План — конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_dlya_5_kl._po_fgos.docx | 28.1 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Хайрутдинова Эндже Замиловна
МБОУ «Новодемкинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Урок 2. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Цель: пр авописание непроизносимых согласных в корне слова.
1) закрепление навыка обозначения орфограммы (согласной) в корне слова;
2) формирование умения дифференцировать орфограммы корня
— обогащение словарного запаса учащихся;
— воспитывать у детей любви к родному краю, Родине.
— проявление творческого отношения к процессу обучения;
— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
— умение извлекать информацию из текстов;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— умение прогнозировать предстоящую работу;
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
— выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами. Какие части слова вы знаете?
Ученик. Приставка, корень, суффикс, окончание.
Учитель. Как называются части слова?
Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ученик. Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Учитель. Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют?
Ученик. Изменение слова и подбор однокоренных слов.
Учитель. Какая морфема идет за приставкой?
Учитель. Вы хотите расширить свои знания о правописании корней?
Ученик. Да, мы хотим узнать больше.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. С чего начнём наше познание нового?
Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».
Учитель. Какой способ повторения нашей темы выберем?
Ученик. Выполнение морфемного разбора слов.
Учитель. Сделайте морфемный разбор следующих слов: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный.
(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).
Учитель. Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
Ученик. В слове «местность» выделяем корень «МЕСТ», далее суффиксы «Н» и «ОСТЬ», окончание – нулевое. В слове «известный» корень «ВЕСТ», приставка «ИЗ», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Звёздный: корень «ЗВЁЗД», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Счастливый: корень «СЧАСТ», суффикс «ЛИВ», окончание «ЫЙ». Сердце: корень «СЕРДЦ», окончание «Е». Вкусный: корень «ВКУС», суффикс «Н», окончание «ЫЙ».
Учитель. Ребята, в чём особенность в написании этих слов?
Ученик. Эти слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Учитель. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?
Ученик. Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Например, в таблице это хорошо видно:
Учитель. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.
Учитель. Какие орфограммы в корне вы нашли?
Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце.
Учитель. А можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово?
Ученик. Можно, вкусен .
Учитель. Есть ли в этом слове непроизносимое согласное?
Ученик. Пожалуй, нет.
III. Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
Учитель. В чём заключается правописание таких слов?
Ученик. Не знаем.
Учитель. Ребята, в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет. Например, чудеСНый-чудесен, опаСНый-опасен, прекраСНый-прекрасен.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
V. Реализация построения проекта.
Учитель. Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске.
Учитель. Найдите в таблице слова с непроизносимыми согласными в корне слова?
Ученик. В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть.
Учитель. Ещё какие наблюдения вы провели?
Ученик. В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный. В левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен. Но здесь непроизносимых согласных нет .
Учитель. В чём заключается ваша задача?
Ученик. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.
Учитель. Правильно, ребята. А теперь найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный .
Ученик. Силос, сенокос.
Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Выразим наш вывод в обобщённом виде, составим эталон. Кто попробует?
Ученик. Попробуем подобрать проверочное слово к слову чесТный – чес т ь, но к слову: опаСНый – опа сен . Данный пример можно использовать в виде эталона.
Учитель. Молодцы. Значит, мы сейчас можем объяснить правописание слов, которые вызывали у нас в начале урока затруднение?
Ученик. Да, потому что мы придумали эталон.
Учитель. Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?
Ученик. Мы можем обратиться к эталону. Где?
Учитель. Прочитайте на доске примеры.
Ученик. Ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный.
Учитель. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?
Ученик. Воспользуемся эталоном ( чесТный – чес т ь, опаСНый – опа сен ) и орфографическим словарём. Например, проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость . Получаются такие слова: ненасТный, неизвесТный, учасТник, прекрас()ный, весТник, радосТный.
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель. Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Выпишите сначала слова с непроизносимыми согласными, затем остальные. Обозначьте орфограммы. Начнём с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца:
1вариант. стороЖка — стороЖить
2 вариант. месТность — месТо
Учитель. Продолжаем самостоятельно.
Ученик. ОстроВки-остроВок, извесТный-извесТие, лёГкий-лёгок.
Учитель. Ребята, испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Ребята, теперь выполним упражнение 48. Что пропущено в словах: СН или СТН? Имейте в виду, что в некоторых словах с СН непроизносимых согласных нет. На работу 5 минут.
Учитель. 5 минут истекли. Ваши следующие действия?
Ученик. Проведём самопроверку по эталону ( чесТный – чес т ь, но: опаСНый – опа сен ):
ОкреСТность-окреСТ, радоСТный-радосТь, груСТный-грусТь, вкуСНый-вку сен , чудеСНый-чуде сен , веСТник-весТь, прекраСНый-прекра сен , интереСНый-интере сен , учаСТник-учасТие, неизвеСТный-извесТие, ненаСТный-ненасТье.
