Конспекты уроков по русскому языку причастие правописание причастий

Конспект уроков по теме «Образование и правописание причастий».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка.

Образование и правописание причастий.

Цель:

1. Познакомить со способами образования причастий.

2. Привить навыки:

— умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего вр.;

— умения образовывать действительные и страдательные причастия прошедшего вр.;

— правильного написания гласных у/ю, а/я в суффиксах причастий настоящего времени, гласных е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

— правильного написания гласных перед НН;

Материал расчитан на три урока. Включает в себя конспект урока, задания для самостоятельной работы, тестовые задания для контрольной работы, презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
obrazovanie_i_pravopisanie_prichastiy.doc140.5 КБ
obrazovanie_i_pravopisanie_prichastiy.ppt104 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Батршина С.Ф., учитель Кулле-Киминской средней школы Атнинского района.

Тема: Образование и правописание причастий.

1. Познакомить со способами образования причастий.

2. Привить навыки:

— умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего вр.;

— умения образовывать действительные и страдательные причастия прошедшего вр.;

— правильного написания гласных у/ю, а/я в суффиксах причастий настоящего времени, гласных е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

— правильного написания гласных перед НН;

  1. Презентация «Образование и правописание причастий».
  2. Карточки с текстом.

Объявление новой темы, цели урока (слайд 1).

1) Слайд 2. Образование основ настоящего и прошедшего времен глагола.

2) Слайд 3 — Как определяем спряжение глагола?

4) Слайд 5. Запомни 11 глаголов-исключений

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё вертеть, терпеть,

Ненавидеть и смотреть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!

5) Слайд 6. Вспомним переходные и непереходные глаголы.

III. Объяснение нового материала.

Причастие имеет несколько разновидностей, которые определяются по присущим причастию грамматическим значениям глагола: причастия действительные и страдательные; причастия настоящего и прошедшего времён.

IV. Закрепим полученные знания.

1) Слайд 8. Образуем действительное причастие настоящего времени.

  1. Резать – режут – реж ущ ий
  2. Рыть – роют — …
  3. Колоть – колют — …
  4. Трепетать – трепещут – …
  5. Лить – льют — …
  6. Спать – спят – сп ящ ий
  7. Зависеть – зависят — …
  8. Заходить – заходят – …
  9. Висеть – висят — …
  10. Бриться – бреются — бре ющ ийся
  11. Бороться – борются — …
  12. Пениться – пенятся — .
  13. Купаться – купаются — …

2) Слайд 9. Образуем страдательное причастие настоящего времени.

  1. Читать – читают — чита ем ый
  2. Увлекать – увлекают — …
  3. Ожидать – ожидают — …
  4. Озарять – озаряют — …
  5. Уважать – уважают — …
  6. Изображать – изображают — …
  7. Видеть – видят — вид им ый
  8. Гнать – гонят — …
  9. Победить – победят — …
  10. Любить – любят — …
  11. Слышать – слышат — …
  12. Видеть – видят …
  13. Именовать – именуют – имену ем ый
  14. Волновать – волнуют — …
  15. Рекомендовать – рекомендуют

3) Слайд 10. Образуем действительное причастие прошедшего времени.

  1. Написать – написа вш ий
  2. Рассказать –
  3. Двигать –
  4. Украсить –
  5. Украшать –
  6. Отметить –
  7. Придавать –
  8. Превратиться — преврати вш ийся
  9. Смириться –
  10. Протянуться –
  11. Свалиться –

Привести – приве д ш ий, истечь – истё к ш ий

В Н И М А Н И Е !

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется А или Я , если

глагол на -АТЬ или –ЯТЬ:

Указ ать – указ а нный

Зате ять – зате я нный

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется Е , если

глагол на -ИТЬ или –ЕТЬ:

Вид еть – вид е нный

Скле ить — скле е нный

5) Слайд 12. Образуем страдательное причастие прошедшего времени.

  1. Разрезать – разрез а нный
  2. Выкачать — выкач…нный
  3. Обещать – обещ…нный
  4. Просеять — просеянный
  5. Обстрелять – обстрел…нный
  6. Затеять – зате…нный
  7. Подстрелить – подстрел е нный
  8. Нахмурить – нахмур…нный
  9. Завалить – завал…нный
  10. Закрутить – закру ч е нный
  11. Подсластить – подсла щ . нный
  12. Обидеть – оби ж …нный
  13. Бросить – бро ш …нный

V. Самостоятельная работа. Слайд 13.

1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями. 2. Потер…нная книга нашлась. 3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.) 8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега. 11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Проверь себя! Слайд 14.

