Конспект урока в начальной школе правописание ши жи

Конспект урока русского языка для 1 класса. «Правописание жи -ши»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока русского языка в 1 классе с использованием разноуровневой и групповой технологий . Тема: «Слова с сочетаниями ЖИ — ШИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_1_klass_tema_pravopisanie_zhi_-_shi.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

с использованием разноуровневой и групповой технологий .

Тема: «Слова с сочетаниями ЖИ — ШИ»

Урок с использованием разноуровневой технологии обучения.

Тип урока: комбинированный.

Цель : формирование умения правильно писать сочетание ЖИ – ШИ

  • учить правописанию сочетаний ЖИ — ШИ
  • познакомиться с правилом «ЖИ – ШИ пиши с буквой И»
  • формировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, грамотно писать, обозначать графически),
  • формирование познавательного интереса к предмету,
  • развитие умственных учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации),
  • развитие действий контроля и самоконтроля,
  • развитие сенсорной сферы (восприятия, памяти, внимания),
  • развитие связной речи.
  • воспитание требовательности к себе, аккуратности, дисциплинированности,
  • воспитание товарищества, гуманности, доброты, ответственности перед коллективом,
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Учитель приветствует учащихся, обращает внимание на внешний вид, организацию рабочих мест.

Блок № 1 «Избыточная информация»

  1. Поиск проблематичного, смешного, курьезного, случайного в знакомом и малознакомом материале данной темы.
  2. Заинтересовать ребенка, разбудить его любознательность.
  3. Направить самообразовательную деятельность педагога в рациональное русло.

В каждой строчке найдите «лишнее» слово, обоснуйте свой выбор.

а) крыши, камыши, кошки, машины (кошки)

б) ежи, стрижи, моржи, собаки (собаки)

в) чашка, ложка, свеча, туча (ложка)

г)роща, пища, пищат, варит (варит)

д)чудо, чучело, подарок, чулок (подарок)

е)щука, гроза, ищу, чищу. (гроза)

— На какие орфограммы остальные слова?

— Какая тема сегодняшнего урока?

— Сегодня мы будем говорить о сочетаниях ЖИ – ШИ, ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩА.

За неделю до урока детям дается тема сегодняшнего урока, предлагается найти интересный материал по теме «Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу».

Варианты работ для урока избыточной информации:

  • написать сказку о шипящих согласных звуках.
  • создать презентацию (вместе с родителями) с использованием материала на изучаемую тему. Например, презентация о растениях, в названии которых есть нужные сочетания: инжир, шиповник, кувшинка, чага, ландыши, рыжик, камыши и т.д.
  • подбор пословиц, поговорок, крылатых выражений.
  • составление ребусов, кроссвордов.
  • любое другое задание на выбор учеников и их родителей.

На уроке избыточной информации каждому подготовившемуся ребенку дается возможность выступить перед классом (возможно, с привлечением родителей ребенка)

Если ребенок подготовил кроссворд или ребусы, необходимо создать условия для работы с этим материалом всему классу (распечатки, интерактивная доска)

В конце урока спрашиваем у детей:

-Что на сегодняшнем уроке вам запомнилось больше всего?

-На следующих уроках мы с вами будем более подробно говорить об этих сочетаниях.

Блок №2 «Менторство» и базовый минимум темы.

Тема: «Буквосочетания ЖИ – ШИ»

Цель: Отработка навыков написания сочетаний ЖИ – ШИ.

(На уроке дети работают в группах по 4 – 5 человек)

1 .Организационный момент, проверка организации рабочего места.

2.Введение в тему урока .

В тишине лесной глуши

Жили мыши и ежи.

-Что интересного заметили в этом предложении?

-О каких орфограммах мы будем сегодня говорить? (буквосочетания ЖИ – ШИ)

-Для того, чтобы успешно поработать сегодня, нам нужно составить алгоритм работы с этой орфограммой.

У каждой группы на парте лежат карточки с частями алгоритма, плюс несколько «лишних» частей. Задача детей составить алгоритм правильно.(Дети выполняют задание)

1.Читаем слово, определяем его значение.

2.Находим букву, обозначающую твердый шипящий звук.

3.Вставляем букву «и».

(«лишние» части: выделить корень, подобрать проверочное слово)

Проверяем выполнение детьми задания. На доске в ходе проверки появляется запись алгоритма.

От каждой группы по одному человеку дети выходят к доске и записывают слова под диктовку учителя, действуя по алгоритму.

Если ребенок ошибается, то он возвращается к доске и исправляет свою ошибку.

Слова для волнового опроса:

Жираф, моржи, стрижи, пушинка, снежинка, машина, пружина, душистый, дружить, кувшинка, малыши, шиповник, жизнь, груши, камыши, живот, этажи, спешить, ковши.

Блок №3 Квазиконтроль.

Детям предлагается задание трех уровней.

Ученик сам выбирает, какое из заданий будет (или сможет) выполнить.

