Конспекты урока русского языка в 10 классе правописание сложных слов

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку по теме

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.

1. Задания карточки по вариантам: «Правописание сложных прилагательных и существительных».

2. Работа по карточкам : «Корректоры»

3. Презентации (2 шт.) «Сложные существительные и прилагательные»

Скачать:

ВложениеРазмер
slozhnye_slova_no1.docx18.5 КБ
slozh.pril_.docx18.76 КБ
slozh.no4_.pptx346.73 КБ
slozh.no3_.docx28.55 КБ
slozh.no2_.ppt222 КБ
prilozhenie_kartochka.docx11.53 КБ
korrektory_kartochka.docx13.38 КБ
zadanie_kartochka.docx13.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание сложных слов

  • знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

  1. Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
  2. Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
  3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
  4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. .

X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:

1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант — образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант — образованные от сложных существительных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.

Предварительный просмотр:

Тема урока 10 класс повторение

Правописание сложных прилагательных

Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности. оборудование:

1. Доска: запись целей урока, таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».

2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).

3. Оформление урока: фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени).

I.Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний 1. Слово учителя — Внимание!

Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица. Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны! /. / Слова бывают разные — То дельные, то праздные.

То честные, правдивые, То ласково-фальшивые. Есть чистые, алмазные, А есть свинцово-грязные. /. /Поэт, тебе назначено Засеять душу зернами. Так сей же не иначе, Как чистейшими, отборными. Не злыми, не сварливыми, А добрыми, правдивыми. (За правильные ответы — баллы (фишки).

Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.) — Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) (1 балл) — Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные) (2 балла) — Это сложные прилагательные.

(Вывесить на доске с пропуском орфограммы. ) Мы к ним вернемся в течение урока. 2. объявление темы урока

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала 1.

Слово учителя — Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух ос нов, но пишутся по-разному.

Написание сложных прилагательных

Через дефис Слитно

1. Оттенки цветов: жемчужно-белый; ярко-синий; бледно-зеленый Образованные на основе словосочетания: Железнодорожный (от железная дорога); древнерусский (от Древняя Русь)

2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный 3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский; горько-соленый; мясо-молочный

2. распределительный диктант-миниатюра

Задание Записать под таблицей слова по нужным колонкам.

Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.

Слово учителя — Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис? — А когда слитно? — Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных. V. Закрепление материала 1. Экскурсия по музею Уч и т е л ь. Давайте пройдем по залам музея словесности.

Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни. — Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом (2 чел. ). Задание двоим ученикам у доски Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни (максимум 3 балла). Задание остальным Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя карандашом сверху написание.

Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический. Наука Искусство Здоровье политика Северо-западный (от сущ.) иссиня-черный (оттенки) лечебно-профилактический (и) двуязычный (от словосочет. ) светлолицый (от словосочет.) кисло-молочный (и) общественно-политический (искл.) Десятиэтажный (от словосочет.

) садово-огородный (и) 2. «Я — художник» У ч и т е л ь. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Посмотрите на картину крымской художницы Л.

Исаевой и на фото «Осенний Крым». Какое разнообразие красок! Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова). 3. проблемный вопрос (3 балла) — Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский? — Запишите эти пары слов: слитно, дефис.

4. Словарная работа Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.

5. Контроль Словесная живопись — А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, Точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но Из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить. Задание Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию. (Работа на 5 минут. ) ТЕКСТ Вот мы прошли. 1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На . 2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются.. .3. (темно-красные) пятна осин. С. 4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется. 5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие. 6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще. 7. (кисло-горькие). Проверка задания — чтение отредактированного текста (3 балла) У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт. VI.

Итог урока 1. Беседа — Какие цели перед нами стояли в начале урока?

— Мы их достигли? — Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла) — Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так? (2 балла) 2.

оценивание — Встаньте, пожалуйста, те, кто набрал 5 баллов или больше за урок? Это высокий уровень. — Кто набрал 2—3 балла за урок? Это достаточный уровень. — Кто набрал 1 балл? Это средний уровень — Остальным нужно быть внимательнее и активнее в следующий раз.

3. «психологическое поглаживание» — Большое спасибо за урок.

Мне очень понравилось с вами работать.

VII. Домашнее задание Теория по учебнику. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной. Повторить написание слов с пол — , полу-.

