Конспект урока русского языка правописание суффиксов ек ик

Конспект урока «Правописание суффиксов – ек -, — ик –».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -;

Задачи урока:

− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_-_1.docx36.68 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Правописание суффиксов – ек -, — ик –

Учитель: Романова Оксана Владимировна

Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -;

− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, — ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, — ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов –ЕК,-ИК, формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК, -ИК;

метапредметные: владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный материал (приложение 1)

— познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных

— научить правильно писать гласные в суффиксах -ек и –ик;

— научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;

— развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;

— продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

— формирование целостного мировоззрения;

— способствовать воспитанию положительной мотивации к учению,

Тип урока : изучение нового материала.

Формирование ключевых компетенций:

— ценностно-смысловых (выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);

— коммуникативных (владеть литературным языком);

-учебно-познавательных (добывать знания на основе наблюдений, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);

Методы обучения : изложение нового материала, дедуктивные, практическая работа.

Формы организации обучения : фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.

А) учащиеся должны узнать:

— правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;

— алгоритм написания суффиксов;

Б) учащиеся должны уметь:

— применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;

— уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник

  1. Мотивация. Приветствие учителя.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2.Лингвистическая разминка. Укажи верное утверждение.

Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».

1. Имя существительное — часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/

2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)

3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/

4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/

5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/

3.Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

— Что такое суффикс? /значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса, обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм, суффикс не является обязательной частью слова/

ПОСЛЕ БУКВ Т-Д, С-З, Ж = ЧИК

ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ = ЩИК

4.Актуализация субъективного опыта.

— открываем тетради, записываем число и классная работа, пропускаем строчку для темы, ее мы запишем позже

Задание : исправь деформированное предложение (записать в тетрадь).

Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.

Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

— найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;

— в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)

А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?

— в каких словах можем встретить такой же суффикс –ИК, который обладает уменьшительно-ласкательным значением? /домик, ключик, фонарик, дворик/

— назовите способ образования таких слов? /суффиксальный/

— а какой суффикс, созвучный с суффиксом -ик существует в русском языке? /ек/

— Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?

— Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК.

— Цель урока? / ознакомление с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-/ или / формирование умения правильно писать суффиксы – ек -, — ик -/

— Задачи урока? А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

(чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

Жили ключ и к и замоч е к,

Дом и к сторожили.

Но без ключ и ка (Р.п.) замо чк а (Р.п.)

Вы бы не открыли.

В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать?

Решить орфографическую задачу нам поможет интересная история, в которой содержится подсказка.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.

— Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?

5. Работа с учебником . Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное

— Мы сделали свой вывод, сравним его с правилом в учебнике. (стр. 252)

— Какое открытие Вы для себя сделали? (еще раз повторяем)

6.Составление алгоритма. Цель: развитие умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности.

— Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?

— Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.

— Какой первый шаг нужно сделать? (поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).

— Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает — -ек )..

Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-

1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)

2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный

пиши -ЕК- пиши -ИК-

Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.

Овражек, человечек, костюмчик, веничек, ножичек, ключик, фонтанчик, кулёчек, замочек, зайчик.

7.Первичная проверка понимания. Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.

Горошек , годик, гаражик , глазик, волосик, вопросик , бантик, подарочек, дождик, ежик , желточек, мячик, нолик.

Составьте 2-3 предложения с данными словами. /зачитать/

8.Первичное закрепление. Работа в парах, РТ упр.196, стр. 73– устная взаимопроверка

9. Работа с текстом

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

— Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

— Как можно озаглавить текст? (После дождя)

— Выполняем выборочный диктант ( самостоятельная работа ): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

10. Анализ . Тестовое задание

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ. к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат. к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Урок русского языка » Суффиксы -ек-, -ик-«.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Суффиксы -ек-, -ик-«. УМК «Школа России»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка » Суффиксы -ек-, -ик-«.»

Русский язык. 3 класс

Правописание суффиксов -ек-, -ик-.

Тип урока: освоение нового материала

УМК: « Школа России»

-формирование представлений о правописании суффиксов –ик-, -ек-;

— построить алгоритм правописания суффиксов.

— развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, использовать в работе полученные знания.

— воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

• открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,

• ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;

• уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

• уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка

• принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

• появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи

• проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте

• уметь определять и формулировать цель урока,

• проговаривать последовательность действий на уроке,

• работать по плану,

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

• Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

• Уметь ориентироваться в своей системе знаний,

• отличать новое от уже известного,

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

УМК «Школа России», Канакина В.П. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.

