Конспект урока во 2 классе правописание ши жи ча ща

урок русского языка Тема «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc52 КБ
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole_oksana.doc32.5 КБ
внеклассное занятие586.5 КБ

Предварительный просмотр:

20.12.2012 Русский язык

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель : создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. ( Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

— К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Запишите число, классная работа. (презентация)

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка. (презентация)

-Вставьте пропущенные буквы.

(Снежинка опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).

-Запомните слова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.

-Сколько слов вы вспомнили и записали?

-Проверьте их ещё раз по образцу.

Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука. (презентация)

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация)

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока?

Жи и ши – такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

Жи и ши, жи и ши

Только с и всегда пиши!

Ча и ща , щу и чу –

Слоги эти заучу!

Ча и ща, щу и чу

Я пятёрку получу!

  1. Упражнение в чистописании.

-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)

-Какой буквой обозначен этот звук на письме?

Жизнь, ежи, лужи, ужин

-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)

-Какие слова нельзя перенести? (жизнь, ежи, ужин)

-Составьте и запишите предложение. (на доске)

Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.

Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.

-Подчеркните основу предложения.

Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.

-Что объединяет слова?

Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.

-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.

— Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?

Прослушивание звуков метели.

Работа с толковым словарём.

-Найдите значение слова метель .

М е тель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)

-Запишите слово 3 раза.

-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган .

-На дом вы получили задание.

–Найти правописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.

1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)

Спишите однокоренные словас.139. Выделите корень.

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”

Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”

И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи — ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)

Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)

Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.

Работа в группах.

-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:

Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.

-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Жёлтый — сложнее, зелёный – легче, синий — самый лёгкий.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба. __________________________
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
  3. Берёзовая ___________________
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________
  5. Часть колеса машины __________________________
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

Вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.

Проверка по одному человеку.

-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

(По образцу из дневника)

-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи –ши

Только ивсегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у !

-Оцените свою работу с помощью ёлки.

-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.

-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.

С. 15, составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 классов

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в начальной школе сложилась система педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Организацию работы «Предшкольной подготовки» с дошкольниками;
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;

Программа «Предшкольная подготовка» рассчитана на 30 недель (один раз в неделю по3 занятия) с октября по май. Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме и решают дидактические, коррекционные задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливает информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания-практикумы на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника». Собрания проводятся в виде консультаций, диалогов, опираясь уже на имеющийся опыт родителей.

В 2011-2012 учебном году количество учащихся 1 классов составляет 90 человек. 86% детей посещали детский сад, 68% — предшкольную подготовку.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ строится следующим образом

1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,
а со второй четверти — 4 урока по 35 минут.

4. Облегченный день в середине учебной недели.

5.Ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Главная задача современного начального образования сформировать не только предметные компетенции, но и универсальные учебные действия (метапредметные результаты). Для реализации этой задачи в урок включены парная и групповая работы на разных этапах учебной деятельности. Уроки построены таким образом, что не весь материал объясняется учителем. Там где сложность материала невысока ученики могут сами сделать необходимые выводы или найти способ решения. Особое внимание уделяется формированию у детей путем анализа материала умения определять тему урока, и на основании того, что узнают и чему будут учиться, ставить цели, а в конце урока анализировать, каких целей достигли, а каких нет, и объяснить причину.

Большое внимание на уроке уделяется развитию самооценочных действий. После выполненного задания ученику предъявляется эталон правильного выполнения этого задания, с которым обучающийся сравнивает свою работу. В таком режиме проводятся самостоятельные работы: дети не только сами их выполняют, но и проверяют.

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Все учащиеся 1 классов посещают 9 кружков, которые работают на базе начальной школы: «Умелые ручки», «Мир вокруг нас», «Спасайкин», «Родной край», «Петрушка», «Акварелька», «Умники и умницы», «Мои первые проекты». Проводятся общешкольные и классные мероприятия с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.
Основная группа учащихся 1 классов адаптировалась к школе в течение первых трех недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Дети достаточно самостоятельны: без проблем переодеваются на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании. Им нравятся их учительница и учителя, ведущие дополнительные кружки в классе. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» дети решительно отвечают: «Нет!»