За выполнение 1 задания он ставит себе 3 балла, за выполнение второго – 4, за выполнение третьего – 5.

Проверяет каждый ученик себя сам. Учитель после выполнения каждого задания показывает образец его выполнения.

Задание 1 уровня.

Вставить пропущенную букву, действуя по алгоритму.

Задание 2 уровня.

Поставь слова во множественное число.

Нож – груша — ёрш —

Шалаш — лужа — афиша –

Задание 3 уровня.

Придумать и записать предложение о лесе, используя слова с буквосочетаниями «жи – ши».

(проверка задания 3 уровня проводится путем опроса нескольких учащихся. Остальные задания этого уровня проверяет учитель)

Учитель анализирует работы и определяет материал необходимый для отработки темы.

Блок №4 Тренировка.

Материал для этого блока составляется трех уровней. Детям материал раздается на листах.

Класс делится на 3 группы:

1 группа – это дети, кто справился со всеми тремя заданиями квазиконтроля. Работа носит самостоятельный творческий характер.

2 группа – это ученики, которые справились с 1 и 2 уровнем квазиконтроля. Работа ведется по алгоритмам учителя.

3 группа работает вместе с учителем, под его руководством и с его помощью.

Задания для 1 группы.

1. Ответьте на вопрос одним словом.

— Как называется дикая роза?

— Какой вы знаете съедобный гриб с рыжей шляпкой?

— Какое растение цветет в мае, его цветы похожи на белые колокольчики, а плоды очень ядовиты?

— Дикие животные, спинка которых покрыта иголками.

— Что образуется на земле после дождя? (запишите это слово в уменьшительно – ласкательной форме)

— Каким словом называют что – то ароматное, имеющее приятный запах?

К каждому ответу подберите подходящие по смыслу 2-3 слова.

2.Исправьте ошибки. Докажите правильность своего выбора.

Харашо в лису висной. Весило жывет лес летом. В лестве пают птицы. Осиню лес дарит нам многа разных подарков.

3.Придумайте текст на тему «В лесу», используя как можно больше слов с сочетанием «жи» или «ши».

Задания для 2 группы.

1. Составить из слогов как можно большее количество слов. Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

Урок русского языка по теме «Правописание слов с сочетаниями «жи-ши»». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Задачи:

  • обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];
  • формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;
  • способствовать личностному развитию детей;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.
  • воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.
  • прививать интерес к урокам русского языка.
  • учащиеся должны знать:

    о звуках [ж], [ш] как твердых.

    учащиеся должны уметь:

    правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

    Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

    I. Приветствие гостей.

    «Доброе утро».
    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться:
    — Доброе утро (к детям)
    Доброе утро солнцу и птицам
    Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
    И каждый становится
    Добрым, доверчивым…
    Доброе утро длится до вечера. (В. Кривошеевой)

    Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

    Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите. (Слайд 2)

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.

    И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

    А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

    а) Психологический настрой учащихся на работу. (Слайд 3)

    Наши ушки будут слушать (массаж),
    Наши глазки будут внимательно смотреть,
    Наши пальчики будут красиво писать (массаж),
    Наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).
    К работе готовы? (Да). Начинаем .

    б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

    В живом уголке жили ужи и ежи. (Слайд 4)
    У Миши машина, у машины шина.

    Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? (Это скороговорки). Что такое скороговорка? (Скороговорка — это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

    В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

    2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

    Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([Ж])

    Дайте характеристику этому звуку. ([Ж] – согласный, твёрдый, звонкий). (Слайд 5)

    Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ([Ш])

    Дайте характеристику этому звуку. (Этот звук согласный, глухой, твердый). (Слайд.6)

    III. Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.

    Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

    а) Пальчиковая гимнастика. (Слайд 7)

    — Помассируйте каждый пальчик.

    — “Замок”
    На двери висит замок
    Кто открыть бы его смог?
    Потянули,
    Покрутили,
    Постучали,
    И…открыли!

    б) Подготовка к уроку. — Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить “наискосок”),

    — Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу (взять ручки и поставить руки на локоть).

    — Сяду прямо, не согнусь,
    — За работу я возьмусь.

    в) Написание букв.

    Посмотрите на экран. (Слайд 8)

    Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) — По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

    (Эти буквы согласные, шипящие и всегда твердые.) — А по какому признаку можно разделить их на две группы?

    (По звонкости, по глухости, ША — глухая, а ЖЕ — звонкая) Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.

    Молодцы! Я вижу, вы все старались.

    Снова глазки на экран. (Слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

    Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ — пиши с буквой и!)

    Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Саша) даже знает стихотворение с нашим правилом.

    Внимательно прослушайте стихотворение.

    Как напишешь ЖИ и ШИ?
    Мне решительно скажи!
    Лужи, жимолость, ежи,
    Мыши
    , лыжи, камыши,
    Все сочетания ЖИ — ШИ
    Только с буквой И пиши!

