«Разделительный Ъ и Ь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по Ладыженской позволяет повторить правило правописания разделительных Ъ и Ь знаков, усвоить изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разделительный Ъ и Ь 5 класс по Ладыженской | 19.79 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Разделительные Ъ и Ь
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А.Ладыженской.
Цель урока : актуализировать знания учащихся о правописании Ъ и Ь знаков, отработать умение правильно писать,
Предметные : знать правило употребления разделительных ъ и ь, уметь находить в словах разделительные ъ и ь и разграничивать их;
Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников;
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
Оборудование: компьютер, презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.
- Орфографический диктант: чашка, щука, жир, машина, жить, шить, щупальца, пассажир, пища, часовой, участок, ландыши, жюри, парашют, брошюра.
— На какое правило писали слова? Все ли слова соответствуют этому правилу? Почему?
3. Работа по теме урока.
— Вспомните, что вам известно о Ъ и Ь знаках?
Перед какими буквами употребляются и почему они разделительные?
— Назовите цель нашего урока. ( повторить правила написания разделительных Ъ и Ь, уметь различать при написании слов с Ъ и Ь)
4. Чтение стихотворения П. Матвиенко.
– Не чересчур ли ты добряк? –
Так Знаку Мягкому промолвил Твёрдый Знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
– Друзья! Наш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
— Что общего у этих букв? В чем различие?
— Вспомните, какую работу выполняет Ь в словах? ( обозначает мягкость согласного и разделяет согласный и гласный звуки)
5. Работа по учебнику
-Откройте учебник на стр. 30, запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму (показать образец на доске)
— В какой части слова находится буква?
— Перед какими буквами стоит?
— Для какой цели служит?
— Что общего у разделительных Ъ и Ь? (не допускают слияния гласного и согласного)
— Вывод: Разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.
— Сформулируйте правило правописания разделительных Ъ и Ь.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
6. Игра «Доскажи словечко»
— Запишите одним словом:
1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах (портьера)
2. Непригодный для еды (несъедобный)
3. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом (интервью)
4. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п. (колье)
5. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных (вольер)
6. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие (курьез)
7. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.(отъезд)
8. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления (объявление)
9. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами (досье)
10. Сильная метель, снежная буря (вьюга)
11. Место, по которому въезжают куда-либо (въезд)
12. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы (карьера)
7. Отгадывание загадок.
— Выпишите слова в 2 столбика: с разделительным Ъ и разделительным Ь
1) Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как брат ь я.
Мы за обедом — под столом,
А ноч ь ю — под кроват ь ю.
2) Мы ходим ноч ь ю,
Мы б ь ём исправно
3) Б ь ют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу б ь ют?
А за то, что он надут!
4) От рожден ь я он усат,
А совсем не ест мышат.
Но зато в реке, бывает,
Даже раков он глотает.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Ответ: Твёрдый знак.
6) Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран –
Силач огромный!
7) Волк ужасно разъярен –
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
— Какие слова вы записали в 1-й столбик? Почему? Как обозначили орфограмму?
8. Самостоятельная работа (тест)
1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?
а) Под_езд, с_ёмка, об_явление;
б) об_ективный, в_юга, раз_яснить;
в) ин_екция, в_елся, б_ётся.
2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?
а) Почтал_он, павил_он, раз_езд;
б) с_ел, шампин_он, интерв_ю;
в) кол_я, бул_он, лис_и.
9. Обобщение полученных на уроке сведений.
— Вспомните стихотворение, которое звучало в начале урока, о ссоре разделительных Ъ и Ь. Мы завершили работу и показали законные места Ъ и Ь. Давайте еще раз назовем, когда и где пишутся разделительные Ъ и Ь.
10. Домашнее задание
П. № 12, правило на стр. 30, упр. № 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разделительные вопросы.
Материал для тренировки грамматики английского языка по теме «Разделительные вопросы». Для подготовки к ЕГЭ и ГИА по английскому языку.
