Конспект урока в 6 классе по русскому языку правописание ь и ь знаков

Урок русского языка в 6 классе «Употребление Ь в грамматических формах слов».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тема: «Употребление Ь в грамматических формах слов».

Цель урока: Закрепить правописание Ь в именах числительных и других частях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_6_klass1.doc45.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: « Употребление Ь в грамматических формах слов».

Цель урока : Закрепить правописание Ь в именах числительных и других частях речи.

  1. Продолжать совершенствовать орфографические навыки правописания числительных.
  2. Развивать навыки работы в паре.
  3. Развивать речь путем работы с текстом.
  4. Воспитывать любовь к Родине.
  1. Организационный момент.
  2. Наблюдение. Постановка цели урока.
  3. Работа с текстом.
  4. Работа с перфокартами.
  5. Проверочная работа в парах сменного состава.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.
  8. Организационный конец урока.
  1. Организационный момент.
  2. Наблюдение.

— Откройте тетради. Оформите запись для работы.

— Какое сегодня число? Запишите.

— Какое числительное по строению?

— Из каких числительных состоит?

— Какая орфограмма в сложном числительном?

Постановка цели урока.

— Как вы думаете, какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (…)

— Верно. Сегодня мы будем закреплять правописание Ь в именах числительных и других частях речи. А каких, вы скажите сами позднее.

3. Работа с текстом.

Сходиш(?) с теплохода на берег острова и попадаеш(?) в сказку. Стоит перед нами удивительной красоты деревянный храм. Купола похожи на шлем русского воина. Это одно из сокровищ(?) нашей истории. Без единого гвоздя из прионежского леса создано это чудо и стоит уже 270 лет.

Познаком(?)тесь с островом. Вам встретят(?)ся строительные диковинки: небольшая колоколенка, редкой красоты часовня, которой исполнилось 600 лет…

Хорош(?) сказочный город Кижи!

— Что это? Докажите.

— К какому типу и стилю речи можем отнести данный текст? Почему?

— На каких двух китах держится текст?

— Определите тему, основную мысль текста.

— Озаглавьте. На что указывает ваше название: на тему или основную мысль?

— Объясните постановку знаков препинаний в предпоследнем предложении. (Учащиеся графически объясняют пунктограммы и чертят схему предложения).

— С какой буквой связаны пропуски в словах?

Конспект урока по русскому языку на тему «Буква ь в середине и на конце числительных» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дисциплина: Русский язык

Тема урока: Буква ь в середине и на конце числительных

Цель: сформировать умение применять правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных.

Познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных;

Развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные;

Воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Организация начала урока

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока

Изучение нового материала

Чтение теоретического материала учебника

Беседа по вопросам

Чтение правила в рамке

Выполнение упражнения 353

Выполнение упражнения 354

Работа с текстом

Подведение итогов урока

Информация о домашнем задании

Организация начала урока

Проверка домашнего задания

Прослушать рассказ нескольких учеников о простых и составных именах числительных.

Выборочно проверить тетради с упражнениями.

Сообщение темы и цели урока

— Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием ь знака в середине и на конце числительных.

Изучение нового материала

— Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить 3 правила:

1) В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

2) В середине числительных ПЯТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЬ, СЕМНАДЦАТЬ, ВОСЕМНАДЦАТЬ И ДЕВЯТНАДЦАТЬ мягкий знак не пишется.

3) В числительных, обозначающих круглые десятки от ПЯТИДЕСЯТИ ДО ВОСЬМИДЕСЯТИ и круглые сотни от ПЯТИСОТ ДО ДЕВЯТИСОТ, после первого корня пишется мягкий знак. Например: ПЯТЬДЕСЯТ, ПЯТЬСОТ.

Раздаточный материал – таблица «Мягкий знак в числительных».

Ь только на конце у числительных

Ь только в середине у числительных

пят ь , сем ь , восем ь , шестнадцат ь , семнадцат ь , восемнадцат ь , двадцат ь , тридцат ь .

50 – 80; 500 – 900

пят ь десят, шест ь десят, сем ь десят, восем ь десят, пят ь сот, шест ь сот, сем ь сот, восем ь сот, девят ь сот

Чтение теоретического материала учебника

Беседа по вопросам

— Мягкий знак для обозначения мягкости конечных согласных пишется в числительных от … до … и в числительном …? (от 5 до 20 и 30)

— ь знак не пишется в середине числительных? (В середине числительных ПЯТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЬ, СЕМНАДЦАТЬ, ВОСЕМНАДЦАТЬ И ДЕВЯТНАДЦАТЬ мягкий знак не пишется.)

