Контроль правописание не с прилагательными

НЕ с прилагательными – слитное и раздельное написание

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 2623.

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 2623.

Для многих шестиклассников одним из главных вопросов при изучении русского языка является правильность написания НЕ с прилагательными. В этой статье подробно рассмотрены случаи, когда НЕ пишется слитно, а когда раздельно, а также приведены примеры.

Особенности правописания НЕ с прилагательными

В русском языке НЕ с прилагательными может употребляться раздельно (когда НЕ выступает в роли отрицательной частицы) и слитно (когда НЕ является приставкой отрицания). Особенности правописания НЕ с прилагательными зависят от лексико-грамматических признаков прилагательных и контекста речи, в котором они употребляются.

Правила написания НЕ с прилагательными рассматриваются в 6 классе.

Как пишется НЕ с прилагательными?

Чтобы быстро определить правильное написание нужного вам слова, воспользуйтесь представленными правилами слитного и раздельного употребления НЕ с прилагательными в таблицах с примерами.

Правописание НЕ с прилагательными раздельно

Случаи раздельного употребления НЕ с прилагательнымиПримеры раздельного написания НЕ с прилагательными
Прилагательное употребляется в контексте противопоставления.Не грустная, а веселая музыка.

не медленная, а быстрая ходьба.

не шумный, а тихий праздник.При употреблении прилагательного с НЕ с отрицательными частицами или местоимениями (ничем, нисколько, никому, никак, ни в чем не, вовсе не и др.).Ничем не известный художник,

нисколько не сложный вопрос,

вовсе не интересная встреча.При употреблении НЕ со сравнительной степенью прилагательных.Не крепче ореха,

не легче перышка,

не ярче солнца.Когда необходимо придать отрицание признаку, выраженному качественным прилагательным, обозначающим цвет, а также относительным или притяжательным прилагательным.Не синяя тетрадь,

не деревянный стол,

не мамин шарф.

Правописание НЕ с прилагательными слитно

Случаи слитного употребления НЕ с прилагательнымиПримеры слитного написания НЕ с прилагательными
Прилагательное не употребляется без НЕ.Невзрачный костюм,

несметные сокровища.К прилагательному можно подобрать синоним без приставки НЕ, при этом отсутствует контекст противопоставления.Неинтересная книга (скучная),

нехолодный суп (теплый),

непростая задача (сложная).Прилагательное употребляется в контексте присоединения, а не противопоставления.Диван неширокий и мягкий.

Дерево невысокое, но стройное.При употреблении прилагательных с наречиями степени и меры (почти, очень, совершенно, в высшей степени, крайне, абсолютно).Крайне неуютная комната,

абсолютно неважная заметка,

очень несмелый зверек

Правописание НЕ с краткими прилагательными

Правила употребления частицы НЕ с краткими именами прилагательными такие же, как и с полными прилагательными.

Правописание «не» с прилагательными

Этот пост написан по просьбе жителя портала АТ Полины Вилюн.

В русском языке «не» с прилагательными может употребляться раздельно (когда «не» выступает в роли отрицательной частицы) и слитно (когда «не» является приставкой отрицания). Особенности правописания «не» с прилагательными зависят от лексико-грамматических признаков прилагательных и контекста речи, в котором они употребляются.

«Не» с прилагательным пишется слитно

1. В прилагательных, которые без «не» не употребляются.

Например: нечестивый, ненавистный, небрежный, невзрачный костюм.

2. Если прилагательное с «не» можно заменить синонимом без «не».

Например: небольшой (маленький), неженатый (холостой), ненастоящий (ложный), неинтересная книга (скучная).

3. При наличии слов, усиливающих степень проявления признака, например: «в высшей степени», «весьма», «вполне», «крайне», «абсолютно», «очень», «почти», «отчасти», «совершенно», «совсем», «чрезвычайно».

Например: весьма неглупый, крайне недовольный, совсем незаметный, абсолютно неважная заметка.

4. Если прилагательное употребляется в контексте присоединения, а не противопоставления.

Например: диван неширокий и мягкий; дерево невысокое, но стройное.

«Не» с прилагательным пишется раздельно

1. При наличии противопоставления с союзом «а».

Например: не крупный, а мелкий; не красивый, а страшный.

