Конспект урока русского языка правописание сочетаний чу щу

Урок по обучению грамоте по теме: «Правописание слов с сочетанием чу – щу»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок по обучению грамоте по теме: «Правописание слов с сочетанием чу – щу»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_1kl_chu_-shchu.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по обучению грамоте

Тема: Правописание слов с сочетанием чу – щу

Познакомить с правописанием слов с сочетанием чу – щу

Закреплять особенности звуков [ч’], [щ’];

Закреплять знания о несоответствии между произношением и написанием сочетаний

Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух и речь учащихся;

Развивать логическое мышление;

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать положительные нравственные качества.

  • личностные УУД : осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.
  • метапредметные УУД : регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативнымии познавательными задачами и технологиями предмета;

коммуникативные – умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

предметные УУД : правописание слов с сочетанием чу — щу

1.Психологический настрой на работу

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости, посмотрите на них и подарите им свои улыбки.

Пожмите друг другу руки и своим пожатием пожелайте хорошей работы на уроке.

А я хочу пожелать вам активной работы на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем.

Проверьте свою посадку.

Откройте тетради и запишите число. (4 марта)

II. Постановка учебной задачи

– Дети, назовите какие звуки обозначают буквы ч , щ ?

Дайте характеристику этим звукам.

(согласные, глухие, шипящие, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).

Прочитайте слова на доске: Ро ща , да ча , чу рка, чаща

— Какие сочетания с данными буквами встретились в этих словах?( ча, ща, чу )

— Давайте подчеркнем их.

— С какими сочетаниями мы уже познакомились на прошлом уроке?(ча, ща)

— Что мы про них знаем? (пишутся с гласной буквой а )

— Какое здесь лишнее слово? (чурка) . А почему?( чу)

Тема нашего урока « Правописание слов с сочетанием чу — щу » (на доске)

Скажите чему будем учиться на уроке?

Сегодня мы будем учиться писать слова, предложения с сочетаниями чу — щу

А мы что – ни будь знаем по этой теме?

А чтобы вы хотели узнать?

Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(щука)

– Произнесите отгадку, выделите первый звук.

– Что можете о нем сказать? (Он согласный, шипящий, мягкий.)

— Какие гласные обозначают мягкость предшествующих согласных ? ( е, ё, и, ю, я )

А какие твердость предшествующих согласных звуков? (а, о, у, ы, э)

4. Постановка проблемы

Какую гласную мы напишем в слове щ . ка? (слово на доске )

Значит по закону мы должны написать букву ю , а мы будем писать какую букву? ( у).

5.Открытие новых знаний

Какое правило мы можем сформулировать?

В сочетаниях чу, щу пишется только буква у , вопреки всем законам.

Звуки ч и щ всегда мягкие, поэтому их смягчать уже не надо. В сочетании чу, щу пишется буква у .

6. Первичное закрепление

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните сочетания и запомните как они пишутся.

На доске: Леч. , тащ . , ищ . , крич . , встреч . , навещ . .

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Ходьба на месте.

Поднятие, опускание рук.

Ходьба на месте.

8. Работа в парах.

А сейчас я предлагаю вам в парах поиграть в игру «Собери слово»

На парте у вас лежат карточки, на них написаны слоги, вам нужно из них составить слова(устно) лок

Проверка. чу рка

Как вы понимаете слово чулан? чело до

9.Запись под диктовку.

Вася Щукин пил чудесный чай.

Какие орфограммы встретились в этом предложении? (сочетания ), подчеркните их.

– Назовите мягкие шипящие согласные. Какая гласная пишется после этих согласных?

— Слова, с какой орфограммой нам встречались?

— Какие правила русского языка помогали нам на уроке?

Конспект урока «Правописание ча-ща, чу-щу»

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний ча –ща, чу — щу»

Тема урока: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу.

Цел ь : создать условия для закрепления знани й учащихся о написании слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща .

Содействовать формированию у учащихся знани й о правописании ча – ща, чу – щу.

Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

С оздать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма.

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, культуру поведения при работе в паре , группе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Предметные: учащиеся анализируют звучащие слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; используют правило правописания сочетаний ча-ща, чу-щу в практической деятельности; пиш у т слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

Познавательные УУД учащиеся овладевают логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения; строят рассуждения.

