Конспект урока типы сказуемого в двусоставном предложении

План-конспект открытого урока «Сказуемое. Типы сказуемого»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

План-конспект открытого урока «Сказуемое. Типы сказуемого».

Скачать:

ВложениеРазмер
skazuemoe_i_osnovnye_ego_tipy.docx23.95 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое; повторить порядок морфологического разбора глагола.

Оборудование: карточки с цифрами.

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение темы «Главные члены предложения».

II. Подготовка к изучению нового материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Как определили окончания сказуемых в упражнении 108? От чего зависел их выбор?

2. Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

  1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
  2. Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)
  3. Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)
  4. Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)
  5. Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

III. Объяснение нового материала.

Запишитее предложния, с которыми вы работали.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число)? (наст. вр.,ед. ч.)

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.

Запишите это предложение.

— Определите сказуемое в 3-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «эхо»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. Запишем и это предложение.

— Что вы можете сказать о сказуемом во втором предложении? (составное глагольное) . В 4-м? (простое) В 5-ом? (составное глагольное)

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Перед вами на каждой парте лежат учебники «Теория». Выясните в § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить схему типов сказуемых.

IV. Закрепление нового материала.

От теории перейдём к практике.

Выполнение упражнения 118 на с. 55 учебника «Практика».

Задания после упражнения можно выполнить устно.

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

2. Творческое задание.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?

В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.

3. Работа с карточками:

Д. 1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.

2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?

3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)

5) Ну меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.

— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.

— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.

Учитель читает предложения:

1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3.)

2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)

3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)

4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)

5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)

6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)

4. Самостоятельная работа.

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так трях головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

— Ваше величество, — сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, — вы прорубили окно в Европу.

(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Почему составные сказуемы так называются?

— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?

Домашнее задание: упражнения 115 и 116, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, читать § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.

Тема урока: «Виды сказуемых». 8-й класс

Класс: 8

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока (приложение, слайд№2)

3. Проверка домашнего задания.

4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного (слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именноеВыражается глаголом в форме одного из наклоненийВспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитивВспомогательный глагол + именная частьОтвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

10. Ознакомьтесь с таблицей видов сказуемых (слайды№7-9)

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

  1. Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
  2. Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
  3. Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
  4. Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
  5. Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
  6. Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
  7. Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
  8. Глагол дополнен частичкой знай, знай себе (А он знай себе посмеивается).
  9. Глагол + частичка было (Он было задумался)
  10. Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).
  11. Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).
  12. Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

  1. Существ., прилаг., числит., местоим., прич.
  2. Кратким прилаг ., и прич.
  3. Сравн. степенью прилаг.
  4. Наречием

Вспомогательные глаголы.

  1. Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
  2. Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)
  3. Фразеологический оборотне имею намерения вредить вам).
  1. Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
    (Она сидела задумчивая).
  2. Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
    (Девочка казалась весёлой).
  3. Вспомогательный глагол:быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
    (Молодой человек весёлый.
    Молодой человек был весел)
  4. Обороты типа:
    Хотел стать пожарным. Может быть мужем.
  5. Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.

Продюсер может что сделать? – может не согласится.

б) Режиссёр казался расстроенным.

Режиссёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

13. Определим вместе третье лишнее предложение (слайд№13):

  1. Мартышка вздумала трудиться.
  2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
  3. Червонец был запачкан и в пыли.

14. Ещё одна попытка (слайд№14):

  1. Шли два приятеля вечернею порой.
  2. Герои решили разобраться.
  3. Множество людей вышли было на улицу.

15. Закрепление изученного.

Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

  1. 1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
  2. 2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
  3. 3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
  1. Команда будет выступать на соседнем поле.
  2. Шестью восемь – сорок восемь.
  3. Солнце было красное и большое.
  1. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
  2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
  3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

16. Проверим, правильно ли у вас получилось (слайд№18).

17. Подведение итогов. Домашнее задание (слайд№19).

Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.

Разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Типы сказуемого в двусоставном предложении»

8 класс Русский язык

Урок №______ Дата_______

Тема: « Типы сказуемого в двусоставном предложении»

Цель: продолжить изучение темы «Двусоставные предложения»; повторить изученное о подлежащем; рассмотреть типы сказуемого, закрепить на практике. Работать над повышением уровня грамотности учащихся.

Развивать навыки устной и письменной речи, умение работать индивидуально и коллективно; навыки работы с таблицей, схемой.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : задания для работы на уроке.

Учебник: Русский язык 8 класс: учеб для общеобразоват. организаций. / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016 . – 271с.

«Вся сила суждения содержится в сказуемом.

Без сказуемого не может быть суждения».

II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Работа в малых группах . В поданных предложениях определить подлежащее и выписать. Составить с выписанными словами текст.

Учиться всегда пригодится.

Хлеб – всему голова.