1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями. 2. Потерянная книга нашлась. 3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.) 8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от тающего снега. 11. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

VI. Перед вами текст А.Герцена о книге. Прочитаем, выполним задания.

(1)Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга. (2)Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (3)Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (4)Она росла вместе с человечеством; в нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.

1) Вопрос: Определите тему, основную мысль текста.

Ответ: — Тема текста – роль книги в жизни человечества.

— В этом небольшом тексте известный русский критик, писатель А. Герцен высказал много интересных мыслей. Он, на мой взгляд, дал оригинальное определение книге: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Автор подчеркивает вечность книги: « племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Основной мыслью текста является то, что книга развивается вместе с человечеством и хранит вечно «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

2) Вопрос: Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями?

— Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

— Предложения в тексте соединяются цепной связью. Здесь наблюдается повтор ключевого слова ( книга ), его замена местоимением ( она ).

VII. Беседа по тексту.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением автора? Что значит для вас книга?

1) Я соглашаюсь с автором, особенно со словами: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Этот опыт — ключ к знаниям. Читая книгу, мы узнаем много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

2) Герцен в своем тексте сказал: « Книга — это духовное завещание одного поколения другому». Это действительно так. Книга развивает кругозор. Ведь так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

3) Книга развивает не только кругозор, но и развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах.

4) Книги помогают нам принимать правильные решения. Ведь в ней «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца». Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

5) Читая любую книгу, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересными людьми.

6) Нельзя забывать о том, что нужно читать книги, предназначенные для своего возраста. Согласитесь, глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого. Я считаю, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как учат, дают советы. С помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.

VIII. Выполняем задания.

1) Запишите, подчеркните грамматические основы предложений в тексте.

Ответ: В 1 предложении: опыт – подлежащее, есть книга – сказуемое.

Во 2 предложении: книга – подлежащее, завещание, совет, приказ – однородные сказуемые.

3 предложение сложное. Грамматические основы: жизнь человечества оседала; племена, люди, государства исчезали; книга оставалась.

4 предложение тоже сложное. Грамматические основы: о на росла; кристаллизовались учения, страсти (однородные подлежащие).

2) Выпишите причастия, обозначьте суффиксы. От каких глаголов они образованы?

Ответ: написанный – страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола написать , суффикс –НН -; брошенный — страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола бросить, суффикс –ЕНН -; умирающего – действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола умирать, суффикс –ЮЩ- ; начинающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола начинать, суффикс –ЮЩ -; передаваемый – страдательное причастие настоящего времени, образовано от глагола передавать, суффикс –ЕМ -, отправляющимся — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола отправлять, суффикс

-ЮЩ -; заступающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола заступать, с уффикс –ЮЩ -; потрясавшие – действительное причастие прошедшего времени, образовано от глагола потрясать, суффикс –ВШ -;

3) Образуйте причастия от глаголов исчезать, исчезнуть, расти, вырасти.

Урок русского языка по теме «Причастие»

Цели:

  • дать понятие о причастии как части речи, причастном обороте,
  • научить различать действительные и страдательные причастия .

Ход урока

Слайд 1,2 (Презентация).

1. Вступительное слово:

Сегодня мы прокатимся по Стране знаний на нашем учебном автомобиле и узнаем много интересного.

Во время нашей поездки мы узнаем, что такое причастие, научимся отличать причастия от прилагательных, а также выучим некоторые правила дорожного движения. В наше стремительное время, когда каждый четвёртый житель имеет автомобиль, это совершенно необходимо.

Поехали?

Слайд 3.

Перед нами два автомобиля: один обгоняющий, другой обгоняемый.

К какой части речи вы бы отнесли эти слова?

(Ребята рассуждают, что данные слова похожи на прилагательные и глаголы, пытаются выяснить, что общего между этими частями речи).

В ходе размышлений приходим к выводу, что данные слова являются самостоятельной частью речи — причастиями.

