Конспект урока во 2 классе повторяем правописание

Урок русского языка для 2 класса «Повторяем правописание частей слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Программа «Начальная школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_2_klass_povtoryaem_pravopisanie_chastey_slova.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема «Повторяем правописание частей слова»

I. Организационный момент.

Ну, ребята, чур, молчок.

II. Психологический настрой.

Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой

фразы говорят хором.

— На уроке наши глаза внимательно смотрят и всѐ… видят.

— Уши внимательно слушают и всѐ… слышат.

— Голова хорошо … думает.

— Проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

-Ребята, а почему очень важно на уроке спину держать ровно, ноги ставить правильно и не

наклоняться низко над партой? (чтобы была красивая осанка, хорошее зрение, легко дышать).

— Ребята, когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко, и от этого ваш мозг работает лучше и быстрее!

— Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться? (да)

-А кто из вас хочет хорошо учиться, поднимите руку?

Запись в тетради (число)

III. Вводная беседа.

— Ребята, как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает? (Конструктор – это

тот, кто конструирует что-либо: набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.)

— Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

— Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое? (Набор из частей слова)

— Посмотрите на доску: школь до ый н

— Составьте из этих частей слово.

Давайте выясним, какие части слова здесь есть. Разбор по составу.

-Что называется корнем? Окончанием? Приставкой? Суффиксом? Основой?

Кто определил способ образования этого слова?

iV. Сообщение темы урока.

— Итак, какая же тема нашего урока?

— Сегодня на уроке мы будем конструировать слова и наоборот, разбирать его по частям, повторим орфограммы разных частей слова.

5. Игра «Конструктор» слов.

VI. Словарная работа.

— Посмотрите на доску:

уехать на _втобусе

— Прочитайте словосочетания. Назовите в них словарные слова.

— Проведѐм буквенный самодиктант. Вы сами себе продиктуете и запишите только буквы, которыенужно вставить в словарные слова.

— Проверим ваши записи: е, о, а, о.

— Если у вас такая запись букв, значит эти словарные слова вы запомнили хорошо. Вы проверили?

Пусть вам улыбнѐтся солнышко на полях. Нарисуйте его, если у вас такие же буквы.

VIII. Работа над темой урока.

1. Упражнение в словообразовании.

Выпишите первые слова в данных словосочетаниях.

ЗАПИСАТЬ, ОТКУСИТЬ, УЕХАТЬ, ПРИНЕСТИ

Что общего у этих слов? (глаголы, все имеют приставку).

Выделите приставку. В каких приставках есть безударные гласные, в написании которых можно допустить ошибку.

Как пишутся приставки с глаголами? Бывают ли у глаголов предлоги?

— Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот еще посадки рядом,

К ним садовник идет.

Гулять в саду словесном!

— Какие слова «выросли» из корня –сад-? Как называются эти слова? Почему?

— Найдите на нашем волшебном дереве «лишнее» слово. (посадили) Почему оно лишнее?

Разберите по составу эти слова у доски и объясните, как называется способ словообразования.

— Какая бездарная гласная пишется в этих словах?

3. Упражнение в словообразовании (продолжение).

Стоит в поле кудряшка

Что это такое? (ромашка)

— А сейчас каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет

необыкновенная ромашка – еѐ лепестки будут состоять из родственных слов.

4. Работа в группах

I ряд (группа) составляет ромашку со словами: вода, водяной, водичка, водить, провод, подводник.

II ряд (группа) составляет ромашку со словами: гора , горе, горка, гористый, горняк, горный.

III ряд (группа) составляет ромашку со словами: нос, носик, носатый, приносить, носище, переносица.

— Какие лепестки оказались лишние? Почему?

3. Морфологические шарады.

1. Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?

Встанем! Если я называю слово с твёрдым знаком, то вы вверх поднимаете руки и хлопаете..

СДЕЛАТЬ, ОТЪЕХАТЬ, ОТДАТЬ, ОБЛЕТЕТЬ, СЪЁМКА, ОБЪЯСНИТЬ, РАЗУМНЫЙ, РАЗЪЕЗД, ПОДЫСКАТЬ, ПОДЪЕЗД.

Найдите ошибки, объясните.

У обез ъ янки Яшки заб а лел живо д . Врач пр а писал Яшке грелку. Грелку прив е зали кж ивоту, но Яшка ее сбрасывал.

Выпишем слова правильно.

