Конспекты правописание безударных гласных приставке и в корне

Конспекты правописание безударных гласных приставке и в корне

Цель : совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне и в приставках.

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.

– Какие правила о написании приставок вы знаете? (1) Приставки пишутся слитно, так как приставка – часть слова. 2) Приставки о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, на-, над-, с-, пере- пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.)

– Какой рассказ, заголовком которого является третья пословица, вы составили?

III. Минутка чистописания .

На доске записаны слова : г..дать, х..дить, б..жать, под..рить, н..сить.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи? (Это глаголы в неопределенной форме. Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением: гад б ть – заг б дка, ход ъ ть – х у дит, беж б ть – бег, подар ъ ть – подарок, нос ъ ть – н у сит .)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – подарить, в этом слове есть приставка. Во всех остальных словах нет приставок.)

– Цепочка, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит из букв лишнего слова, обозначающих твердые согласные звуки, и части слова, которая есть во всех глаголах. Какие это буквы? (В слове подарить буквы п и д обозначают твердые согласные звуки, и все глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть.)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней буквы.)

IV. Зрительный диктант с предварительной подготовкой.

На доске записан текст :

Медведь н..драл к..гтями узкие п..лоски еловой к..ры, снёс в яму на х..лме, сверху н..кидал мягкого моху. П..дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н..крыли её, з..лез под них и з..снул спокойно (В. Бианки).

Учитель указывает на пропущенную букву, ученики показывают карточку с этой буквой и объясняют написание. (В какой части слова стоит буква? Как ее можно проверить?)

Вывод. При написании слова с безударными гласными необходимо прежде всего определить, в какой части слова находится безударный звук. Если безударный звук находится в приставке, нужно вспомнить, как она всегда пишется! Если безударный звук находится в корне, то нужно проверить путем подбора проверочного слова.

V. Подбор однокоренных слов. ( у пр. 333.)

Знакомство с правилом.

VI. Контрольное списывание с заданием. ( у пр. 334.)

VII. Игра «Кто больше знает слов?». ( у пр. 335.)

Правописание безударных гласных в приставке и корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_pristavke_i_korne_slova.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в приставке и корне слова

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов; совершенствование умения правописания приставок; развитие умения работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль; развитие речи и пополнение словарного запаса; воспитание любви к природе. Оборудование: учебник В. П. Канакина «Русский язык»; презентация; компьютер; интерактивная доска; проектор; снежинки с буквами; орфографические словари; словарь С.И. Ожегова; карточки гласных букв; карточки слов с непроверяемым написанием; индивидуальные задания для работы в паре, в группе; рисунок «В зимнем лесу»; карточки с тестовым заданием; смайлики.

Подготовка и мотивация.

— Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу. Знания, полученные на уроке, помогут вам грамотно писать. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

II . Проверка домашнего задания.

— Какое задание вы выполняли дома? (Упражнение 331. Списать загадку, найти в словах приставки, подчеркнуть безударные гласные, написание которых надо проверять.)

С какой целью выполняли задание? (Учились находить в слове приставки, учились видеть гласную в слове, требующую проверки.)

Назовите отгадку. Назовите слова с приставками. (Прохожих, проходу, подгоняет, задирает.)

Гласная в приставке ударная или безударная? (Безударная.) Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.) Назовите слова, где гласную в корне надо проверять. (Летит, поет, не дает, подгоняет.)

Почему в этих словах надо проверять гласную букву?

Докажите, почему в словах поет, подгоняет в корне пишется гласная о? Как проверить безударную гласную в корне слова? Умение определять части слова, находить в слове безударную гласную понадобится на уроке.

III. Сообщение темы и цели урока.

— Угадайте, что это опустилось нам на ладошку.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Белые, пушистые, Легкие. (снежинки).

На доске открываются изображения снежинок, на них записаны гласные буквы.

— Назовите буквы, которые вы видите на снежинках. ( А, е, о, и, я.) Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные.)

Какие могут быть гласные? (Ударные и безударные.)

В написании каких гласных легко ошибиться? (Если гласная без ударения.)

Почему? (Безударный гласный звук произносится слабее, слышится неясно.)

Что же делать? (Проверять, думать, прежде чем писать.)

Подумайте и сформулируйте тему урока.

Что хотите узнать на уроке?

Чему хотите научиться сегодня на уроке?

Сегодня на уроке будем учиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке и корне слова.

IV . Составление алгоритма проверки безударной гласной. Работа в парах.

— Вернемся к слову снежинки. Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. В какой части слова она находится? Назовите корень. (Выделение корня условным знаком на интерактивной доске.)

