Контрольная работа по правописанию чередующихся корней

Контрольная работа «Чередование гласных в корнях» 6 класс
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольный тест «Чередование гласных в корнях» 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Контрольная работа «Чередование гласных в корнях» 6 класс18.93 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Правописание корней»

Определите в каждой группе слов лишнее:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек.

Роскошный, расти, возрастной, подрастать.

Сложение, положение, полагается, сладкий.

Загораться, угарный, пригорок, пригорел

Распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выпишите слова с гласной А в корнях с чередованием, во второй — с гласной О, в третий запишите слова с другими корнями. Орфограмму выделите, выбор объясните.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн.шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г.ристый, заг.р, г.рец,уг.рный.

Вставьте пропущенную букву

Выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически условие выбора гласной.

Заг…реть, заг…рать, заг..р, заг…релый, з…ря, з…рька, з…рево, возр…ст, нар…щение, р…стовщик, Р…стов, отр…сль, р…сла, накл…нение, покл…н, кл…няться, оз…ренный, тв…рчество, выб…рать, расст…лать, бл…стеть, бл…стать, к…снуться, к…саться, пол…гать, пол…жить, прик…снуться, к…сание, уб…раю, уб…ру, заст…лить, заст…лать, отп…рать, ум…рать, прил…жение.

Контрольная работа по теме «Правописание корней»

Графически обозначить вставленную орфограмму :

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды.

Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не к…саются влаги.

Распол.житься у костра.

Распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выпишите слова с гласной А в корнях с чередованием, во второй — с гласной О, в третий запишите слова с другими корнями. Орфограмму выделите, выбор объясните.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн.шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г.ристый, заг.р, г.рец,уг.рный.

Запишите слова в два столбика:1)с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня. Выделите корни в словах.

К…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жение, ог.рок, прил…гать, пол…житься, г.рючее, прик…сновение, пол…жу, уг.рный, пол…гание, прик…снувшись, предл…жение, кас…тельная, предпол…гать, выг.рать, предпол…жжение, заг.рают, отг.рел, , сг.рать.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически условие выбора гласной.

Заг…реть, заг…рать, заг..р, заг…релый, з…ря, з…рька, з…рево, возр…ст, нар…щение, р…стовщик, Р…стов, отр…сль, р…сла, накл…нение, покл…н, кл…няться, оз…ренный, тв…рчество, выб…рать, расст…лать, бл…стеть, бл…стать, к…снуться, к…саться, пол…гать, пол…жить, прик…снуться, к…сание, уб…раю, уб…ру, заст…лить, заст…лать, отп…рать, ум…рать, прил…жение.

Контрольная работа по теме «Правописание чередующихся гласных О-А в корнях». 5-6 класс

Выбранный для просмотра документ кр правописание чередующихся гласных о-а.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Контрольная работа по теме «Правописание корней с чередующимися гласными» (тест)

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

Цели: контроль усвоения изученных тем.

Оборудование: раздаточный материал, тетради для контрольных работ.

Примечание: тест предлагает задания разных уровней, возможно использовать как в 6 классе, так и в 5 классе с высоким уровнем подготовки.

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды.

Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не к…саются влаги.

Распол.житься у костра.

Задание 2. Выпишите слова, написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн.шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец, уг.рный.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О — в другой столбик

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Задание 5. Запишите слова в два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

К…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жение, ог.рок, прил…гать, пол…житься, г.рючее, прик…сновение, пол…жу, уг..рный, пол…гание, прик…снувшись, предл…жение, кас…тельная, предпол…гать, выг..рать, предпол…жжение, заг.рают, отг..рел, , сг..рать.

Вариант Б (задания повышенной сложности)

Задание 1. Определите в каждой группе слов лишнее:

Р..стущий, прор..стающий, пр..стейший, р..сточек.

Р..скошный, р..сти, возр..стной, подр..стать.

Сл..жение, пол..жение, пол..гается, сла..кий.

Заг..раться, уг..рный, приг..рок, приг..рел

Задание 2. Выпишите слова – исключения.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, шелковый полог, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, выгарки, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн..шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец,уг..рный.

Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р…ссуждал: «Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью».

Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища.

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Добавление к чему-нибудь, например, к журналу .

Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений .

То, что предложено, предлагается.

Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Догадка, предварительная мысль.

Устроиться где-нибудь на отдых .

Несколько вырасти, стать старше.

Сообщать свои мысли.

Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Становиться гуще, ветвистее.

Отдельная область деятельности науки, производства.

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать, возл…гать, безотл…гательное, к…саться. к…саются

Задание 2. Выпишите слова, написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.

отн..шения, подсл…щённый, пр…сторы, минуты, распр…странять, г..ристый, г..рец.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город расположился на берегу реки Ишим.

Осенью мы предложили провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко располагается недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой растительностью.

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Быстро выросли на берегу палатки.

Девочки расположились в тени, а мальчики разложили костёр.

Справа от нашей стоянки растут молодые берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Мы углубились в заросли, чтобы собрать растения для гербария.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О — в другой столбик

Задание 5. Запишите слова в два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

1) огарок, горючее, угарный, выгорать, загорают, отгорел, , сгорать.

2) касание, неукоснительно, прикосновение, прикоснувшись, касательная.

Ответы. Вариант Б (задания повышенной сложности)

Задание 1. Определите в каждой группе слов лишнее:

простейший, роскошный, сладкий,пригорок.

Задание 2. Выпишите слова – исключения.

полог, росток, отрасль, выгарки, Ростислав.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город расположился на берегу реки Ишим.

Осенью мы предложили провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко располагается недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой растительностью.

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Быстро выросли на берегу палатки.

