Конспект урока сказуемое 5 класс

Урок в 5 классе по теме «Сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока и презентация на тему «Сказуемое» по программе Т.А.Ладыженской и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
skazuemoe_5_klass.rar1.66 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Главные члены предложения. Сказуемое.

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие.

Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

Организацион-ный момент. Мотивация.

Кости – основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение … .

— Закончите мою мысль! (тоже строится на фундаменте – грамматической основе).

Одну из частей фундамента – подлежащее — мы уже основательно разобрали на прошлом уроке.

Личностные: интерес к изучению русского языка.

Коммуникатив-ные: формулировать собственное мнение.

Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом.

Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

Проверьте себя по учебнику – стр. 76. Оцените себя.

Регулятивные: контроль знаний, самооценка.

— Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1).

— Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?

— Выделим главные члены в предложениях из сказки.

Была зима. На улице холодно.

-Чем необычно второе предложение?

— Чем выражено сказуемое?

Познавательные: извлечение из текста необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Формули-рование цели и постановка проблемного вопроса урока.

— Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем занятии.

— Как нам добыть новые знания? (Мы будем исследовать языковой материал).

— Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены)

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, целеполагание.

Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Открытие нового знания.

Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?

  1. Предложения :
  1. Гроза постепенно удалялась.
  2. Этот край очень скромен.
  3. Птицы – наши друзья.
  4. Первые листики зелёные.
  5. Люблю я пышное природы увяданье.
  6. Скинуло кафтан зелёный лето.
  7. Утро свежо.

— Как будем находить сказуемые? – Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий. Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах).

— Представьте свои алгоритмы.

Регулятивные: искать пути решения проблемы.

Коммуникативные: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: извлечение из текста необходимой информации , умение строить высказывание.

Решение учебной задачи

Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

  1. Гроза постепенно удалялась.
  2. Этот край очень скромен.
  3. Птицы – наши друзья.
  4. Первые листики зелёные.
  5. Люблю я пышное природы увяданье.
  6. Скинуло кафтан зелёный лето.
  7. Утро свежо.

-Представим результаты деятельности.

— Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?

— Проверим себя, прочитав правило на стр.77

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Первичное закрепление знания

Предлагаю выполнить упр. 167 (по заданию, самостоятельно, с последующей самопроверкой)

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Контроль усвоения материала

Проведём тестирование «Верно — неверно»:

1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

Проводят самоанализ и взаимопроверку

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности.

Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

Выучить правило на стр.77

1.Упр.167 (базовый уровень)

2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень).

Малиновская Валентина Степановна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме » Проценты» составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.

Эпиграф к уроку:»Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович .

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого.

Методический материал к проведению открытых уроков.

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре.

Конспект урока 7 класс.Тема урока «Из Лондона в Евпаторию»Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia.

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения&raquo.

Конспект урока «Сказуемое». 5 кл.

Конспект урока » Сказуемое» . 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сказуемое». 5 кл.»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: работа в парах, коллективная.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Оргмомент. Введение в тему урока.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

— Посмотрите на эти пары (СЛАЙД 1)

Первой выступает пара Синтаксис и Пунктуация.

Что обозначают эти понятия? Дайте им объединяющее название (разделы лингвистики)

— За ними дружно следуют Словосочетание и Предложение.

Объедините и эти понятия в одно. Это … . (единицы синтаксиса)

— А вот это пара пока неполная. Вы уже познакомились с Подлежащим.

А кто же выступает с ним в паре?

— Вы правы: это сказуемое.

Сегодня на уроке мы поговорим о СКАЗУЕМОМ.

Какой это член предложения? (Главный чл. предложения.)

— Как мы называем подлежащее и сказуемое? ( Грамматическая основа предложения)

Запись даты, вида работы, темы урока «Сказуемое» (СЛАЙД 2).

Формулирование целей урока.

Как вы думаете, что мы должны вспомнить на этом уроке?

Чему мы должны научиться? Что узнать? (СЛАЙД 3)

Повторение известного материала о сказуемом.

Начнём с повторения уже известного вам материала о сказуемом.

