Проверочная работа «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» 7 класс
тест по русскому языку (7 класс) на тему
Тест «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» 7 класс и карточки для индивидуальной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7ru_n_i_nn.docx | 22.44 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
7ру. Тест ( н и нн в прилагательных, причастиях). Обвести кружком номер словосочетания, в котором
I. пишутся две буквы н :
1) свежемороже..ые овощи, 2) груже..ая баржа,
3) фарширова..ый перец, 4) смышле..ый малыш;
II. пишется одна буква н :
1) варе..ый картофель, 2) организова..ая шефами,
3) убра..ые вещи, 4) потуше..ые огни;
III. пишется одна буква н :
1) нечая..ый поступок, 2) обветре..ые руки,
3) потуше..а ветром, 4) недоваре..ый картофель;
IV. пишется одна буква н :
1) слома..а ребенком, 2) искуса..ый комарами,
3) броше..ый камень, 4) вытка..ый ковер;
V. пишутся две буквы н :
1) рва..ая куртка, 2) организова..а спонсорами,
3) огни потуше..ы, 4) купле..ый товар;
VI. пишутся две буквы н :
1) дитя испуга..о, 2) реше..ая задача,
3) давно потуше..ы, 4) суше..ые ягоды.
7 ру. Тест ( н и нн в прилагательных, причастиях). Обвести кружком номер словосочетания, в котором
I. пишутся две буквы н :
1) свежемороже..ые овощи, 2) груже..ая баржа,
3) фарширова..ый перец, 4) смышле..ый малыш;
II. пишется одна буква н :
1) варе..ый картофель, 2) организова..ая шефами,
3) убра..ые вещи, 4) потуше..ые огни;
III. пишется одна буква н :
1) нечая..ый поступок, 2) обветре..ые руки,
3) потуше..а ветром, 4) недоваре..ый картофель;
IV. пишется одна буква н :
1) слома..а ребенком, 2) искуса..ый комарами,
3) броше..ый камень, 4) вытка..ый ковер;
V. пишутся две буквы н :
1) рва..ая куртка, 2) организова..а спонсорами,
3) огни потуше..ы, 4) купле..ый товар;
VI. пишутся две буквы н :
1) дитя испуга..о, 2) реше..ая задача,
3) давно потуше..ы, 4) суше..ые ягоды.
II. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Вставить пропущенные буквы.
Поездка организова(н, нн)а родителями; речи проникнове(н, нн)ы и взволнова(н, нн)ы; девочка рассея(н, нн)а; войска рассея(н, нн)ы; было уделе(н, нн)о внимание; бойцы мужестве(н, нн)ы: движения медле(н, нн)ы.
К а р т о ч к а № 2
Вставить пропущенные буквы.
Девочка смуще(н. нн)а; эти недостатки вам свойстве(н, нн)ы; увере(н, нн)ы в победе; знания ограниче(н, нн)ы; все было тщательно провере(н, нн)о; солдаты сдержа(н, нн)ы; бригада ограниче(н, нн)а во времени; документы подли(н, нн)ы.
К а р т о ч к а № 3
Вставить пропущенные буквы.
Просьба зако(н, нн)а, работа оконче(н, нн)а, дли(н, нн)ый день, статья написа(н, нн)а, получение выполне(н, нн)о, правило выуче(н, нн)о, ране(н, нн)ый пулей, ране(н, нн)ый боец, зажже(н, нн)ый молнией, кале(н, нн)ые орехи, закале(н, нн)ые в бою, соле(н, нн)ые на зиму огурцы.
К а р т о ч к а № 4
От данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Составить с ними словосочетания и записать. Поставить ударение.
Любимый, разбитый, написанный, собранный, открытый, надломленный, раненный, организованный, продуманный.
К выделенному причастию подобрать однокоренные слова.
III. Синтаксический разбор предложения Мы прошли под красивым мостом, как бы подвешенным к переброшенной через реку могучей цепи. (А. Казанцев.)