Регулятивные УУД – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их достижения; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД – соблюдают требования к культуре речи, слуша ю т и понима ю т речь других , стро я т краткое устное высказывание по теме , высказыва ю т свои предположения .

Личностны е : принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения, провод я т самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, интерактивная доска , учебник «Русский язык» Поляковой А.В. (Москва: Просвещение, 2011)

— картинки «Солнышко», «Тучка»

— карточки с пословицами для работы в группах,

— карточки для индивидуальной работы .

I . Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Мобилизующий этап.

Пора поскорее
Начать нам урок.

— Улыбнитесь друг другу , пожмите руки, пожелайте успешной работы.

— Ребята, кто уверен, что справится со всеми заданиями на уроке без ошибок, поднимите «Солнышко», кто не совсем уверен в своих силах поднимите «Т уч к у » (отметить на доске количество солнышек и туче к ).

— Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их. Слайд 1.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

II . Актуализация знаний.

— Скажите, есть в нашем девизе орфограммы, с правописанием которых мы работали вчера? (Правописание сочетаний жи-ши).

— Какое правило запомнили? (Жи-ши пиши с буквой и).

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве… (Ч) (че)

— Что вы знаете о букве Ч? (Обозначает звук ч´. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.)

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща —

От леща осталась… ( Щ ) (ща) .

— Что вы знаете о букве щ а ? ( У буквы щ а есть звук щ´, который согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий. )

Разминка для пальчиков. Подготовка руки к письму.

— Откроем тетради, запишем число : 24 апреля. (Пока пишут число учитель записывает на доске Чч Щщ Чч Щщ )

— В спомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ. Слайд ы 2 3. (проговорить написание)

— Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

III.Формулирование темы урока, постановка цели.

— Ребята, посмотрите на доску. Слайд ы 4-5 (Ребусы)

— Какое задание можете предложить? (Разгадать ребусы.)

— Попробуем их разгадать. (Чашка, щука.)

— Что можете сказать о написании этих слов? (В этих словах есть сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.)

— С как ими букв ами не дружат буквы ч и щ? (Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.)

— Какая же тем а нашего урока? ( Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. ) Слайд 6.

— Как ую цел ь мы можем поставить перед собой? (На учиться правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. )

— Для чего нам нужна эта тема? (Чтобы грамотно писать.)

Прочитайте в учебнике на с.65 правило. Верно ли мы рассуждали?

IV . Применение знаний и умений . Работа в парах.

Слайд 7 (картинки животных: волка, зайца, галки, сороки, белки.)

— Кто изображён на картинках? (Животные.)

— Вспомни те , как зовут детёнышей этих животных? (Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.)

— Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

— На какие группы у вас получилось разбить слова? (Детёныши зверей и детёныши птиц.)

— Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам. Договоритесь: о дин ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой детёнышей зверей. (2 ученика работают у доски).

— Что общего у всех слов? (Все слова во множественном числе.)

— Какое задание предложите выполнить с этими словами? (Подчеркнуть сочетания ча . )

— Подчеркните эту орфограмму.

— Проверьте свою работу по эталону. Слайд 8 .

Сигналами светофора оцени те работу своей пары . ( Зелёный – всё верно, жёлтый – есть ошибка, красный – требуется помощь.)

— Составьте предложение с любым из слов. Запишем его на доске.

Составление слов с сочетаниями.

— Ребята, что можно сделать с этими слогами? (Составить слова).

— Используя сочетания ча-ща, чу-щу составьте и запишите слова.

— Нарисуйте «солнышко», если всё составлено правильно.

А сейчас все дружно встали

И немного отдохнём.

— Если я назову слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу, надо стоя поднять руки вверх. Если в слове нет сочетания – присесть.

Мочалка, ракета, чудо, прищепка, щука, задача, лимон, щенок, роща, черепаха, чаща. Потянулись. Вдох-выдох. (Смена рабочих мест.)

VI. Творческое применение знаний и умений.

Работа в группах.

Работа над развитием речи — составление пословиц из частей.

— Ребята, сейчас работаем по группам. У каждой группы есть конверт. Достаньте содержимое. Как думаете, что это?
( На полосках разных цветов, написаны части пословиц).

— Как думаете, какое задание вы выполните? (Собрать пословицы)

— Соберите пословицы, наклейте их на листок. Вставьте пропущенные буквы.