Учитель. А теперь, ребята, напишем небольшой диктант. Проверим свои умения по правописанию непроизносимых согласных в корне слова.
В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идёте по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно кругом вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике. (Д.Мамин-Сибиряк)
Учитель. Назовите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне?
Ученик. Гигантский, празднично, радостно, чувствуете, празднике.
Учитель. Как написать их правильно?
Ученик. Нужно воспользоваться эталоном. Гигантский-гигагнт, радостно-радость. А вот с остальными мы не справились.
Учитель. Ребята, у таких слов как празднично, чувствуете, празднике — проверочных слов нет, правописание данных слов надо запомнить.
Ученик. Значит, мы их должны проверять по орфографическому словарю.
Учитель. Да. Молодцы, что догадались.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. А теперь, ребята, поработаем над следующим заданием:
1) На экране слова. От каких слов образовались они? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы
Ученик (читает). Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.
Эталон: чесТный – чес т ь, но: опаСНый – опа сен
Учитель. Проведите самопроверку по эталону.
Ученик. АгенТство — агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь.
Учитель. Следующее задание: 2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?
Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.
Ученик. Колесо — колёсный, вкус — вкусный, силос — силосный, чудеса — чудесный, интерес — интересный, сенокос — сенокосный, ужас — ужасный, опасение – опасный. Проверочные слова: колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.
Учитель. Молодцы, справились. Далее 3) задание: Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.
Прекрасное село, праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чувство (на экране).
Ученик. Сначала записываем: Праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, удивительное чувство. Потом остальные: прекрасное село , чудесная комната, интересная прогулка. Так как здесь нет слов с непроизносимыми согласными в корне.
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Чему был посвящён урок?
Ученик. Правописанию непроизносимых согласных в корне слова.
Учитель. В чём суть правописания непроизносимых согласных в корне? Ученик. Уметь подобрать проверочные слова.
Учитель. Какие затруднения мы испытали?
Ученик. Не всегда правильно вставляем буквы.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Ученик. Правила проверки непроизносимых согласных в корне.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.
2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.
3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».
4. Задания для умников и умниц!
Найдите и запишите слова с сочетаниями стн, ств, здн, рдц.
Учитель. Спасибо, мы сегодня поработали плодотворно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Суворовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
« Правописание непроизносимых согласных в корне слова »
учитель русского языка и литературы
Демина Татьяна Александровна
Тема урока : Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Тип урока: урок систематизации знаний
а) умения «видеть» орфограмму в корне с непроизносимой согласной и умения объяснять её написание;
б) способности к написанию слов с непроизносимой согласной в корне;
мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта.
Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран
Демонстративный материал: алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне; лист для самопроверки.
I . Мотивация к учебной деятельности.
1) Организация актуализации требований к учебной деятельности 2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («
3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность .
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
— Как называются части слова? (Морфемы).
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Правописание проверяемых согласных в корне слова)
-Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют? (Изменение слова и подбор однокоренных слов).
— Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
— Вы хотите расширить свои знания о правописании корней? (Да.)
— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).
4) Организация обобщения актуализированных способов действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» — «могу» -«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
— С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»).
— Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
— Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный. (слайд №1)
(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
— В чём особенность в написании этих слов? (Это слова с непроизносимыми согласными в корне слова)
— Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова? (Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо) (слайд №2)
— Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? (материал усвоен на достаточном уровне)
— Какие орфограммы в корне вы нашли? (правописание непроизносимых
согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце). — Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока. — Можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово? (можно, вкусен ) — Есть ли в этом слове непроизносимое согласное? ( нет)
— Можете вспомнить такие слова? (нет)
— В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях трудных слов).
III . Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
1) Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
2) Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
3) На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
— В чём заключается правописание таких слов? (В некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет).
IV . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Организация построения проекта выхода из затруднения:
1)Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Уточнение и согласование темы урока.
3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).
4) Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными).
— Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание непроизносимых согласных в корне слова).
— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V . Реализация построения проекта.
1) Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организация фиксации нового способа действия в речи.
3) Организация фиксации нового способа действия в знаках ( с помощью эталона).
4) Организация фиксации преодоления затруднения.
5) Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
— Обратите внимание на слова, записанные на доске. (слайд №3)
— Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть).
— Еще какие наблюдения вы провели? (В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный; в левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен; Но здесь непроизносимых согласных нет ). -В чем заключается ваша задача? (Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю)
-Найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный . ( силос, сенокос)- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
— Т еперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да)
— Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры : ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный. (слайд №5)
Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном и орфографическим словарем ).
(Проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость ) (слайд №6)
— Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу)
V I . Первичное закрепление во внешней речи.
1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
– в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. стороЖка — стороЖить
2 вариант. месТность — месТо
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
V II . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия.
(в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
— Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
— Задание для всех: упр № 48 . Кто закончит раньше, выполнит упр. 49. На работу 5-7 минут.