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: сформированость адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Урок русского языка .Тема «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», 2 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока: « Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ — ЩУ »

Цель урока: формирование навыка правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие связной речи учащихся.

Предметные результаты : возможность научиться писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях и их обозначение буквами; развивать речь учащихся.

Регулятивные УУД : составлять план и последовательность действий; использовать установленные правила; сопоставлять свою работу с образцом.

Познавательные УУД : узнавать, называть группы предметов по существенному признаку; формировать умение извлекать информацию из предложенного задания.

Коммуникативные УУД : формировать умение слушать и слышать других учащихся; строить речевые высказывания в соответствии с поставленным вопросом учителя; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и в коллективе.

Личностные УУД : стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой — хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

— Начнем с минутки чистописания.

— Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? ( Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч’] и [щ’] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные — глухие. )

III . Постановка цели урока. Самоопределение к деятельности

— На доске написаны слова. Давайте внимательно их прочитаем и вставим пропущенные буквы. (по одному ученику выходят к доске)

ПРИЁМ «Найди лишнее»

— Найдите «лишнее» слово. (осень)

— Почему вы так думаете? (Это слово на правописание безударной гласной в корне)

— Какое правило объединяет все остальные слова? (Слова на правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

— Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.

Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

-Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

IV. Определение темы урока.

(Тема урока – правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Спишите слова с доски с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу через запятую, подчеркните орфограмму.

V . Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Что вы увидели? (слова написаны все слитно). Помогите мне, пожалуйста, найти слова на изучаемую орфограмму.

1. ПРИЁМ «Будь внимателен»!

Подчеркни! На экране, у учащихся на карточках

Л Ы Ж И Л О Д К А Ч А Й К А Ш И П О В Н И К Ш А Р Р О Щ А С Н Е Г С В Е Ч А Г Р А Ч Ш И Ш К А Ш У М Т У Ч А

— Давайте проверим: лыжи, чайка, шиповник, роща, свеча, шишка, туча (7 слов)

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

3. Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

4. Составление деформированного предложения:

в, щука, жила, озере

— Какое предложение получилось?

Вывод: жи пиши с буквой и, щу пиши с буквой у

5. Игра «Фотограф»

Описание игры: на доске 10 слов с буквосочетаниями ча-ща:

чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча.

Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

V I .Закрепление и осмысление изученного материала

1.Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

В ч. ще ж…вут стриж. и чиж. .

Мама купила ч. йные ч. ашки и блюдца.

У Маш. и Миш. цветные карандаш. .

У Серёж. ч. десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ. велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

VI I .Подведение итогов урока

1.Игра «Подскажи словечко»

Дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Урок русского языка по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу». 2-й класс, УМК «Школа России»

Класс: 2

Цель: Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тип урока: Урок – открытие нового знания.

Планируемые результаты.

  • Предметные: ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания.
  • Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
  • Универсальные учебные действия (метапредметные ):
  • Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Познавательные: общеучебные — осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические — устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, авторская презентация по теме урока,
интернет-ресурс.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, аудиоколонки, ноутбуки.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Если будет трудно, я вам помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сядьте правильно. Откройте тетради и расположите их правильно, наклонно. От последней работы отступите 2 рабочих строки. Давайте запишем число и классная работа.

2. Целеполагание и актуализация знаний

А теперь давайте определим тему урока. Внимание на экран.

Ой, посмотрите, буквы играют.

А на какие две группы можно разделить буквы, которые принимают участие в игре? (Да, на буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные)

Кто мне назовёт гласные звуки?

А как можно ещё назвать эти согласные звуки? (шипящие)

Давайте подумаем, на какие 2 группы по твёрдости, мягкости можно разделить согласные звуки. (твёрдые, мягкие)

Назовите твердые звуки.

В первом классе вы уже знакомились с буквосочетаниями, которые можно составить из данных букв. Назовите эти буквосочетания.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки.

А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? (Знать правила)

Сегодня на нашем уроке мы и будем тренироваться в написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

3. Чистописание

Но писать нужно не только грамотно, но и красиво. Поэтому в начале мы поупражняемся в написании буквосочетания ШИ. Давайте напишем правильно и красиво это буквосочетание.

Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.