Мы едем, едем, едем.

Завтра будет завтра.

Чтобы – подчинительный союз.

Дважды два – четыре.

За спиной прозвучало «ура».

Улыбающийся на мгновение замер.

Столовая сияла чистотой.

III .Мотивация учебной деятельности учащихся

Лингвистический эксперимент . Записать предложения. Определить в них сказуемое. Назвать отличительные особенности сказуемых в поданных предложениях.

Кот ждал чего-то.

Лев – царь зверей.

Я начал читать эту книгу.

Составить схему «Типы сказуемого».

IV .Активизация познавательной деятельности учащихся

Упражнение 1. Записать предложения. Определить в них подлежащее и сказуемое. Определить наклонение глагола.

Он читает эту книгу.

Он будет читать эту книгу. Глагол в спрягаемой форме

Он читал бы книги.

Он раз (1), схватил книгу и давай читать (2). – сказуемое выражено междометием (1) или инфинитивом (2).

Жду не дождусь весны.

А он возьми да и скажи.

Он только и делает, что спит.

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может быть выражено глаголом в спрягаемой форме (в любом наклонении) или междометием или инфинитивом без согласования со сказуемым.

Упражнение 2. Запишите поданные предложения в соответствии с таблицей.

Он стал выше отца.

Он работал дворником.

Он был притчей во языцех.

Составное именное сказуемое (СИС) – это главный член предложения, который состоит из приименной части, чаще всего выраженной с помощью глагола-связки, и именной части, выраженной словом, относящимся к именной части речи.

Нужно запомнить : если от сказуемого к слову ставится вопрос определения, то это слово тоже является сказуемым.

Упражнение 3. Записать предложения. Определить в них сказуемое. Найти общее между всеми сказуемыми. Вывести определение.

Я захотел прочитать книгу.

Я старался выполнить задание первым.

Я предпочитаю поспать.

Я намерен отказаться.

Определение (выводится по аналогии с составным именным сказуемым):

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит их приинфинитивной части (выражает дополнительную характеристику действия) и инфинитива (выражает действие).

V .Закрепление изученного материала

Упражнение «Крестики-нолики». Учащиеся объединяются в две команды, одна из которых «Нолики», другая – «Крестики». На доске помещено изображение поля для игры в «Крестики-нолики».

Первый ход делает команда «Крестики».

Команда путём случайного выбора получает вопрос по теме урока, на который должна дать ответ.

Если учащиеся ответили правильно, то получают право записать в поле свой значок (крестик или нолик).

Если учащиеся ответили неправильно, право хода переходит к противоположной команде.

Первая команда, выстроившая в ряд 3 своих фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает.

Вопросы для команд.

Определите подлежащее в предложении:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком .

В предложении Вася – мой хозяин простое глагольное сказуемое.

Определите сказуемое и его тип в предложении.

Маша бьёт баклуши.

Определите тип сказуемого в предложении.

Он хотел быть ветеринаром.

Аббревиатура ПГС расшифровывается как «простое глагольное сказуемое».

Как с помощью аббревиатуры записать «составное именное сказуемое»?

Назовите приинфинитивную часть сказуемого в предложении.

Я начал хотеть есть.

Какой частью речи выражена в поданном предложении именная часть составного именного сказуемого?

Мы вернулись домой усталые.

Работа с эпиграфом. Согласны ли вы с высказыванием Ф.И. Буслаева?

Определите подлежащее в предложении:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком .

В предложении Вася – мой хозяин простое глагольное сказуемое. (нет)

Определите сказуемое и его тип в предложении.

Определите тип сказуемого в предложении.

Он хотел быть ветеринаром (СИС).

Аббревиатура ПГС расшифровывается как «простое глагольное сказуемое» (да).

Как с помощью аббревиатуры записать «составное именное сказуемое»? – СИС.

Назовите приинфинитивную часть сказуемого в предложении.

Я начал хотеть есть.

Какой частью речи выражена в поданном предложении именная часть составного именного сказуемого?

Мы вернулись домой усталые (прилагательное).

Упражнение «Одним словом». С помощью одного слова каждый ученик характеризует урок:

1 ряд – с помощью существительного;

2 ряд – с помощью глагола;

3 ряд – с помощью числительного.

VII .Домашнее задание: читать в учебнике §18, выполнить упр.95 с.57 (списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть сказуемые

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Жолудь Виктория ЛеонидовнаНаписать 1641 16.11.2018

Номер материала: ДБ-235392

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    03.08.2018 204
    03.08.2018 329
    03.08.2018 357
    21.06.2018 6851
    17.06.2018 638
    10.05.2018 794
    09.05.2018 301
    10.04.2018 170

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/617535

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-tipi-skazuemogo-v-dvusostavnom-predlozhenii-3380604.html