Конспект урока с презентацией правописание наречий

Конспект урока и презентация на тему «Правописание наречий»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_narechiy_7_klass.rar233.13 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание наречий. Дефис в наречиях. 7 класс

(конспект урока русского языка)

  • познакомить обучающихся с условиями дефисного написания наречий;
  • учить детей находить наречия в тексте;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность; воображения;
  • способствовать формированию познавательного интереса обучающихся, формированию жизненных установок.

1. Формирование психологического настроя.

-Знаете ,когда на улице не очень хорошая погода и настроение не очень. Давайте поднимем друг другу настроение , сотворив чудо. Чтобы это случилось ,вам нужно ответить на вопросы.(ответы предполагают использование наречий)

-Как у вас сейчас дела? (хорошо)

— А всегда вы рады другу? (всегда)

— Очень мы хотим зимы? (очень)

— Чудо точно к нам придет? (точно)

Чудо в гости к нам придет,

Всем подарки принесет….

— ну и я хочу преподнести вам небольшие подарки из хороших оценок, которые вы получите на уроке.

2. Повторение изученного по теме “Правописание наречий”.

1) -Какую тему вы изучаете? ( По-моему, вы изучаете тему “Наречие”. Я угадала? Вы на мой вопрос отвечали одними наречиями.)

*Что вы уже знаете о наречиях? (Ответы детей)

2) -Да, вы уже настоящие знатоки. Поэтому работать предлагаю вам как команде знатоков , а капитаном буду я , и буду оценивать ваши ответы. За правильные ответы вы будете получать жетоны.

3. Новый материал.

-Мы вспомнили много наречий, вспомнили правила их написания. Эти знания пригодятся вам при сдаче экзаменов . Но вам известно правописание еще не всех наречий.

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

-Как пишутся эти наречия? Как бы вы определили новую тему – тему сегодняшнего урока?

Тема: “Дефис в наречиях ”

***Запись в тетрадь числа, вида работы, темы.

-Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться?

***Целеполагание: узнать, когда наречия пишутся через дефис, т.е. условия дефисного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно (слайд).

-Давайте еще раз обратимся к наречиям, внимательно посмотрим, может быть, произнесем их.

-Есть ли у вас варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего, каким способом образовано наречие?

-То, -либо, -нибудь. Кое-.

1 .Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис

Запись в тетрадь: Через дефис:

5) сложение слов или основ.

Примеры со слайда

2. Образец графического объяснения орфограммы “Дефис в наречиях”.

3. Вот мы и выяснили все условия дефисного написания наречий

Сверим наши наблюдения, находки с учебником. С. ________(чтение правила).

  • 1) КОЕ- …;
  • 2) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ;
  • 3) сложение слов или основ;
  • 4) ПО-…, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ;
  • 5) В-, ВО-…, если есть суффиксы -ИХ, -ЫХ

А) Упр. ____________

Тем, кто работает быстрее – составить предложение с наречиями.

Б) А теперь я вам предлагаю обратиться к тексту, который лежит у всех на столах.

Текст создан по мотивам сказки Феликса Давыдовича Кривина.

Для начала познакомимся с ним.

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб.

Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.

Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое_ где ещё встречались люди, которые не хотели жить по _новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по _иному.

На улицах стало по _весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. Во _первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во _вторых, где _нибудь ещё ,может быть , нужна его помощь.

По мотивам сказки Ф.Д.Кривина

-Что стало причиной эпидемии в городе? (“Не твое дело” – равнодушие)

-Как проявлялась болезнь? Какие симптомы, признаки болезни появились? (Исчезли улыбки, радость)

-Как зовут докторов? (Это названия лекарств)

-Какие причины заболевания они находят? (Что-то желудочное, простудное)

-Какое здоровье хотели лечить доктора? А какое надо было лечить?

-Кому удалось победить болезнь? Какой он? (Лесорубу – веселому, неравнодушному)

-Что нам нужно сделать, чтобы не заболеть такой болезнью? (Не быть равнодушным, улыбаться, делать добрые дела)

-В тексте встретилось много наречий. Я предлагаю поработать над ними, графически объяснить их правописание – проверить себя.

