Конспект урока в 5 классе правописание глаголов на тся и ться

Открытый урок «Правописание –тся и –ться в глаголах», 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Результаты:

Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и — тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
tsya_i_tsya_5kl.docx23.93 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 42

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

« Правописание – тся и – ться в глаголах »

учитель русского языка и литературы

Швайковская Татьяна Георгиевна

Сценарий урока по ФГОС

Правописание – тся и – ться в глаголах .

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

  • Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и — тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Метапредметные : Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

І. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха»)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1. а) Словарная диктовка

Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, не мог, здесь, веять, лазурный, идти, жюри, помощник, росток, капюшон, не был, аккуратный, горизонты, пожалуйста, лаять, уберечь.

— Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.

— Почему неопределённая форма глагола так называется?

(Учащиеся выполняют задание на отдельных листах).

(Регулятивные УУД, контроль)

б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам

(Учитель сам выбирает учащихся для выполнения заданий данного вида)

( Регулятивные УУД, контроль)

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов.

Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение.

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.

Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… .

(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).

2. Синтаксический разбор предложения

Дуют ветры яростные , гонят лодки парусные .

(Повеств., невоскл., прост., двусост., распр, с одн. сказ.)

— Прилагательное яростные разберите морфологически.

І. Ветры яростные – прилаг. Ветры (какие?) яростные.

ІІ. Н. ф. – яростный; во мн. ч., в им. п.

ІІІ. Ветры (какие?) яростные .

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

— Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы)

(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)

— Что мы должны написать на месте пропусков?

  • От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Учащиеся предлагают варианты.

(Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу).

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока (Знакомство со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах).

Помни: вопрос – твой помощник!

Что делае т ? Что дела ть ?

Что сделае т ? Что сдела ть ?

броси тся броси ться

нрави тся нрави ться

удиви тся удиви ться

верну тся верну ться

— Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? ( Ситуация «общей несостоятельности» класса).

— Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.

— Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь ?

Работа с таблицей:

делает?

сделает?

что Ь -тся 3-е л.

делать?

что Ь -ться н.ф.

— Чего же мы не знаем? Чему нам необходимо научиться?

— Откройте учебник на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

— От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах?

(Регулятивные УУД, контроль).

ІII. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

  1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

— Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

  1. Коллективная работа . Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

(Коммуникативные УУД, планирование, постановка вопросов)

(Познавательные УУД, логические, выдвижение гипотез и их обоснование)

  • Проявлять стремление стремиться — стремится
  • Испытывать волнение волноваться — волнуется
  • Допускать ошибки ошибаться — ошибается
  • Принять решение решиться — решится
  • Чувствовать радость радоваться – радуется

Создание проблемной ситуации

  1. -Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов?

Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

— Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?

-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

(Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится)

(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).

  1. Исправь ошибки в тексте (с последующей взаимопроверкой).

(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли)

Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Применить алгоритм действия или схему написания глаголов в пословицах?

(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)

5.Работа с учебником. Выборочное письмо

Выпишите из пословиц:

І вариант – подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

ІІ вариант – словосочетания с глаголами на –ться.

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем)

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

V. Рефлексия (подведение итогов урока)

Рефлексия по вопросам:

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

(Личностные УУД, самоопределение, мотивация (мотивация учения), смыслообразования).

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание -тся и -ться в глаголах» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности .

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные : актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников .

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: знать об условиях выбора написания — ТСЯ и — ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца] на месте — ТСЯ и — ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на — ТСЯ и — ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать — ТСЯ и — ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи глаголы на — ТСЯ и — ТЬСЯ.

Мотивация (фронтальная работа).

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

II. Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

-Продолжи предложения с соседом по парте.

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

-Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

-О чем стихотворение?

III. Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

-Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

Целеполагание (фро нтальная, индивидуальная).

— Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

4. Работа над темой урока.

Вспомните правило — помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Лингвистическая задача: ( на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

— Где нужно поставить мягкий знак?

-Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

2. работа с учебником – упр. 633, 636, 637

3. Работа с пословицами . Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

5. Проверочная работа.

Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

— Объясни написание или отсутствие Ь. Выпиши только глаголы со словом, от которого задаешь вопрос к глаголу.

Именно из малины варит(?)ся варенье, рекомендуемое при простуде. Свежие плоды улучшают аппетит, обладают жаропонижающим эффектом. Сухие плоды используют(?)ся при простуде, кашле, бронхите. Отвар из листьев употребляет(?)ся при воспалениях на коже. Надо уметь лечит(?)ся!

6. Работа с текстом .

— Ребята, сейчас я вам прочту текст.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыват(?)ся. Закрывают(?)ся водяные лилии. Вечереет, приближает(?)ся ночь. У некоторых растений готовят(?)ся ко сну и листья. А утром они обязательно проснут(?)ся, раскроют(?)ся навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзывают(?)ся на смену дня и ночи.

Докажите, что перед вами текст.

-Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать удивительные свойства растений?

-Выпишите из текста глаголы в составе словосочетаний и решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

— Обозначьте ранее изученные орфограммы в тексте.

1.В какой глагольной форме следует писать

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным глаголом:

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

Они испытывают волнение-

Он испытывает радость —

— Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся)

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

VII. Упр. 634 (обязательно)-выписать из пословиц

1)подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

2) словосочетания с глаголами на –ться.

По желанию -описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни, используя глаголы на -тся и -ться.

5 класс Урок русского языка по теме: «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ»

Урок русского языка поможет учащимся отработать способ действия при выборе написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок русского языка по теме: «Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ»»

5 класс Тема: Правописание глаголов на -ТЬСЯ и -ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и -тся в глаголах;

Задачи: 1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, учебник, алгоритм ;

Тип урока: урок умений и навыков.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. Внимательно посмотрите на экран. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи.

Слайд. Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку , радуюсь.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

«Правописание –ться и –тся в глаголах».

Цель нашего урока-

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

3) правильно произносить и писать глаголы на -ться и тся.

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

— От чего зависит написание -тся, -ться ( От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

— Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

— Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глагол его вноси.

-Правильно, дети. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе.

Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться.

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Открытие нового знания.

Итак, дети, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой- нет?

Правильно, дети. (Дети формулируют правило).

Устали, дети? Давайте отдохнем! На доске предложения. Из каждой группы выходит 1 ученик, подчеркивает один член, он заканчивает, потом другие. И так до конца. Какая группа сделает задание быстрее и правильно, та группа победит. Отдохнем, заодно вспомним главные и второстепенные члены предложения.

На улице моросит холодный дождь.

Сегодня Петя уроки приготовил.

Мама сварила вкусный борщ.

Завтра будет отличная погода.

Молодцы, ребята. Мы отдохнули, продолжим дальше. А теперь закрепим наши полученные знания упражнениями.

Перед вами “аукцион пословиц”.

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья познают(?)ся в беде.

Трус своей тени боит(?)ся.

Всякий человек в деле познает(?)ся.

У него из рук валит(?)ся.

Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.

За все брат(?)ся- ничего не сделать.

Работа с учебником.

1 группа- задания из учебника ; 2 группа- задания из учебника

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягкий знак (где нужно , 2 группа).

Проверим ваши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправить ошибки в тексте.( с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя . А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Подведение итогов урока.

— Что новое узнали на уроке?

— Какое «знание» открыли?

-Чему учились?( как правильно написать на конце глаголов –тся и –ться).

Вопрос — твой помощник.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Запишите по 10 глаголов на –тся и –ться. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-tsya-i-tsya-v-glagolah-klass-3709184.html

http://multiurok.ru/files/5-klass-urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisan.html