Конспект урока русского языка правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слов

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_proveryaemykh_i_neproveryaemykh_bezudarnykh_glasnykh_v_korne_slova.docx20.32 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 5 класс.

Знать способы проверки написания безударных гласных корня.

Уметь определять вид орфограммы в корне слова; применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор гласной, проверяемой ударением и непроверяемой (справка в словаре).

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа со словарными словами.
  1. Повторяются словарные слова, изученные в начальной школе. Среди них слова «волшебник», «восемь», «воскресенье», «комета», объединенные в одной словарной статье. Основание для такого объединения – одинаковое расположение гласных «О» и «Е». В словах «волшЕбник» и «комЕта» буква «Е» ударная, в слове «вОсемь» ударная «О». Таким образом, объединение этих слов в «сюжете» страницы помогает запомнить их правописание, т.к. они становятся опорой для запоминания друг друга.

Во время просмотра страницы ребята проговаривают слова, отчетливо произнося «О» и «Е», а затем, громко и разборчиво артикулируя, фразу: «Волшебник восемь воскресений тайком готовил бал комет».

  1. Повторение, закрепление правописания словарных слов.

По кнопке «Упражнение», появляющейся на слайде в конце страницы, можно перейти к выполнению задания «Вставить пропущенные буквы». В выпадающем окне нужно выбрать вариант написания. В случае правильного выбора поле окрашивается в зеленый цвет, неправильного – в красный. При нажатии на «?» можно увидеть написанное слово. Это задание можно выполнять со всем классом или индивидуально, если есть возможность посадить каждого ребенка за компьютер.

На строке пишутся цифры от 1 до 10. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают непроверяемую гласную корня. Работу можно провести с самопроверкой. Тогда один ученик пишет у доски, остальные сверяют ответ. Можно обменяться тетрадями в парах.

Ур о жай, о гурец, ко чевник, тр а мвай, к о мета, р а кета, в о лшебство, в о семь, г о рох, с е нтябрь.

Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»

Использование технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»»

Конспект урока русского языка в 10 классе ( урок повторительно-обобщающий ).

Правописание гласных в корнях слов

— знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;

— Знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

— знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них4

— Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

— уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

— воспитывать любовь к родному языку;

— развивать речь, мышление, логику.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.

2. Возникновение мотивации.

— Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём..

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

— Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);

третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

3. Актуализация знаний.

— Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

— Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.

Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

Запишем небольшой орфографический диктант.

Пленительный, заря , слагаемое, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, забирать, касательная, оптимист

Выделите корни, поставьте ударение

4. Определение темы и целей урока.

— Какие орфограммы встретились у нас в тесте?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Каково правописание непроверяемых гласных?

— Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?

— Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корнях слов).

5. Решение проблемы

— Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?

Безударные гласные в корне

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

6. Безударные гласные корня

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.

-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Пленительный (плен), согрешить (грех), очарование (чары)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гать прик..снуться к..ламбур

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

изб..рательный пер..одический предпол..гать

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..стал р..стение скр..пучий

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рило водор..сли зап..раются

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться р..шение бл..стеть

Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных . НО

7. Непроверяемые безударные гласные корня

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель

-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны

-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.

-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.

8. Корни с чередующимися гласными.

9. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

И проверим гласную в корне заря

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. ——Какой же выход найти? (надо знать правило)

— Вспомним правописание корней с чередованием

Оцените свою работу до 5 баллов

-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.

— Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Алина

2. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагатьизложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.

Выбор гласной зависит от ударения

Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв

Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем

Выбор гласной зависит от значения корня

-ГОР- — -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

-ЛАГ- — ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог.

-БЕР- — БИР-, -ДЕР- — -ДИР,

-ЧЕТ- — -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание.

-МАК- — «погружать в жидкость.

-МОК- — «пропускать жидкость»

— КЛОН- — -КЛАН-, в безуд. положении О.

-РАСТ_ — РАЩ- — РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-КОС- — -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А.

-РАВН- -«равный, одинаковый, наравне».

-РОВН- — «Ровный, прямой, гладкий».

-ТВОР- — -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь.

— СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу.

-ПЛОВ- — только в словах пловец, пловчиха,

-ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А.

-ЗОР- — -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать.

Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.

10. Закрепление повторенного материала.

Закрепим данный материал, выполнив графический диктант

Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.

замирать от счастья

поравняться с прохожим

10. заниматься в секции

— Возьмите работу соседа. Выполним взаимопроверку. За каждый правильный ответ 1 б – максимально-10 баллов

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

11. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.

-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Давайте вернёмся к притче , которую читали в начале урока.

— Найдите слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке. Докажите свою точку зрения. Объясните расстановку знаков препинания.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

12 Домашнее задание. Параграф 19-20, упр.104, выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов

— О каких орфограммах мы сегодня говорили на уроке?