У обез ь янки, заб о лел, живо т , пр о писал, прив я зали, к ж ивоту.

Письмо с проговариванием орфограмм.

Ос е н ь ю, з а м е рзать, руж ь ё, гор од , бо чк а, на г ря д ку, зайч о нок, в е снушки, ре д кий, сб е жал, д о стать, в а рен ь е, л и с ё нок, к о нюшня, леб едь , грус т ный, лес т ница, б е лит ь , м е дв е ж о нок, стр я хнул, д и карь, п о п олю,

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе УМК « Начальная школа XXI века» Тема урока: Повторяем правописание частей слова. Устанавливаем орфограмму.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе

УМК « Начальная школа XXI века»

Тема урока: Повторяем правописание частей слова. Устанавливаем орфограмму.

Тип урока: Урок повторения ранее изученного.

Организовать орфографический тренинг в написании приставок и суффиксов, работа с транскрипцией слов; учить обнаруживать в слове орфограмму и определять часть слова, в которой она находится.

Создать условия для закрепления правил правописания частей слова и формирования умения использовать данные правила при выполнении практических заданий.

Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки.

Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся.

Воспитание чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Методы: проблемный; объяснительно – иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично – поисковый.

Формы организации: работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, «Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.]; под ред. С.В.Иванова. – М. Вентана – Граф, 2009. (Начальная школа ХХ I века); опорные схемы, карточки для индивидуальной работы.

Психологическая установка на урок.

Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поздоровайтесь друг с другом,
Вижу – можно начинать.

Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету вам скажу:

« Сегодня будет интересно…»

— А теперь давайте улыбнёмся друг другу

С хорошим настроением приступим к работе.

— Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я…(тетрадь)

ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ПОСАДКИ И ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ.

А) упражнение для кистей рук

Б).упражнение для пальцев рук

— Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа. Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание – оро —

В каких словах оно встречается?

— Какие словарные слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?

— Запишем слова, себе в тетрадь, отгадывая загадки (1 ученик работает у доски) (сорока, ворона, воробей, корова, дорога, мороженое)

1.О чень наблюдательна,

Так же обаятельна,

Молоко даёт парное,

2.Хочет с детства эта птичка

Стать известною певичкой.

День и ночь неугомонно

» Кар и кар! » – поёт ВОРОНА

3.Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю.
мороженое

4. От дома начинается,
У дома и кончается. ДОРОГА

5. Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый…( Воробей )

6. Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая . (сорока).

— Проверьте правильность написания

4. Актуализация знаний.

Определение темы и целей урока:

-Догадайтесь, что это?
1)Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту
(корень).
— Как догадались? Докажите словами из загадки.

2) После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю домиком
(суффикс).

— Как догадались? Докажите.
3) Перед корнем есть……..
Слитно пишется она.
И при помощи ……….
Образуются слова
(приставка).
— Какое слово пропущено в стихотворении? Почему?
4) На конце любого слова
………….. ищет Вова.
С другим словом держит связь.
……………он найдет.
Его в рамочку возьмет
(окончание).
-Какие слова помогли догадаться, что это окончание?
5) Окончание отбросим
И останется она
(основа).

По мере отгадывания загадок на доске появляются слова-карточки с отгадками и образовывается кластер.

-Что появилось на доске?
-Как называются эти понятия вместе? (состав слова)
-Определит тему сегодняшнего урока. Цель?( Ваша задача на урок: повторить изученные орфограммы в разных частях слова, использовать свои умения для грамотного написания слов.). Развитие орфографической зоркости, повторение изученных орфограмм.).

Что мы будем вспоминать? что мы умеем? Что узнаем?

Перед вами карточки со словами, прочтите их. Какие задания для выполнения к этим словам вы можете предложить?

Распределите слова на группы. По какому признаку это можно сделать? Запишите слова по группам орфографически, выделяя части слова.

[да]бежать, корабл[ик], радо[сн]ый, [па]дружиться, сыноч[ик], л[и]сник, сне[ш]ки, [за]писать, дожд[ив]ой

(1) лесник, снежки, радостный;

2) добежать, подружиться, записать;

3) сыночек, кораблик, дождевой.

Распределили по признаку наличия орфограмм. В корне, в приставке, в суффиксе.)

Какие способы образования слов увидели? (приставочный, приставочно – суффиксальный, суффиксальный)

Прием «Лови ошибку!»
1. Учитель показывает слова, задача ученика найти ошибку и доказать.

Снек, бирёска, зема, сниговик.

