Конспект урока сложные слова и их правописание

Русский язык СЛОЖНЫЕ СЛОВА И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Русский язык. Урок по теме «Сложные слова и их правописание» с презинтацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc73 КБ
slozhnye_slova.ppt2.17 МБ
kartinki_geroev.docx845.07 КБ
zagadki.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

Тема: Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

– развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

– развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Чистописание слайд 2

Отгадать загадки, записать ответы, выделить орфограммы.

Самопроверка. Самооценка. Слайд 3

Актуализация знаний. Слайд 4

Составить сложные слова:

Синий, глаза — синеглазый

Что обозначают эти слова?

Когда используют эти слова в речи?

(для описания внешности, характера человека)

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Прочитайте слова в столбиках. Что их объединяет? А что отличает?

– Надпишите вопрос, на который они отвечают.

водохлеб синеглазый слайд 5

– О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке, о его чертах характера.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Сложные слова, которые обозначают внешность человека и черты его характера.)

– Составим план урока.

1. Научиться определять значение сложных слов, характеризующих человека.

2. Сложные слова, которые относятся к разным частям речи.

3. Правильно записывать сложные слова.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа в учебнике.

1. Упр. 136 – развивается умение определять значение сложных слов, отрицательно характеризующих человека, с опорой на значение корней .

– Что общего у всех этих слов? (Они сложные; характеризуют человека, имеют в своём значении отрицательный оттенок, употребляются в разговорной речи.) Слайд 6

– Объясните лексическое значение каждого слова. ( Лежебока – лентяй, буквально – тот, кто много лежит на боку; водохлёб – тот, кто много пьёт воды, буквально – хлебает воду, и т.д.)

– Кто такой пустомеля, пустослов, пустозвон ? (Человек, который болтает вздор, пустяки, говорит ерунду, пустое.)

– Как называются такие слова? (Синонимы.)

Дети записывают слова, подчёркивают и объясняют орфограммы.

(В слове сладкоежка – 4 орфограммы.) Вспоминают слово сыроежка и наблюдают за чередованием согласных в корнях ед- , еж- .

(слова записывают в первый столбик, вопрос КТО?

2. Упр. 137 – развивается умение характеризовать людей, опираясь на значение составляющих сложные слова корней, выявлять привлекательные и непривлекательные черты характера.

Коллективная работа над значениями слов.

Запись по вариантам.

Вариант I . 2–3 слова, называющие положительные черты характера.

Вариант II . 2–3 слова, называющие отрицательные черты характера.

(записываем во второй столбик с вопросом КАКОЙ?)

3. Употребление в речи слов, описывающих внешность и черты характера человека. Слайд 7

– Мы очень часто используем сложные слова, описывая чью-либо внешность. Назовите такие слова. ( Голубоглазый, широкоплечий, краснощёкий, бледнолицый и т.д.)

– А знаете ли вы, что означает слово курносый ? Слово курносый первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный , т.е. короткий (сравните: обкорнать – обрезать , укоротить ; корноухий – короткоухий ). Отсюда и образовалось слово корноносый . Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.

Работая в группе опишите сказочного героя.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

– Выполните задание № 7, тема 3 в рабочей тетради. Сравните свой ответ с ключами в приложении.

– Почему лишним оказалось слово заботливый ? (Это не сложное слово, в нём один корень забот- .)

– Возможны ли другие варианты ответа? Своё мнение обоснуйте. (Слово слабовольный называет отрицательную черту человека, а все остальные – положительные.) 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

V. Домашнее задание.

2. Н. Задание № 8, тема 3 в рабочей тетради.

П. Задание № 9, тема 3 в рабочей тетради.

– Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о ( е ) .

ГБОУ СОШ № 86[Введите текст]

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сложные слова урок русского языка 3 класс Автор МОРЧЕНКО Л.И. учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 86 Петроградского района Санкт-Петербурга

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Сам о лёт, сам о кат, верт о лёт, пыл е сос, пар о ход, пар о воз, мух о мор, сыр о ежка, сам о вар, вод о пад, вод о провод.

СИНИЙ — ГЛАЗА СИН Е ГЛАЗЫЙ ЖИЗНЬ-РАДОСТЬ ЖИЗН Е РАДОСТНЫЙ ТРУД-ЛЮБИТЬ ТРУД О ЛЮБИВЫЙ

КАКОЙ? КТО? СИН Е ГЛАЗЫЙ ЖИЗН Е РАДОСТНЫЙ ТРУД О ЛЮБИВЫЙ КНИГ О ЛЮБ ВОД О ХЛЕБ РИФМ О ПЛЕТ

Конспект урока русского языка «Сложные слова и их правописание».