***У вас задания среднего уровня сложности, на “4”. Познакомьтесь с ним. Если вы уверены в своих силах и считаете, что можете выполнить задания сложнее или наоборот понимаете, что нужна подсказка, то поднимите руку – я дам вам другое задание – посложнее или полегче.

Задание: вместо “_” в наречиях впишите:

  • дефис, если считаешь, что данное наречие пишется через дефис,
  • соединение двух букв, если считаешь, что наречие пишется слитно,
  • оставь клетку пустой, если считаешь, что наречие пишется раздельно.

***В задание низкого уровня добавляется правило – условия выбора написания.

Приставка КОЕ-…Суффиксы …-ТО, …-ЛИБО, …- НИБУДЬ

Приставка ПО-, если есть суффиксы -ОМУ, -ЕМУ,

Приставка В- (ВО-), если есть суффиксы -ЫХ,- ИХ

ПОВТОР слов или основ слов

пишутся с наречиями через дефис

***В задании повышенного уровня сложности добавляется задание – выделить орфограммы во всех наречиях, наречия подчеркнуть как члены предложения.

5. Домашнее задание .

1) Упражнение ________________________.

2) Письменно ответить на вопрос: “Нужен ли в нашем селе Лесоруб?”. Докажите свою точку зрения.

3) Нарисовать рисунок на дефисное написание наречий

Что узнали нового за урок ?

— Когда наречия через дефис ?

-Что делать, чтобы не потерять радость в жизни?

Мнение капитана команды о работе на уроке.

Подсчитывается количество жетонов, полученных детьми за урок.

-Выберите карточку, соответствующую вашим ощущениям.

При выходе положите её на лист.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречием».

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

Данный урок проводится по методическому комплексу М.М. Разумовской.

Урок русского языка по теме «Правописание наречий». 4-й класс

Класс: 4

Цель: – обобщить знания детей по теме “Наречие”.

  1. Образовательные: Создать условия для приобретения учащихся опыта правописания наречий, распознавания наречия среди других частей речи.
  2. Развивающие: для развития логического мышления, внимания, памяти, развития речи учащихся.
  3. Воспитательные: для воспитания аккуратности, самостоятельности, терпения друг к другу, воспитания интереса к русскому языку и русской поэзии.

I. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.

– Добрый день, сейчас у нас урок русского языка. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты и волшебных звуков. Послушайте рассказ об одной из частей речи и догадайтесь, с какой из них мы будем работать.

Она появилась в русском языке позже других частей речи (имен: существительных, прилагательных, числительных) и глаголов. Слово – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи “ПРИГЛАГОЛИЕМ” (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию в том, что она должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или “накладываться” на глагол – речь. О какой части речи этот рассказ?

Да, это наречие. У наречий много секретов, с которыми вы познакомитесь позже. Но кое-какие из них мы разгадали на предыдущих уроках . Определите тему урока

II. Введение в тему урока.

Так уж получилось, что изучение темы “Наречие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она принесла нам холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
А.С.Пушкин

– Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?
– Поэт говорит о неяркой, неброской красоте поздней осени.
– “Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”.

1. Эмоциональный настрой. А сейчас ребята соберите из слов предложение: нас, все, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас все получится.

Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, все получится.

2. Мобилизирующий этап.

– Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала к нам в класс на урок. (У вас на партах лежат осенние листочки, на них вы будете себя оценивать.)
– Перед работой подготовим наши пальчики,.

Вот помощники мои, (хлопки в ладоши)
Их как хочешь поверни. (вращение рук в кистях)
По дороге белой, гладкой (ладошка “моет” другую)
Скачут пальцы, как лошадки. (пальцы “бегают” по столу)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок (постучать в кулачки)
Скачет резвый табунок. (хлопки в ладоши)

III. Минутка чистописания.

Мы напишем три буквы. Вы их найдете в первом слове и обозначают они гласные звуки. Напишите 6 вариантов расположения этих букв, следите за соединениями.

– На второй строчке напишите предложение. Пишем красиво, правильно соединяя все буквы.