(Обозначают части слова, в которой они находятся.

Устно подбирают проверочные слова: снега, берёза (словарное слово), зимний, снег.)

Работа в группах.
-Повернитесь в свою группу.
-Прочитайте задание и запишите получившееся слово.

корень , как в слове — дарить
суффикс, как в слове – шнурки
приставка, как в слове – покрышка
окончание, как в слове – очки (подарки)

Корень , как в слове – лыжня
суффикс, как в слове – грибница
приставка – нет её
окончание, как в слове – лиса (лыжница)

Корень, как в слове – ходит
суффикс, как в слове – ложка
приставка, как в слове – подумай
окончание , как в слове – вода (походка)

Корень, как в слове – цена
суффикс, как в слове – тетрадка
приставка, как в слове – очерк
окончание, как в слове – руда (оценка)

От каждой группы выходит один ученик и объясняет ответ группы. Слова прикрепить на доску.

1.Корень – это главная часть слова. +

2.Приставка стоит после корня. —

3.Суффикс стоит перед корнем. —

4.Приставка стоит перед корнем. +

5.Суффикс стоит после корня. +

6.Приставки служат для образования новых слов.+

7.Приставки пишутся со словами раздельно. —

8.Суффиксы служат для образования новых слов. +

9.Слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень, называются однокоренными.+

10.Приставки пишутся со словами слитно.+

Итак, пришло время подвести итоги.

— Какова тема сегодняшнего урока?

— Назовите части слова.

— Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно писать, без ошибок, писать)

— Какие задания понравились?

Домашнее задание: повторить правило о частях слова.

Но вот и все, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

^ Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих веселых глаз.

Спасибо, вам, ребята за работу,

Не подвели меня вы в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас.

(Выставление оценок за урок)

Вот и закончился наш урок. Спасибо за труд и радость, которую я испытала на уроке от общения с вами.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
Учитесь на совесть и только на 5!
С ошибкой писать – тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок – основа основы!
Давайте же будем язык свой любить.

Запишите слова по группам орфографически, выделяя части слова.

[да]бежать, корабл[ик], радо[сн]ый, [па]дружиться, сыноч[ик], л[и]сник, сне[ш]ки, [за]писать, дожд[ив]ой

Запишите слова по группам орфографически, выделяя части слова.

[да]бежать, корабл[ик], радо[сн]ый, [па]дружиться, сыноч[ик], л[и]сник, сне[ш]ки, [за]писать, дожд[ив]ой

Запишите слова по группам орфографически, выделяя части слова.

[да]бежать, корабл[ик], радо[сн]ый, [па]дружиться, сыноч[ик], л[и]сник, сне[ш]ки, [за]писать, дожд[ив]ой

Запишите слова по группам орфографически, выделяя части слова.

[да]бежать, корабл[ик], радо[сн]ый, [па]дружиться, сыноч[ик], л[и]сник, сне[ш]ки, [за]писать, дожд[ив]ой

Запишите слова по группам орфографически, выделяя части слова.

[да]бежать, корабл[ик], радо[сн]ый, [па]дружиться, сыноч[ик], л[и]сник, сне[ш]ки, [за]писать, дожд[ив]ой

1.Корень – это главная часть слова.

2.Приставка стоит после корня.

3.Суффикс стоит перед корнем.

4.Приставка стоит перед корнем.

5.Суффикс стоит после корня.

6.Приставки служат для образования новых слов.

7.Приставки пишутся со словами раздельно.

8.Суффиксы служат для образования новых слов.

9.Слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень, называются однокоренными.

10.Приставки пишутся со словами слитно.

1.Корень – это главная часть слова.

2.Приставка стоит после корня.

3.Суффикс стоит перед корнем.

4.Приставка стоит перед корнем.

5.Суффикс стоит после корня.

6.Приставки служат для образования новых слов.

7.Приставки пишутся со словами раздельно.

8.Суффиксы служат для образования новых слов.

9.Слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть – корень, называются однокоренными.

10.Приставки пишутся со словами слитно.

Корень , как в слове — дарить
суффикс, как в слове – шнурки
приставка, как в слове – покрышка
окончание, как в слове – очки

________________________________________________________________
2 группа. Запиши слово, в котором

Корень, как в слове – лыжня
суффикс, как в слове – грибница
приставка – нет её
окончание, как в слове – лиса

Корень, как в слове – ходит
суффикс, как в слове – ложка
приставка, как в слове – подумай
окончание , как в слове – вода

Корень, как в слове – цена
суффикс, как в слове – тетрадка
приставка, как в слове – очерк
окончание, как в слове – руда

Конспект урока «Повторение правил правописания, изученных во 2 классе»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Повторение правил правописания, изученных во 2 классе» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по русскому языку

« Повторение правил правописания,

изученных во 2 классе»

Составила: Кормилина Е.Н.