Посмотрите внимательно и найдите то буквосочетание, которое на ваш взгляд получилось красиво. Обведите его в кружок желтым карандашом.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Хорошо, ребята, прочитайте ещё раз буквосочетание, которое вы учились красиво писать. Первый звук [ш]. Какой он твердый или мягкий? Второй звук [ы]. Слышим звук [ы], а пишем букву и. Почему? Какой звук обозначает буква и? Вспомните какую работу выполняет звук [и]? (Смягчает впереди стоящий согласный звук) А буква И показывает на письме мягкость предшествующих согласных звуков. В сочетании ши звук [ш] – твердый! Почему звуку [и] не удалось выполнить свою работу? А вы заметили, буква И не принимала участие в игре.

Какие ещё буквы не играли? А почему так? Если мы будем подробно анализировать сочетания ча-ща, чу-щу, то тоже заметим противоречия – буквы а и у обозначают твердость предшествующих звуков. В данных сочетаниях у них не получается это сделать, так как предшествующие звуки – мягкие.

Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Обратимся к страничке для любознательных. СЛАЙД

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими и обозначать их мягкость нет необходимости. Правила написания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А если вам захотелось раскрыть все тайны исторических написаний, то более подробную информацию вы можете найти в дополнительных источниках: в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях.

4.1. Работа с учебником.

А теперь давайте прочитаем, что говорится о правописании этих буквосочетаний в наших учебниках. Откройте учебник на стр. 11 и найдите сведения о языке. Кто нам прочитает?

4.2. Запись слов под диктовку.

Потренируемся писать слова с данными буквосочетаниями под диктовку.

а) Чтобы написать правильно слова, нужно спланировать свои действия.

Прочитайте пункты плана. Вы согласны с таким порядком выполнения действий?

Расположите их в правильном порядке.

  1. Внимательно послушать.
  2. Определить буквосочетание.
  3. Вспомнить правило.
  4. Записать слово.

б) Переходим к записи слов.

Кто считает, что хорошо справится с этим заданием, нарисуйте вначале строки кружок жёлтого цвета, те, кто считает, что может допустить ошибки – кружок красного цвета.

Лыжи, щука, чай, шина, роща, чудеса.

Проверьте запись слов самостоятельно.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Подчеркните простым карандашом буквосочетание, в котором, на ваш взгляд, допущена ошибка.

(А теперь ещё раз каждый сам проверит свою работу, сверив её с экраном.)

Оцените свою работу, нарисуйте после последнего слова кружок жёлтого цвета, если не было ошибок, и красного цвета, если были ошибки.
Поднимите руку, у кого в начале и в конце работы кружки жёлтого цвета. Молодцы! Ваш прогноз оправдался.

Поднимите руку, у кого кружки разного цвета. Вам я рекомендую быть внимательнее, не забывать написание слов.

5. Физкультминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.

Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Вставь букву». Послушайте и подскажите мне буквы.

Знаем твердо, что жи-ши
Пишем только с буквой и.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву у!

Работа с учебником. Развитие речи.

Упр. 22 с.14 (1). Составим предложение из слов. Запишем полученное предложение. Какие цвета вы бы использовали, если бы решили нарисовать картинку к этому предложению?

6. Закрепление знаний и способов действий. Работа с ноутбуками

А теперь выполним интерактивное задание, будете работать в паре и получите оценку. Ваша оценка будет зависеть не только от умения применять изученное правило, но и от умения работать в паре.

Наведите курсор на значок на рабочем столе. Щёлкните по нему.

Выберите слово. Прочитайте, посоветуйтесь в паре, договоритесь между собой.

Поднимите руку, у кого оценка 5, 4. А кому даны рекомендации?

Молодцы, вы хорошо поработали. Смогли применить правило и поработать в паре. Если что-то не получилось, не расстраивайтесь, у вас ещё будет возможность научиться исправить свои ошибки.

7. Рефлексия. Подведение итогов

  • Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.
  • Какую цель перед собой ставили в начале урока?
  • Всё ли у вас получилось на уроке?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?

8. Домашнее задание

Продолжить выполнять упр. 22 стр.14. Задание будет выдано в Дневнике.ру.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-tema-pravopisanie-zhishi-chascha-chuschu-klass-2179174.html

http://urok.1sept.ru/articles/670585