Оцените себя. Поменяйтесь тетрадями, оцените работу своего соседа. Если согласны, оставьте его оценку, а если не согласны, через тире поставьте свою.

IV. Словарная работа.

– В народе говорят “Осенние месяцы холодны, да сыты”. Как вы думаете, почему?
– Верно, с наступление осенней поры мы собираем урожай. И сейчас мы с вами тоже соберём урожай, конечно, не овощей, а словарных слов по теме “Наречие”. Вспомнить 5 наречий из домашней работы.

Для того, чтобы открыть секреты наречий, что нам нужно? (Повторить.)

V. Обобщение знаний о наречии.

Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка № 1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие – неизменяемая часть речи.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?
Наречие – обозначает действие предмета.
Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

Подумайте и скажите, от какой части речи могут образовываться наречия?

– Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:

Один из детей работает у доски.

Быстрый – быстро.
Тихий – тихо.
Близкий – близко.
Правый(здесь мнения детей разделились) – справа, направо, вправо.

– Как образовались наречия от слова “правый”?

Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

– А какие суффиксы вы написали в этих словах? А вот как мальчик-иностранец:

Почему ошиблись некоторые из вас и Ганс? (Не знаем правила правописания наречий с приставками.)

Давайте вернемся к теме урока и уточним ее и цель

V. Изучение нового материала.

1. Групповая работа по уровням.

Сегодня на уроке вы сами “откроете” правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.

1-я группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило. Подберите (Схему – опору).

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2-я группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Слевавлево
издавнаналево
докрасназаново

Запишите слова, выделите орфограмму.

3-я группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Слевавлево
издавнаналево
докрасназаново

Ответьте на следующие вопросы:

– К какой части речи относятся все написанные слова?
– Выделите приставки.
– В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

2. Творческое задание.

– Придумайте способы запоминания нового правила. (Схему – модель.) Прочитайте на карточках, как справился с таким заданием Витя.

На карточках текст.

– НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.
– НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

– Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.
– Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два “волшебных” слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

– Да, придумано неплохо, – говорит Вера, – да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом. (Слайд)

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое “открыл” Витя. (Работа в парах.)

Дети делают выводы.

3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс -о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс -а.

Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.

Если наречие – выполняем приседание,
имя существительное – наклон вперёд,
имя прилагательное – наклон влево,
глагол – наклон вправо.

Показываю карточки со словами:

прекрасно, поёт, высокий, часто, снег, вверх, горький, пишет, слева, река, весенняя, бегает

Самостоятельная работа (карточка № 4). (На доске алгоритм действий.)

Выпишите в 1 столбик наречия с суффиксом А, в другой столбик наречия с суффиксом О. Устно составить словосочетания глагол + наречие, предложения с данными наречиями.

– А теперь, завершая наш осенний марафон ,вы самостоятельно выполните тест. “НАРЕЧИЕ”.

1. Какой частью речи является наречие?

служебная
самостоятельная

2. На какие вопросы отвечает?

Кто? Что?
Что делает?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Где? Куда? Откуда?

3. Что обозначает наречие?

предмет
признак предмета
признак действия
действие предмета

4. Как изменяется наречие?

никак не изменяется
по падежам
по числам и падежам
по временам

5. Найди словосочетание с наречием

медленная музыка
звучала медленно
вышел на улицу
ветка яблони

6. Выбери пропущенное слово в утверждении: Наречие ……… словами-командирами.

согласуются со..
управляются
примыкают к …

7. Чаще всего наречия относятся к …

глаголам
именам существительным
именам прилагательным
местоимениям

8. Выбери суффиксы, которые встречаются в наречии:

9. Какое слово разобрано НЕверно по составу?

10. В каком наречии допущена ошибка?

налева
слева
справа
в

Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своих соседей с правильными ответами на слайде. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашим товарищам ещё нужно поработать по данной теме. Командиры групп поставьте оценки участникам групп.

– Встаньте, пожалуйста, те группы, которые получили отметки “5” за тест. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме “Наречие”. Сегодня все работали хорошо, я думаю, что у нас все получилось.