2. Если перед прилагательным стоят отрицательные частицы: «отнюдь не», «далеко не», «вовсе не».

Например: вовсе не любезный человек; далеко не плохой урожай.

3. Если перед «не» стоят отрицательные наречия или местоимения с «ни»: «ничуть», «нисколько», «никому», «ничем», «никак», «ни в чем не», «вовсе не» и другие.

Например: никому не нужный; ничем не примечательный.

4. При употреблении «не» со сравнительной степенью прилагательных.

Например: не легче перышка; не ярче солнца.

5. Когда необходимо придать отрицание признаку, выраженному качественным прилагательным, обозначающим цвет, а также относительным или притяжательным прилагательным.

Например: не синяя тетрадь; не деревянный стол; не мамин шарф; кот не злой; семья не богатая.

«Не» всегда пишется слитно в следующих прилагательных на «-мый»:

Урок На тему: «Правописание Не с прилагательными»

МБОУ «Барская основная общеобразовательная школа»

«Слитное и раздельное написание Не с прилагательными»

Разработала: Козлова Наталья Романовна,

учитель русского языка и литературы

Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными».

Девиз нашего урока: «Не говори – не умею, а говори – научусь»

v Сформировать умение правильно применять правило написания НЕ с именами прилагательными.

v Закрепить правила написания НЕ с существительными, НЕ с глаголами

v Активизировать познавательную деятельность учащихся

Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании не с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на практике.

Развивать интерес к предмету, навык безошибочного письма; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты

Воспитывать интерес к предмету и бережное отношение к слову

Знать основные понятия морфологии, правила написания не с прилагательными

Уметь: применять правило написания не с прилагательными на письме, обозначать условия выбора написания, различать самостоятельные и служебные части речи

Формирование способности работать в паре, малой группе; воспитание культуры делового общения, оценка и самооценка учебной деятельности

v Метапредметные: формирование основ теоретического мышления, умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, учиться работать в малых группах, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: Урок открытия и приобретения новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки.

Технологическая карта урока

Формирование самооценки готовности к занятию

Организует ситуацию для оценки степени готовности учащихся к уроку

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Девиз нашего урока «Не говори – не умею, а говори – научусь». Готовы начать урок? Тогда вперед.

Настраиваются на работу

Самооценка готовности к уроку

2.Актуализация знаний, мотивация

Формирование и развитие ценностного отношения к умению воспринимать задание.

Определение границ «знания» и «незнания».

Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Будем использовать тонкие и толстые вопросы.

—Что такое имя прилагательное?

—В предложении имя прилагательное может быть сказуемым и определением?

—Какие разряды прилагательных вы знаете?

Организует подведение итогов данного этапа.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на слайде результату.

3.Постановка учебной задачи .Открытие новых знаний

Формирование и развитие ценностного отношения к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения. Формирование представления о результате деятельности.

Формирование представления о результате деятельности.

Организует ситуацию формулирования проблемы, цели, темы через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы Знание правил написания не с глаголами и сущ. Поможет нам справиться с новой темой. Сформулируйте тему. На какой вопрос вы бы хотели получить ответ на уроке? А теперь запишем тему урока в тетрадь и сформулируем цель нашего урока.

Самостоятельно формулируют проблему, тему и цель урока и предполагают свои действия

Тема урока «Правописание Не с прилагательными»

Работаем в группах, находим ответ в учебнике.

Учащиеся в результате самостоятельно определяют тему и цель урока. Имеют представление о результате. Узнать правило «Написание не с прилагательными» и научиться им пользоваться.

4.Решение учебной задачи. Открытие нового знания.

Учителем формируется развитие ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности. Формирование умения выбирать способ действия по написанию не с прилагательными

Формирование умения строить алгоритм действия

Организует ситуацию решения учебной задачи, организует деятельность учащихся по работе с текстом учебника (параграф 62).

Прочитаем текст и заполним графу таблицы «Что я узнал»

Работают с текстом учебника в парах. Заполняют таблицу, раздел «Что я узнал». Отвечают с опорой на таблицу.

Осознают ценность совместной учебной деятельности. Сформировано умение самостоятельно определять способ для достижения поставленной цели. Приобретение способа написания не с прилагательными.

Умение строить алгоритм деятельности.