Конспект урока по русскому языку для 10 класса «Правописание сложных слов»

Конспект урока по русскому языку для 10 класса «Правописание сложных слов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 10 класса «Правописание сложных слов»»

Дата:19.10.2020г Урок № 21 Класс: 10

Предмет: русский язык Учитель: Аппазова Э.Н

Тема: Правописание сложных слов

Тип занятия: систематизация знаний, повторение изученного материала.

систематизировать знания о правописании сложных слов;

повторить и закрепить правила слитного и дефисного написания сложных слов;

формировать умение применять на практике знания по орфографии;

совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

развивать умение применять новые знания;

развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

развивать внимание, память, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.

Оборудование: раздаточный материал, карточки, презентация, толковый словарь.

1. Организационный момент

— проверка посещаемости и готовности учеников к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
«Переверни и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»

— И мне хочется, чтобы вы использовали ваши знания, полученные ранее, и закрепили их на сегодняшнем занятии.

— Тема нашего занятия «Правописание сложных слов».

3. Контроль уровня знаний.

1) фронтальный опрос

— Перечислите морфемы и назовите их особенности

Префикс (приставка – образуются слова той же части речи)

Суффикс (образуются новые слова, но разные части речи чернота-черный)

Префиксально-суффиксальный (одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса)

Сложение (соединение основ или слов овощехранилище)

— Какая часть слова называется основой?

— Какая основа называется производной?

— Какая основа называется непроизводной?

— Как определить, является ли основа простой или сложной?

— Чем различаются процессы словообразования и формообразования?

— Назовите основные виды словообразовательных словарей. (…..)

2) проверка домашнего задания упр. 85

— На сегодняшнем занятии мы вспомним и повторим правила написания сложных слов; повторим правила слитного и дефисного написание сложных слов, будем совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

Словарная разминка (работа у доски)

Легк..растворимый, сам..вар, мног..слойный, земл..ройка, тяжел..раненый, верт..лет, жив..родящий, лес..заготовка, мед..сестра, бел..снежная, сердц..иение, кров..точащий, полу()правда, врем..препровождение.

кров..обращение, лед..ход, глубок…расположенный, каш..вар, слеп..рожденный, пчел..вод, нов..рожденный, стекл..рез, полу()мрак, взаим..помощь, глаз..мер, мыш..ловка, микр..волны, тепл..отдача, пол. чайной ложки.

(проверка по вариантам)

— А теперь вместе с вами давайте попробуем сформулировать цели и задачи сегодняшнего занятия.

5. Совершенствование знаний по теме (работа с теоретическим материалом)

1. В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: тепловоз. После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, зверолов.

В отдельных словах в первой части сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, времяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметровый (пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласныхо, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на –ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол- дефис ставится перед гласными, всеми прописными буквами, а также перед согласной л, например: пол-острова, пол-Москвы, пол-лимона. Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседьмого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувековой, полуостров.

Пут…шественник, восьм…гранник, ча…питие, кров…носный, двенадцат…метровый, сорок…литровый, сорок…ножка, ст…миллионный, солн…цепёк, элетр…двигатель, электр…фикация, газ…фикация.

пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, полставки, пол-лагеря, пол-огурца, полубокс, полуостров, полцены, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, пол-очка, пол-игры, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды,

Слитно: полбанки, полгода, полминуты, полставки, полубокс, полуостров, полцены, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды, полкирпича, поллитровка.

Через -: пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, пол-лагеря, пол-огурца, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, пол-очка, пол-игры, пол-лавки, пол- Тобола, пол-ложки.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец:Тот, кто возит воду — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

7. Контроль уровня усвоения материала

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

3. В каком слове используется соединительная гласная О?

4.Какое слово не является сложным?

1) газификация. 3) чаепитие.

2) поллитровка. 4) газопровод.

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;

2) (пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;

3) (полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;

4) (пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

2.В каком ряду есть только сложные слова?

1)глубокомысленный, приглушённый, изголодавшийся, непригодный

2)скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.

3)Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.

4) неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.

4. Какое слово пишется слитно?

1) пол(Костаная). 3)пол(яблока)

2) пол(неба). 4)чёрно(белый).

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;

2) (во)едино, (без)толку, (пласт)масса;

3) (англо)японский, (зам)декана; (по)больше;

4) (с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.

8. Рефлексия. Подведение итогов

Отчего зависит выбор написания о-е в сложных словах?

Как могут писаться сложные слова?

В каких случаях уместно слитное написание?

Когда пишутся сложные слова через дефис?

9. Домашнее задание: упр 86, подготовить сообщение «Правописание сложных слов (сущ-ое, прилаг-ое)»

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

3. В каком слове используется соединительная гласная О?