    IV. Актуализация знаний. Постановка темы урока. (Слайд 10)

    Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

    Верно, тема нашего урока “Правописание слов с сочетаниями жи — ши”.

    V. Работа по теме урока.

    1. Игра «Собери слова»(смарт. доска 10), (Приложение 2)

    Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

    VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз). (Слайд 11), (Приложение 1)

    VII. Работа по теме урока.

    2. Игра «Измени слова». (смарт. доска 12), (Приложение 3)

    Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

    Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

    Пишем только с буквой И.

    Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши. (Дети комментируют).

    Проверка по щелчку мыши.

    Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

    3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение. (Слайд 13)

    1. Животное с длинной шеей.

    2. Сами крошки, боятся кошки, (Слайд 14)

    Под полом живут, туда всё несут.

    3. Белые горошки на зелёных ножках. (Слайд 15)

    4. Я бываю разная: (Слайд 16)
    Чёрная и красная,
    Грузовая, легковая.
    Кто же я такая?

    5. К розе не подпускают, (Слайд 17)
    От всех её защищают.

    VIII. Физкультминутка. (Музыка – движения) (Слайд 18)

    “Прогулка в осенний лес”.

    Мы пришли в осенний лес. (ходьба на месте)
    Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)
    Справа берёзка в золотой шубке стоит, (поворот вправо)
    Слева ёлка на нас глядит, (поворот влево)
    Листья в небе кружатся, (дети кружатся)
    На землю тихо ложатся. (приседают)

    IX. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

    а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 — смарт. доска). (Приложение 4)

    X. Работа с деформированными предложениями. (слайд 20 — смарт. доска). (Приложение 5)

    А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

    I вариант: Кот, у, Тишка, жил, Миши.

    II вариант: Саши, лыжи, У, новые.

    Вставьте пропущенные буквы (устная работа). (Слайд 21-23)

    На какое правило нам встретились слова на уроке?

    Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило. (Хором)

    XII. Домашнее задание. (Учитель объясняет домашнее задание).

    С. 85, упр. 159. Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

    Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

    Конспект урока на тему «Правописание ЖИ-ШИ»

    муниципальная бюджетная общеобразовательная «Школа № 165»

    городского округа Самара

    Разработка урока по русскому языку

    в 1 классе по теме

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши ; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

    регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;

    познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,

    коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.

    Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

    Образовательные ресурсы: звуковые карточки-модели (у каждого ребенка), шаблоны для составления схем предложений (у каждого ребенка), картинки-отгадки, конверт со слогами».

    Громко прозвенел звонок −

    Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Ни минуты не теряем.

    — Записываем число, классная работа в рабочую тетрадь.

    II. Сообщение темы урока.

    – Прочитайте слова на доске.

    – Какая орфограмма спрятана в этих словах? (жи-ши – показ на доске)

    — Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ)

    — Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.

    – Дайте характеристику звукам [ ж ], [ ш ]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. (Показ на доске)

    — Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)

    — А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).

    — Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку про буквы Ж и Ш.

    Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»

    Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.

    А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.

    — Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее соединение)

    — Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.

    — Первый вариант повернитесь к окну, второй вариант прописывает слоги ЖИ и ШИ на спине соседа. Поменялись! Покажите, чья пара закончила работу.

    Подготовка руки к письму.

    Мы писали, мы писали.

    Наши пальчики устали.

    Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.

    – Выполните письмо по образцу в тетради:

    Пишем по 5 сочетаний каждого вида.

    Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.

    -Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.

    IV. Работа по теме урока.

    1. Запись слов в 2 столбика.

    Учитель читает загадку.

    – Запишите слова в два столбика: жи и ши .

     Покружилась в воздухе

    Села и растаяла

    На моей ладошке. (Снежинка.)

     Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни. (машина).

    Запись слов отгадок.

    – Подчеркните сочетания жи–ши .

    — Как вы думаете? Какое правило есть в русском языке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

    — Буквы Ж, Ш и И придумали для всех ребят такое правило:

    ЖИ и ШИ такие слоги,

    Что всегда к ребятам строги.

    ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

    Только с И всегда пиши!

    Взаимопроверка. Верно записаны слова в каждый столбик?

    2. Работа со словами. (Работа в парах)

    – «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь в 2 столбика. (Одна пара работает у доски, остальные на местах.)

    Запись: лужи, чижи, лыжи, шило, мыши .

    – Подчеркните сочетания жи–ши .

    3. Работа с предложением.

    — Составьте предложение из слов. (Устно.) (Один ребенок у доски.)

    — Вставьте пропущенные буквы.

    — Запишите предложение в тетрадь. Вспомним правила записи предложения.

    — Подчеркните односложные слова.

    У Маш.. ж..л рыж..й кот.

    – Составьте схему предложения.

    4. Задание на внимание.

    – Я прочитаю вам отрывок из стихотворения Ю.Мориц, а вы послушайте его внимательно и запомните слова с сочетаниями жи–ши .


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/630787

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-pravopisanie-zhishi-3307883.html