Конспект урока сказуемое простое глагольное сказуемое

Конспект урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

Цели урока:

1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».»

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

1. Углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

2.Развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений; познакомиться с простым глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать типы сказуемых.

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения предложения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

1 .Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи.

4. Изучение нового материала.

6. Закрепление изученного материала

7. Итоги урока (рефлексия деятельности)

8.Информация о домашнем задании

Организационный этап (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

— Вы начать урок готовы?

— Будем думать, рассуждать и друг другу помогать. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

— Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о подлежащем и способах его выражения. Предлагаю начать этот урок с синтаксического разбора предложения.

Верхом на буром коне выступал Чумбулат впереди своего народа.

— Ребята, кто такой Чумбулат? (Марийский богатырь)

— Каких богатырей вы еще знаете? Назовите.

— Какими качествами обладают богатыри?

Выполните полный синтаксический разбор предложения. (Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)

— Что такое подлежащее?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— А какие еще способы выражения подлежащего вы знаете?

III. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: Обсуждая затруднения, выдвигают предположения о теме урока. Запись учащимися темы урока.

— Какой член предложения соотносится с подлежащим по смыслу и

— Попробуйте самостоятельно дать определение сказуемого, ответив на три моих вопроса:

1. Каким членом предложения является сказуемое?

2. Какое значение имеет сказуемое?

3. Чем оно выражается?

(Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий действие, признак, свойство предмета. Сказуемое может быть выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным.)

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему.

— Каковы цели урока?

— Мы с вами сегодня на уроке будем говорить о сказуемом, о его видах, узнаем, что такое глагольное сказуемое и научимся его находить в предложении.

— Запишите тему урока. «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

IV. Изучение нового материала (проблемное объяснение нового знания).

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, что такое ПГС, глаголами, в какой форме оно может быть выражено, на какие группы делятся сказуемые.

— Итак, сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета. Сказуемое соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически.

— Сейчас проведем небольшое исследование и выясним, на какие две группы делятся сказуемые.

— Запишите предложения. Выделите грамматическую основу.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

— Чем отличаются сказуемые в этих предложениях?

— Подумайте, в каком слове выражено лексическое значение сказуемого, а в каком грамматическое значение.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю)

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр., ед. ч., изъявит.накл.)

— Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (Не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

— На какие две группы можно разделить сказуемые данных предложений? По какому признаку? (На сказуемые, состоящие из одного слова, в котором заключено грамматическое значение и лексическое значение сказуемого, и на сказуемые, состоящие из двух слов, при этом грамматическое значение и лексическое значение заключено в разных словах).

— Итак, по строению сказуемые можно разделить на две группы – простые и составные.

— На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.

Перед вами предложения:

1. Наступило утро.

2. Наступает утро.

3. Наступит утро.

4. Наступило бы утро.

5. Полюбуйтесь на природу ранним утром!

Прочитайте первое, второе и третье предложения. Выделите в них сказуемое. Уточните, какой формой глагола выражены сказуемые. (Сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени.)

Прочитайте четвертое предложение. Выделите в нем сказуемое. Установите, чем оно выражено. (Глаголом в условном наклонении).

Выделите сказуемое в пятом предложении. (Глаголом в повелительном наклонении).

Обобщим свои наблюдения и сделаем вывод. Страницы 48, 49, параграфы18, 19 (схема, правило).

— Каким количеством слов выражается лексическое и грамматическое значение в простом глагольном сказуемом?

— Скажите, глаголами, в какой форме выражается простое глагольное сказуемое?

Цель этапа: пауза, релаксация

Раз – мы встали, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись.

Три –в ладоши три хлопка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место сесть опять

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию.

Выполнение упражнения 95.

VII. Итоги урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока?

Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)………….

Сегодня на уроке я научился (лась)………

Урок дал мне для жизни……….

Оцените свою работу на уроке.

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

VIII. Информация о домашнем задании. Параграфы 18-19, упр. 98 (работа со словарем).

Простое глагольное сказуемое
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме

Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс.» Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
prostoe_glagolnoe_skazuemoe.docx16.05 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Простое глагольное сказуемое.