4.Какое слово не является сложным?

1) газификация. 3) чаепитие.

2) поллитровка. 4) газопровод.

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

Урок по русскому языку «Правописание сложных имен существительных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 10 классе.

Тема урока: Правописание сложных существительных.

Цели : а)повторить основные случаи написания сложных слов, углубить знания по теме;

б) развивать речь учащихся, логическое мышление, а также умение работать самостоятельно;

в)воспитывать любовь к языку, бережное отношение к нему;

1.Рассказать об употреблении соединительных гласных о, е.

2.В какой форме употребляются количественные числительные при образ. сложных слов?

3.Что вы знаете о числительных 100, 90 в составе сложных слов?

4.Являются ли сложными слова на –ификация?

5.Когда часть основы пол- пишется через -?

6.Как пишутся слова с полу-?

2. Тренировочные упражнения.

А ).Словарный диктант .

Пут…шественник, восьм…гранник, ча…питие,кон…водство, кров…носный,двенадцат…метровый, сорок…литровый,сорок…ножка, ст…миллионный, солн…цепёк,элетр…двигатель, электрификация, газификация.

Слитно: полбанки ,полгода, полминуты, полставки, полубокс, полуостров, полцены, полупустыня, полшага, полчаса,полушарие, полнеба, полжизни, полбеды, полкирпича, поллитровка.

Через -:пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, пол-лагеря, пол-огурца, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, пол-очка, пол-игры, пол-лавки, пол- Тобола, пол-ложки.

В). С помощью корня пол- , полу- образовать существительные от данных слов:

дорога, Москва, метр, ночь, тьма, Астана, век, лист, миллион, мрак, финал, царство, ягода.

3. Работа над новым материалом.Изложить теорию в виде схемы, таблицы, опорного конспекта .

Правописание сложных существительных .

Сложные существительные с 1-ой частью авиа-, агро-, гидро-, зоо-, кино-, контр-, мото:контратака, радиотелеателье.

Примечание: радио- и телеателье.

Сложные сущ., 2-ой частью которых являются –град, -город: Белгород.

Сложные сущ. с глагольной 1-ой частью на и: сорвиголова,вертихвостка (перекати-поле)

Сл. сущ.,обозначающие политические партии, их членов:социал-демократия.

Сл. сущ., обозначающие единицы измерения: киловатт-час.

Сл. сущ., обозначающие промежуточные стороны света:юго-запад.

Сущ. с начальной частью обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб- (контр — адмирал).

4. Тренировочные упражнения.

А)Словарная работа. Записать примеры, объяснить их правописание, Подчеркнуть одной чертой первую часть, двумя- вторую.

Вице(председатель), унтер(офицер), гидро(станция), тонно(километр), юго(запад), авиа(почта), Нов(город),газо(баллон), фото(элемент), контр(удар), Контр(адмирал), газ…фикация, кино(будка), теле и радио (комментатор).

Б )Образовать сложные слова от данных сочетаний. Выделить корни.

Круглый год, хранить картофель, мало соли, сорок лет, тридцать градусов, юг и запад, премьер и министр, длинная шея, Древняя Русь, авиа и связь, ищет правду.

В)Заменить сложные слова исходными сочетаниями:

Седой джентельмен, бросив на постель отвоёванное одеяло, сдёрнул со стены двустволку.

Молочница обернулась и увидела выходящего из кустов косматого, хромоногого старика.

Подле Якова стоял мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый.

На ветках деревьев сидели красногрудые попугаи.

Автор сосредоточивает наше внимание на раскрывание психологического состояния героя.

Ребята младшего отряда ухаживали за телятами-второгодниками.

Не без труда удалось Якову Лукичу пробраться в правительство колхоза.

В сущности у Базарова нет друзей и сообщников.

«5» — 9 – 10 верных ответов

«4» – 8 – 7 верных ответов

«3» – 6 -5 верных ответов

«2» – меньше 5 верных ответов

6.Задание на дом:

Выучить параграф 10, конспект в тетради; выполнить упражнение 104.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов

  • Звягинцева Елена НиколаевнаНаписать 2927 19.02.2018

Номер материала: ДБ-1222101

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.02.2018 399
    19.02.2018 419
    19.02.2018 269
    19.02.2018 211
    19.02.2018 552
    19.02.2018 1225
    18.02.2018 1363
    18.02.2018 314

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-10-klassa-p.html

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slozhnih-imen-suschestvitelnih-2643132.html