компьютер, интерактивная доска;

презентация в программе Power Point;

дидактический раздаточный материал.

Организационный момент (Слайд 2)

– Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И урок наш начинаем!

— Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К вам на урок пришли гости. Так давайте начнём наш урок с добрых пожеланий, подарим друг другу хорошее настроение.

— А прежде чем открыть тетради, подарим друг другу хорошее настроение: соедините ладони перед собой, потрите ими и почувствуйте тепло, а сейчас передайте его частицу своему соседу по парте. Почувствуйте плечо товарища поддержку, которая вас будет сопровождать на протяжении всего урока. Улыбнитесь друг другу. У вас все получится.

Открываем тетради, записываем число, классная работа

— Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (Чтобы все цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты)

— Всё, что вы назвали – очень важно.

— Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят:

«Внимание — путь к запоминанию». (Слайд 3)

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку.

— Посмотрите на ряд слов. Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовете букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Норка дочка книжка (карточки на доске)

— Пропишите букву «К».

Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах?

— Что такое суффикс?

— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (уменьшительно — ласкательное)

— Запишите слова, выделите суффикс.

— Придумайте и запишите 1слово с таким же суффиксом (берёзка, осинка).

— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

— Приведите примеры значимых частей слова, которые являются:

1. приставками (Приставки: за, под, по, над, на, пр.)

2. суффиксами ( Суффиксы: еньк, очк, ость, чик, ек, ик.)

— Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова).

Определение темы. Постановка целей урока

— Ребята! К нам сегодня на урок пришёл ещё один гость. Это мальчик Витя Перестукин, ученик 3-го класса, герой книги «В стране невыученных уроков». Он попал в сказочную страну, столкнулся с несговорчивой стражей. И прежде чем пройти, должен был правильно вставить пропущенные орфограммы.

При выполнении задания у Вити возникли трудности. Поможем ему?

— Мальчику в данных словах нужно было вставить пропущенные буквы.

Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, замоч_к. (Слайд 4)

— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

— Возьмите жёлтые карточки и выполните задание.

Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Смелость, беленький, вазочка, ключ?к, замоч?к. (Слайд 5)

— Почему возникло затруднение? (есть суффикс ЕК, а есть и ИК и нам неизвестен способ выбора того или иного суффикса).

На ваших столах есть листы самоконтроля. Я предлагаю вам заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». (Слайд 6)

Заполните только первый и второй столбики. А к третьему мы вернёмся чуть позже.

-Сформулируйте тему урока (Слайд 8)

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

Узнаем….. (когда пишется суффикс –ек, -ик) (Слайд 9)

Научимся …(правильно писать слова с этими суффиксами)

Закрепим…(свои знания и умения)

Изучение нового материала

Итак, мы не знаем, как правильно написать слова «ключик», «замочек». Так же как и Витя, мы оказались перед выбором. Попробуем выяснить, как правильно написать данные слова.

Сейчас вы поработаете в парах. Возьмите карточку №1, выполните задание.

Приём «Мозговой штурм» Парная работа

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть чулочек– нет чулочка.

Возьмите карточку №2, выполните задание.

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) орешка

садик (нет) пенёчка

орешек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

-Сформулируйте правила правописания:

— суффикс –ек пишется …

— суффикс –ик пишется …. (Слайд 10)

-Сформулируйте образец рассуждения на примере слова «Ключик»

1.Изменим форму слова (нет).

2. Смотрим на гласную в суффиксе.

3. Если сохранилась, то пишем — ик.

Если исчезла, то пишем — ек.

— Мы сами сформулировали правило и образец рассуждения. Как выяснить, правы мы или нет? Теперь можно помочь Вите Перестукину, но прежде чем с помощью ключика открыть замочек, мы немного отдохнем.

Физкультминутка (видеофайл. Слайд 12)

Закрепление нового материала

Работа по учебнику

Упр. 243, стр. 126 (Слайд 13)

— Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку задания по образцу. Взаимопроверка по образцу. (Слайд 14)

-Пришла пора проверить, хорошо ли вы усвоили новое правило.

