Конспект урока состав слова правописание

Урок русского языка по теме «Повторение. Состав слова»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Основные цели:

1) Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

2) Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

3) Повторять и закреплять изученные орфограммы.

4) Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.

5) Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_rus_sem.docx31.3 КБ
prezentatsiya_russkiy_yaz._-_kopiya.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента урока русского языка для 4 класса
по теме «Повторение. Состав слова»

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.
  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3. объяснять причины изменения формы слова,
  4. конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку: проектор,ноутбук, карточки ,смайлики,схемы слова

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова,
развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный
запас учащихся; развивать орфографическую зоркость,
познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства: учебник для 4 класса , автор Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина
схемы слова: корень, суффикс, окончание
тесты по теме «Повторение. Состав слова»

1). Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?
  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
  • Надо просто улыбнуться.
  • Дети повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

2). Сообщение темы и целей урока.

У улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов?

-А какие части слова вы знаете ещё?

-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(повторять знания о частях речи, разбирать слова по составу,составлять новые слова)

-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу и собирать «кирпичики»- это ваши знания. С помощью «кирпичиков» мы будем строить дом. Чем больше знаний,тем выше дом. А что это за дом ? Вы мне сами расскажите чуть позже.

3). Работа по теме урока.

— Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения «Найди «лишнее» слово».

1.Поле, полька, полюшко.

(Полька — не однокоренное слово.)

-Что такое корень?

2.Нарисовал, подъехал, смотреть.

(Смотреть — в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

-Что такое приставка?

(Берёза — в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

-Что такое суффикс?

-А какой части слова мы ещё не сказали?

-Что такое окончание?

Не имей 100 ( рубли), а имей 100 ( друзья).

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

— А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

5. Образуйте однокоренные слова с корнями: лес, сад-

  • Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

7.Разбор слова по составу

Разбор слов по составу пришкольный, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Гимнастика для глаз

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке,

потом против часовой стрелке.

2.Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым

пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе.

Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но

каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

3.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять

напряжение, считая до десяти.

5)Повторение пройденного материала.

8.Подбери как можно больше слов к схеме : приставка корень,суффикс,окончание

9. «Разбери матрёшку»

10. «Посели слова в свои домики»

Корень,окончание- березы,цветы, озеро,стволы

6). Подведение итогов.

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?
  2. Какие части слова служат для образования новых слов?
  3. Какие слова называются однокоренными?

1. Все ли вам было понятно на уроке?

2.Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

3.Были ли вы на уроке внимательны к друг другу?

Если вам было интересно, поднимите смайлик-улыбку

Если вам чего-то не хватило на уроке,

поднимите задумчивый смайлик

Если вам было неинтересно на уроке,поднимите грустный смайлик.

8). Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Урока время истекло.

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

-Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

-Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Самоанализ урока 4 классс

В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы следующие умения, а именно:

  • Самоопределение (мотивация учения);
  • Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
  • Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
  • Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
  • Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Закрепление знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
  • Совершенствование умений выполнять разбор слов по составу.

1. Актуализировать знания о составе слова

2. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

-Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, обобщение.

-Установление причинно-следственных связей, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

— Определение и формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

— Сопоставление своей работы с образцом;

— Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

— Совершенствование навыков работы в паре, в группах.

— Контроль и оценка своих действий, умение вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.

— Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

— Формирование культуры чтения и речи во время формулировки словосочетаний, предложений, выводов;

— Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап повторения и обобщения предметных и метапредметных знаний.

На уроке были использованы следующие методы обучения :

по виду источника информации:

  • словесные (рассказ, беседа,);
  • наглядные (демонстрация презентации);
  • практические (работа с карточками, работа в паре, работа в группах);

по виду учебной деятельности:

по способу организации работы:

  • работа под непосредственным руководством учителя;
  • работа в паре.
  • работа в группах.

Урок начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке. Для выяснения темы урока и цели была проведена работа в паре ,группах.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде). Следующий этап- групповая работа (развитие навыков самостоятельной учебной деятельности)

Для определения уровня знаний были предложены задания, составленные с учетом возможностей обучащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, гимнастика для глаз

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучащихся этого класса.

Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний. Я считаю, что на данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.

Конспект урока русского языка по теме «Состав слова» для учащихся 3-х классов

  • оформление доски,
  • толковый словарь
  • наборное полотно с буквами и словами
  • конверты с заданиями к практической работе,
  • компьютер (Презентация).
  • магнитофон.
  • Создать условия для успешного повторения знаний о корне, приставке, суффиксе, окончание для наблюдения над словами, у которых отсутствуют какие-либо части; оптимизировать условия для дальнейшего развития умения самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле.
  • Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.
  • Воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнавать о нашей планете и её обитателях.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и целей урока

На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы мысленно уберёте не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. Какое значение может иметь слово “состав”? (Толковый словарь)

  • Вещество из какой-либо смеси. (В состав лекарства входит йод.)
  • Поезд (Подать на платформу состав).
  • Количество чего-либо входящего в целое (Состав числа 123?).