Подберите однокоренные слова. ( Снег, снежок, снежный, подснежник .)

Из данных слов выберите проверочное к слову снежинки.

Как вы определили, что эти слова явл ются проверочными?

Напишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударными гласными в корне слова.

Ученик работает на интерактивной доске, выделяет корень.

— Среди подобранных вами однокоренных слов найдите слово с приставкой. (Выделяется приставка.)

Что скажете про гласную в приставке? (Она безударная.)

Можно ли ее проверить?

Что надо знать, чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный звук в приставке?

— Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? (Зима, зимующие, зимний, предзимье, земли.)

Поставьте ударение. Назовите слова с безударными гласными. В каких частях слова они находятся?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Как написать безударную гласную в приставке?

Памятка

Написание безударной гласной буквы в приставке и корне слова

1. Поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный звук.

3. Если безударный гласный звук в приставке — вспомни, как пишется эта приставка . О, об, от, до, по, под, про, за, на, над, пере

4. Если безударный гласный звук в корне, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне. снежинки — снежный

5. Запиши слово, вставляя нужную букву

V . Работа над словами с непроверяемыми написаниями

— Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Он является ко мне, И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

Запишите слово-отгадку. Назовите безударную гласную. Можно ли ее проверить?

Где можно проверить написание таких слов?

Сейчас, пользуясь орфографическим словарем, запишите слова: д..кабрь, ф..враль, ин..й, ..нварь. Ученик работает на интерактивной доске.

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

Какое слово отличается от других? Почему?

Как объяснено значение слова иней в словаре С.И. Ожегова? Найдите и прочитайте. (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)

Когда следует обращаться к орфографическому словарю, а когда к толковому словарю?

VI. Минутка отдыха.

Ученики слушают стихотворение, повторяют хором.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать гора, трава

И слова моря, дела ?

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье:

Го′ры, тра′вы, мо′ре, де′ло .

Вот теперь напишем смело.

VII. Закрепление. Работа с учебником. — Прекрасное время года зима! Чем можно заняться зимой, вы узнаете, выполнив упражнение 339.

Прочитайте текст. Как можно назвать орфограмму в словах с пропущенными буквами? Вспомните алгоритм действий, после чего спишите текст, вставьте пропущенные буквы. (Один ученик работает на компьютере.)

Проверьте работу: назовите, в какой части слова пропущена гласная, и докажите, почему так написали.

Чему учились, какие навыки отрабатывали, выполняя это упражнение?

VIII. Дифференцированная работа в группах.

— Весело ребятам зимой, а вот птицам и зверям — трудно. Как вы им можете помочь пережить это трудное время года?

Ученики 1й группы составляют текст по картине «Помощь человека птицам и зверям зимой». Ученики 2 й группы работают с деформированным текстом по заданию.

1) Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2) Вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему так написали.

3) Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

4) Назовите слово с безударной гласной в приставке.

Ст..яли сильные морозы.

Ребята нар..дили ёлку в лесу.

Петя п. весил на ветках кусочки хлеба и сала.

Ваня принёс морковку.

Птицы и зайцы лакомились г..стинцами.

— Проверьте выполненные задания. Послушайте тексты, которые составили ученики 2 й группы. Посмотрите на рисунок, как люди помогают животным и птицам зимой, послушайте тексты, которые составили ученики 1 й группы.

Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

Назовите слова с безударными гласными в приставке.

IX . Проверка уровня обученности. Тест «Проверьте себя».

— Выберите правильное написание безударной гласной в слове. Раскрасьте шар с правильной буквой. Если буква пропущена в приставке — зеленым цветом, в корне — красным.

— Посмотрите на экран и проверьте выполнение теста. (Взаимопроверка.)

X. Домашнее задание по выбору. — Дома можно выполнить задание по выбору:

1) Упражнение 334. Чтобы правильно выполнить упражнение, воспользуйтесь алгоритмом на странице 125 учебника

2) Составить свой текст о помощи птицам зимой, найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, выделить в словах приставки.

XI. Итог урока. Рефлексия.

— Чему научились сегодня на уроке?

Всегда ли без сомнения можно написать гласную букву в слове?

Кто уже без сомнения пишет в слове безударную гласную букву?

Кому необходимо еще потренироваться?

Оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики.

Учитель оценивает работу обучающихся, комментирует отметки за работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в приставке и корне слова».

Урок изучения нового материала, направлен на формирование орфографической зоркости .

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование ум.

Данный тренажёр построен на основе технологического приёма «Шторка». Позволит учителю и учащимся проверить знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Развитие умения осознанной проверки и письма слов с орфограммами в корне слова.