У меня на столе карточки с заданиями разного уровня сложности. Белые – самое простое задание. Зелёные – задания посложнее. Красные – задания повышенной сложности. Выберите карточку и выполните задание.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание суффиксов ик-, -ек-«

Конспект открытого урока

по русскому языку в 3В классе

по теме: «Правописание суффиксов –ик-, -ек-»

г. Зеленогорск Богданова Р.И.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

. по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично — поисковый;

— у чебник: В.П.Хохлова, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2012.

— электронное приложение к учебнику. Тема «Правописание суффиксов»

— фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;

— шаблоны с алгоритмом

— карточки для групповой работы;

Организационный момент. ( 2 мин.)

( диалог учителя и учащихся)

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Значит можно садиться!

-Объясните его смысл.

-Что нужно делать если хочешь получить новые знания о строении слова?

-Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

— С чего начнете работу на уроке? (С повторения)

2. Каллиграфическая минутка. ( 3 мин.)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения очк, к. ушк, ышк).

-Дайте характеристику согласному звуку, который повторяется во всех сочетаниях.

-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

(Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»)

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

3.Актуализация знаний. ( 5 мин. «Корзина знаний»

-Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и «вложить» их в «Корзину знаний».

— Суффикс – часть слова.

— Он стоит после корня.

— Образует новые слова.

— Правописание суффиксов запоминается или обращаться к словарю.

— Суффикс –ок- пишется после шипящих под ударением.

4 . Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. ( 7 мин.)

— Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.

— Объясните правописание орфограмм.

-Какое слово вызвало затруднение? Почему?

— Кто не записал последнее слово? Что вы не смогли сделать?

— Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы воспользовались?

-Какой следующий шаг вы должны будете сделать?

-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.

-В какой части слова встретились орфограммы?

-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).

— Какое задание вы должны были выполнить?

-Как вы выполняли задание?

-В чем затруднение?

-Почему же возникло затруднение? — Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?

-Знаем ли мы эту орфограмму?

— Всегда ли в суффиксе пишется буква и? Может быть вы встречали и знаете слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек.

У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик,

Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным мы сейчас посмотрим! (Мультфильм отрывок №1 )

— Какая проблема встала перед Витей?

-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему

урока.. (Правописание суффиксов -ек -ик.).

5. Физминутка. ( 3 мин.)

6. Работа по теме урока. ( 8 мин.)

— Знаем ли мы как пишутся суффиксы -ек -ик ? Как мы можем узнать об этом?

-Какой путь вы выбираете?

Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.

-Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

-Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану.

На доску вывешивается план:

Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.

Сравнить между собой группы слов.

Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

Создать эталон о правописании суффиксов –ик, -ек.

— Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.

— У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

Кузнеч и к, ореш е к, птенч и ки, горош е к, кузнеч и ки, ореш к и, птенч и к горош к и.

— На какие две группы можно разделить слова?

— Разделите слова в два столбика

— В каждой паре слов выделите суффикс.

— Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?

Расположите слова в 2 группы.

Назовите слова 1 группы.

Назовите слова 2 группы.

— Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?

— Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и .

Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе.

А в словах 2 группы что происходит?

— Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?.

— Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 150.

Знакомство с алгоритмом.

Измени форму слова .

Определи, « у бегает» ли гласная.

Если да – пиши – ек. Если нет – ик.

7. Закрепление изученного материала. ( 8 мин.)

1)Индивидуальная работа по карточкам :

Вставь пропущенные буквы:

Вставь пропущенные буквы:

Вставь пропущенные буквы и разбери по составу:

2). Игра- соревнование «С какого дерева упал листочек?»(работа в парах)

— Найдите ошибки и исправьте, распределите слова под деревьями: под одним помести слова, где пишется суффикс –ик; под другим помести слова, где пишется суффикс –ек.

На доске: мальчики , столек, мячек, песочик, барашик, платочик, цветочик, билетик, зубик, кармашик, орешик, хвостек, кузнечек, слоник, арбузик, гвоздек, кирпичек, шарик, листик, замочик, ключек, гномик, ножик.

8. Итог урока. ( 2 мин.)

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы еѐ достичь?

Какое новое знание мы сегодня можем «положить» в «Корзину знаний?»

-Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?

-Кто встретил трудности? В чем? Почему?

9. Рефлексия. ( 2 мин.)

-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1 Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2 Я все понял, могу работать по эталону.

3 Я все понял, могу объяснить другим.

Домашнее задание: с. 126, упр. № 243, правило.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-suffiksy-ek-ik.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-suffiksov-ik-ek-1478736.html