Презентация по теме «Разделительные вопросы»
Презентация по теме «Разделительные вопросы» предназначена для урока по теме «Закрепление лексических и грамматических навыков» в 5 классе.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные».
разделительный вопрос. упражнение для 5 класса( УМК М.Биболетова)
Цель упражнения: автоматизация грамматического навыка построения разделительных вопросов.
Разделительные вопросы
Грамматический тренажёр «Aliens and tag questions» (УМК «Enjoy English 5-6», Unit 2, Section 1. Отработка разделительных вопросов)
Работа предназначена для учителей, работающих по УМК “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н.Трубаневой 5 класс (Unit2, Section1). Данная презентация содержит упражнения на отраб.
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.
Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре.
Конспект урока по теме: «Разделительные Ъ и Ь»
Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.
Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Разделительные Ъ и Ь»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Конспект урока по теме:
«Разделительные Ъ и Ь»
Подготовлен и проведен
учителем русского языка
Соркиной Татьяной Ивановной
Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.
Цель урока: активизация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умения правильного написания орфограммы.
–совершенствовать навык правописания слов с Ъ, Ь;
– закрепить умение графического объяснения орфограммы.
–способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе; развивать интерес к изучению русского языка.
–развивать орфографическую зоркость обучающихся; грамотную речь детей, как устную, так и письменную; логическое мышление, память, внимание; развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: учебный практикум.
Методы и формы обучения: частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная; самостоятельная работа, работа с учебником
Используемые технологии (методики): игровая, здоровьесберегающая технологии, работа в малых группах
Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с эпиграфом к уроку.
Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, цветы для букета настроения.
Ход урока Мотивация (1,5 мин)
— Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Пусть то недолгое время, которое мы проведём вместе, доставит нам радость, будет интересным и полезным. А начать урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».
— Как вы понимаете её смысл?
— Зачем мы пришли на урок?
Основная часть урока Актуализация знаний (3 мин)
— Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают попробуем догадаться. (Учитель читает стих-е)
Знакомы вам наверняка
Два молчаливых чудака.
Один в своих решеньях твёрд
И бесконечно этим горд.
Он носит кепку круглый год,
Надев её наоборот.
Уступчив, мягок друг его –
Он, не страшась людской молвы,
Не покрывает головы.
(Это ъ и ь знаки)
— Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ, а другая – с Ь. (Учитель открывает карточки)
— Но какую же функцию Ъ и Ь знаки выполняют в словах?
(На доске записаны слова)
— Посмотрите на доску, сравните слова и ответьте на мой вопрос.
СЪЕСТЬ (ср. СЕСТЬ)
— Действительно, они не допускают слияния гласной и согласной букв, разделяют их.
— Кто же подскажет мне тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске и в тетради)
Работа над темой
1. Изучение нового материала
— А сейчас давайте вспомним всё, что вы знаете о разделительных ъ и ь знаках (работают в парах, обсуждают; затем составляем кластер; читают правило на стр. 28).
— Что в правиле вам было знакомо, что было новым?
— Ребята, научное исследование нас немного утомило. Давайте представим , что мы в лесу, на лесной поляне. Нас окружают высокие деревья, а под ногами мягкая травка. Попробуем превратиться в высокие крепкие деревья и тянуться вверх к солнцу, если я назову слово с твёрдым знаком. Станем маленькой мягкой травкой, если я назову слово с мягким знаком.
(Слова: подъезд, вьюга, пью, съел, ручьи, съёмка, обезьяна, соловьи, объявление). См. Приложение 1.
— Ребята, в наш научно-исследовательский институт поступила новая схема. Давайте сравним её с той, которую нарисовали мы, и найдём сходства и различия. (Схема вывешивается на доске).
— Что нового вы увидели на этой схеме?
Вывод: разделительный Ь пишется в корне слова, разделительный Ъ – между приставкой и корнем.
