Конспект урока тире между подлежащим и сказуемым 8 класс ладыженская фгос

Конспект урока русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2010. — 237 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx30.55 КБ
tire.pptx841.03 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.
  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.
  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев).

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Подготовила учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября .

Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п . — сущ. И.п . Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ . И.п . — числ . И.п . Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ. И.п . — числ . И.п . Числ . И.п . — сущ. И.п . Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п . — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п . не сущ. И.п . Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг . Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п . — сущ . И.п . Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Личное мест. сущ. Числ . И.п . — числ . И.п . Н. ф. глаг. — н . ф. глаг. Сущ. И.п . не сущ . И.п . Сущ. И.п . — числ . И.п . _____ — это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ . И.п . — сущ. И.п . _____ — вот Сущ. прилаг . Сущ. И.п . — н. ф. глаг. _____ — значит Сущ. есть сущ.

Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +

Домашнее задание: §22, упр. 115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель.

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Урок проходит с использованием ЭОР.Предусмотрена работа обучающихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГВЭ в 9 классе (дети с ОВЗ).

Конспект урока по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Обучающие: Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Развивающие : Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитательные : воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово

эпиграф «Удивление –путь к познанию»

I. Организационный момент.

— Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый . Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу (слайд-2).

II .Актуализация опорных знаний . Объявление темы урока.

Учитель . Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

— О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?

Тему урока вы узнаете из стихотворения: Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут… тире.

— Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей).

— Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

— Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке (слайд-3).

(- научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;

— научиться правильно ставить тире).

— Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей?

(1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2. Как образуются причастия?

3. Каковы особенности употребления тире в речи?)

— какие знаки препинания вы знаете?

— знаете ли вы историю знаков препинания? Сейчас некоторые дети познакомят нас с историей некоторых знаков препинания.

4. Сообщения учащихся.

1 уч-ся Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие .

2 уч-ся Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая . Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире ( черта ) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

3 уч-ся Тире [-] относится к более поздним знакам . Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

4 уч-ся Тире многозначно . Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

5. А когда же ставится тире?

(диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым).

7. У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (ответы учащихся)

Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире.

Составьте схемы, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире-1 команда, когда тире не ставится-2 команда.

Пятью девять — сорок пять

Расстояние между посёлками — пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) + сущ.(гл.)

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица не

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот

5. Если перед сказуемым стоит вводное слово

8. Самостоятельная работа.

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

9. Защита своих схем.

10. Отработка навыков.

На доске записано слово счастье , учащимся предлагается объяснить его значение.
Учитель, опираясь на словарь С. И. Ожегова, обобщает:
Счастье
1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;
2. успех, удача.
Задание классу:
1. Подберите синонимы к слову (успех, удача, удовлетворение).
2. Подберите антонимы к слову (мука, скорбь, горе, печаль).
3. Подберите однокоренные слова (счастливый, счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.)
4. Включите слово счастье в словосочетание (счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье, несчастный исход, половина счастья и т.д.).
5. Составьте предложение с последним словосочетанием (устно).

10.1. Деформированный текст.

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.) Объяснить тире.

10.2. Карточки. Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак .
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!

10.4. А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире. Самостоятельная работа

А теперь все дружно встали,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!

Но немного мы устали,

Книжки в сторону отложим,

Организму мы поможем.

Все мы правила учили,

О тире мы не забыли

11.Поэты в своих произведениях тоже используют причастия. Послушайте в исполнении ребят стихотворения и выполните задание карточки.

(Заранее подготовленные ученики читают наизусть отрывки из стихотворений о зиме русский поэтов).

Великие люди в своих высказываниях использовали тире

Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
5. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
7. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
6. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)

9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)

10.6 .Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

1) Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

4. Индивидуальная работа ( работа в формате ЕГЭ)

Детская клиника (со связью согласование на связь управления) – клиника для детей

Друг человека (со связью управление на связь согласование) – человеческий друг

Горных ущелий (со связью согласования на связь управление) – ущелий гор

Найдите грамматическую основу.

Он был доктором бедняков, профессором анатомии в Амстердаме.

Я всегда хотела танцевать.

Здесь мост через овраг построят.

Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

-А вы знаете, что картины осенней природы можно создать не только с помощью слов, но и красками. Рассмотрите репродукции картин

-Составьте связный текст, используя тире между подлежащим и сказуемым.

( Пока учащиеся работают, звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).

После выполнения задания представители каждой из команд зачитывают по одному сочинению.

IV . Выставление оценок командам. Итоги урока.

Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,

Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок «открытия» новых знаний в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»»

Учитель Е. И. Сухарева.

Урок в 8 классе.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

1. Продолжить знакомство с разделом науки о языке.

Сформировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

— повторить виды сказуемых,

— повторить случаи постановки тире в предложениях,

— знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

— знать случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым,;

— проводить синтаксический анализ предложения.

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» — М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

1. Этап мотивации.

Лингвистическая сказка. ( Слайд )

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

Учитель: О чем же идет речь в сказке?

О постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )

1. Главные члены предложения – это. ( подлежащее и сказуемое ).

2. Подлежащее чаще всего выражается. ( именем существительным и местоимением )

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется. ( простым глагольным сказуемым ).

4. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое. ( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).

5. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).

Задание 2. Определите тип сказуемого в предложениях. Напишите номер вопроса и выбранную букву. ( Слайды )

Доброта долго помнится.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе дело всякому приятно.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Через доброту стал проявляться характер .

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Без добра жизнь горька.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе слово что глоток воды.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое

Учитель: Какие знаки препинания вы знаете? (…)

Учитель: Знаете ли вы историю тире? Сейчас ребята познакомят нас с историей этого знака препинания.

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации

-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.

(диалог, прямая речь). ( Слайды )

— Яночка, привет! А что ты читаешь?

— Фантастику. «Солярис» Станислава Лема!

-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.

— Почему же, «Солярис» тоже о любви. Только это не простая любовь. И еще здесь много интересного помимо любовного сюжета. А что читаешь ты, Артем?

— Я тоже фантастику люблю. Только больше отечественную. Например, романы братьев Стругацких. Или книги Сергея Лукьяненко. Почитай обязательно их роман «Улитка на склоне». И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.

«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», — писал М.Горький.

Демьян Бедный так говорил: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».

4. Организация познавательной деятельности.

Учитель. Перед вами на карточке предложения. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите, нужно ли ставить между ними тире. В этом вам поможет учебник на стр.68-69. ( Слайд )

Доброта это отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

Читать книги высшее наслаждение.

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

Плохой товарищ не подмога.

Книги для меня как хлеб насущный.

Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.

Искренность отношений, правда в общении вот дружба.

Мир книг чудесен и прекрасен.

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые.

Учитель. Давайте проверим выполнение задания. ( Слайд )

Доброта — это отзывчивость, дружеское расположение к людям. ( Сущ.-сущ.)
Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. ( Инфин.-значит инфин.)

Читать книги — высшее наслаждение.( Инфин.-сущ. )

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. ( Сущ.и сущ.как сущ. )
Плохой товарищ не подмога. ( Сущ.не сущ.)

Самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям. ( Сущ.- инфин. )

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. ( Сущ. —вот сущ. )

Мир книг чудесен и прекрасен. ( Сущ. крат.прил.и крат.прил )

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые. ( Сущ.есть сущ.)

Учитель. Какие предложения у вас вызвали вопросы?

Учитель. Составьте алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1.Находим в предложении грамматическую основу.

2 Определяем, чем выражены главные члены.

3 Смотрим в таблицу.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,

Задание 1. ( Слайд )

Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поле — КАК разноцветный ковёр.

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона.

В лесу воздух — чист и свеж.

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного.

Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )

Книгалучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

Шестью шестьтридцать шесть. (числ. – числ)

Ходить босиком — большое удовольствие. (инфин – сущ)

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( — значит).

Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)

В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного. ( сущ. есть сказ. )

Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд )

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)

Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )

Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)

Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

Великое счастьепочувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.

Задание 3. ( Творческое ).

Учитель: Составьте предложения по предложенному началу, используя тему нашего урока , выделить основу, расставьте знаки препинания. ( Слайд )

Главное в жизни…

Мое будущее словно…

Книги для меня как…

Примерные ответы ( Слайд ).

Моя мечта ( — стать настоящим человеком ).

Поздороваться первым ( — важное проявление вежливости ).

Главное в жизни ( — служить другим и делать добро ).

Жить на Земле ( — великое счастье ).

Мое будущее словно ( маяк на горизонте ).

Книги для меня как ( хлеб насущный ).

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить только

Беседовать с писателями других веков

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше вечная тайна

Знать много языков значит иметь много

ключей к одному

Искусство это мышление в образах.

Память одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только

Беседовать с писателями других веков –

Бедность не порок.

Июнь — лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )

Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

7 – 11 баллов – 3.

Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Домашнее задание. ( Слайд )

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,

афоризмов на тему «Жизнь».

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-2908170.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-v-8-klasse-tire-mezhdu-podlezhashch.html