Конспект урока во 2 классе правописание безударных гласных

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во 2 классе разработан по программе «Школа России», учебник под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc46 КБ
algoritm.doc30.5 КБ
list_samootsenki.doc63.5 КБ
slovarnye_slova.doc30 КБ
pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема : «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме : 2 урок по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне «

Дидактическая цель урока : создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Задачи : образовательные : сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова

  • развивающие : содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
  • воспитательные : содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
  • осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
  • овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
  • чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
  • организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;
  • понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
  • планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
  • действие по намеченному плану;
  • выполнения действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
  • оценивание своих действий и полученного результата.
  • участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;
  • участие в совместной деятельности;
  • умение работать в парах;
  • высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Методы обучения : частично — поисковый, продуктивно — практический, инструктивно — практический, наглядно — иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся :

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

учебник: В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, часть 1, М., — «Просвещение», 2014;

лист самооценки, карточка с творческим заданием

I. Организационный момент

— Сядьте те, чья фамилия начинается на гласный звук.

— Сядьте те, чья фамилия начинается на согласный звук.

— Чем гласный звук отличается от согласного?

Откройте тетради, запишите число.

II. Словарная работа

— Начнём урок с работы в парах сменного состава. Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Обменяйтесь карточкой с соседом по парте. Передвигаться будет 2 вариант.

— Что общего в словах, которые вы записали?

— Какие слова называются словарными?

Взаимопроверка (оцените работу соседа, перенесите оценку в свой лист самооценки)

III. Постановка учебной задачи

— Можно ли проверить безударный гласный в этих словах? Значит, эта орфограмма называется «Непроверяемая гласная»

— А существуют ли слова, в которых безударный гласный можно проверить? Как будет называться такая орфограмма?

— Кто уже догадался, какая будет тема сегодняшнего урока? (Правописание слов с безударными гласными)

— Какие задачи поставим перед собой? (учиться писать слова с безударными гласными)

— Как мы это будем делать? (Писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова)

Дружно встали на разминку

Взад, вперёд сгибаем спинку.

Поскакали на носочках:

Встали ровненько в рядочках

И продолжили урок.

V. Открытие нового знания.

1. Прочитайте слова первого столбика (записаны на доске): з_мля, вр_чи, сл_ды.

— Предположите, какое будет задание (вставить пропущенные буквы).

— Как вы это будете делать? (подбирать проверочные слова)

— Поставьте ударение, выделите корень.

— В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

— Каким словом можно проверить слово «земля»? (земли)

— Какую гласную нужно вставить на месте пропуска? (е)

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Аналогично разбираются другие слова.

— Вы подбирали однокоренные слова или меняли форму слова?

2. Прочитайте слова второго столбика (записаны на доске): м_ряк, л_сник, сн_говик.

— Поставьте ударение, выделите корень.

— В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

— Каким словом можно проверить слово «моряк»? (море)

— Какую гласную нужно вставить на месте пропуска? (о)

— Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Аналогично разбираются другие слова.

— А в этом задании вы подбирали однокоренные слова или меняли форму слова?

— Какой вывод можно сделать? (Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

— Проверьте себя по учебнику на с.96

3. Составление алгоритма

— Давайте составим алгоритм проверки слов с безударными гласными. У вас на столах лежат карточки. Определите порядок действий проверки слов. Работать будете в парах.

Проверка (читают по порядку расставленные действия)

2. Ставлю ударение.

3. Подбираю однокоренные слова.

4. Выделяю корень.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу безударную гласную.

— Как живёте? Вот так!

— Как идёте? Вот так!

— Как бежите? Вот так!

— Ночью спите? Вот так!

— А как машете вслед? Вот так!

— А как ждёте обед? Вот так!

— Как шалите? Вот так!

— А как в школе за партой сидите? Вот так!

VII. Закрепление знаний и способов действий.

1. Поучимся применять составленный алгоритм.

— Рассмотрите рисунки (озеро, свисток, коза, мячи, лисята). Запишите название предмета, пропуская букву, обозначающую безударный гласный звук. Как вы будете проверять её написание?

— Какой способ подбора проверочных слов использовали?

Первые два слова разбираются коллективно, остальные самостоятельно.

Самопроверка и самооценка.

2. (Резерв). Составьте предложение и запишите его, вставляя пропущенные буквы.

VIII. Домашнее задание.

(По выбору) 1. с. 97 упр.149

2. Из любой сказки выписать 6 слов с безударной гласной, подобрать проверочные слова.