Образовательные:

— продолжить формировать знания о разделительных Ъ и Ь знаках;

-формирование умения находить разделительные Ъ и Ь знаки в словах

Развивающие:

— развитие универсальных учебных действий

*развитие регулятивных УУД (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма, действие самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки домашнего задания ;действия коррекции в ходе допущенных учителем ошибок в заданиях-ловушках; рефлексивно-оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы)

*развитие личностных УУД (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания)

*развитие познавательных УУД (действия анализа при нахождении разделительного Ъ знака и разделительного Ь знака; формирование логического действия подведение под понятие при поиске слов с разделительными Ъ и Ь знаками, развитие информационных действий при работе с определением в учебнике)

*развитие коммуникативных УУД (в процессе высказывания своей точки рения; в процессе формулирования оценочных действий; в процессе решения заданий- ловушек)

-Развитие психических процессов ( логической памяти, произвольного внимания)

Воспитательные (воспитание аккуратности при работе в тетради)

Лингво — методический анализ

Знают: что такое родственные слова, как подбирать родственные слова, орфограмму безударные гласные в корне слова, орфограмму парный согласный на конце слова и в середине слова, что такое сложные слова, умеют выделять соединительную гласную в сложных словах и находить в них корни, есть первичные знания о разделительных Ъ и Ь знаках.

Узнают: как находить в словах разделительные Ъ и Ь знаки

Трудности: небольшой словарный запас, при выделении корня в словах, при поиске разделительных Ъ и Ь знаков, пропуск ь и ъ знака в словах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Сложные слова и их правописание».»

Конспект урока русского языка , 3 класс ФГОС

«Сложные слова и их правописание»

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Конспект урока подготовила Дударева Надежда Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Калуги.

— продолжить формировать знания о разделительных Ъ и Ь знаках;

-формирование умения находить разделительные Ъ и Ь знаки в словах

— развитие универсальных учебных действий

*развитие регулятивных УУД (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма, действие самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки домашнего задания ;действия коррекции в ходе допущенных учителем ошибок в заданиях-ловушках; рефлексивно-оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы)

*развитие личностных УУД (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания)

*развитие познавательных УУД (действия анализа при нахождении разделительного Ъ знака и разделительного Ь знака; формирование логического действия подведение под понятие при поиске слов с разделительными Ъ и Ь знаками, развитие информационных действий при работе с определением в учебнике)

*развитие коммуникативных УУД (в процессе высказывания своей точки рения; в процессе формулирования оценочных действий; в процессе решения заданий- ловушек)

-Развитие психических процессов ( логической памяти, произвольного внимания)

Воспитательные (воспитание аккуратности при работе в тетради)

Лингво — методический анализ

Знают: что такое родственные слова, как подбирать родственные слова, орфограмму безударные гласные в корне слова, орфограмму парный согласный на конце слова и в середине слова, что такое сложные слова, умеют выделять соединительную гласную в сложных словах и находить в них корни, есть первичные знания о разделительных Ъ и Ь знаках.

Узнают: как находить в словах разделительные Ъ и Ь знаки

Трудности: небольшой словарный запас, при выделении корня в словах, при поиске разделительных Ъ и Ь знаков, пропуск ь и ъ знака в словах.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка. Будем с вами не лениться и на уроке хорошо трудиться!

-Правильно сядем, откроем тетрадь и возьмем ручки. Приступаем к работе.

— Для чего нам нужно чистописание?

-Чистописание нужно для того ,чтобы красиво и аккуратно писать. Чтобы другие понимали ,что мы написали.

Хорошо. Молодцы!

П ропишем соединения

Допишите это соединение до середины строки, подчеркните самое красивое и допишите до конца строки.

Проверка домашнего задания:

Что было задано на дом?

-На дом было задано упражнения 1 и 3 на странице 97

-Верно. Возникли у кого- нибудь трудности при выполнении домашнего задания? (ответы детей)

— Я считаю, что слово морИходное нужно писать с буквой и. Права ли я? Объясните.

Я считаю ,что в слове сенокосилка одним из корней будет косилка. Права ли я?

Упражнение проверяем по заданию из учебника.

Постановка учебной проблемы:

Ребята, мы закончили проверять домашнее задание и двигаемся дальше. Рассмотрите схемы на доске. Как эти схемы помогут в написании слов?