5.Первичное закрепление ( применение алгоритма на практике)

Формирование и развитие ценностного отношения у умению выполнять задание по алгоритму

Организует деятельность учащихся по первичному закреплению новых знаний о написании не с прилагательными. Выполнение задания по алгоритму

Объяснение соседу по парте написание не с прилагательными с применением алгоритма

Выполняют задание с применением алгоритма деятельности в речи. Работа в парах.

Умение действовать по алгоритму

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Участвуют в физминутке, выполняют упражнения для снятия напряжения

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

7.Проведение самостоятельной работы с самопроверокой

Умение применять алгоритм написания не с прилагательными

Выполнение упражнения № 356 по алгоритму. Задание: рассказать, какие действия вы применяли.

Выполняют задания в парах с применением алгоритма действий

Умение применять алгоритм написания не с прилагательными

Формирование и развитие ценностного отношения к самооценке умения правильно писать не с прилагательными.

Предлагает выполнить контрольное задание. Оценить результаты, способы их достижения.

— Спишите с прилагательными НЕ. Выделите графически изучаемую орфограмму. Организует самооценку усвоения обучающимися алгоритма написания не с прилагательными. Организует «Доску Почета» на уроке

Выполняют предложенное контрольное задание. Оценивают результаты, способ их достижения.

Умение определять уровень овладения алгоритмов написания не с прилагательными

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности.

Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и осмысливать свои достижения

Организует диалог по осмыслению полученных результатов по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу

Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли цели?

Каким образом мы научились правильно писать не с прилагательными? Как новые знания могут вам пригодиться в жизни? Можете привести примеры? Рефлексия «Выбор за вами»

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают свои достижения.

Учащиеся выбирают из таблицы свой ответ.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Умение самостоятельно анализировать свои достижения.

Организация самостоятельной работы обучающихся

Организует работу по записи домашнего задания. Комментирует домашнее задание. Упр. 357. Выучить правило на странице 25 или правило- стихотворение

Делают выбор задания, записывают его в дневнике

Оценка своих возможностей достижения цели

I. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас на нашем уроке.

В начале урока я хочу рассказать вам притчу.

Ученик приходит к учителю с бабочкой в руках. Он подходит к Учителю и спрашивает:

— Учитель, как Вы думаете, живая или мертвая бабочка в моих ладонях?

— Все в твоих руках.

Как эта бабочка относится к нам, ребята? Да, все в наших руках.

Желаю нам с вами успешной работы.

II. Актуализация знаний. Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Будем использовать тонкие и толстые вопросы.

—Что такое имя прилагательное?

—В предложении имя прилагательное может быть сказуемым и определением?

—Какие разряды прилагательных вы знаете?

Проверка домашнего задания.

Ребята, кроме письменного выполнения упражнения № 358 , вы еще повторили написание не с глаголами и существительными. Разделимся на группы и вспомним написание данных правил. Первая группа оформит свой материал «Не с глаголами» в виде кластера на доске, а вторая группа «Не с существительными» оформит свой кластер на листе большого формата с использованием слов – примеров (карточки со словами нелепость, ненависть, недруг; не друг, а враг).

Время на выполнение и защиту – 3-4 минуты.

А я пока приготовлю свой материал. Мой кластер «Не с прилагательными»

—Что общего во всех кластерах?

—Что общего в кластерах «Не с существительными» и «Не с прилагательными»?

—Что различного? (Не с полными и краткими прилагательными пишутся раздельно, если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не, ничуть не. Вывод: пишем такие прилагательные раздельно).

Сформулируйте тему и цель нашего урока. Используйте опорные слова:

— Мы должны изучить правило написания …(не с прилагательными).

—Мы должны научиться …(правильно писать прилагательные с НЕ)

Запишите тему, которую вы сформулировали, в тетради: «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными»

III. Первичное закрепление знаний.

Объяснительный диктант-рассуждение с использованием алгоритма слитного и раздельного написания прилагательных (имеется на доске)

Неуклюжий, некрасивый; не высокий, а низкий; , невысокий; вовсе не высокий, невысок; вовсе не высок.

Вывод: при определении слитного и раздельного написания всегда использовать алгоритм, т.е. продумывать шаги, последовательность).

IV .Динамическая пауза.