— Сформулируйте правило написания разделительных Ъ и Ь, используя план.
Для какой цели служит?
Перед какими буквами стоит?
В какой части слова находится буква?
— Составьте предложения со словами двухъярусный, бульон.
3. Применение теоретических знаний, выработка навыка правописания Ь и Ъ.
— Упражнение 57 (выполняют по вариантам).
(Воробьи, муравьи, листья, стулья, платье, ружьё, обезьяна, деревья, крылья, шампиньон)
4.Проверка и коррекция знаний.
Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.
— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.
— Уважаемые научные сотрудники! Наш научный эксперимент подошёл к концу. Подведём итоги. Какая орфограмма сегодня нами была рассмотрена? Что вам было о ней уже известно? Какие новые научные сведения вы сегодня получили?
— Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?
— Всё ли понятно по теме урока?
— Оцените свою работу и своих одноклассников на уроке.
— Оцените своё настроение (букет настроения)
Домашнее задание (учитель записывает на доске, ученики в дневники)
Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя | Соркина Татьяна Ивановна |
Школа | МБОУ «Пригорская СОШ» |
Класс | 5 |
Тема | Разделительные Ъ и Ь |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Цель деятельности учителя | Актуализация и восстановление знаний о правописании разделительных знаков, отработка умений правильного написания |
Планируемые результаты | |
Уровень подготовки | Базовый |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый и эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная формы работы |
Технологии | Игровая, здоровьесберегающая, работа в малых группах |
Основные понятия | Морфема, приставка, корень |
Структура технологической карты
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание разделительного Ъ и Ь знаков»
Комплект: Гармония (Автор:М.И. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
Тема: Правописание разделительного Ъ и Ь знаков
Образовательная: Познакомить учащихся с правилами правописания разделительного ъ и ь знаков; повторить понятия состава слова: корень, приставка;
Развивающая: Развивать память, мышление, речь, орфографическую зоркость;
Воспитательная: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, интерес к предмету.
Валеологическая: Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого-педагогические условия обучения с целью сохранения здоровья учащихся.
Тип урока: изучение нового.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с текстом ,раздаточный материал: памятка для учащихся, схемы – опоры , презентация.
Методы: словесный, практическая работа, частично – поисковый (анализ, синтез),интеллектуальное развитие, репродуктивный метод, наглядный метод.
Приемы : показ учителем, списывание образца, обобщение, выполнение грамматико – орфографического разбора, лексико — орфографических упражнений, списывание, выполнение упражнений устного и письменного характера, использование электронного образовательного ресурса.
Деятельность учителя и учащихся
-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
-Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный
ДЗ — настроить на продуктивную, организованную работу.
ОС– дисциплина в классе, сосредоточенность внимания.
II . Актуализация прежних знаний Минутка чистописания
И Е Ь Щ Ц И Ъ Щ Ц
-Ребята, посмотрите внимательно на записанные буквы и скажите: Какие буквы «лишние» и почему? (ъ и ь знак, потому что они не обозначают звука)
— На какие две группы и по какому признаку можно разделить оставшиеся буквы? (гласные и согласные)
— Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. При письме соблюдайте правильную посадку, пишите красиво и аккуратно.В минутке чистописания мы напишем буквы ъ и ь.
-Вставьте пропущенные буквы.
-Ребята, а можно объединить эти слова в одну группу? (да, словарные слова и во всех словах есть ь знак)
— Какую роль выполняет ь знак в слове здоровье? (разделительную)
Какую роль выполняет ь знак в остальных словах? ( он смягчает согласный звук)
ДЗ — оформить запись в тетради; систематизировать знания по прежним смежным темам.
МО — практическая работа.
ПО — показ учителем, списывание образца, обобщение.
ОС — правильное оформление записей в тетради;сосредоточенность внимания, дисциплина в классе, фронтальный опрос.
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-teme-razdelitelnye-i.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-razdelitelnogo-i-znakov-937967.html