Конспекты уроков правописание разделительных ъ и ь

«Разделительный Ъ и Ь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по Ладыженской позволяет повторить правило правописания разделительных Ъ и Ь знаков, усвоить изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
разделительный Ъ и Ь 5 класс по Ладыженской19.79 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Разделительные Ъ и Ь

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А.Ладыженской.

Цель урока : актуализировать знания учащихся о правописании Ъ и Ь знаков, отработать умение правильно писать,

Предметные : знать правило употребления разделительных ъ и ь, уметь находить в словах разделительные ъ и ь и разграничивать их;

Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников;

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

Оборудование: компьютер, презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
  2. Орфографический диктант: чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, участок, ландыши, жюри, парашют, брошюра.

— На какое правило писали слова? Все ли слова соответствуют этому правилу? Почему?

3. Работа по теме урока.

— Вспомните, что вам известно о Ъ и Ь знаках?

Перед какими буквами употребляются и почему они разделительные?

— Назовите цель нашего урока. ( повторить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать при написании слов с Ъ и Ь)

4. Чтение стихотворения П. Матвиенко.

– Не чересчур ли ты добряк? –
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
– Друзья! Наш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

— Что общего у этих букв? В чем различие?

— Вспомните, какую работу выполняет Ь в словах? ( обозначает мягкость согласного и разделяет согласный и гласный звуки)

5. Работа по учебнику

-Откройте учебник на стр. 30, запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму (показать образец на доске)

— В какой части слова находится буква?

— Перед какими буквами стоит?

— Для какой цели служит?

— Что общего у разделительных Ъ и Ь? (не допускают слияния гласного и согласного)

— Вывод: Разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.

— Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

6. Игра «Доскажи словечко»

— Запишите одним словом:

1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах (портьера)
2. Непригодный для еды (несъедобный)
3. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом (интервью)
4. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п. (колье)
5. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных (вольер)
6. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие (курьез)
7. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.(отъезд)

8. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления (объявление)
9. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами (досье)
10. Сильная метель, снежная буря (вьюга)
11. Место, по которому въезжают куда-либо (въезд)
12. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы (карьера)

7. Отгадывание загадок.

— Выпишите слова в 2 столбика: с разделительным Ъ и разделительным Ь

1) Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как брат ь я.

Мы за обедом — под столом,

А ноч ь ю — под кроват ь ю.

2) Мы ходим ноч ь ю,

Мы б ь ём исправно

3) Б ь ют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу б ь ют?

А за то, что он надут!

4) От рожден ь я он усат,

А совсем не ест мышат.

Но зато в реке, бывает,

Даже раков он глотает.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Ответ: Твёрдый знак.

6) Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!

7) Волк ужасно разъярен –

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

— Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Как обозначили орфограмму?

8. Самостоятельная работа (тест)

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

а) Под_езд, с_ёмка, об_явление;

б) об_ективный, в_юга, раз_яснить;

в) ин_екция, в_елся, б_ётся.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

а) Почтал_он, павил_он, раз_езд;

б) с_ел, шампин_он, интерв_ю;

в) кол_я, бул_он, лис_и.

9. Обобщение полученных на уроке сведений.

— Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы завершили работу и показали законные места Ъ и Ь. Давайте еще раз назовем, когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь.

10. Домашнее задание

П. № 12, правило на стр. 30, упр. № 57

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительные вопросы.

Материал для тренировки грамматики английского языка по теме «Разделительные вопросы». Для подготовки к ЕГЭ и ГИА по английскому языку.

Презентация по теме «Разделительные вопросы»

Презентация по теме «Разделительные вопросы» предназначена для урока по теме «Закрепление лексических и грамматических навыков» в 5 классе.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные»

Урок русского языка в 7 классе по теме «Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные».

разделительный вопрос. упражнение для 5 класса( УМК М.Биболетова)

Цель упражнения: автоматизация грамматического навыка построения разделительных вопросов.

Разделительные вопросы
Грамматический тренажёр «Aliens and tag questions» (УМК «Enjoy English 5-6», Unit 2, Section 1. Отработка разделительных вопросов)

Работа предназначена для учителей, работающих по УМК “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой 5 класс (Unit2, Section1). Данная презентация содержит упражнения на отраб.

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.

Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре.

Конспект урока по теме: «Разделительные Ъ и Ь»

Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Разделительные Ъ и Ь»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Конспект урока по теме:

«Разделительные Ъ и Ь»

Подготовлен и проведен

учителем русского языка

Соркиной Татьяной Ивановной

Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.

–совершенствовать навык правописания слов с Ъ, Ь;

– закрепить умение графического объяснения орфограммы.

–способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе; развивать интерес к изучению русского языка.

–развивать орфографическую зоркость обучающихся; грамотную речь детей, как устную, так и письменную; логическое мышление, память, внимание; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: учебный практикум.

Методы и формы обучения: частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная; самостоятельная работа, работа с учебником

Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в малых группах

Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с эпиграфом к уроку.

Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, цветы для букета настроения.

Ход урока Мотивация (1,5 мин)

— Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Пусть то недолгое время, которое мы проведём вместе, доставит нам радость, будет интересным и полезным. А начать урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

— Как вы понимаете её смысл?

— Зачем мы пришли на урок?

Основная часть урока Актуализация знаний (3 мин)

— Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают попробуем догадаться. (Учитель читает стих-е)

Знакомы вам наверняка

Два молчаливых чудака.