В…юнок, пере. езд, под…езд (эти схемы нарисую и повешу на доску)

— Если стоит приставка, а потом гласная буква, то буквы е ё, ю, я могут обозначать 2 звука. Если в корне перед гласной стоит мягкий знак то буквы е, ё, ю, я, и могут обозначать 2 звука.

Решение учебной проблемы:

-Верно.. Тема нашего урока «Разделительные Ъ и Ь»

Какие же буквы нам нужно вставить в данные слова? (ответы детей)

Вы уже знакомы с разделительными Ъ и Ь. ,а сегодня мы о них узнаем немного подробнее.

-Когда пишется разделительный Ь знак?

— Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я

— А когда пишется разделительный Ъ знак?

-Разделительный Ъ знак пишется после приставки,оканчивающейся на согласную перед буквами е,ё,ю ,я

. Давайте теперь откроем учебник на странице 113 и посмотрим когда пишутся разделительные Ъ и Ь. Смотрим верхнюю синюю рамку (читает ученик)

Где пишется разделительный ь?

-Разделительный Ь знак пишется в корне

-Где мы пишем разделительный Ъ?

— Разделительный Ъ мы пишем между приставкой и корнем.

-Если у нас стоит разделительный Ъ или Ь ,то сколько звуком обозначают гласные после них?

— Гласные обозначают 2 звука

А какие это гласные?

-Это гласные буквы е, ё, ю, я

-Когда пишется разделительный Ъ?

-разделительный Ъ пишется после приставок оканчивающихся на согласную букву.

-Молодцы, Теперь попробуйте подобрать одно слово с разделительным Ь, а другое с разделительным Ъ.

Формирование способа действия:

Итак, чтобы верно выполнить задания к упражнениям нам нужно прочитать памятку о том, как пользоваться правилом, с которым мы только что знакомились.

Читаем памятку ( сначала читают самостоятельно.)

Какой первый шаг памятки?

— Прочитай (произнеси) слово, послушай, есть ли в нем звук [й`] после согласного звука перед гласным. Вывод: нужен или не нужен разделительный знак.

-Какой второй шаг памятки?

-Выдели в слове корень.

Посмотри, где нужно написать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем. Если в корне – пиши Ь, если между приставкой и корнем – пиши Ъ

— И какие следующие шаги?

— Запиши слово и проверь написание.

— И не забываем выделить данную орфограмму.

-Мы узнали как нужно работать с орфограммой -разделительные знаки.. Найдете упражнение 165. Читаем задание( читает ученик)

(далее несколько учеников разбирают слова, проговаривая шаги памятки)

— Выполним упражнение. 166. Читаем задание.

-.Домашним заданием будет упражнение 168 на странице 115.

-На какой вопрос мы ответили сегодня на уроке?

— Какие возникли трудности?

-Чему вы научились на уроке?

-Решили ли мы учебную задачу?

, Мне понравилось, как вы работали на уроке,

Урок русского языка «Сложные слова и их правописание»

Учитель : Аминева Гузель Туктагуловна

Тема урока русского языка 3 класс : Сложные слова и их правописание».

Цель: формирование новых знаний по теме сложные слова , их правописание и употребление.

создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала: самостоятельного выведения алгоритма действия;

через составленный алгоритм учить детей правильно правильно употреблять в речи, писать соединительные гласные – О — и — Е — в сложных словах, т. е. решать учебную задачу;

развивать память, внимание, речь учащихся;

воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: рисунок с игрой в слова, раздаточный материал: карточки с заданиями; учебник по русскому языку: Р.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева.

План урока:

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Работа над словами.

Постановка темы и цели урока.

Формирование новых знаний.

Закрепление (групповая работа).

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание.

— Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе

Девиз нашего урока: « Чтобы урок пошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок»

— Что значит впрок? (на пользу)

-Ребята, посмотрите на доску, перед вами ступеньки знаний. На ступеньках даны этапы урока. Выполняя задания мы с вами должны подняться на самую верхнюю ступень. Как вы думаете у нас получится .Итак начнём. С чего начинается обычно урок? (с минутки чистописания).

2-тема и цели урока

4-закрепление полученных знаний

1-ый этап – минутка чистописания.

Читаю стихотворение об осени. Слайд №3

— О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени).

(На слайде появляется картинка осени).

— Какие гласные в слове «осень»? ( о, е).

— Сегодня хозяйками минутки чистописания являются буквы о и е. Позже вы узнаете, как эти две буквы связаны с темой урока.

— Придумайте и запишите минутку чистописания с этими гласными.

— Первый этап выполнили.