В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ошибок.

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в приставке и корне слова».

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных гласных в корнях, приставках и падежных окончаниях имён существительных»

Разработка урока русского языка по теме: «Правописание безударных гласных в корнях, приставках и падежных окончаниях имён существительных», проведённого в 4 классе по традиционной системе обучения с использованием интерактивной доски

Учитель начальных классов:

(высшая квалификационная категория)

МБОУ СОШ №3, г. Радужный ХМАО

Цель: формировать умение распознавать орфограммы корня, приставки и окончания, употреблять алгоритм их проверки и правильно писать безударные гласные.

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи , ставить новые учебные задачи .

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Умение осознавать способы действий , приведших к успеху или неуспеху.

Умение осуществлять логические действия « анализ », «синтез», «сравнение», « классификация» и « обобщение » с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение устанавливать аналогии.

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

Умение использовать знаково-символические средства для обозначения орфограмм.

Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

16. Умение адекватно воспринимать оценку.

Организация детей на работу.

— Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют очень добрые гости: учителя из всех школ нашего города. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки. Садитесь.

— Ваши мысли в порядке? Тогда, не теряя ни минуты, начнём работу. Запишите число и «Классная работа».

II . Введение в тему и постановка целей и задач урока.

( на доске: и е ю а я ей ем ём ом ой ою ею

до по про от ото за на раз рас )

— Какую большую часть речи мы изучаем в течение всей 2-й четверти? ( Имя сущ- е)

— Какой грамматический признак c ущ-го объединяет буквы и их сочетания на 1-й строке? (- это падежные окончания имён сущ-х ед. числа )

— Назовите, какие из них могут быть проверяемыми безударными гласными корня? ( и, е, а, я)

— Какой гласной не хватает? ( о )

— Может ли гласная о быть окончанием существительного в косвенном падеже? ( -да, если сущ-е несклоняемое)

— Приведите примеры. (кино, домино,…)

— Что можете сказать о морфемах 2-й строки? (-это приставки, которые пишутся с гласными о и а )

— Какие приставки объединяет другая орфограмма? (раз и расприставки, на конце которых парная согласная)

— Что вы знаете об их правописании? (если корень слова начинается на звонкую согласную или гласную- то пишется приставка раз , а если на глухую согласную- то рас )

— Исходя из рассмотренных выше вопросов, сформулируйте тему урока. (Будем упражняться в правописании падежных окончаний существительных в единственном числе, безударных гласных в корнях и приставках слов).

— Какие учебные цели и задачи можете поставить перед собой? (Чтобы не ошибаться и грамотно писать, нужно научиться правильно распознавать орфограммы корня, приставки и окончания, вспомнить и употреблять алгоритм их проверки или вспомнить, с какой гласной пишутся приставки).

— В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: «На каком уровне вы усвоили данные орфограммы?»

III . Проверка домашнего задания. (упр.236)

— Назовите существительные 2-го склонения с окончанием е (на окошке, на солнце). В каком падеже употреблены эти сущ-ые?

-А ещё какое сущ-ое употреблено в предложном падеже? (в ямке). К какому склонению оно относится?

— Какое сущ-ое этого же склонения употреблено в дательном падеже? (по дорожке).

— Какое окончание дописали в сущ-м речки? Докажите. (РЕЧКА – сущ-ое 1-го склонения, в предложении употреблено в форме родительного падежа. Слово- подсказка ЗЕМЛЯ в род. падеже ЗЕМЛИ имеет ударное окончание И, поэтому РЕЧКИ тоже в род. падеже пишется с безударным окончанием И)

— Задание для 1-й строки: 1-й вариант. Из 1-й строки выпишите окончания сущ-х, состоящих из одних гласных и сочетаний букв с верхними соединениями.

2-й вариант. Из 1-й строки выпишите окончания сущ-х, состоящих из одних гласных и сочетаний букв с нижними соединениями.

— На 2-й строке (открываю задание с пропущенными буквами: п…ддержка, з…бота, п…ляна, р…згон, з…рисовка, з…ход, …тлёт, н…ходка, п…ходка, пр…кормить, р…звернуть) 1-й вариант. Выпишите существительные , в приставках которых пропущена безударная гласная а .

2-й вариант. Выпишите существительные , в приставках которых пропущена безударная гласная о .

— Проверим , как вы справились с заданием.