Один в своих решеньях твёрд

И бесконечно этим горд.

Он носит кепку круглый год,

Надев её наоборот.

Уступчив, мягок друг его –

Он, не страшась людской молвы,

Не покрывает головы.

(Это ъ и ь знаки)

— Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ, а другая – с Ь. (Учитель открывает карточки)

— Но какую же функцию Ъ и Ь знаки выполняют в словах?

(На доске записаны слова)

— Посмотрите на доску, сравните слова и ответьте на мой вопрос.

СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)

— Действительно, они не допускают слияния гласной и согласной букв, разделяют их.

— Кто же подскажет мне тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске и в тетради)

Работа над темой

1. Изучение нового материала

— А сейчас давайте вспомним всё, что вы знаете о разделительных ъ и ь знаках (работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило на стр. 28).

— Что в правиле вам было знакомо, что было новым?

— Ребята, научное исследование нас немного утомило. Давайте представим , что мы в лесу, на лесной поляне. Нас окружают высокие деревья, а под ногами мягкая травка. Попробуем превратиться в высокие крепкие деревья и тянуться вверх к солнцу, если я назову слово с твёрдым знаком. Станем маленькой мягкой травкой, если я назову слово с мягким знаком.

(Слова: подъезд, вьюга, пью, съел, ручьи, съёмка, обезьяна, соловьи, объявление). См. Приложение 1.

— Ребята, в наш научно-исследовательский институт поступила новая схема. Давайте сравним её с той, которую нарисовали мы, и найдём сходства и различия. (Схема вывешивается на доске).

— Что нового вы увидели на этой схеме?

Вывод: разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.

— Сформулируйте правило написания разделительных Ъ и Ь, используя план.

Для какой цели служит?

Перед какими буквами стоит?

В какой части слова находится буква?

— Составьте предложения со словами двухъярусный, бульон.

3. Применение теоретических знаний, выработка навыка правописания Ь и Ъ.

— Упражнение 57 (выполняют по вариантам).

(Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)

4.Проверка и коррекция знаний.

Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.

— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.

— Уважаемые научные сотрудники! Наш научный эксперимент подошёл к концу. Подведём итоги. Какая орфограмма сегодня нами была рассмотрена? Что вам было о ней уже известно? Какие новые научные сведения вы сегодня получили?

— Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

— Всё ли понятно по теме урока?

— Оцените свою работу и своих одноклассников на уроке.

— Оцените своё настроение (букет настроения)

Домашнее задание (учитель записывает на доске, ученики в дневники)

Технологическая карта урока русского языка

Предметные: знать правило употребления разделительных ъ и ь; уметь находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного, правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные: понимать роль языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

ФИО учителяСоркина Татьяна Ивановна
ШколаМБОУ «Пригорская СОШ»
Класс5
ТемаРазделительные Ъ и Ь
Тип урокаУрок систематизации ЗУН
Цель деятельности учителяАктуализация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умений правильного написания
Планируемые результаты
Уровень подготовкиБазовый
Методы и формы обученияЧастично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная формы работы
ТехнологииИгровая, здоровьесберегающая, работа в малых группах
Основные понятияМорфема, приставка, корень

Структура технологической карты

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание разделительного Ъ и Ь знаков»

Комплект: Гармония (Автор:М.И. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

Тема: Правописание разделительного Ъ и Ь знаков

Образовательная: Познакомить учащихся с правилами правописания разделительного ъ и ь знаков; повторить понятия состава слова: корень, приставка;

Развивающая: Развивать память, мышление, речь, орфографическую зоркость;

Воспитательная: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету.

Валеологическая: Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого-педагогические условия обучения с целью сохранения здоровья учащихся.

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом ,раздаточный материал: памятка для учащихся, схемы – опоры , презентация.

Методы: словесный, практическая работа, частично – поисковый (анализ, синтез),интеллектуальное развитие, репродуктивный метод, наглядный метод.

Приемы : показ учителем, списывание образца, обобщение, выполнение грамматико – орфографического разбора, лексико — орфографических упражнений, списывание, выполнение упражнений устного и письменного характера, использование электронного образовательного ресурса.

Деятельность учителя и учащихся

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

-Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

ДЗ — настроить на продуктивную, организованную работу.

ОС– дисциплина в классе, сосредоточенность внимания.

II . Актуализация прежних знаний Минутка чистописания

И Е Ь Щ Ц И Ъ Щ Ц

-Ребята, посмотрите внимательно на записанные буквы и скажите: Какие буквы «лишние» и почему? (ъ и ь знак, потому что они не обозначают звука)

— На какие две группы и по какому признаку можно разделить оставшиеся буквы? (гласные и согласные)

— Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. При письме соблюдайте правильную посадку, пишите красиво и аккуратно.В минутке чистописания мы напишем буквы ъ и ь.

-Вставьте пропущенные буквы.

-Ребята, а можно объединить эти слова в одну группу? (да, словарные слова и во всех словах есть ь знак)

— Какую роль выполняет ь знак в слове здоровье? (разделительную)

Какую роль выполняет ь знак в остальных словах? ( он смягчает согласный звук)

ДЗ — оформить запись в тетради; систематизировать знания по прежним смежным темам.

МО — практическая работа.

ПО — показ учителем, списывание образца, обобщение.

ОС — правильное оформление записей в тетради;сосредоточенность внимания, дисциплина в классе, фронтальный опрос.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-teme-razdelitelnye-i.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-razdelitelnogo-i-znakov-937967.html