Слайд 4

Причастие – самостоятельная часть речи (или особая форма глагола), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?

В отличие от прилагательного, причастие имеет категорию времени.

Движущийся автомобиль – автомобиль, который движется в настоящее время

Остановившийся автомобиль – автомобиль, который остановился (прошедшее время)

Синтаксическая роль причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми

Остановленный автомобиль …

Автомобиль был остановлен.

2. Задание:

Среди данных слов найдите причастия:

Встретить, встретивший, встреча, встречающий, встреченный, встречавший,

Построенный, построить, постройки, построившие

Выращивание, выращенный, выращивать, выращивавшие

3. Действительные и страдательные причастия.

Все причастия делятся на действительные и страдательные.

Помните наши два автомобиля: обгоняющий и обгоняемый?

Как вы думаете, какое из причастий действительное, а какое страдательное? Поразмышляйте.

Слайд 5

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета:

  • обгоняющий автомобиль, который сам обгоняет;
  • ученик, выучивший правила дорожного движения – действие совершает сам ученик

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает действие со стороны другого предмета :

  • обгоняемый – автомобиль, который обгоняют;
  • правила дорожного движения, выученные учеником

Поехали дальше?

4. Сейчас мы будем тренироваться различать действительные и страдательные причастия. В этом нам помогут дорожные знаки – суффиксы причастий.

Слайды 6,7.

Проверим, как вы запомнили наши «дорожные знаки». Определите, какие причастия являются действительными, а какие страдательными.

Выпишите номера действительных причастий (можно по вариантам: 1 вариант – действительные, 2 – страдательные)

Слайды 8,9.

  1. Охлаждающий
  2. Договаривающийся
  3. Угнетаемый
  4. Остановившийся
  5. Разбившийся
  6. Изготовленный
  7. Изготовивший
  8. Наблюдающий
  9. Открытый
  10. Оштрафованный
  11. Охлаждённый
  12. Пересыпанный
  13. Покрашенный
  14. Подвозивший
  15. Буксируемый
  16. Остановленный
  17. Буксирующий
  18. Разбитый
  19. Движущийся
  20. Остановленный

Проверим себя: действительные 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 17, 19.

5. Для чего же нам нужны причастия?

В устной повседневной речи они встречаются очень редко. Причастия присущи речи книжной, даже научной.

Я думаю, каждый из вас хочет в будущем уметь водить машину. Так вот чтобы разобраться в правилах дорожного движения, вам просто необходимо уметь разбираться в причастиях. Не верите? Давайте откроем сборник правил дорожного движения за 2008 г.

Читаем: «Прежде чем совершить обгон, водитель обязан выполнить 3 условия:

Слайд 10.

1) Полоса движения, на которую водитель намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим манёвром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

Слайд 11.

2) Следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортноесредство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

Слайд 12.

3) По завершении обгона водитель сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вы разобрались, кто кому должен уступить дорогу? Водитель обгоняющего или обгоняемого автомобиля? На кем занимаемую полосу надо вернуться? Вот они наши причастия – 5 причастий для совершения только одного манёвра!

Слайд 13.

Теперь вы знаете, что нужно сделать, прежде чем совершить обгон. А разобраться в правилах дорожного движения нам помогли действительные и страдательные причастия.

Поехали дальше?

Слайд 14.

6. Что такое причастный оборот?

Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами.

Слайды 15,16.

Причастный оборот выделяется на письме запятыми. Постановка запятых при причастном обороте зависит от его месторасположения по отношению к главному слову.

Слайд 17.

Правило-светофор:

Если причастный оборот стоит перед главным словом Не ставь запятую!
Если причастный оборот стоит перед главным словом и имеет обстоятельственное значение (причины, уступки,…), то запятая ставится! Внимание!
Если причастный оборот стоит после главного слова Ставь запятую!

Слайд 18.

7. Тренировочная езда.

Ну теперь мы можем отправиться на учебном автомобиле в путешествие по тексту.

Нам нужно определить места, где необходимо поставить дорожный знак «Запятая».

Слайд 19.

Дорожная история…

Однажды два приятеля разговаривающие о чём-то очень интересном отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель заметивший пешеходов резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход переходящий улицу должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 20.

Проверим себя:

Однажды два приятеля, разговаривающие о чём-то очень интересном, отвлеклись и не посмотрели на сигнал светофора. В это время мчащийся на огромной скорости автомобиль приближался. Не увидевшие опасность ребята вышли на проезжую часть. Водитель, заметивший пешеходов, резко затормозил. Испуганные мальчишки вернулись на тротуар. В этот раз всё обошлось, но могло быть иначе…

Помни! Каждый пешеход, переходящий улицу, должен сначала убедиться в отсутствии приближающегося автомобиля.

Слайд 21.

8. Подведём итоги.

Сегодня мы узнали, что такое причастие, учились различать действительные и страдательные причастия, узнали, что такое причастный оборот и как он выделяется на письме

Слайд 22.

9. Ну а теперь экзамен!

Теоретическая часть. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое причастие?
  2. Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  3. Какие признаки глагола есть у причастия?
  4. Какие причастия называются действительными?
  5. Какие причастия называются страдательными
  6. Назови суффиксы действительных причастий
  7. Назови суффиксы страдательных причастий
  8. Каким членом предложения могут быть причастия?
  9. Что такое причастный оборот?
  10. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Слайд 23.

Расставь знаки препинания, подчеркни причастные обороты, вставь пропущенные буквы.

Водитель автомобиля двигающегося по правой стороне дороги решил обогнать впереди идущий грузовик. Сначала он убедился, что сзади нет машины, намеревающейся приступить к обгону. Затем посмотрел вперёд и удостоверился, что он успеет завершить манёвр до того как поравняется с автомобилем, двигающимся по встречной полосе. Выполнивший все эти действия водитель уверенно осуществил обгон и продолжил движение. Шофёр соблюдающий правила дорожного движения никогда не создаст аварийную ситуацию на дороге.

На этом наше путешествие закончилось. До новых встреч!

Конспект урока по теме «Причастие как часть речи. Правописание причастий»

Тема урока : Причастие как часть речи. Правописание причастий

Дидактические цели урока :

Образовательные : знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие : развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.

Воспитательные : воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.

Материальное обеспечение урока : наглядные пособия, интерактивная доска, слайдовая презентация, дополнительный материал

Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый

Формы работы : индивидуальная, парная, общеклассная.

Формы контроля : самопроверка, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Сдают рапорт, приветствуют учителя

БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый.

СОгнутый, снятА, прожИвший, прИнятый, понЯвший, поделЁнный, повторЁнный, отклЮченный,

Задание: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.

К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие)

Пишут орфоэпическую разминку, один суворовец работает у доски. После выполнения результаты вносят в лист самооценки

Объявление темы и целей урока.

Записывают тему и формулируют цели урока

1. Слово учителя.

Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем «Толковом словаре живого великорусского языка» он сказал о причастии так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля.

2. Причастие как часть речи.

Слово о причастии.

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой? .

Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова — существительные или наречия.

Отвечает на вопрос «какой? «, «каков?». Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием «который» + глагол). Есть причастные суффиксы

Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)

3. Составление на доске Интеллект-карты «Правописание причастий» с указанием номера задания ЕГЭ

— Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие орфограммы мы с вами изучили?

— На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.

2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.

3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот фильм вовсе (не)интересен.

(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

По ночам он почти (не)спал.

Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

Ситец (не)дорогой, а дешевый.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.

(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

4. Повторение темы «Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов»

— А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды причастий: действительные и страдательные. Приготовьте Интеллект-карты, они у вас на столах.

— Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите суффиксы.

5. Актуализация знаний

Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.

Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.

На доске : Е или И

Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.

* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и , а затем – е , получится код. В данном случае — два сердечка.

6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.

Пищ…щий, трепещ..щий, вер. щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный

7. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас .

Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.

От глагола читать взять глагольный суффикс.

Из причастия тающие (снега) взять суффикс.

Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник . (А. Пушкин).

К полученному слову добавить суффикс возвратности.

8. Выборочный диктант.

Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а тееёвзлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

Сорваны сорванные сорвать

9. Составление интеллект-карты «Правописание НЕ с причастиями» парах.

10. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он принял совсем (не)обдуманное решение.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/553500

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-prichastie-kak-chast-rechi-pravopisanie-prichastiy-1768729.html