— Какими правилами мы пользуемся при выборе гласных в корне?

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе. Русский язык: «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе.

Русский язык: «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова». (слайд №1)

1. Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах.

2. Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

3. Формировать умение находить проверочное слово путём из- менения формы слова.

4. Учить находить признаки животных леса.

5. Продолжить формирование экологической куль туры. (слайд №2)

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, фотографии с изображением животных леса, репродукции картин И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Левитана «Лес зимой», «Следы на снегу» (на слайдах); блок-схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова» (на слайде), карточки с написанными гласными буквами, карточки-тесты «Минутка».

I. Организационный момент.

Дети рассказывают о своей подготовке к уроку, с какими чувствами они начинают работу.

II . Словарная работа.

— Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки — отгадки. Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку. Затем отгадку запишете в тетради.

Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу?

— По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосёт лапу и живёт в лесу.)

Открывается слад №3 с изображением медведя.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

— Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живёт в лесу и любит лакомиться курами.)

Открывается слайд №4 с изображением лисицы.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода — кора.

Назовите признаки этого животного.

(Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.>

Открывается слад №5 с изображением зайца.

— Назовите слово, которое объединяет ваши ответы.

От какого слова оно образовано?

Значит медведь, лисица, заяц — живая природа, К какой группе животных мы можем их отнести? (Это — звери.)

Что вы можете сказать о словах-ответах? (Это словарные слова. Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.)

Запишите в тетради словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

Открывается слайд №6 : репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». (Короткая беседа об изображённых объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)

Составьте предложения с каждым словарным словом и запишите их в тетради.

III . Сопоставление гласных букв в ударных н безударных

— Какое время года скоро будет? (Зима.)

Назовите признаки зимы в неживой природе.

(Осадки в виде снега, низкая температура ночью и днём, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лёд на реке.)

Посмотрите на репродукцию картины. Как можно её назвать? Открывается слайд №7 : картина И.Левитана «Лес зимой».

По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы,)

Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег « книгой зимы». Как вы думаете, почему?

Открывается слайд №8 : картина «Следы на снегу».

— Что изображено на ней?

(Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.>

Одинаковы ли все следы?

(Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)

Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.

— Как изменится жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)

— Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)

Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.

Снег называют книгой з. мы. Вот оставил сл. ды заяц. Тут ш. гала л. сиха. По п. ляне прошла л. сица.

— Как вы заметили, в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги. Сколько слогов в слове зима ?

Если в слове ЗИМЫ ударная гласная Ы, то как называется пропущенная гласная? (Безударная.)

Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е-И.)

Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)

Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.

IV . Работа с алгоритмом. Обозначение гласного в корне слова.

Подбери однокоренное слово,

в котором безударная

— Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.

Шаг 1. Безударный — это гласный или нет?

(Да.) Идём по стрелке вниз.

Шаг 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?

(Да.) Идём по стрелке вниз.

Шаг 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово — ЗИМЫ (множественное число). Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.

Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл. ды, ш. гала, л. сиха, п. ляне, л. сица. (Устно.)

V . Фонетический разбор слова.

ЗИМА – зи-ма-2 слога, 4 буквы, 4 звука.

з-(з  ) — согласный, звонкий, парный, мягкий, парный.

и-(и) — гласный, безударный.

м-(м) — согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.

а-(а) — гласный, ударный.

VI . Игра «Определи безударную гласную».

Показываются карточки со словом, а дети показывают карточку с гласной, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.

Но/аРА Тро/аПА Ле/иСНОЙ
Зве/иРЯТА Ли/еСЯТА Ло/аСЯТА
Во/аЛЧАТА За/оЙЧАТА Ко/аРМУШКА

VII . Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается 4 варианта карточек тестов, где в словах надо вставить пропущенные буквы.

Гр. чи С т. льной

Д. лекий Ог. ньки

М. рской С. довник

Ст. рик Д. машний

По окончании работы проводится взаимопроверка.

VIII . Итог урока.

1. Дети рассказывают о необычности урока, обсуждают настроение во время урока и в конце него. Повторяют название темы, что запомнили из обсуждаемых вопросов.

3.Домашнее задание:§8, упр.36,37 с.17

И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»

И.Левитан «Лес зимой»

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Шихмагомедова Сабина ГаджиевнаНаписать 2622 27.05.2018

Номер материала: ДБ-1645123

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.05.2018 135
    27.05.2018 844
    27.05.2018 177
    27.05.2018 167
    27.05.2018 7074
    27.05.2018 415
    27.05.2018 149
    27.05.2018 92

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnykh-v-korniakh-sl.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-russkiy-yazik-pravopisanie-proveryaemih-i-neproveryaemih-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-3065794.html