Выполняем упр. 49. В левый столбик напишите слова с непроизносимыми согласными в корне, в правый – с СН.
— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII . Включение в систему знаний и повторение.
1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
— Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем подобрать проверочные слова).
Работа в парах :1) На экране слова. От каких слов образовались они. Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы
Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.
-Проведите самопроверку по эталону.
АгенТство — агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь. (слайд №8)
2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?
Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение. (слайд №9)
(колесный, вкусный, силосный, чудесный, интересный, сенокосный, ужасный, опасный) (слайд №10)
3) Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.
Прекрасное село, празДничный фейерверк, счасТливый случай, широкая лесТница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чуВство . (слайд №11)
I Х. Рефлексия учебной деятельности.
1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.
2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.
— Чему был посвящен урок? (Правописанию непроизносимых согласных в корне слова)
— В чем суть правописания непроизносимых согласных в корне? (Уметь подобрать проверочные слова).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно вставляем буквы).
— Что помогло нам их преодолеть? (Правила проверки непроизносимых со гласных в корне).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.
2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.
3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание непроизносимых согласных» 5 класс
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание непроизносимых согласных» 5 класс»
Тема: Правописание непроизносимые согласных.
Учитель: Воробьёва И.С.
вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.
корректировать и развивать
логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
умение связно и грамотно излагать свои мысли;
внимание, память, эмоциональную сферу;
коммуникативные качества речи;
положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
уважительное, бережное отношение к родному языку;
умение рационально использовать время;
Методы: постановка проблемных вопросов.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, раздаточный материал.
1. Организационное начало урока (приветствие, запись в тетрадь числа, словосочетания «классная работа»).
2. Оптимизация знаний, определение темы урока.
Тема урока на доске записана не полностью. Только слово «Правописание…».
— Ребята, тема урока опаздывает, но она прислала письмо с заданием, которое поможет определить тему урока.
На экране слова:
— Что нужно сделать с этими словами? (Выбрать правильно букву).
— Как вы это сделаете? (Подберем проверочное слово так, чтобы сомнительный согласный слышался отчетливо).
— Запишите слова, подбирая проверочное слово, выделяя корень слова. (У доски работает один человек).
Опасность – опасен (корень -опасен-)
Узкий – узенький (корень -уз-)
Яростный – ярость (корень -ярост-)
Сказка – сказочка (корень -сказ-)
Интересный – интересен (корень -интерес-)
Проверка выполненной работы, выставление оценки.
— Какие звуки обозначают вставленные вами буквы? (Согласные звуки).
— В какой морфеме находятся эти буквы? (Эти буквы находятся в корне слова).
— Продолжите тему урока:
— Правописание (каких звуков?) непроизносимых согласных .
— Запишите тему урока в тетрадь.
— Чему вы можете научиться на уроке с данной темой? (Написанию согласных в корне).
— Вспомните, как проверить написание согласных в корне. (Слово необходимо изменить таким образом, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный. Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался отчетливо).
3. Практическая работа.
Работа по карточкам в парах. Два человека у доски.
Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.
Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.
Походка – ходить, крепкий – крепость, поздно – опоздать, просьба – просить, тростник – тросточка, гибкий – гибок, ужасный – ужасен, хлестнуть – хлестать, резкий – резок, пастбище – пасти, счастливый – счастье.
Проверка, взаимопроверка, выставление оценок.
5. Закрепление темы.
— Вы хорошо справились с заданием. Следующее задание будет сложнее, но я уверена, вы с ним справитесь.
— Выполнение упражнения 38.
— Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.
До чего же сегодня день прелестный.
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Сегодня (необходимо запомнить), прелестный – прелестен, солнце – солнышко, празднично (необходимо запомнить), местность – место, местечко, окрестность (окрестить), сердца – сердечко.
— Очень хорошо. Следующее задание даст вам возможность побыть писателями.
6. Творческое задание.
— Посмотрите в окно. На дворе бабье лето. Используя слова из предыдущего упражнения, напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень».
Проверка, чтение сочинений, взаимопроверка правильности написания слов с непроизносимой и сомнительной согласной. Выставление оценок.
— С какой орфограммой на уроке работали? (Правописание согласного в корне).
— Как проверить написание согласного в корне? (Изменить слово таким образом, чтобы этот согласный произносился и слышался отчетливо).
— Сдавая тетради, прикрепите смайлик: веселый – уверен в своих знаниях, грустный – сомневаюсь.
9. Домашнее задание.
— Подготовить словарную работу по теме «Правописание согласного в корне слова». (10 слов) или упражнение 37.
Работа по карточкам в парах.
Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.
Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.
Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.
До чего же сегодня день прелестный.
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Посмотрите в окно. На дворе бабье лето. Используя слова из предыдущего упражнения, напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень».
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-tema-pravopisanie-neproiznosimih-soglasnih-v-korne-slova-3446415.html
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-temu-pravo-18.html