IV. Упр. 127 (выполняется под руководством учителя).
V. Объяснительный диктант.
Исправленная работа, разбросанные вещи, расчищенные дорожки, лента привязана, некрашеный пол, подстреленный заяц, собранные грибы, прочитанная книга, показанный фильм, просеянная мука, скошенный луг, крашеная рама, масленые блины, запутанные следы, плетеная корзина, замеченный враг, священный долг, потерянное время, продуманный ответ, раненный в бою, ветреный день, званый ужин, неслыханный случай, нечаянный удар, жеваный лист, истинный борец, серебряный узор, речи торжественны, сломанный бурей, полынный запах.
VI. Контрольный словарный диктант на грамматическую тему.
Сброшенная тяжесть, выкрашенные столы, деревянный забор, вещь спрятана, усыпанный листьями, расстрелянные патроны, картинки нарисованы, посеянный овес, обиженный ребенок, штопаные носки, некошеная трава, груженая баржа, масляные краски, увенчанный лаврами, сеяная мука, встревоженный известием, организованный отряд, убранный урожай, здание построено, желанный гость, раненый боец, нежданный гость, медленный темп, невиданное событие, кованый сапог, подлинная правда, песчаный берег, бойцы мужественны, рассеянные лучи, игрушки сломаны.
VII . Диктант «Проверь себя».
1) С неземною печалью глядит затуманенный месяц. 2) Двери на балконе уже давно заклеены к зиме. 3) Тянет гарью сухой от костра раскаленного, жаркого. 4) И снова глубоко синеют небеса над освеженными лесами. 5) Седое небо надо мной и лес раскрытый, обнаженный.
(Сравните: Склоны гор с северной стороны обнажены холодными ветрами. )
Найдите средства выразительности языка, которые использованы поэтом.
Домашнее задание: § 22; упр. 128; выучить написание слов из рамочек (с. 62).
У р о к 37. Морфологический разбор причастий
Цель урока: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора причастий; отработать умение разбирать причастия морфологически. Работа по развитию речи: составление высказывания на грамматическую тему.
Повторение: орфограмма в корне; написание н, нн в суффиксах прилагательных и причастий.
I. Работа с перфокартой (проверка усвоения написания н, нн в суффиксах прилагательных и причастий — образец см. в конспекте урока 32).
II. Учащиеся составляют связное высказывание на тему о написании н, нн в суффиксах прилагательных и причастий. Для доказательства они должны привести свои примеры.
III. Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся составляют предложения по схемам 14 :
Одно из предложений они должны переделать, заменив в нем причастный оборот придаточным определительным, записать это предложение, составить его схему.
IV . Объяснение нового материала. Чтение и комментирование § 23.
V. Закрепление материала. Учитель читает текст.
Из жизни слов. Прометеев огонь (пламя).
Прометей — титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца.
. Мы говорим: «муки Прометея»,— желая описать бесконечные страдания; говорим о прометеевом огне, когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.
(Э. В а р т а н ь я н.)
— Приведите примеры, когда можно употребить это выражение.
— Разберите два причастия морфологически.
VI. Проверочная работа.
Т е с т I в а р и а н т
1. Найдите слово, в котором пишется е :
1) он гон..т, 2) он кле..т, 3) он стро..т. 4) он стел..т.
II. Найдите слово, в котором пишется и :
1) в посветлевш..м воздухе, 2) разбушевавш..йся метели, 3) о развевающ..мся знамени, 4) потемневш..м горизонтом.
III. Найдите действительное причастие:
1) покрытый лесом, 2) подгоняемый ветром, 3) отправленное письмо, 4) поросший лесом.
IV. Найдите неверное утверждение:
1) Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.
2) Причастия, как и глаголы, бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.
3) Правописание суффиксов причастий настоящего времени определяется спряжением глагола, от которого оно образовано.
V. Укажите слово, в котором пишется я :
1) обкле..вший, 2) стел..щий, 3) просе..вший, 4) ре..щий.
VI. Запятые необходимы на месте цифр:
Утром повсюду смеялась жизнь (1) проснувшаяся после бури (2) и дальний берег (3) освеженный грозой (4) рисовался в прозрачном воздухе.
1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4
II в а р и а н т
I. Найдите слово, в котором пишется и :
1) он стел..т, 2) он паш..т, 3) он езд..т, 4) он кол..т.
II. Найдите слово, в котором пишется е:
1) пожелтевш..ми листьями, 2) пропадающ..е голоса, 3) не видно порхающ..й бабочки, 4) шепчущ..ми камышами.