А что думаете вы?

VI. Рефлексия: закончите предложения.

Cегодня я на уроке .

Себя я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

– А сейчас оцените себя по лесенке знаний

VII. Итог урока (звучит музыка), дифференцированное домашнее задание по выбору учащихся:

Творческое задание: придумать свой способ запоминания написания наречий с предлогами.

* Задача-шутка: как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? Какие наречия помогут вам в этом?

* Используя этимологический словарь, электронный словарь найти материал о происхождении наречий: дотла, начеку, нечаянно

Конспект рока русского языка с презентацией по теме «Правописание наречий» (4 класс)

Выбранный для просмотра документ Презентация.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «СОШ№14» г. Новомосковска Тульской области Хлопянова Татьяна Витальевна, учитель начальных классов Правописание наречий (суффиксы –О и –А) 2011 г.

прямо п н к г н р о я а п м н а у о

Тема: Безударные гласные в конце наречий Цели: 1) Повторить 2) Учиться изученное по теме «Наречие» правильно писать наречия

завтра однажды около сегодня сейчас интересно медленно радостно

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

а с- из- до- о в- на- за-

В лесу еще свежо и сыро от утренней росы. Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Высокая крапива слегка жжёт мокрые ноги.

— Какие трудности были сегодня на уроке? — Что вам понравилось, было интересно? Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового.

Вы очень хорошо работали на уроке. Вот вам моё домашнее задание. Оно на карточках.

Используемые источники Доска http://17986.globalmarket.com.ua/data/530381_1.jpg Сова http://img12.proshkolu.ru/content/media/pic/std/5000000/4389000/4388043-c00e2d1305449e58.jpg

Выбранный для просмотра документ Тема урока.doc

Хлопянова Татьяна Витальевна русский язык

учитель начальных классов 4 класс

г. Новомосковска Тульской области

Тема урока: Правописание наречий.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский – по Ю.К.Бабанскому)

Роль и место темы в курсе: Данный урок входит в раздел «Наречие» и является третьим уроком данного раздела.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): « Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки».

Формы организации учебной деятельности:

Цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся по теме урока.

Дать возможность учащимся самостоятельно выявить правило написания наречий с приставками; систематизировать знания о грамматических признаках наречия

Воспитание интереса к родному языку. Стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников

Создать условия для развития: самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Программные средства Microsoft Power Point , Microsoft Word .

Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

Раздаточный материал – карточки

Урок с применением Информационно-коммуникационных технологий. УМК «Школа России».

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма деятельности

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Выполняют просьбы учителя.

Целеполагание и мотивация

Вводит в тему урока

Определяют цели и задачи урока

Задает вопросы по теме

Отвечают на поставленные вопросы

Решение учебной задачи

Организует работу по теме урока

Решают учебную задачу, используя подсказки учителя

Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

Предлагает выбрать домашнее задание

Выбирают по желанию

I. Оргмомент.

II. Целеполагание и мотивация.

1. Формулирование учащимися темы, цели урока.

У.: — Используя ключ к коду, расшифруйте слово, (слайд №2)

— определите, какой частью речи является это слово,

— выделите орфограмму в нём,

— сформулируйте тему урока.

Дети: — Это слово «прямо»

Далее дети делают вывод о теме урока и ставят цели.

— Тема: Безударные гласные в конце наречий (слайд №3).

У.: — Используя опорные слова, определите цели.

Цели:

1) Повторить: (изученное по теме «Наречие»)

2) Учиться правильно: (правильно писать наречия)

2. Словарная работа.

Учитель: — Начнем со словарной работы. Выполним упражнение 18 с.132.

Дети выписывают слова из словарика на указанные буквы з, и, м, о, р, с.

3. Взаимопроверка тетрадей.

— Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения работы.

Дети выписали слова: 1 столбик – завтра, однажды, около, сегодня, сейчас

2 столбик – интересно, медленно, радостно

А теперь проверьте себя по слайду (слайд №4)

III. Актуализация

1. Обобщение теоретических знаний:

У.: — Прочитайте внимательно утверждения на карточках (карточка №1), подчеркните верные:

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

2. Фронтальная проверка.