Какой же следующий этап урока? (тема и цели урока)

— Ребята, я приготовила для вас несколько слов. Прочитайте их.

— Какое иностранного происхождения?

— Что означает слово портфолио?

Портфолио пришло из Западной Европы XV-XVI в. В эпоху Возрождения архитекторы наброски своих строительных проектов собирали в особую папку, которую называли «портфолио». Идея использовать портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов прошлого века в США.

Итак, дословно «портфолио» — это «несу документы». И у вас на парте протфолио……….

Найдите среди них словарное слово (языковед).

— Кто такой языковед? (человек, который изучает науку о языке).

— Запишите это слово.

— Что вы можете сказать о слове?( оно сложное)

— почему оно сложное?(два корня ,выделите)

— Всегда ли получится сложное слово если взять два корня?(нет,корни должны соединять гласные о,е) (подчеркните).

Сформулируйте тему урока «Сложные слова и их правописание».

Наша цель понять для чего употребляются сложные слова и научиться их правильно писать, а для этого мы должны работать по следующему плану.

Какой же следующий этап? Изучение нового

(Открываю третью ступень)

Слайд 8. (возвращаемся к словам)).

Какие ещё сложные слова здесь есть ,напишите их в тетрадь , выделите корень и орфограммы.

— Давайте рассмотрим примеры сложных слов. Читаем слова.

Нам надо выяснить, когда же пишется соединительная гласная о, когда е

— Обратите внимание на какой согласный звук заканчивается первый корень в слове и какая гласная пишется после этого согласного.

Но с [ c ] – тв. зв., поэтому пишем гласную О.

— После твердого согласного звука пишется гласная буква О .

Пыль [ л ] – мяг. зв., поэтому пишем гласную Е

— После мягкого согласного звука пишется гласная буква Е .

Каш [ ш ] – тв. зв. , а пишется буква Е .

Кто догадался, какое есть правило в русском языке?

В сложных словах есть соединительные гласные буквы гласных, чаще всего О или Е .

О – пишется после букв твердых согласных;

Е — после букв мягких согласных

После букв Ж и Ш пишется Е .

Буквы о и е в сложных словах — это орфограмма.

— Итак, посмотрите на слайд и скажите, что вы узнали о сложных слова?

(Сложные слова – это слова, у которых два корня, и есть соединительные буквы гласных О и Е ).

— Познакомились с орфограммой « Правописание гласных О и Е в сложных словах».

Какую роль играют сложные слова в речи ?( употребляется для краткости речи)

Какая же ступень следующая ?( закрепление )

Открываю четвёртую ступень

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считать до пяти (повторить 3-4 раза).

Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

4-ый этап. Закрепление .

Открываем учебники на странице 107, упражнение 126.

— Прежде, чем мы приступим к выполнению задания, давайте проговорим наши действия.

Убеждаюсь,что оно сложное.

Смотрю, на что оканчивается первый корень слова;

Если на твердый, то пишу О, если на мягкий, то пишу Е, если на шипящий, то пишу Е .

— Прочитайте задание упражнения.

( Выполняем по цепочке).

— А теперь самостоятельная работа в группах, после чего мы подведем итог.

— Вам предстоит поделиться на группы по 4 человека. Повернитесь лицом друг к другу.

— Я раздам Вам карточки с заданием. Вам нужно составить из 2-х простых сложные слова. Выполнив эти задания, мы узнаем, чем славится Башкортостан.

— Давайте послушаем, что у вас получилось.

(каждая группа читает следующее слово, одновременно учитель открывает эти слова на слайде).

— Какие это слова? (сложные).

— Посмотрите на рисунок. Что изображено? ( цветок курая).

— Цветок курая – это символ дружбы, семь его лепестков, расположены в центре белой полосы символизирует семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Вы свои работы вложите в портфолио в раздел « Творческие работы»

Открываю пятую ступень

А сейчас подведём итог урока

А все ли пункты плана мы рассмотрели.

Д/з. упражнение 127.По цветку курая составить рассказ о Башкортостане.

У вас на парте лежат изображения детей. Я вам предлагаю расположить эти рисунки на лестнице знаний.

Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Аминева Гузалия ТуктагуловнаНаписать 859 09.11.2015

Номер материала: ДВ-136710

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    09.11.2015 303
    09.11.2015 740
    09.11.2015 429
    09.11.2015 617
    09.11.2015 306
    09.11.2015 1139
    09.11.2015 484

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-slozhnye-slova-i-ik.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-slozhnie-slova-i-ih-pravopisanie-563189.html