Конспект урока в 7 классе на тему склонение причастий и правописание гласных падежных окончаний

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.

Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
sklonenie_prichastiy.doc23.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А.

— вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных;

— познакомить учащихся с особенностями склонения причастий;

— формировать умение правильно писать окончания причастий.

Личностные: у мение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные: эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора гласных в падежных окончаниях причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.

Метапредметные: уметь определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Личностные: формировать уважительного отношение к русскому языку как ценности русского народа.

I. Проверка домашнего задания.

Упр. 77 (по цепочке). Первый ученик рассказывает о причастии как части речи; второй записывает на доске примеры, готовясь рассказать об окончаниях прилагательных; третий выполняет задание на доске. Требуется грамотно списать и указать, к какой части речи принадлежат выделенные слова.

Под л..жачий кам..нь вода (не)течёт. И нез..ряженное ружьё стреля..т. Сокол с лёту хвата..т, а ворона и с..дячего (не)пойма..т. Х..рошая книга — луч..ший друг. Новых друз..й наж..вай, а старых (не)утрачивай.

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».

Тип урока: объяснение нового материала и первичное закрепление.

Образовательные: ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий; научить определять гласные в окончаниях причастий; продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков; умение составить предложения с причастиями, согласовав их с существительными; закрепить навык по правописанию возвратных причастий.

Развивающие: умение самостоятельно формулировать вывод по теме урока; развитие логического мышления; умение объяснять постановку той или иной гласной в окончании.

Воспитательные: воспитывать самодисциплину (не выкрикивать ответы с места); умение слышать товарищей и воспитание уважения к ним (не перебивать, не отвлекаться во время их ответа и т.д.)

Оборудование: доска, тетради, мел, ручки, раздаточный материал.

Распределение основных этапов по времени:

I. Организационный момент.

Приветствие. Учитель отмечает присутствующих.

Сегодня мы поговорим о том, как правильно писать окончания в причастиях. Но сначала проверим ваше домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

На дом было задано от глаголов образовать причастия. Например, метель разбушевалась — разбушевавшаяся метель.

Снежинки кружатся в воздухе. Облака плывут по небу. Теплоход приближается. Волосы растрепались. Кислород содержится в воздухе. Флаг развевается на ветру .

Итак, зачитываем с объяснениями, что у вас получилось по цепочке. (Ученики объясняют правописание возвратных и невозвратных причастий).

Подведем итог. Кто может сделать вывод из услышанного? (Для определения возвратности причастия мы должны найти глагол, от которого это причастие образовалось: например, причастие приближающаяся из словосочетания приближающаяся туча образовано от возвратного глагола приближаться , заржавевшие из заржавевшие трубы — от невозвратного глагола заржаветь ).

Что еще мы должны вспомнить про возвратные причастия? (У причастий не бывает возвратного суффикса -сь, а только -ся, в отличие от глаголов, у которых после гласной стоит -сь ( учись ), а после согласной -ся ( учится ).

III . Орфографическая пятиминутка.

А теперь давайте поработаем со словарными словами.

Запишите эти слова в свои тетради под мою диктовку. (Ученики пишут).

Преобразуйте глаголы: отражать и искриться в причастия, согласуйте их с придуманными вами существительными.

( тень отражавшаяся ; снег искрившейся ).

Подберите причастия к существительным : калитка, колонна , гирлянда . ( скрипящая калитка; белеющая колонна; мигающая гирлянда ). Определите у причастий признаки прилагательных.

Преобразуйте глагол читать в причастие, подберите к нему существительное. ( Читающий мальчик ). А теперь давайте вместе просклоняем это словосочетание. Я буду писать на доске, а вы в своих тетрадях. Обязательно выделяйте окончания у причастия.

IV . Объяснение новой темы (плавно вытекает из предыдущего задания).

Давайте рядом с этой колонкой просклоняем словосочетание с прилагательным, например, хороший мальчик.

Посмотрим внимательно на окончания причастия и прилагательного. Что мы видим? (Окончания в обоих случаях одинаково). Правильно: причастия склоняются как прилагательные. Запишем в тетрадь: причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами ( какой? какое? какая? какие?).