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи, отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? Обозначает признак действия, признак признака, время и место действия.

3. Словообразование наречий.

— Образовать наречия от прилагательных, назвать орфограммы:

Один из детей работает у доски.

Быстрый – быстро (безударная гласная О в суффиксе)

Тихий – тихо (безударная гласная О в суффиксе)

Близкий – близко (безударная гласная О в суффиксе, парная согласная З в корне, проверочное слово «близок»)

Правый – (здесь мнения детей разделились) — справа, направо, вправо

— Как образовались наречия от слова «правый»?

Вывод: наречия могут образовываться от прилагательных с помощью приставок и суффиксов.

— А какие суффиксы вы написали в этих словах?

Дети дают разные ответы: кто-то написал –О, кто-то – А.

IV. Изучение нового материала.

1. Групповая работа по уровням (карточка №2)

Сегодня на уроке вы сами «откроете» правило написания суффиксов, а потом мы вернемся к этим словам.

1 группа (высокий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в написании. Сформулируйте правило.

Слева, налево, влево, издавна, заново, докрасна

Запишите слова по группам в зависимости от правила, выделите орфограмму.

2 группа (средний уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

3 группа (низкий уровень).

Задание: Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова.

Ответьте на следующие вопросы:

— К какой части речи относятся все написанные слова?

— В каких наречиях пишется О, а в каких А – в зависимости от приставки.

Запишите слова, выделите орфограмму.

2. Творческое задание.

— Придумайте способы запоминания нового правила.

На карточках текст (карточка № 3 ).

— НАВЗАО и ДОСИЗА! – кричит Витя, влетая в класс.

-НАВЗАО и ДОСИЗА! Замечательная штука! Сегодня же мы её применим на диктанте!

Витины друзья с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

— Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него Вера.

— Это не я придумал. Это мудрец советует изучить два «волшебных» слова: НАВЗАО и ДОСИЗА, которые помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА-

пишется в конце О, а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- пишется в конце А. Ведь ловко придумано?

— Да, придумано неплохо, — говорит Вера, — да только ты опоздал со своим мудрецом. Ещё вчера на занятиях кружка Андрей Иванович сообщил более простой способ проверки гласных в конце наречий. Достаточно взять существительное среднего рода ОКНО с предлогом…

Попробуйте догадаться, какие предлоги нужно употребить вместе с существительным и как проверить написание наречия по этой подсказке. Используйте правило мудреца, которое «открыл» Витя.

Дети делают выводы.

3. Проверка результатов деятельности групп. Формулировка правила написания суффиксов наречий

В наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а.

— Сравните свои выводы с выводами Грамматика с.131 (слайд №6).

Возвращение к словам направо, справа, вправо. Объяснение написания.

Физминутка.

4. Закрепление

Самостоятельная работа (карточка №4).

— Вставьте пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж_ и сыр_ от утренней р_сы. Мокрые ветки то слев_, то справ_ ложатся на плечи. Высок_ крапива сл_гка жжёт мокр_ ноги.

Разберите последнее предложение по членам и обозначьте части речи.

— Разберите по составу наречия с приставками.

— Проверьте выполнение работы у соседа по парте. Какие буквы вы вставили на месте пропущенных, проконтролируем себя по слайду №7.

V . Рефлексия (слайд №8).

— Расскажите всё, что вы узнали на уроке нового?

— Какие трудности были сегодня на уроке?

— Что понравилось, было интересно?

VI . Домашнее задание (слайд №9). Уроки мудрой совы (на карточках по выбору).

— Я приготовила для вас домашнее задание от имени мудрой совы, подойдите на перемене и выберите карточку для себя по вашему желанию (карточки вывешены на стенде)

В.В.Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.

Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». – М.: Просвещение, 2010. В 3 ч. Ч.3 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2010. – 96 с.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/644987

http://infourok.ru/konspekt_roka_russkogo_yazyka_s_prezentaciey_po_teme_pravopisanie_narechiy_4_klass-132278.htm