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать на уроке? Сегодня мы действительно будем говорить о составе слов, будем наблюдать, постараемся систематизировать имеющиеся знания.

Экскурсионное бюро выделило нам билеты на увлекательное путешествие. Мы с вами отправимся в места дикой природы. Там нет электричества и путешествовать нам придется на паровозе по узкоколейке.

  • Чем паровоз отличается от электровоза?
  • Узкоколейка — это что? (Узкоколейка — это железная дорога с колеей меньше обычного.) Что заметили в составе этого слова?

Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие. Самое главное в составе поезда — паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Слайд).

Впереди маленький открытый вагончик для угля. (Ведь паровозу для движения нужен уголь). Так и слову для изменения его значения впереди нужна частичка. Кто знает, как она называется? (Слайд).

Вагон за паровозом — это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Слайд). А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание? (Слайд). Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? Чего не хватает? (Основы). Что такое основа? На экране появляется картинка (слайд).

Но чтобы отправиться в путешествие нам нужны билеты. А получить их можно только после выполнения минутки чистописания.

С. довник, посадка, с. довый.

(Надо вставить буквы, поставить ударение и выделить корень)

  • В каких словах безударная гласная? (Садовник, садовый)
  • Какое слово проверочное? (Посадка)
  • Как можно назвать эти слова? (Однокоренные)
  • Почему? (Они похожи по смыслу и имеют общую часть)
  • А в какой последовательности мы должны разбирать слова по составу?

На доске появляется опора

  1. Окончание
  2. Основа (если дети проходили)
  3. Корень
  4. Приставка
  5. Суффикс

Повторить, найти в слове каждую часть

Разбор слова ПОСАДКА

Итак, занимайте места в нашем вагоне, мы получили билеты и оправляемся с вами в путешествие. А вот куда, вы сейчас сами догадаетесь

(Показ слайдов и голос за кадром рассказывает о саванне)

Экскурсионное бюро выделило нам билеты на увлекательное путешествие по африканской саванне. Саванна — это тропическая степь с редкими деревьями и кустарниками. В засушливое время года там очень жарко, а когда пройдут дожди, саванна покрывается зеленью.

В саванне только что прошёл дождь и наше путешествие должно быть приятным. Сядьте удобно, закройте глаза.

“Трогаемся. Наш поезд медленно движется по саванне. Побуревшая под африканским солнцем степь уходящая к подножью далёких, синих гор стала изумрудно зелёной. Дождь смыл с грубых трав и острых листьев красноватую пыль, и они стали мягкими, приятными на ощупь. По долине разбросаны небольшие рощицы. Зацвела акация. Откройте окно, вдохните медовый запах розовых цветов. (Брызнуть освежителем воздуха, чтобы пошел запах) Наш состав приближается к огромному баобабу. Его плоды наполнились соком. А вот не очень большие деревья, которые внешне похожи на наши садовые яблони. Однако яблок на них нет. Наш состав останавливается.

Откройте глаза, расправьте плечи, потянитесь, встряхните руки….”

Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать кто они такие нам нужно из данных частей составить их названия. Постарайтесь использовать как можно больше частей. (Составление слов сопровождается показом иллюстраций.)

  • ЗЕБР — Ы – А (Слайд)
  • ЖИРАФ — ЧИК – И (Слайд)
  • СЛОН — ЯТ — А (Слайд)
  • ЗМЕЙ — К – А (Слайд)

Запишите эти названия с новой строки в столбик и выделите части. А посмотрите, кто это стоит в сторонке такой красивенький? (Картинка “жирафчик”.) Какая часть отсутствует в этом слове? И тогда в русском языке говорят, что у слова окончание нулевое, но оно может появиться в любую минуту.

Запишите через чёрточку, чтобы получился второй столбик, выделите части.

А вблизи маленьких слонят стоит их папа. Кто? Из каких частей состоит это слово? (Корень и нулевое окончание.)

Какое из перечисленных слов может тоже состоять из корня и нулевого окончания? Запишите эти слова через чёрточку, выделите части.

Вдали показались львы. (Слайд). И зебра, испугавшись, побежала. Она бежала быстро, забежала за баобаб, и прибежала к своему стаду. Мы рады, что она убежала от опасности.