Если слово отвечает на вопросы «кто» и «что»,

То мы дружно приседаем, чтоб не видел нас никто!

Прилагательным в ответ мы рукой помашем вслед.

А когда глагол услышим, сесть за парты надо тише!

Друг хороший, день прекрасный.

Изучаю тему, и все становится ясно.

V .Работа в парах. Задание «Лови ошибку!»

Очень некрасивый; неширокая, но глубокая река; не мелкая, а глубокая река; река не глубока; не дорогой подарок; небрежный почерк; вовсе небольшая книга.

VI .Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Доска Почета на уроке. Чтобы попасть сюда, надо пройти тест.

Выберите словосочетание, прилагательное в котором пишется раздельно.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) не. вкусная конфета

2) не. белые розы

3) не. трудная задача

4) не. счастливый брак

Задание 2 Вопрос: Выберите словосочетание, прилагательное в котором пишется слитно.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ничуть не. интересная книга

2) не. золотое кольцо

3) не. папина книга

4) не. легкая работа

Задание 3 Вопрос: Выберите случаи, в которых прилагательное пишется слитно.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) есть противопоставление

2) можно заменить синонимом без не

3) без не не употребляется

4) есть сочетания далеко, не вовсе не, отнюдь не, ничуть не

Найдите словосочетания, в которых сделаны ошибки.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) не торопливая походка

2) не медвежьи следы

3) нестарая женщина

4) отнюдь негромкий голос

Найдите словосочетания, в которых сделаны ошибки.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) не насытный обжора

2) не глубокое озеро

3) неизбежный конец

4) некомпьютерный стол

В каком предложении прилагательное написано без ошибок?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Вы далеко неумный собеседник!

2) Раздался негромкий, но отчётливый звук падения.

3) Маша увидела не знакомого ей человека.

4) Сегодня не настный день.

В каком предложении прилагательное написано с ошибкой?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Наш сосед слыл человеком неуживчивым и угрюмым.

2) Знаете ли, это совсем незабавно!

3) Переглянувшись, путешественники направились к недалёкому лесу.

4) Перед ними предстал невысокий, но крепкий юноша.

Критерии оценки: «5» — все ответы верные. «4» — 5-7 верных ответов.»3» — 4-3 верных ответа. «2» — 1-2 верных ответа

VII . Почему так пишется?

Задание для тех детей, которые быстро выполнили задание (можно получить дополнительный балл). Примеры предложений из художественной литературы (А.С.Пушкин «Дубровский»)

В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. ( Можно подобрать синоним – глупого). Нечаянный случай все расстроил и переменил. ( Не употребляется без не) Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. ( Можно подобрать синоним – диковинную. )

VIII . Рефлексия: ВЫБЕРИ СВОЕ

На уроке я работал(а)

Своей работой на уроке я

Урок показался мне

Стало лучше, хуже

Материал урока для меня

Был понятен, непонятен

Был интересен, скучен

IX .Подведение итогов урока.

Оценки: Доска Почета на уроке.

X .Домашнее задание.

Упр. 357, на выбор — выучить правило на стр.25 (орфограмма №36) или стихотворение, отправленное в группу « Вайбер, 6 класс»:

Есть слова, они без НЕ в глупость превращаются,

Их без НЕ тебе и мне ставить запрещается.

При слова: отнюдь, совсем людям легче дышится,

Тут уже понятно всем: НЕ отдельно пишется.

Пишется отдельно НЕ, если в предложении

Если слово вместе с НЕ новым заменяется,

Значит, к слову это НЕ присоединяется!

(«Веселые уроки Радионяни»)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Контрольная работа по русскому языку (к 1 блоку учебника Гусаровой)

Статья «Терминосистема классического танца»

Презентация по русскому языку для 1 класса на тему: «Заглавная буква «Е»»

Методическая разработка «Технологическая карта урока по русскому языку» 6 класс

Рабочая программа 8 вид по русскому языку: «Русский язык»

Рабочая программа 8 вид по развитию речи: «Развитие речи»

Рабочая программа по русскому языку: «Русский язык»

Повторение и закрепление изученного материала.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5222396 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://author.today/post/160854

http://infourok.ru/urok-na-temu-pravopisanie-ne-s-prilagatelnymi-5404730.html