Сам погибай, а товарищ… выруч…й.

Делу – время, а потехе – ч…с.

Ласковое слово гнев укрощ…ет.

Родная земля – мать, ч…жая – мачеха.

Грибы ищ…т, по лесу рыщ…т.

— Как вы понимаете эти пословицы? Объясните! (Объясняют)

— Какие знакомые орфограммы встретились в пословицах? (ча-ща, чу-щу)

— Проверьте. Слайд 11. Какие группы справились без ошибок?

— Чтоб никогда не ошибаться

И знать, как правильно писать.

Сейчас начнём тренироваться –

Ошибки будем исправлять!

— Наша игра называется «Редактор». Вы будете в роли редактора газеты, которому принесли проверить какую-либо информацию, прежде чем напечатать её в газете. Ваша задача – найти и исправить ошибки. (Задания – на листочках.)

Щука, щявель, чюдеса, тащу, чюжой, щюпальца, чяйник, чайка, передачя, чашка, учюсь, чудак, стучю, роща, чясы, ворчюн, ищу.

— Сколько слов с ошибками исправили? (10)

— Проверьте. Самопроверка (Светофор) Слайд 12.

— Какая цель была перед нами в начале урока? (Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.)

— Достигли мы цели?

— Предлагаю дополнить предложения. Слайд 13.

ЧА – ЩА пиши с буквой …

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

Продолжите фразу: Слайд 14.

— Мне было интересно…

— Оцените свои собственные результаты за урок с помощью Тучки и Солнышка. Если всё у вас получилось – поднимите Солнышко, если есть ещё небольшие проблемы – Тучку. (Отметить сколько тучек стало)

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу»

Цели и задачи урока:

1. Развивающие:

  • Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, поиска);
  • Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности).

2. Обучающие:

  • Учить правописанию сочетаний ча, ща, чу, щу;
  • Закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Обучать навыкам словарно орфографической работы;
  • Знакомить с творчеством русских поэтов-классиков;
  • Учить создавать проекты;
  • Обучать навыкам выразительного чтения.

3. Воспитывающие:

  • Формирование умений осуществлять само-и-взаимоконтроль;
  • Развитие культуры речи;
  • Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: тетради учащихся, , ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, листы формата А-3 с групповыми проектами ребят, выполненными на чтении, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, CD-проигрыватель.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Рабочий и психологический настрой.

— Ребята у нас на уроке сегодня гости. Давайте покажем, как мы выросли, чему научились в школе за это время.

2) Речевая разминка.

ча чо че чу чи
ща що ще щу щи— 1 строку читаем чётко, отрывисто;
— 2 строку читаем нараспев;
— 1 строку читаем громко;
— 2 строку читаем тихо;
— 1 строку читаем, повышая голос;
— 2 строку читаем , понижая голос.

3) Каллиграфическая минутка.

— Назовите сочетания с нижним соединением букв? (Ча, чо, ща, що);
— С верхним соединением букв? (че, чу, чи, ще, щу, щи);
— Запишите эти строчки, подчеркните нижние соединения букв.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Выделение и характеристика звуков.

— Работа со звуками и буквами;
— Какие звуки в разминке мы повторяли чаще всего? (ч , ) (щ , );
— Охарактеризуйте эти звуки. (Ч, щ – согласные глухие мягкие);
— Знаем ли мы какие орфограммы существуют с этими согласными?
— Какие гласные пишутся в этих сочетаниях? (- В сочетаниях ча, ща пишется буква а, в сочетаниях чу, щу пишется буква у);
— Почему?
— А теперь соединим все наши знания и попробуем сформулировать общий вывод.

— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали вывод.
— Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 41 и прочитайте вывод.

2) Работа с учебником.

Кто-то из детей читает правило вслух.

— Правильно мы сформулировали?

3) Постановка темы и целей урока.

Я переворачиваю карточки с орфограммами на доске.

И появляется слайд №1 Приложение 1.

— Прочитайте тему урока.

3. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Работа на карточках.

— А сейчас читаем, пишем, запоминаем.
— У вас на столе лежат синие карточки. Приложение 2. Карточка 1.

Возьмите и прочитайте задание. (Прочитайте, вставьте пропущенные буквы).