Задания проверяем самостоятельно (по «ключу», написанному на обратной стороне доски -1-я строка;

По «ключу», под «шторкой» на интерактивной доске -2-я строка)

1-вар.: РАЗГОН, ЗАРИСОВКА, ЗАХОД

2- вар.: ПОДДЕРЖКА, ОТЛЁТ, ПОХОДКА

— И всё? А разве не было других слов с приставкой на букву а или о ? (В слове прокормить пропущена безударная гласная о в приставке, а в слове развернуть пропущена безударная гласная а в приставке, но это глаголы, а нам нужно было написать только сущ-ые. В сущ-м поляна о безударная гласная корня, в сущ-х забота и находка — а безударная гласная корня, а не приставки!) Докажите!

V . Актуализация знаний.

1. Определение орфограмм корня и приставки. (На интерактивной доске слова с пропущенными буквами: р…спорядок, п…дезд, п…рядок, …бъяснить, …бизьяна, ог..нёк, пр…стота, п…лзучий, з…мазка, п…хвала. )

— Внимательно прочитайте слова и распределите их по пропущенным буквам на 2 группы.

— На какие же группы можно их разделить? (В словах пропущены безударные гласные приставок и корня)

— Задание предлагаю выполнить в парах : выписать в 1-й столбик- слова с пропущенной безударной гласной корня и во второй- слова с пропущенной безударной гласной приставки. Будьте очень внимательны! Работаем дружно, прислушиваясь к мнению друг друга.

— Какие слова выписали с безударной гласной корня? Какие буквы были пропущены в них? А кто заметил ошибку? ( ОБЕЗЬЯНА) На какую орфограмму? (На непроверяемую безударную гласную).

— А ещё на какую орфограмму была допущена ошибка? (В слове подъём ошибка на правописание разделительного Ъ)

— Назовите «лишнее» слово 1-го (2-го) столбика. Почему так считаете? (1-й столбик ползучий – прилагательное, 2-й столбик – объяснить –глагол)

2. Правописание окончаний сущ-х в косвенных падежах. (на интер. доске слова с пропущенными окончаниями и отдельно окончания:

без берёзк…, по книг…, к лошад…, на гитар…, о зеркал…, о тетрад…, до лошадк…, над школ…, за кровать… .

и, и, и, и, и, ю, ем, ой, ай, е, е, е, е)

— На какую орфограмму пропущены буквы в следующем задании? (Правописание безударных падежных окончаний имён сущ-х)

— По какому алгоритму мы работаем в данном случае? (определяем склонение и падеж сущ-го, подбираем сущ-ое того же скл-я и ставим его на тот же падеж с ударным окончанием)

— Предлагаю поработать коллективно (устно) с доказательствами. (Дети «перетаскивают» окончания, доказывая своё мнение).

Вперёд шагаем на носках,

Назад идём на пятках,

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

VII . Упражнение в написании гласных в корнях, приставках и падежных окончаниях слов.

Работа с адаптацией. (по вариантам 1-й и 3-й ряды)

— Оцените свою работу по выполненному объёму

Самостоятельная работа по карточкам (с самопроверкой и самооцениванием 2-й ряд)

— При выполнении заданий карточки, получите «ключ» для самопроверки и самостоятельного оценивания.

Индивидуальная работа (ученик – учитель на интерактивной доске: исправление ошибок в тексте:

Яблочки наней весят наливные, листя шумят залатые, веточьки гнутся сиребряные. Кто мимо едет – астонавливается, кто праходит блиско — зоглядывается ).

— Из какого произведения были предложения? («Хаврошечка»)

— Кто автор? (русская народная сказка)

— Чему учит сказка? (Доброте)

VIII . Итог урока. Рефлексия.

— Добрыми улыбками мы начинали урок, на доброй ноте и закончили его.

— Итак, с какими же орфограммами безударной гласной мы работали на уроке?

— Как проверить безударную гласную корня? Приставки? Падежного окончания?

— На каком же уровне вы усвоили орфограммы с безударными гласными, отметьте соответствующей буквой. На перемене сдадите тетради на оценивание работы на уроке.

IX . Домашнее задание.

Домашнее задание предлагаю вам выполнить по карточкам: «Проверяем знания и умения». Подумайте, над каким видом заданий ещё предстоит работать дома и по карточкам выберите 2 обязательных задания.

1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Москва

Русский язык (поурочные планы к учебнику Т. Г. Рамзаевой) Я. Ш. Гараева, Москва «ВАКО», 2005г.

Русский язык (поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой), Е. Е. Гугучкина, Волгоград «Учитель», 2003 г.

Большой справочник по русскому языку О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, Москва «Астрель», «Аквариум», 2000 г.

Русский язык (учебник для 4 класса), Т. Г. Рамзаева.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/07/15/pravopisanie-bezudarnyh-glasnyh-v-pristavke-i-korne-slova

http://pedsovet.su/load/238-1-0-29612