.09.2018 213
    23.09.2018 210
    23.09.2018 1474
    23.09.2018 562
    23.09.2018 269
    23.09.2018 1024

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-«. Урок-практикум

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

II этап. Целеполагание

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.

3. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)

Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

ПриставкиИх значениеПримеры
пре-(= «очень»)

(= «пере»)Прехорошенький
Прескучный
Преградить
Прерватьпри-(«неполнота действия»)

(«присоединение»)
(«приближение»)Приоткрыть
Придержать
Приумолкнуть
Приросли
Придвинуть
Приехать

2. Словарный диктант по картинкам

Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)

3. Работа в рабочей тетради

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

4. Словарная работа

– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

V этап. Тест

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-pre-i-pri-klass-3257366.html

http://urok.1sept.ru/articles/551182