Задание 1: вам нужно ответить на вопросы ДА или НЕТ (СЛАЙД 4)

Сказуемое – это главный член предложения? Да

Сказуемое обозначает предмет речи, то, о чём говорится в предложении? Нет

А что же обозначает сказуемое? (то, что делает предмет, т.е. сообщает о подлежащем)

Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? Да

Сказуемое выражается глаголом? Да

Сказуемое подчёркивается одной чертой? Нет

А как оно подчёркивается? (двумя чертами)

Теперь сформулируем то, что вам известно о сказуемом (СЛАЙД 5)

Сказуемое – это ГЧП,

который обозначает- то, что сообщается о подлежащем,

отвечает на вопрос: что делает предмет?

подчёркивается двумя чертами.

Открытие нового знания.

сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

Гроза постепенно удалялась.

Этот край очень скромен.

Птицы – наши друзья.

Первые листики зелёные.

Люблю я пышное природы увяданье.

Скинуло кафтан зелёный лето.

-Представим результаты деятельности.

— Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?

— Проверим себя, прочитав правило на стр.77

Решение учебной задачи

Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?

Гроза постепенно удалялась.

Этот край очень скромен.

Птицы – наши друзья.

Первые листики зелёные.

Люблю я пышное природы увяданье.

Скинуло кафтан зелёный лето.

— Как будем находить сказуемые?

– Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий.

Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах).

— Представьте свои алгоритмы.

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Внимание на экран! (СЛАЙД 6)

Запишите предложение, выделите грамматическую основу, укажите, чем выражено сказуемое: Книга – наш друг и советчик.

(СЛАЙД 7) Леса в этих краях хвойные.

Давайте обратимся к опорной схеме: способы выражения сказуемого

Расскажите, что такое сказуемое, используя эту схему (рассказ по схеме)

5. Тренировочные упражнения.

Перед вами следующее задание – текст на экране и в ваших рабочих карточках.

Задача: выделить грамматическую основу, определить способы выражения подлежащего и сказуемого.

Много по осени грибов уродилось.

Да какие молодцы!

Под тёмными ёлками боровики стоят.

У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые.

Под высокими соснами маслята с сыроежками растут.

Они тоже хороши!

Итак, к какому определению сказуемого мы пришли? Как дополнили свои представления об этом главном члене предложения? (СЛАЙД 10)

И ещё одно задание.

(СЛАЙД 11) Перед вами предложение: Зелёная ёлочка стоит на опушке леса. Назовите подлежащее. Найдите сказуемое.

А теперь перестроим предложение: Только ёлочка на опушке леса стоит зелёная.

Подлежащее? А осталось ли прежним сказуемое?

Оказывается, сказуемое может быть выражено и несколькими словами.

Итак, сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем. Этот термин, как и термин подлежащее, ввёл М.В.Ломоносов.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».

6. Итоги урока. Рефлексия.

Итак, что же нового вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли мы поставленных целей?

7. Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал, подготовить ответ на тему: «Способы выражения сказуемого»;

составить текст на тему «Зима» из 7 – 10 предложений , использовав в них разные способы выражения подлежащего и сказуемого.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Сказуемое»

Тема: Главные члены предложения. Сказуемое.

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие.

Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

3. Постановка учебной цели.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Старый мостик (с)мыли потоки д…ждя. 2. Ска…ки Пушкина чита….т все. 3. Горо… укр…шает бульвар. 4. Игрушеч…ный танк мне под…рил брат.5. Читать – моё любим…е занятие.6. Пять минут т…нулись долго.

— Обозначьте грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

— Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?

— Правильно, это сказуемое.

Сформулируйте тему урока.

Запишите число, классная работа и тему урока:

— Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения сказуемого)

Делают задание на карточках, взаимопроверка.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.

— Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1).

Лингвистическая сказка по русскому языку

“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя — Субъект.
-Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
-А я-то думало, что я главное.
-Не расстраивайся, — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.

— Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?

— Выделим главные члены в предложениях из сказки.

Была зима. На улице холодно.

-Чем необычно второе предложение?

— Чем выражено сказуемое?

Чтение правила в учебнике

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Записывают предложения из упр. 163, выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.

Отвечают на вопросы.

Читают правило, выполняют упр. 164 устно


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-skazuemoe-5-kl.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-4016087.html