— Прочитайте стихотворение про себя.
— Кто прочтёт это стихотворение вслух?
— Поработаем над значением слова чугун, которое здесь встретилось.

Кто может объяснить его значение? (Чугун – это первая выплавка железа из руды, так называемый чёрный металл. А так же чугуном называют горшок из чугуна для приготовления пищи в русской печи).

2) Самостоятельная работа на карточках.
3) Индивидуальная работа у доски со словами ворчун, чудак.

— Поменяйтесь карточками, проверьте задание друг у друга, глядя на следующий слайд.

Дети проверяют друг у друга. И меняются карточками обратно.

— У кого сосед по парте ошибок не нашёл? Молодцы!
— С какими орфограммами поработали? (Чу и щу)

5) Проверка работающих с карточками у доски.
6) Работа в тетрадях.

— А вы составьте и запишите предложения с другими словами с орфограммами чу и щу.

Дети составляют и записывают предложения. А я прохожу и раздаю карточки и маски для игры. Приложение 2. Карточка 3.

7) Проверка работы.

Прикрепляю солнышки к карточкам на доске «чу» «щу».

4. Физкультминутка.

— Встали, отправляемся в путешествие.

Вошли в вагоны поезда:

-У-у-у!
— И вагончики повёз:
— Чах, чах, чу, чу, чу – сто вагонов я тащу!
— Чах, чах, чу, чу, чу – далеко я укачу!

— Посмотрите, кто едет с нами в поезде? Выходите гости , занимайте места у вагонов.

Выходят 4 пары с розовыми карточками, надевают маски и встают у своих вагонов.

— Я зайчиха, со мной едут мои детёныши. Как их назвать? (Зайчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я белка, со мной едут…(Детёнышей белки зовут бельчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я крольчиха, и взяла с собой …(Детёнышей крольчихи зовут крольчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я волчица, со мной едут …(А с волчицей едут волчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

9) Работа в тетрадях.

— Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.

— Какое сочетание мы повторили? (Сочетание «ча»)

Я прикрепляю солнышко.

5. Физкультминутка.

— Встали, выходим из вагона. Помашите рукой вслед уходящему поезду.

6. Практическое применение.

1) Работа с поэтическим произведением.

— Какой пейзаж мы увидели за окнами, прокатившись на нашем поезде? (Мы увидели осенний пейзаж)
— Осень – красивое время года, которое всегда вдохновляло и художников, и музыкантов, и поэтов.

— Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Осень”.
— Прочтите отрывок из стихотворения Алексея Плещеева.

Читает выразительно один из учеников.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

— Какое настроение вызывает у вас эта картина и стихотворение. (Стихотворение и картина вызывает грустное настроение).

— И у нас на доске не хватает одного солнышка, чтобы пейзаж стал солнечным, ярким, и настроение поднялось.

— Спишите этот отрывок в тетрадь, найдите слово с изучаемой сегодня орфограммой и подчеркните её. А работать вы будете под музыку Петра Ильича Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.

2) Работа в тетрадях.

Дети выполняют работу, списывая отрывок с жёлтых карточек.

— Какую орфограмму вы нашли? В каком слове?
— Молодцы!
— Я прикрепляю солнышко к ща, и появляется слайд с солнечным пейзажем.

7. Практическое применение. Работа в группах.

1) Интеграция с литературным чтением.

— На уроке литературного чтения вы оформили листы с отрывками из стихотворений, где встречаются орфограммы ча, ща, чу, щу. А сейчас мы послушаем, какие отрывки вы выписали. Кто автор стихотворения, как называется и какие слова с нужными орфограммами вы нашли? (Дети читают свои отрывки).

8. Подведение итога.

— Чему вы научились на уроке?
— Молодцы!
— Мне очень помогли сегодня…(перечислить активных ребят), а ещё Алексей Плещеев, Исаак Ильич Левитан, Пётр Ильич Чайковский.

9. Подача домашнего задания.

— Сколько солнышек светит у нас в классе? (4)
— И 4 ряда. 1 ряд – ваше солнышко хором (чу);

2 ряд – ваше солнышко хором (щу);
1 ряд – ваше солнышко хором (ча);
1 ряд – ваше солнышко хором (ща).

— Вспомнить и записать слова, на нужную орфограмму.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chascha-chuschu-477169.html

http://urok.1sept.ru/articles/564498