Цели урока: расширить представления учеников о простом глагольном сказуемом, его признаках, способах выражения;

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Что такое подлежащее
  2. Какие прилагательные и причастия называются субстантивированными
  3. Чем может быть выражено подлежащее

Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

  1. Н_что так (не) передает чистоты чел_веческих помыслов, как улы_ка.
  2. Жить – Род_не служить.
  3. Две капли брызнули в ст_кло.
  4. Смелый к победе буд_т стр_миться.
  5. Будущее прин_длежит людям чес_ного труда.
  6. Светлое завтра нах_дится в наших руках!
  7. Пять – моя любимая ц_фра
  8. Тихое ах выдало их пр_сутствие.
  1. ничто не передает — местоимение в И. п. + глагол
  2. жить — служить – инфинитив + инфинитив
  3. две капли брызнули –неделимое словосочетание + глагол
  4. смелый будет стремится — субстантивированное прилагательное + глагол в сложной форме будущего времени
  5. будущее принадлежит — субстантивированное причастие + глагол
  6. завтра находится – наречие + глагол
  7. пять – цифра числительное в И. п. + имя существительное
  8. ах выдало – междометие + глагол
  1. Объяснение нового материала.

Мы с вами выделили грамматические основы.

Из чего состоит грамматическая основа?

Что такое сказуемое?

Всегда ли сказуемое состоит из одного слова?

На какие две группы можно разделить сказуемые по их строению ( на простые и составные)

На этом уроке мы рассмотрим, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое.

Подчеркнуть грамматическую основу и определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком, и журавли , печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода — по асфальту рекой.(А. Тимофеевский)

Я буду ждать тебя мучительно, я буду ждать тебя года, ты манишь сладко исключительно, ты обещаешь навсегда. (К. Бальмонт)

Не бродить , не мять в кустах багряных лебеды и не искать следа. (С. Есенин)

Способы выражения простого

Глагол в спрягаемой форме

Я пришёл. Я приду. Я иду.

Глагол в форме сложного будущего времени или в сложной форме повелительного наклонения

Я не буду грустить о тебе.

Пусть заплачет мать о своём сыне.

Глагол в форме инфинитива в безличном предложении.

Мне не забыть о былом, об ушедшем

  1. Постановка домашнего задания. Самостоятельно придумать примеры разных способов выражения простого глагольного сказуемого / или упр. . (По учебнику на усмотрение учителя)

Конспект урока по русскому языку в 8 классе Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Тема урока: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1. Уточнить понятие о сказуемом, научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения находить простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст, компьютер, телевизор.

— Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)

Цель урока нашего урока- уточнить понятие о сказуемом и научиться находить простое глагольное сказуемое в предложении.

— Что вы знаете о сказуемом? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено с примерами).

Работа с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

-Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

-Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

-Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

2. Объяснение нового материала. Формирование новых понятий.

Запишите 1 предложение.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр.,ед. ч., изъявит.накл.)

— Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .

Запишем 2 предложение.

— Определите сказуемое в 2-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «актером»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

Вывод (подводит учитель):

— В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

-В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах (2-3 столбики)

3) – Прочитайте предложения : (Слайд 4, 5)

— Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

— Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

— Обратите внимание, что сказуемое в 3-м предложении состоит из двух слов. Это простое глагольное сказуемое или составное?

(глаголы несоверш. вида образуют сложную форму буд. времени, состоящее из двух слов)

— Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

Вывод (делает учитель):

— Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. (Слайд 8,9)

4.Закрепление изученного. (Слайд 10)

А) – Выделите грамматическую основу в предложениях. . Определите наклонение и время глаголов – сказуемых.

— С какими членами предложения согласуются глаголы-сказуемые? (с подлежащим)

— Как согласуются? ( в лице и числе, в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).

Б) — Перед вами текст (слайд 11), согласуя сказуемые с подлежащими, допишите окончания. Укажите их общие грамматические значения.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Василий Александрович Сухомлинский

-Проверим, правильно ли вы вставили окончания (Слайд 12)

— Подумайте и скажите, почему известный педагог Сухомлинский Василий Александрович иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? Какой вывод вы для себя сделали, прочитав этот текст?

В) Проверочный диктант. (2 ученика у доски). Мартин получает карточку с предложениями и заданием. Остальные работают с учителем.

— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем (изъяв. Наст.) , гнезд их не трогаем (изъяв. Наст.).

2. Тянулись (изъяв. Прош.) по синему небу облака.

3.Я сдержу (изъяв. Буд.) своё слово.

4.Мы будем танцевать (изъяв. Буд.) до утра.

5.Мы убрали бы (усл.) урожай вовремя, если бы дожди не затянулись (усл.) на две недели.

6. Помолчите (повелит.) , пожалуйста.

7. Давайте (повелит.) пообедаем.

— Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? (Слайд 13)

Подведение итога урока и выставление оценок.

5.Домашнее задание: (Слайд 15).

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

2.Тянулись по синему небу облака.

3.Я сдержу своё слово.

4.Мы будем танцевать до утра.

5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.

— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

2.Тянулись по синему небу облака.

3.Я сдержу своё слово.

4.Мы будем танцевать до утра.

5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/07/prostoe-glagolnoe-skazuemoe

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-489951.html