Конспект урока составные сказуемые составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса «Учитель года — 2019».

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока140.49 КБ
Презентация185.91 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

II. Повторение сведений о главных членах предложения.

  1. — Ребята, восстановите определения :

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

  1. Повторение признаков простого глагольного сказуемого :

— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)

( выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)

Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)

— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.

— Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА

грамматическое значение лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук .

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.

Упражнение 104 (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат – студент.

г) В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

Б) Он казался образованным человеком.

В) В путешествии мы узнали много интересного.

Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

VII. Домашнее задание.

Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Восстановите определения: 1) … и … — это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) — Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.

Представлениа технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема «Составное глагольное сказуемое».

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.

Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»

Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;

познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»»

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое».

Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;

познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых

1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.

2. Развивающая — развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

Оборудование: учебник «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

1.1. Проверка домашнего задания.

Упр. 124. В предложениях определить способы выражения подлежащих.

1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)

2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.

3) Один мальчик возвратился поздно вечером. (сочетание числительного с существительным)

4) Завтра не будет похоже на сегодня.(наречие)

5) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)

6) Охранять природу – значит охранять Родину. (неопределенная форма глагола)

7) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)

8) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)

9) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)

10) На дворе множество людей обедало, сидя без шапок, около братского котла. (сочетание собирательного существительного с существительным)

2. Слово учителя.

Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике — составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.

А начнем мы с повторения.

3. Повторение сведений о предложении.

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .

— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

Взаимопроверка. Оцените себя.

— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?

Чем оно выражено?

— Какое предложение здесь является лишним? Почему?

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами

4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.

Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.

I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)

II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)

( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II — я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?

В каком наклонении стоят сказуемые?

Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.

5. Понятие о составном глагольном сказуемом.

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)

7. Работа на местах.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)

А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?

(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)

(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)

9. Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зеленого деревца, которое тянется к свету, теплу и добру. Это деревце растет и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через все самые сложные испытания, преодолеваете любые трудности.

Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и свои силы.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

11. Обобщение изученного на уроке.

Сказуемое может быть … и …

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается …

Неопределенная форма глагола выражает …

12. Домашнее задание:

выучить теоретический материал (стр. 79-80), упр. 140 (инд.), 139(всем)

Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему ( ! – многое удивило и заинтересовало; ? – осталось много неясного; … — было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)

Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.

Конспект урока по русскому языку «Составное глагольное сказуемое» (8 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«Составное глагольное сказуемое»

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС

Сипович Елена Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище»

ТЕМА УРОКА: «Составное глагольное сказуемое »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: расширять представление о сказуемом, его признаках ; дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать учебно-интеллектуальные умения обучающихся:

переносить ранее полученные знания в новую ситуацию;

логически осмысливать и излагать информацию;

развивать навыки работы с учебником;

формировать умение сопоставлять, анализировать, выделять главное;

развивать творческие способности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: совершенствовать навыки общения, формировать культуру речи, воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку.

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания

1. Систематизация знаний о типах сказуемого и способах его выражения.

2.Отработка навыка нахождения и правильного определения составного глагольного сказуемого

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающиеся знают, что такое сказуемое, его признаки, способы выражения, умеют применять знания на практике.

Регулятивные: формирование проблемы, оценивание объективных трудностей, управление своей деятельностью, самоконтроль и контроль ответов сверстников, осуществление итогового контроля.

Познавательные: объяснение и анализ языковых явлений, фиксация результатов, установление причинно-следственных связей; работа

с информацией, выполнение логических операций; работа с учебными моделями, выдвижение цели, умение делать умозаключения. Коммуникативные: умение слушать и договариваться; выражение собственного мнения; сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения.

Учебная мотивация; определение границы собственного знания и незнания; воспитание культуры поведения на уроке; формирование устойчивой мотивации к обучению, к поэтапному самосовершенствованию; самооценка.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Преподаватель организует лингвистическую разминку — правописание приставок на З-С.

Исподтишка, расписаться, возглавить, исчезнуть, восстание, израсходовать, издалека, бесцельный, рассчитать, безжалостный, здешний, сгущать, здание, бесполезный, бесспорный, расцветать, вскрыть, расчет, чересчур.

У доски работают по очереди, класс рецензирует ответ товарищей: полон ли он, доказателен ли.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения

Преподаватель организует беседу для осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Что такое сказуемое?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство)

отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что он такое?

обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием.

— Каковы признаки простого глагольного сказуемого?

Простое глагольное сказуемое выражается одним словом, в котором лексическое и грамматическое значение воплощаютсяв одном слове.

Простое глагольное сказуемое выражается одной глагольной формой. Например: мы находимся, мы находились бы, мы будем находиться.

— Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?

Формами любого из наклонений, фразеологическими оборотами книжной и разговорной речи, глагольными междометиями.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

— Какие задачи стоят на уроке?

— Что хотим узнать сегодня на уроке?

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Преподаватель предлагает устно выполнить упражнение 161.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Преподаватель предлагает прочитать теорию на 82 странице учебника.

5. Этап реализации построенного проекта

Преподаватель организует работу с учебником с.183, упражнение 163 – чтение, комментарий.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

— Прочитайте предложения и найдите грамматические основы

в предложениях, определите, чем выражены сказуемые.

1. Кончилась теплая летняя ночь.

2.Я хочу быть певцом.

3.В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость.

4.Говорить могут все, да не все могут слушать.

5.Скрипач продолжал играть.

6.Он был весельчак.

7.Учиться — наша задача.

8.Брат всегда был душой компании.

9.Вижу примеры — начинаю понимать причины.

10.Без помощи я не добрался бы до города.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8.Этап включения изученного в систему знаний и повторение.

Преподаватель предлагает найти «четвертое лишнее» в предложениях:

В клетке соловей перестал петь.

Команда будет выступать на своем поле.

Мы будем рады видеть вас у себя.

Оксана любит покрасоваться.

(Ответ: во втором предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.)

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Что нового узнали на уроке?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Добились ли мы поставленной цели?

1. Параграф 16, упр. 169 или 170 (по выбору), на странице 85 выучить слова в рамочке


источники:

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-sosta.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-8-klass-4418978.html