Какие родственные слова вы услышали? (Побежала, бежала, забежала, прибежала, убежала. (Слова выставляются на доску.)) Чем отличаются эти слова? Обратите внимание, где стоит приставка в этих словах? С новой строки выпишите слово с мягким согласным звуком в приставке, выделите приставку.

А сейчас нам предстоит сложная работа. Составить из частей слово. (Учащиеся разбиваются учителем на группы по силам и количеству частей в слове. Сообща составляют слово, затем слова вывешиваются на доску.)

(Части у слов графически обозначены.)

  1. Творческая работа
  • К вашим словам я добавлю свои и попрошу составить два предложения. (Мы посмотрели слонов. Они купали малышей и поливали их водой.)
  • Запишите предложения, выделите части слов. (Самопроверка по эталону).
  1. Индивидуальная работа

А теперь ребята я предлагаю вам выполнить тест по вариантам. В нем всего 2 задания, но я вас прошу быть очень внимательными. Желаю вам успеха!

Тест на листочках

Фамилия, имя __________________________ Вариант 1

Тест по теме: “Состав слова”

  1. Отметь “X” слово, которое правильно разобрано по составу.

  1. Отметь “X” все слова, соответствующие схеме:

  • запахи
  • парное
  • наушники
  • рассада

Фамилия, имя __________________________ Вариант 2

Тест по теме: “Состав слова”

  1. Отметь “X” слово, которое правильно разобрано

  1. Отметь “X” все слова, соответствующие схеме:

  • денек
  • полеты
  • пригородный
  • разговоры

Взаимопроверка. Правильные ответы на экране (Слайд)

Мы с вами возвращаемся с экскурсии домой. Пока едем в паровозе, давайте побеседуем.

  • Это что ¬?
  • Где стоит приставка?
  • А где находится суффикс?
  • Когда окончание отсутствует, как об этом говорят в русском языке?
  • Что такое корень?

И напоследок у меня для вас подарок.

Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне
Суффикс мой в тетрадке все встречали
Вся же — в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)

Ребята, я хочу предложить вам на выбор для д/з

  • Придумать и записать сказку или рассказ о том, как образовалось слово
  • Придумать и записать 7-10 слов к схеме

Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.

Конспект урока русского языка по теме » Состав слова»

специалист высшей категории,

МОУ « Амвросиевская школа №2»

Донецкой Народной Республики

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока «Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык 3-й класс, « Просвещение », 2016 г.

Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Повторить изученные орфограммы в корне слова

Закрепить умение разбирать слова по составу.

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.

способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных у мений:

Умение слушать и слышать собеседника.

Умение формулировать свою позицию.

Слушать и понимать речь других.

Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.

Умение редактировать (совершенствовать) текст.

Умение выражать свои мысли.

Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Осознавать познавательную задачу.

Читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Делать обобщения, выводы.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.

1) Воспитывать любознательность, пытливос­ ть при получении знаний.

2) Формировать интерес к изучению родного языка.

3) Воспитывать чувство взаимоуважения, взаи­мовыручки.

4)Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование : ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация (см. приложение №2), карточки с заданиями (приложение № 1)

I . Организационное начало. Эмоциональный настрой.

( На доске три лица, выражающие разные настроения: радость, удивление, грусть)

— Какое настроение выражает каждое лицо?

— Какое настроение выберем на урок? ( радостное, весёлое, заинтересованное )

— Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением, и не забудем про интерес и удивление. Сегодня нас снова ждёт встреча с чудесными открытиями. Вы будете исследователями, которые исследуют и объясняют, делают открытия и познают новое. Я верю в вас и знаю — у вас все получится! А поможет вам дружба, взаимовыручка и поддержка друзей.

II . Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)

Дерев- -н- — о — ями а человек труд- -ом корн- силь- -о

— Какое задание вы можете предложить ? (Составить слова и из слов предложение )

Давайте его выполним.

— Какое предложение вас получились?

(Дерево сильно корнями, а человек — трудом)

К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?

— Объясните, как вы понимаете эти слова.

Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.

(Тема нашего урока – состав слова)

— Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Закрепим умение разбирать слова по составу, находить орфограммы в корнях слов.

Проверим наши знания о значимых частях слова.

Будем учиться рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока вы не только сможете правильно самостоятельно разбирать слова по составу, а даже сможете научить этому других ребят или даже взрослых.

— Сегодня с нами снова наш старый друг – профессор Отвечайкин.

Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами! Я думаю, что многие из вас, как и я, любят путешествовать. Тогда отправимся в путь!

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте сядем мы в ракету

И прямо в космос полетим.

Ведь и для нас осталось

Еще немало мест,

Пока что не открытых,

Или давно забытых

— Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок — приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.

— А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

— Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?

Давайте обратимся к словарям.

Толковый словарь Ушакова

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — способы, процесс образования слов в языке.

Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

1) а) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.

2) Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
— Из чего же состоят слова? ( Из корней, приставок, суффиксов, окончаний )

Слова сделаны из своего «строительного ма­ териала». «Строительные блоки» для слов называ­ются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.

Друзья! Моя задача такова —

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?

(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)

III. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков.

1) Главная планета — планета Корней.

— В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?

(Корень — « подземная часть растения, посредством кото­рой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами»).

— А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из час­ти слова?

— Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром , от него «растут» слова, как ветки на дереве.

— Подберите фразеологизм со словом корень.

«Смотри в корень!» или «Зри в корень!»

-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.

«Смотри в корень!» означает: «Выдели самое главное» (Фразеологический словарь). У слов корень — это самое важное, самое главное.

Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.

— Как правильно выделить в слове корень?

2) — Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад. Ребята работают по вариантам)

Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?

( Проверка проводится в форме соревнования, когда ребята I и II варианта называют по очереди составленные слова).

— Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес- целых 29.

— Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.

3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.

4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.

(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).

Р. кета, косм…с, пол…тел, космолёт.

— Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ.

(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).

-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов.

Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.

А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.

Тренажёр «Безударная гласная»

Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.

— Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?

( Развивая мышление, мы учимся лучше думать, размышлять, понимать; учимся находить разные способы решения заданий; учимся сравнивать разные понятия) .

На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!

Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачер­ кни слово, которое является лишним в каждой строке.

1 . (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре

2. (и-е) л_сник, л_ сья, л _сной, л_сок, л_сная

3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б

Проверьте себя по ответу.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

— Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?

1) Ребята, посмотрите, пожалуйста, мультфильм и образуйте новые слова при помощи приставок от слова « шёл»

(шёл, дошёл, пришёл, подошёл, обошёл, нашёл, зашёл, вышел, перешёл, прошёл, ушёл)

С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?

2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:

— Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.
-Почему нужно различать приставки и предлоги?

После корня он стоит,

Его если заменю,

Другое слово получу.

— Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «стро­ительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)

-Как найти в слове суффикс?

Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.

Рыбка, дубок, горка, норка.

Тракторист, пианист, танкист, печник.

Хвостище, глазоньки, усище, когтище.

— Какие значения придают здесь суффиксы?

Планета Окончаний и Основ.

Часть слова, которая изменяется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Какую работу в языке выполняют окончания?

Если я покажу слово с окончанием а , вы хлопаете в ладоши над головой.

Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.

— Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а.

Слова: река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа.

2) Упражнение в определении роли окончаний в предложениях (резерв)

Прочитайте, что нужно сделать, чтобы зазвучали пословицы. Запись на доске:

Что написано (перо), то не вырубишь (топор).

За двумя (заяц) погонишься, ни одного не поймаешь.

Спишите пословицы, изменяя по смыслу слова в скобках.

— Объясните смысл пословиц.

— Вот и заканчивается наше путешествие, возвращаемся в класс.

Давайте проверим, как вы усвоили материал нашего урока.

Тест « Состав слова»

1. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

2. Часть слова без окончания:

3. Часть слова, которая является общей для родственных слов:

4. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

5. Отметь слово с приставкой:

6. Отметь лишнее слово:

7. Укажи слово, построенное по схеме: корень + суффикс + окончание:

Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

— Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
— Что сегодня вам удалось?

-Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить.

VI. Дифференцированное домашнее задание:

Выбери одно из заданий

Выполнить упр.183 на с.97.

Выполнить упр. 6 на с.100.

Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами.

Подготовьтесь представить его в классе.

Работа в сменных парах.

Вставьте пропущенную безударную гласную.

Работа в группе

Подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Запиши это слово. Вставь пропущенную букву.

________________ — х___дить ( ходит, выход, ходьба)

____________- р___чной (река, речка, речной)

____________- пов___р ( варить, варенье, варка)

___________ — л__сток ( листик, листва, листочек)

Тест « Состав слова»

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении:

2. Часть слова без окончания:

3. Часть слова, которая является общей для родственных слов:

4. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово:

5. Отметь слово с приставкой:

6. Отметь лишнее слово:

7. Укажи слово, построенное по схеме: корень + суффикс + окончание:

Выбери одно из заданий.

Выполнить упр. 6 на с.100.

Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами. Подготовьтесь представить его в классе.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Зиновьева Ирина ВладимировнаНаписать 1106 23.09.2020

Номер материала: ДБ-1312137

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.08.2020 0
    20.08.2020 0
    17.08.2020 0
    17.08.2020 0
    17.08.2020 0
    15.08.2020 0
    30.07.2020 0
    29.07.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/550359

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-po-teme-sostav-slova-4452797.html