Чтение правила в рамке

Выполнение упражнения 353

— Напишите словами числа: 5, 10, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20. (пять, десять, двенадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать.)

— Поставьте и запишите в именительном и винительном падеже числа: 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900. (пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.)

— Итак, в числительных от пяти до двадцати , в числительном тридцать на конце пишется …

— В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать пишется …

— В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от … до … и круглые сотни от … до …, после первого корня пишется ь.

Выполнение упражнения 354

Выполните упражнение 354 самостоятельно.

Работа с текстом

Спишите, записывая числа словами.

Хотя путешественники прошли за день 50 километров, они чувствовали усталость. Проходя по 70 километров в день, мы могли бы через 5 дней добраться до моря. Чтобы добраться до Забережья, нужно проехать почти 600 километров. Эта гора высотой 900 метров. Нам пришлось отдыхать каждые 15 минут.

а) Дополнить данные определения.

Числительные, состоящие из ___________называются составными.

Числительные, состоящие из ___________называются простыми.

б) Написать примеры:

1) простого числительного: _____________________

2) составного числительного: ____________________

Соотнеси формы числительных с примерами.

Напиши числа словами. Подчеркни мягкий знак.

5, 15, 40, 50, 800, 25,60,425.

Подведение итогов урока

— В каких числительных Ь пишется только на конце?

— В каких числительных Ь пишется только в середине?

— В каких числительных ь не пишется?

Информация о домашнем задании

Выполнить упражнение 355.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

Дисциплина: Русский язык

Тема урока: Буква ь в середине и на конце числительных

Цель: сформировать умение применять правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных.

1. Познакомить учащихся с написанием мягкого знака на конце и в середине числительных;

2. Развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена числительные;

3. Воспитывать интерес к родному языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

1. Организация начала урока

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и цели урока

4. Изучение нового материала

4.1 Чтение теоретического материала учебника

4.2 Беседа по вопросам

4.3 Чтение правила в рамке

5.1 Выполнение упражнения 353

5.2 Выполнение упражнения 354

5.3 Работа с текстом

6. Подведение итогов урока

7. Информация о домашнем задании

  • Федосова Оксана НиколаевнаНаписать 7164 25.01.2015

Номер материала: 337357

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    25.01.2015 1477
    25.01.2015 2870
    25.01.2015 1349
    25.01.2015 936
    25.01.2015 6062
    25.01.2015 941
    25.01.2015 658

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока в 6 классе по русскому языку правописание ь и ь знаков

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил: 1) разделительный мягкий знак: правописание; 2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных; 3) мягкий знак после шипящих; 4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

1. Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется:

  • перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок, например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна ;
  • в сложносокращенных словах, если мягкий знак был в первом слове, например: мелькомбинат, Связьинвест;
  • перед О в следующих заимствованных (иноязычных) словах, почти полный список: батальон, бульон, гильотина, каньон, компаньон, котильон, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, монсеньор, павильон, папильотка, почтальон, сеньор, фьорд, шампиньон, шиньон, эспаньолка .

2. Употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных

  1. На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
  2. В середине слова мягкий знак пишется:
  • после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик ;
  • после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;
  • между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
  1. Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
  2. Мягкий знак не пишется между двумя мягкими Л: иллюзия .

3. Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

  • в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
  • в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;
  • в неопределенной форме глаголов: беречь — беречься, стричь — стричься ;
  • во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
  • в наречиях, например: невмочь, сплошь ( исключения : уж, замуж, невтерпёж );
  • в частицахвишь, бишь, лишь, ишь ( исключения : уж, аж ).

4. Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

  • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя )
  • числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью );
  • в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться ;
  • в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь .
  • в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать ;
  • перед буквой О в некоторых числительных (см.Примечание 2): секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 -го лица ед. числа — ляг и форму 2-го лицами, ч. — лягте .

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями ( дочерями, костями, плетями ), а устаревшие формы ( дочерьми, костьми, плетьми ) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах ( лечь костьми, бить плетьми ).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь .

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3-га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится ?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший , нянька и нянчить .

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.


источники:

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_bukva__v_seredine_i_na_konce_chislitelnyh_6_klass-337357.htm

http://uchitel.pro/%D1%82%D0%B2%D1%91%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%BC%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA/