Конспекты уроков правописание и ы после ц

Конспект урока: «Правописание ы – и после ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc60.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание ы – и после ц »

Цель: 1. Обучающая цель: 1)создать условия для знакомства с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием ы – и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму; 3) повторить правописание о – ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, окончаний существительных, приставок на з – с, пунктуацию в сложносочиненном предложении; 4) пропедевтически познакомить с правописанием –онн- в прилагательных; 5) расширить лексический запас учащихся.

2. Развивающая цель: содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии.

3. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: цветные полоски, сигнальные карточки ы – и; карточки для самопроверки; плакат с алгоритмом, проектор.

Х о д у р о к а.

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Тихо сели за свой стол,

Психологический настрой на работу

— Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

— На уроке наши глазки внимательно смотрят и все ( видят ).

— Ушки внимательно слушают и все ( слышат ).

— Голова хорошо ( думает).

— Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

— Как вы понимаете данное высказывание?

— Вы с ним согласны?

— Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

— Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». К доске пойдет один ученик для работы по карточке.

— В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук

1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун (циркуль — [ц]).

— Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

— В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук:

1) стОляр, 2) красИвее, 3) звОнит, 4) дОговор.

— Укажите слово, соответствующее схеме:

1) переплетчик, 2) загорала, 3) выносливость, 4) пришкольный.

— В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) изл…жение, предл…жение, изл…гать, сл…гаемое

2) крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н

3) выр..сти, отр…сль, зар…сли, выр…щивать

  1. Проверка домашнего задания

Проводится работа аналогичная домашней.

  1. Буквы з – с на конце приставок:
  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения

Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

( Самопроверка по ключу, выставление оценок )

  1. Опрос работающего у доски по карточке

К а р т о ч к а

Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

С…дел на ж…рдочк…, р…сток крыж…вника, ш…рох, ш…пот, ра…ч…тливый, беч…вка, ж…лтый.

Объясняется лексическое значение слов:

Бечёвка – тонкая верёвка.

Бечева – прочная толстая верёвка, канат.

Бечевая тяга ( в старину) – передвижение судна бечевой, которую тянули по берегу люди или лошади.

  1. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

— Переходим к изучению новой орфографической темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

Учитель произносит слова (материал для наблюдения на доске пока закрыт):

— Какие звуки слышатся во всех словах? ([цы]).

— А посмотрите как написано (открывается материал для наблюдения).

— Почему? Наша задача разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и. Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её.

— «Правописание ы – и после ц».

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, для этого прослушайте и заполните табличку:

цы ци

— Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы. Готовы? Диктую.

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы.

— Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

— По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

— Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

— Значит, и цыплёнок пишется через ы.

— Потому что цыплёнок – курицын сын.

— Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех четырёх слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (цыкнуть).

Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках .

— А где ещё одно слово?

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь, наш урок сорвётся.

— Ну что, цыплята, вам всё понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  1. Закрепление изученного
  1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом.

Учитель графически обозначает орфограмму.

Делегация, санкт-петербуржцы, циферблат, птицын хвост, смуглолицый, цыкнуть, репетиция, операционная.

  1. Предупредительное осложненное списывание.

Вставить пропущенные буквы в слова, записанные на доске.

Рац..я, цариц..но зеркальце, афганц. ц..гейка, ц..клон, ц..ганский, мультипликац..ионный фильм, взять под уздц…

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

(Через проектор учитель высвечивает и объясняет лексическое значение слов: рация, цигейка, циклон.)

  1. Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.

Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика.

(Перед записью учащиеся показывают сигнальную карточку и – ы)

  1. Точная выдержка из произведения. (Цитата)
  2. Коренной переворот в жизни общества. (Революция)
  3. Встать на кончики пальцев. (На цыпочки)
  4. Род перчаток с отделением только для большого пальца. (Рукавицы)
  5. Человек, наблюдающий за порядком на улице. (Милиционер)
  6. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
  1. Словарная работа (знакомство с новым словом)

Порядок работы со словом:

  1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.
  2. Слово проговаривается 2 раза орфографически.
  3. Учитель записывает слово на доске.
  4. Учащиеся записывают слово в тетради, подчеркивают орфограммы.
  5. Записывается лексическое значение слова.
  6. Сообщается этимология слова, называются «дальние родственники». (Коллега, коллектив)
  7. Подбираются однокоренные слова. (Коллекционный, коллекционировать, коллекционер)

Посреди площадки в сквере росли акации. В город приехала делегация шахтёров. Циркуль – помощник человека с глубокой древности и до наших дней. Мы давно собирались всей семьёй пойти в цирк.

— Что повторили сегодня?

— Что нового узнали на уроке?

— Какой этап урока показался самым интересным?

— Что было трудно?

* Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Буквы И-Ы после Ц. Русский язык. 5 класс. Конспект урока

Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 286.

Класс: 5.

Тип урока: комбинированный

Цели учителя: помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся. Навыки графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.

Цели учащихся: научиться распознавать изученную орфограмму в тексте; уметь применять изученное правило на практике.

Задачи:

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата:

  • выстраивать логическую цепь рассуждений,
  • относить объекты к известным понятиям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы-опоры.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
  • отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее,

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща:

  • организовать учебное взаимодействие в группе,
  • ставить вопросы и искать ответы.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Личностные:

  • положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения,
  • следование в поведении моральным и этическим нормам.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение. Работа над ошибками

– Комментированное письмо. Ученик работает у доски, проговаривая все орфограммы.

Косит – (косить), разбудить, расписание, слагать, сложить, рожь, мощный, жизнь, ширь, вырасти, выросла, росток, цирк, шов, чёрный, объяснение, семья, съемка.

– Фонетический разбор слова «съемка». Ученик работает у доски.

Съемка – 2 слога.

[с] – согласный, твердый, глухой;

[j’] – согласный, мягкий, звонкий;

[о] – гласный, ударный;

[м] – согласный, твердый, звонкий;

[к] – согласный, твердый, глухой;

[а] – гласный, безударный.

6 букв, 6 звуков.

– Составьте предложение с любым словом. Ученик работает у доски.

Пример: На арене цирка выступали жонглеры.

– Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Конспект урока «Правописание И — Ы после Ц»

Конспект урока «Правописание И — Ы после Ц»

Цель :
знать: правило написания ы и и после ц;
уметь:применять данное правило на письме; графически обозначать орфограммы;

Оборудование:
презентация;
обучающие карточки;
тест первичного контроля, ключ №2.

ХОД УРОКА

1.Организация начала занятия

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Перед нами стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.

2. Проверка домашнего задания

Опрос работающего у доски по карточке.
Карточка:

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить их правописание.

Дикор..стущие деревья, вечнозеленые р..стения, выр..сший клен, известный р..стениевод, молодая пор..сль, морские вдор..сли, зеленый р..сток, пол..гаться на друга, предл..жить помощь.

Со словом-исключением составь предложение, подчеркни грамматическую основу.

2. Лексическая разминка: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки слайд 1).

Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».

Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.
Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.
Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

Зачитать сочинение — миниатюру, в котором употреблены слова-исключения на орфограмму «Чередующиеся гласные в корнях раст (ращ), рос.

4. Работа по перфокартам «По следам былых ошибок».

Возраст, заросли, выросло, отрасль, росток, Ростов, выращенный, разложить, слагаемое, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, челка, шорох, черный, черт, шелк.

-Обменяться работами и взаимопроверить (слайд 2)

Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма.

Учитель читатет стихотворение: (слайд 3)

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

— Цыпленок не знал. А вы знаете?

(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Открывается запись на доске: (слайд)

Учитель произносит слова еще раз.

— Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)
— А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)
— Почему?

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

— Какова же тема урока? Сформулируйте ее.
— «Првописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.(слайд)

3.Сообщение цели урока (слайд)

4.Изучение таблицы (слайд)

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).

Случаи написания Ы после Ц:

в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)
в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.
— А почему же цыпленок через ы?

Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, цыкнуть.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили? (слайд)

5.Знакомство с правилом правописания ы и и после ц в учебнике.

6. «Кластер» ( Слайд)

Создание коллективного опорного сигнала. Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы получилась таблица:

цы
ци
1. окончание Ы
1. в корне
2. суффикс –ын
2. на -ция
3. слова-исключения

7. Закрепление изученного:

1. Распределительный диктант (распределить слова по двум столбикам цы и ци).

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.

2.Работа с учебником (выполнение упражнения 351\1).

4. «Лови ошибку» (слайд)

Входит почтальон Печкин с письмом от Незнайки. (слайд)

— К нам в очередной раз приходит письмо от Незнайки, давайте прочтем его и исправим ошибки.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

(Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.)

Толкование новых слов.

Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.

Цикады – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.

Устно составляются предложения с этими словами.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

— Достигли ли мы ее?

— Что вы сегодня узнали?

— Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

9. Комментирование оценок.


Приложение

Тест первичного контроля

Выберите правильный вариант ответа:

1. Буква И после Ц пишется

А) в корне, окончании;

Б) в корне, окончании, в словах на –ция

В) в корне, в словах на –ция.

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках, ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.

Выберите правильный вариант ответа:

1. Буква Ы после Ц пишется

А) в корне, в суффиксе, словах-исключениях;

Б) в корне, окончании, словах- исключениях;

В) в суффиксе, окончании, словах-исключениях.

2.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.

— Выберите себе домашнее задание:

Упр. № 355, п.45.
Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Скорей бы весна пришла», «Цирк».

1 вариант: цыган, милиция, акация, нарцисс, панцирь, на цыпочках, цинга, лисицын, цыплята, с улицы, секция.
2 вариант: цитрусовый, цыганка (искл.), циферблат, с улицы, сестрицын, для куницы, ножницы, цигейка, акация (на -ция), цикорий, из-за дверцы.


источники:

http://rosuchebnik.ru/material/bukvy-i-y-posle-c-russkiy-yazyk-5-klass-konspekt-uroka1221/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-i-i-posle-c-1027835.html