Девочки расположились в тени, а мальчики разложили костёр.

Справа от нашей стоянки растут молодые берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Мы углубились в заросли, чтобы собрать растения для гербария.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Ростислав Романович Ростовцев решил растить репу. Работал раз Ростислав Романович, рассаживал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятам раздам, расправимся с радостью».

Слова для справок: молодая поросль, росла быстро, маленькие ростки, развитие растений, трудно расти, выросла роскошная, густая растительность, преполагали угостить, разложили на кучки, растительная пища.

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Приложение, растениеводство, предложение, заросли, предположение, расположиться, повзрослеть, излагать, поросль, разрастаться, отрасль.

1. Политова И.Н. «Русский язык. 6 класс. Контрольные и проверочные работы. ФГОС». — Издательство: Экзамен, 2015 г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: — Просвещение 2012.

3. Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. – М.: — Просвещение, 2012

Контрольная работа по теме «Правописание корней с чередованием гласных»

Контрольная работа рассчитана на 1 час. Включает задания разного типа

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Правописание корней с чередованием гласных»»

Контрольная работа по теме

«Правописание корней с чередованием гласных»

6 класс (по учебнику Шмелёва)

Укажите ряд слов, в которых пишется буква О.

А) подр…стковый, возл…гать, отр…сль

Б) з…ревать, прик…снуться, пром…кать

В) р…стение, м…кать, ск…кать

Укажите ряд слов, в которых пишется буква И.

А) заст…лить, бл…стеть, наб…ру

Б) выж…гать, выт…реть, соб…рать

В) зад…ру, зам…реть, зап…рать

Какое слово содержит чередующийся согласный в корне?

Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Обозначьте орфограмму.

Дождь долго соб…рался в темноте и хлынул сразу. Всюду лилась вода, но я не затв…рял своё окно. На перекрёстке в машину вск…чил вым…кший до нитки парень с маленькой собачонкой. Парень пол…жил пса на колени и начал выт…рать его мохнатую морду. Пёс зевал, разд…рал до ушей розовую пасть. Потом он затих и бл…стел глазами из-под шерсти.

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) заг…рать, прик…саться

Б) прил…гательное, к…снуться

В) соб…раться, забл…стеть

Г) з…ря, прир…стать

А) предл…гать, предл…жить, изл…жить, распол…житься

Б) зар…сли, р…сток, р…стительный, выр…сла, Р…стов

В) з…ря, з…рница, з…ревой

Г) заг…реть, заг…р, приг…реть, сг…реть

Д) покл…ниться, покл…н, кл…няться

Е) подр…внять кустарник, р…внение в строю, математическое ур…внение

Ж) м…кнуть в сметану, вым…кнуть насквозь, пром…кашка

Ниже даны значения некоторых слов. Какие это слова? Запишите их, объясняя правописание корней с чередованием гласных а-о.

А) Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «какой?»

Б) Число, которое складывается с другим при сложении.

В) То, что изложено, передано устной или письменной речью.

Г) Стебель растения в самом начале его развития.

Д) Восход солнца.

Разберите по составу слова с чередующимися гласными: р…стительность, изл…жение, к…саться, сг…реть, заг…р, з…ренька, пл…вец, накл…н, тв…рение

Составьте и запишите 5 предложений, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Контрольная работа по теме

«Правописание корней с чередованием гласных»

6 класс (по учебнику Шмелёва)

Укажите ряд слов, в которых пишется буква О.

А) к…сание, изл…жение, р…сток

Б) з…ря, заг…реть, пром…кашка

В) р…стение, ур…внение, ск…кать

Укажите ряд слов, в которых пишется буква И.

А) ст…лить, бл…стеть, соб…ру

Б) бл…стать, выт…рать, соб…рём

В) зад…ру, зам…реть, зап…рать

Какое слово содержит чередующийся согласный в корне?

Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Обозначьте орфограмму.

Дождь долго соб…рался в темноте и хлынул сразу. Всюду лилась вода, но я не затв…рял своё окно. На перекрёстке в машину вск…чил вым…кший до нитки парень с маленькой собачонкой. Парень пол…жил пса на колени и начал выт…рать его мохнатую морду. Пёс зевал, разд…рал до ушей розовую пасть. Потом он затих и бл…стел глазами из-под шерсти.

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) з…рница, приг…реть

Б) подп…рать, расст…лить

В) соприк…саться, выр…щенный

Г) г…релый, предл…гать

А) прик…сновение, к…саться, к…снуться

Б) водор…сли, р…стовщик, р…сти, выр…сла, Р…стислав

В) з…ря, з…рница, з…ревой

Г) заг…реть, наг…р, приг…реть, уг…реть

Д) накл…ниться, покл…н, кл…няться

Е) подр…внять кустарник, р…внение в строю, математическое ур…внение

Ж) м…кнуть в сметану, вым…кнуть насквозь, обм…кнуть в краску.

Ниже даны значения некоторых слов. Какие это слова? Запишите их, объясняя правописание корней с чередованием гласных а-о.

А) Синтаксическая единица, главными признаками которой является наличие грамматической основы.

Б) Число, которое складывается с другим при сложении.

В) То, что изложено, передано устной или письменной речью.

Г) То, что появляется у человека на теле после долгого пребывания на солнце

Д) Восход солнца.

Разберите по составу слова с чередующимися гласными: р…стительный сл…гаемое, к…снуться, сг…рать, уг…р, з…ревой, пл…вец, покл…н, ур…внение

Составьте и запишите 5 предложений, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.


источники:

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-pravopisanie-chereduyuschihsya-glasnih-oa-v-kornyah-klass-2574536.html

http://multiurok.ru/files/kontrolnaia-rabota-po-teme-pravopisanie-kornei-s-c.html