Прочитайте это правило еще раз «про себя», и мы приступим к выполнению упражнений.

V . Первичное закрепление.

1. Поставьте данные сочетания слов в именительном, родительном и предложном падежах множественного числа:

Выглянувший солнечный луч; приближающаяся грозовая туча; улыбающееся детское лицо.

Даю вам несколько минут на выполнение упражнения, а потом проверим фронтально.

И.п. выглянувшие солнечные лучи

Р.п. выглянувших солнечных лучей

П.п. о выглянувших солнечных лучах

И.п. приближающиеся грозные тучи

Р.п. приближающихся грозных туч

П.п. о приближающихся грозных тучах

И.п. улыбающиеся детские лица

Р.п. улыбающихся детских лиц

П.п. об улыбающихся детских лицах

(Рассуждение учеников: смотрим на окончание вопроса, затем на окончание прилагательного лучи ( как ие ?) солнечн ые и выглянувш ие)

2. Молодцы. Давайте выполним еще одно упражнение. Я буду диктовать словосочетания, а вы будете записывать и объяснять постановку той или иной гласной в окончании причастия, по цепочке.

По занесенной дороге, вышедшие на крыльцо дети, на оголившейся березе, закутанная в платок, гонимые ветром снежинки, запорошенные ступеньки, каркающей вороной, хмурящееся небо, белеющий снег

(последний ученик: снег какой? белеющий, у него возникает вопрос: почему окончания причастия и вопроса не совпадают?; если у ученика вопроса не возникает, то я сама на это указываю).

Окончания причастий всегда безударные, в то время как у прилагательных окончания могут быть, ударными и безударными.

Окончания причастий мужского рода, единственного числа, так же как и безударные окончания прилагательных в именительном и винительном падежах не совпадают с окончаниями вопросительного слова какой ? Например, молодой зеленый гладкий листок

3. И давайте выполним последнее на сегодня задание. (Раздаю листки с заданием). Спишите, согласуя заключенные в скобках прилагательные и причастия с именами существительными.

1. В (сонный, застывший) воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь.

2. Лукашка разглядывал в чаще (надвигавшаяся) фигуру охотника.

3. Над (потонувшее в темноте) озером стояла мертвая тишина.

4. Осеннее солнце весело смотрело на (вымощенная круглыми серыми камнями и усеянная желтой листвой) улицу.

5. Лошади, сколько я мог различить при (чуть брезжущий, слабо льющийся) свете звезд, тоже лежали, понурив головы.

Ученики выполняют упражнение, а учитель в это время пишет домашнее задание на доске.

1. В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь.

2. Лукашка разглядывал в чаще надвигавшуюся фигуру охотника.

3. Над потонувшим в темноте озером стояла мертвая тишина.

4. Осеннее солнце весело смотрело на вымощенную круглыми серыми

камнями и усеянную желтой листвой улицу.

5. Лошади, сколько я мог различить при чуть брезжущем, слабо льющемся

свете звезд, тоже лежали, понурив головы.

(Дети находят существительное, задают от него вопрос к причастию и имени прилагательному и пишут правильное окончание в этих частях речи).

Давайте подведем итог сегодняшнего урока. Что нового мы сегодня узнали? (Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, в полной форме имеют те же падежные окончания, что и полные прилагательные, проверяются теми же вопросами (какой? какое? какая? какие?). Приведите пример на только что проговоренное правило ( хорош его мальчика – читающ его мальчика ).

Оценивание тех учеников, которые активно вели себя на уроке.

VII . Задание на дом. Консультация учителя

Задания на раздаточном материале.

1. Посмотрим на ваше домашнее задание. Нужно будет составить предложения, употребив данные словосочетания в дательном, винительном, творительном и предложном падежах.

Затихающая песня, строящаяся дорога, поднявшийся ураган, встретившиеся путники.

Разберем первое словосочетание:

Д.п. Затихающей песне были рады все.

В.п. Затихающую песню не хотели останавливать.

Т.п. Затихающей песней оканчивали концерт.

