Конспект урока в 4 классе по теме правописание безударных падежных окончаний

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Конспект урока русского языка по теме: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

Главная задача урока русского языка по данной теме – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.»

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. 4 класс.

образовательная – познакомить с правилами написания безударных падежных окончаний существительных, формировать умение применять правила на практике, повторить знания о склонении имён существительных;

деятельностная – формировать способность учащихся к выведению общего правила написания безударных падежных окончаний существительных, тренировать способность использования нового способа действия в разных языковых ситуациях, развивать самостоятельность мышления, орфографическую зоркость.

Оборудование: тетрадь, учебник, планшетки с маркером, карточки с шагами алгоритма, смарт доска.

Мотивация к учебной деятельности

— Как назывался текст домашнего упражнения? (добыча полезных ископаемых)

— С какой целью люди занимаются добычей полезных ископаемых? (приносят человеку пользу)

— У нас урок русского языка. Что полезного мы будем «добывать» на уроке? (знания)

— Как мы будем это делать? (выполним пробное действие)

— Что мы будем делать при возникновении затруднения? (посмотрим, где в пробном действии возникло затруднение, подумаем, почему не можем выполнить задание)

— Как мы можем справиться с затруднением? (составим план работы по открытию нового знания)

— С какой целью будем «добывать» новое знание? (чтобы применять его в жизни, на уроках)

— Пусть девизом нашего урока станут слова «Будем знанья добывать, чтоб с успехом применять»

Знания о какой части речи мы «добывали» на последних уроках? (об имени существительном)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

— Вспомните, что вы знаете об этой части речи? (учащиеся дают определение имени существительного, называют постоянные и переменные признаки данной части речи)

— Какой из постоянных признаков имени существительного вы указывали в домашнем задании? (склонение)

— Распределите словарные слова в три столбика по типу склонения.

— Какие знания и умения будут вам необходимы при выполнении этого задания? (знание словарных слов, умение определять тип склонения)

— Повторим: какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

В результате повторения на смарт доске появляется таблица

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 4 «Б» классе. Учитель Ковязина Надежда Николаевна.

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

— закрепить знания учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

— сформировать представление учащихся о правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. ;

– сформировать представление о способе выбора букв безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения

– формировать умение выбирать буквы безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроке:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль)

I Мотивация к учебной деятельности

— Прочитайте пожелание на сегодняшний урок:

С хорошим настроением принимайся за работу!

— Как вы его понимаете? Почему работу надо начинать с хорошим настроением? (…)

— А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу…)

— Настройтесь на работу на уроке.

— Вспомните, чему был посвящён прошлый урок?

повторить, попробовать, подумать, найти, потренироваться, проверить себя

– Прочитайте глаголы в начальной форме и скажите одним словом, как вы будете обобщать знания? ( Сами. )

– Герои мультфильма будут вашими проводниками. Кто из них первый? ( …, потому что у нее карточка со словом «повторить», а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого. )

-Как будете открывать новые знания? (о пределим чего мы не знаем и сами найдем новый способ) Слайд 3, 4

— С чего начнем? ( С повторения)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

(Дерево, на листочках которого изображены буквы: п,ф,б,к,т,х,е,ш,с,р,ё,ч,щ,ц,з,а)

Задание: Выпишите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, и из оставшихся букв вы узнаете ответ на загадку:

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза.)

Проверка: Называет слово-отгадку.

Запись в тетрадях учащихся: б е рёза. (Указать сильные и слабые позиции гласных.)

Составьте однокоренные слова по схемам.

III Выявление причины затруднения

В написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а каких нет? Почему?

Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. БерёзкА вся трепещет на ветрУ зелёными листочками. Осенью у берёзкИ листочки желтеют и опадают. Зимой ствол берёзкИ сверкает серебрОМ. Ранним утром перелетают от берёзкИ к берёзкЕ тетерева и клюют бурые серёжки.

Исключи в каждой строке лишнее существительное.

III Определение целей работы

Что должны узнать и чему научиться?

Как не ошибиться в написании безударных падежных окончаний существительных?

Чему должны научиться?

ГДЕ , в какой части слова, находится данная орфограмма?

ЧТО проверяем?
НА какой вопрос должны найти ответ?

Работа в группах:

Проведите исследование в группах: просклоняйте существительные, сравните окончание в сильной и слабой позиции. Сделайте вывод.

Почему гласные в этих окончаниях надо проверять?

Гласные звуки – лукавый народ: В слабой позиции кто их поймет? Сделай ударным сомнительный звук – себя ты избавишь тем самым от мук.

Когда и как нужно проверять окончания существительных?

Как проверить безударное окончание имён существительных?

1) определить падеж

2) определить склонение

3) определить число

4) вспомнить окончание

проверить безударное окончание ударным

Падежные окончания имён существительных в единственном числе


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravo-8.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-bezudarnih-padezhnih-okonchaniy-imyon-suschestvitelnih-1313942.html