Конспект урока сказуемое тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым«.

Скачать:

ВложениеРазмер
Тире между подлежащим и сказуемым53 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Кудрявцева Т.М.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

  1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

  1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

Сущ. И. п. – сущ. И.п.

(будто, словно, как)

  1. Жить – Родине служить .

Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

  1. Дважды два – четыре.
  1. Расстояние не помеха для друзей.
  1. Наша задача – хорошо учиться .

Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

  1. Чтение – вот лучшее учение .

тире между подлежащим и сказуемым ставится :

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

III . Закрепление материала.

1) — Краткость – сестра таланта.

— Дважды два – четыре.

— Учить – ум точить.

— Расстояние между окнами – один метр.

— Ходить босиком – большое удовольствие.

2) Выполнение объяснительного диктанта.

Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:

1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы — великий праздник русского народа.

6) 22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва—первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

3) Работа с учебником.

Стр. 70, упр. 153 – устно.

4) Работа с карточками.

Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть. (И.Юзеев)

Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Карточка № 3 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)

Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех. (Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)

Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

5) Тесты. (см. прилож.)

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

3. Подлежащее – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

10. Составное именное сказуемое – это.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:1. Существительное + существительноеЛесдруг человека.2. Числительное + числительноеДважды двачетыре.3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.Охранять природулюбить родину.4. Существительное + н. ф. глаг.Наша задачахорошо учиться.5. Н. ф. глаг. + существительноеХодить босикомудовольствие.6. Это, вот, значитЧтениевот лучшее учение.

Тире не ставится:1. При сказуемом есть неСтарость не радость.2. При сказуемом есть как, будтоПруд как зеркало.3. Подлеж. = местоим.Он врач.Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставитьсяТы — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок «открытия» новых знаний в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»»

Учитель Е. И. Сухарева.

Урок в 8 классе.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

1. Продолжить знакомство с разделом науки о языке.

Сформировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

— повторить виды сказуемых,

— повторить случаи постановки тире в предложениях,

— знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

— знать случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым,;

— проводить синтаксический анализ предложения.

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» — М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

1. Этап мотивации.

Лингвистическая сказка. ( Слайд )

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

Учитель: О чем же идет речь в сказке?

О постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )

1. Главные члены предложения – это. ( подлежащее и сказуемое ).

2. Подлежащее чаще всего выражается. ( именем существительным и местоимением )

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется. ( простым глагольным сказуемым ).

4. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое. ( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).

5. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).

Задание 2. Определите тип сказуемого в предложениях. Напишите номер вопроса и выбранную букву. ( Слайды )

Доброта долго помнится.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе дело всякому приятно.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Через доброту стал проявляться характер .

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Без добра жизнь горька.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе слово что глоток воды.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое

Учитель: Какие знаки препинания вы знаете? (…)

Учитель: Знаете ли вы историю тире? Сейчас ребята познакомят нас с историей этого знака препинания.

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации

-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.

(диалог, прямая речь). ( Слайды )

— Яночка, привет! А что ты читаешь?

— Фантастику. «Солярис» Станислава Лема!

-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.

— Почему же, «Солярис» тоже о любви. Только это не простая любовь. И еще здесь много интересного помимо любовного сюжета. А что читаешь ты, Артем?

— Я тоже фантастику люблю. Только больше отечественную. Например, романы братьев Стругацких. Или книги Сергея Лукьяненко. Почитай обязательно их роман «Улитка на склоне». И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.

«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», — писал М.Горький.

Демьян Бедный так говорил: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».

4. Организация познавательной деятельности.

Учитель. Перед вами на карточке предложения. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите, нужно ли ставить между ними тире. В этом вам поможет учебник на стр.68-69. ( Слайд )

Доброта это отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

Читать книги высшее наслаждение.

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

Плохой товарищ не подмога.

Книги для меня как хлеб насущный.

Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.

Искренность отношений, правда в общении вот дружба.

Мир книг чудесен и прекрасен.

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые.

Учитель. Давайте проверим выполнение задания. ( Слайд )

Доброта — это отзывчивость, дружеское расположение к людям. ( Сущ.-сущ.)
Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. ( Инфин.-значит инфин.)

Читать книги — высшее наслаждение.( Инфин.-сущ. )

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. ( Сущ.и сущ.как сущ. )
Плохой товарищ не подмога. ( Сущ.не сущ.)

Самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям. ( Сущ.- инфин. )

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. ( Сущ. —вот сущ. )

Мир книг чудесен и прекрасен. ( Сущ. крат.прил.и крат.прил )

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые. ( Сущ.есть сущ.)

Учитель. Какие предложения у вас вызвали вопросы?

Учитель. Составьте алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1.Находим в предложении грамматическую основу.

2 Определяем, чем выражены главные члены.

3 Смотрим в таблицу.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,

Задание 1. ( Слайд )

Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поле — КАК разноцветный ковёр.

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона.

В лесу воздух — чист и свеж.

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного.

Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )

Книгалучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

Шестью шестьтридцать шесть. (числ. – числ)

Ходить босиком — большое удовольствие. (инфин – сущ)

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( — значит).

Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)

В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного. ( сущ. есть сказ. )

Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд )

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)

Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )

Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)

Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

Великое счастьепочувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.

Задание 3. ( Творческое ).

Учитель: Составьте предложения по предложенному началу, используя тему нашего урока , выделить основу, расставьте знаки препинания. ( Слайд )

Главное в жизни…

Мое будущее словно…

Книги для меня как…

Примерные ответы ( Слайд ).

Моя мечта ( — стать настоящим человеком ).

Поздороваться первым ( — важное проявление вежливости ).

Главное в жизни ( — служить другим и делать добро ).

Жить на Земле ( — великое счастье ).

Мое будущее словно ( маяк на горизонте ).

Книги для меня как ( хлеб насущный ).

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить только

Беседовать с писателями других веков

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше вечная тайна

Знать много языков значит иметь много

ключей к одному

Искусство это мышление в образах.

Память одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только

Беседовать с писателями других веков –

Бедность не порок.

Июнь — лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )

Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

7 – 11 баллов – 3.

Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Домашнее задание. ( Слайд )

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,

афоризмов на тему «Жизнь».

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/652365

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-v-8-klasse-tire-mezhdu-podlezhashch.html