П.п. О словах в затихающей песне задумались все.

2. И второе задание. Выпишите словосочетания «причастие + существительное», поставьте вопрос от главного слова к зависимому, докажите правильность написания окончания причастия.

«По утрам густой туман накидывает непроницаемую молочную завесу на поредевший лес. Бывает, что зима решает отомстить уходящему лету и в первых числах октября выпадает снег. Его мокрые хлопья облепляют деревья, не успевшие сбросить листву. Под непомерной тяжестью почти до земли прогибаются молодые тополя, клены, березы…»

Урок русского языка по теме «Склонение причастий». 7-й класс

Класс: 7

Цели урока:

  • продолжить изучение причастия как особой формы глагола;
  • познакомить учащихся со склонением причастий;
  • научить правильно употреблять причастия в своей речи.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайдовая презентация.

I. Проверка домашнего задания

1. Составление рассказа «Будущее моего села», используя различные причастия.

2. Повторение изученного

– Что такое причастие?
– Чем причастие сходно с именами прилагательными?
– Назовите признаки глагола у причастия.

Вывод: причастие имеет и признаки прилагательного, и признаки глагола.

II. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

– На уроке мы продолжим изучение причастия как особой формы глагола, а также познакомимся со склонением причастий и научимся правильно употреблять их в своей речи.

2. Склонение словосочетания: новый циркуль, выделяя окончание у прилагательного. (Задание выполняется на доске.)

3. Склонение причастия цветущий сад учащиеся зачитывают со слайда.

4. Сравнение склонения прилагательного и причастия.

5. Вывод: полные причастия склоняются так же, как и имена прилагательные. Они имеют те же окончания, что и прилагательные.

III. Обобщение и систематизация знаний

1. Склонение словосочетаний: летящая птица, построенное здание, уважаемые люди.

Вывод: причастия и прилагательные изменяются одинаково по падежам.

2. Словарный диктант. (Один ученик пишет на доске.)

Цирк, циркуль, цифра, мотоцикл, цистерна; станция авиация, полиция; огурцы, птицы, синицы; цыпленок, цыган.

4. Показ на и проверка в тетрадях и на доске.

5. Вопросы классу:
– На какое правило был словарный диктант? (Буквы ы, и после ц.)
– Когда после ц пишется буква ы?

6. Постановка оценок за словарный диктант самими учащимися. (За безошибочную работу – оценка «5»; с 1 и 2 ошибками ставится «4»; с 3 и 4-5 ошибками – «3»; за 6 ошибок и более – оценку «2»).

7. Подбор к словам в диктанте причастий:

Цирк – кочующий
Цифра – написанная, исправленная
Циркуль – купленный сломанный
Мотоцикл – увиденный, купленный
Цистерна – раскрытая, наполненная
Станция – восстановленная
Авиация – развивающаяся
Полиция – уважаемая
Огурцы – созревшие
Птицы – летящие, улетающие
Синицы – прилетевшие, кричащие
Цыпленок – бегающий, умирающий
Цыган – страдающий, танцующий

8. Выполнение упражнения по учебнику.

9. Словарная работа

Составление с ними словосочетаний, а затем – употребление их в предложениях.

IV. Тест

А. Какое слово является причастием?

Б. Составьте словосочетания, согласуя причастия с нужными существительными:

Сочетаются со словом: хлеб, тесто, преступление, белье.

В. Поставьте нужные окончания:

1) о выпавш. снег.
2) о затаивш..йся мыш.
3) о скачущ.. лошад..
4) с бьющ..мся сердц..м

Г. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?

1) собравший урожай
2) убежавшее молоко
3) заглянувший в окно
4) читающий текст

Д. Из данного предложения выпишите причастие (-ия).

Колеблющийся полет бабочки на свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

V. Подведение итогов урока. Беседа

– Что нового узнали на уроке?
– Как склоняются причастия?

VI. Домашнее задание: выполнение упражнения.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-sklonenie-prichastiy-i-pravopisanie-glasnih-v-padezhnih-okonchaniyah-prichastiy-2626577.html

http://urok.1sept.ru/articles/632606