IX. Подведение итогов урока

— Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

— Какая гласная называется безударной?

— Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

— Сколько существует способов проверки?

Оцените свою работу на уроке. Закрасьте итоговый кружок. Просигнальте карандашиками мне, пожалуйста.

Конспект урока по русскому языку 2 класс «Правописание безударных гласных в корне слова»

Русский язык 2 класс

Тема урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».

формирование навыков проверки безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

формирование умения распознавать орфограммы в тексте.

развитие памяти, внимания, мышления, воображения, устной и письменной речи учеников;

развитие умения находить проверочное слово;

развитие орфографической зоркости;

развитие речи детей.

воспитание любви к русской поэзии;

воспитание аккуратности у учащихся;

воспитание взаимоуважения, дисциплинированности, честности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные универсальные учебные действия : развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия : преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия : формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие).

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта путешествия, проектор, интерактивная доска .

Демонстрационный материал: презентация к уроку,

Раздаточный материал: записные книжки путешественников (тетради),

сигнальные карточки (двух видов),

солнышки (индикаторы настроения),

сигнальные карточки с гласными звуками (а, о, и, е)

Межпредметные связи: «Окружающий мир»

1. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором). (Слайд 2)

Позвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Приветствие гостей.

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)

«Кто ищет трудность, находит мудрость» .

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. А теперь, ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для себя: глаза – чтобы смотреть и находить; уши – слышать, ноги – ходить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме … Чего?

— Правильно, ребята. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Слайд 4)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

– А сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. А кого же называют путешественником? За помощью мы обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. (Слайд 5)

«Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам»

Нам с вами предстоит долгий путь до главного города этой страны, до города Грамматеевска. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник?

Дети: без компаса, без карты, без записной книжки.

– Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме. (Слайд 6)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Теперь, запишем число. (Слайд 7)

– Идти мы будем, ориентируясь по карте. (Слайд 8) На пути нам встретится Дорога Чистописания, пройдя по ней немного мы приходим к Озеру Словарных Слов, переплыв Озеро мы попадаем в Долину Безударных Гласных и выйдя из Долины мы наконец-то добираемся до главного города страны – города Грамматеевска.

— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы.

-Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

— Прежде чем начать писать, вспомним наш

А теперь внимательно пишем – аеои

Аи ое ие иа оа ои

1) — Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов. (Слайд 9)

— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, оранжевая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую вам карточку.

Чтобы дальше продолжить наш путь, наши глазки должны отдохнуть. Давайте выполним физкультминутку для глаз.

7. Физкультминутка для глаз (Слайды 11 — 12)

8. Постановка проблемы урока. ( Слайды 13 – 16)

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

— Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её. (Слайд 13)

«Дима написал своему другу Коле записку :

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось? (Слайд 14)

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16)

Правописание безударной гласной в корне слова.

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова

— Я вам предлагаю ответить на вопросы: (Слайд 17)

9. Упражнения для закрепления. (Слайд 18)

«…Довольно скучная пора …»

— Поставьте ударения и подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

10. Работа с безударными гласными.

— Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание. (Слайд 20)

— Давайте посмотрим на экран. Что вы видите?

— Какие это буквы?

— Дети, давайте вспомним, какие гласные бывают? Гласные звуки под ударением называются ударными, а те гласные, которые находятся без ударения – безударными.

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

— Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).

— А теперь поработаем в группах:

2) Работа в группах (карточки)

— Сейчас я раздам вам карточки, а вы соберитесь в команду и выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.

Найди лишнее слово. Докажи.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.

Найди лишнее слово. Докажи.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Найди лишнее слово. Докажи.

— Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.

11. Физкультминутка. (Слайд 22)

— Мы с вами долго были в пути, надо нам немного размяться.

На дверях висит замок (согнуть руки в замочек)

Кто открыть его бы смог? (вытянуть руки с «замком» вперед)

Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по столу)

Мы замочком повертели (повертеть «замочком» влево-вправо)

Мы замочек покрутили (покрутить «замочком» к себе и от себя)

— Вот мы и открыли двери в город Грамматеевск. Здесь нас встречает профессор Граммотейкин. Он спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

12. Самостоятельная работа.

— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе .

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— Я вам предлагаю ответить на вопросы:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

14. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный — . Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный — Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

оаиея
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-1648558.html

http://urok.1sept.ru/articles/634506