учитель начальных классов

Цели: — создать условия для повторения правописания безударных гласных

( непроверяемых и проверяемых) в корне слова, правописания запятых при однородных членах предложения, правописания имен собственных;

— создать условия для развития орфографической зоркости;

— создать условия для воспитания старательности, чувства взаимопомощи;

Обучающийся получит возможность научиться:

-применять правила правописания:

проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;

постановка запятой при однородных членах предложения;

правописание имен собственных;

-проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Оборудование: печатная тетрадь, проектор, компьютер, интерактивная доска, карточка со словарным словом, карточки с заданием, смайлики.

Приветствие «Ладошка к ладошке»

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что вы почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку. Призываю вас быть активными в течение всего урока, надеюсь, что наше сотрудничество приведет вас к прочным знаниям и большому успеху.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. С какой?

Один путешественник увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?». Что, по- вашему, это значит?

Сегодня на уроке мы будем вспоминать то, что уже знаем, а что именно скажете мне вы, когда выполните первое задание.

3. Актуализация знаний. (Самостоятельная работа).

Детям раздаются карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Задание: вставить пропущенные буквы в словарные слова. Затем дети делятся на группы, в зависимости от того с какой карточкой они работали.

— Ребята, как вы думаете, почему ваши словарные слова отнесли к данной группе? (Потому что во всех этих словах пропущена безударная гласная буква «а»; буква «о»; буква «е»)

Вывод: Правописание какой орфограммы вспоминали? (Правописание безударной гласной непроверяемой ударением, по-другому – правописание словарных слов)

Гор..д, остр..в, ябл..ко, ..сина, х..рошо, с..ловей, ст..лица

К..ртина, комн..та, ..втобус, тр..мвай, г..зета, п..льто,к..рандаш, р..бота

Вет..р, адр..с, шел..ст, м..дведь, б..рёза, д..журный, т..левизор

4. Применение знаний и умений в новой ситуации. (Словарная работа).

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет (облако)

Демонстрация карточки со словарным словом и картинки на слайде (слайд1). Чтение слова орфоэпически.

— Какое значение имеет слово «облако»?

Точное лексическое значение этого слова можно узнать в толковом словаре. (Нахождение лексического значения слова в толковом словаре, с помощью сети Интернет). Выполняет один ученик, остальные учащиеся в это время составляют «Синквейн» (слайд 2) со словом «облако»

6. Обобщение и систематизация знаний.

Работа в парах по рядам. ( Печатная тетрадь с.45 упр.2).

Задание: Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Поставь пропущенные запятые. (Одна пара с каждого ряда выполняет задание у доски). Самопроверка.

1ряд: Папа вышел из комнаты и принёс нам красивую машину.

2 ряд: Весь день мы играли а вечером пошли к Коле.

3 ряд: Володя лежал на берегу слушал море и вспоминал свой дом родителей друзей.

Вывод: Правописание какой орфограммы повторяли? (Правописание запятой в предложениях с однородными членами ).

Работа с интерактивной доской.

Задание: найти и исправить ошибки в тексте.

Когда наступила зема, школьный учитель дмитрий петрович предложил рибятам устроить птичъи кармушки и понаблюдать за тем, кто будет прилитать туда кармиться.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Правописание каких орфограмм повторяли на уроке?

Какие задания получилось выполнить хорошо?

На что стоит обратить внимание?

-Правописание каких орфограмм мы сегодня вспоминали?

Ребята, перед вами три ступеньки лесенки.

Нарисуйте человечка на одной из них!

Если вы хорошо усвоили материал урока, то человечек должен встать на верхнюю ступеньку лесенки!

Если на уроке вы что – то не поняли, то ваш человечек пусть встанет на среднюю ступеньку.

Если же урок показался вам слишком трудным, то человечка поставьте на нижней ступеньке лесенки!


источники:

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/370166-konspekt-otkrytogo-uroka-po-russkomu-jazyku-v

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt-uroka-povtorieniie-pravil-pravopisaniia-izuchiennykh-vo-2-klassie