III. Найдите страдательное причастие:
1) дремлющий старик, 2) зависевший от обстоятельств, 3) рокочущий вдали, 4) хорошо промытый.
IV. Найдите неверное утверждение:
1) Причастия в предложении обычно бывают определениями.
2) Причастия, как и глаголы, изменяются по лицам и числам.
3) Написание гласной в суффиксе причастий прошедшего времени не зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие.
V. Укажите слово, в котором пишется и :
1) зате..вший, 2) завис..л, 3) вид..мый, 4) управля..мый.
VI. Запятые необходимы на месте цифр:
Утром с головой (1) отяжелевшей от бесплодных споров (2) и с сердцем (3) сжимавшимся от разочарований (4) я поплелся домой.
1) 1, 2, 3 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4
Домашнее задание: § 23; упр. 124; сделать морфологический разбор двух причастий.
У р о к 38. Контрольный диктант I в а р и а н т
Анды — самые высокие горы американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь горные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на высоте простираются бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Едем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся к вершине.
Но вот появляется загадочный город, расположенный на обнажившейся скалистой вершине. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город очаровывает нас. (120 слов.)(По Я. П а л к е в и ч у.)
II в а р и а н т
Дыхание близкой грозы уже веяло над океаном. Дальний берег давно утонул в тумане и сумерках приближающегося вечера. Море протяжно ревело и катило валы к горизонту. Несколько валов уже перекатилось через волнолом, отделяющий бухту. Небо потемнело, и весь мир поглотила бесформенная тьма, охватившая тучи, воздух и море. Иногда среди шума и плеска с пугающей внезапностью обозначались белые гребни волн.
Пленник наблюдал за лодкой, вошедшей в бухту. Он привык всматриваться в очертания гор, выступавшие неясными извилинами, в сонное спокойствие отдаленного берега, лениво дремавшего в своих туманах. От берега, затянутого мглой, отделились какие-то тени и понеслись над морскими валами. Налетел еще шквал, и опять пронеслись сверкающие брызги. Пленник чувствовал движение громад, несущихся на запад. И вдруг ожили давно угасшие желания. Он кинулся к решетке, затряс ее, и решетка свободно вынулась. Вскоре он был в лодке, качавшейся под ударами волн. (135 слов.)
(По В. К о р о л е н к о.)
Грамматическое задание (одинаковое для всех вариантов).
Объяснить графически постановку (отсутствие) знаков препинания при причастных оборотах; разобрать по составу одно из причастий.
Контрольная работа Н и НН в разных частях речи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа 10 класс Н и НН в разных частях речи.
I .Вставьте пропущенные буквы.
Газирова…ая вода, смеша…ый лес, глаза затумане…ы слезами, серебря…ая ложка, провере…ые сведения, мороже…ая рыба, замасле…ые края, нехоже…ые тропы, испуга…ая лошадь, тума…ый день, решё…ая задача, ране…ый в голову, кури…ый бульон, девушка ветре…а, свежезаваре…ый чай, сырокопчё…ая колбаса, равнобедре…ый треугольник, торфя…ое болото, говорил пута…о, нежда…ое препятствие, непуга…ые птицы, заслуги призна…ы, краше…ые волосы, печё…ый в золе, выглядел взволнова…о.
II .Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
1.По приказу дивизио(1)ого командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.
2.Каме(1)ая избушка была вся увеша(2)а нитями с сушё(3)ыми яблоками.
3.На столе стояла тарелка с варё(1)ым картофелем, кувшином с клюкве(2)ым морсом и плетё(3)ая корзина со свежим хлебом.
4.Незнакомец в нечище(1)ом пальто протянул мне запечата(2)ый конверт и толстую кожа(3)ую папку.
5.На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил гостей.
6.Об увиде(1)ом в стари(2)ом доме рассказа(3)о в недавно чита(4)ой мною книге известного путешестве(5)ка.
7.В полотня(1)ых палатках продавали точё(2)ую посуду и другие деревя(3)ые пёстро раскраше(4)ые и лакирова(5) диковинки.
III . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
1.Ю(1)ый оратор говорил необыкнове(2)о мудре(3)о, пересыпая речь иностра(4)ыми словами.
2.В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а их доводы обоснова(4)ы неоспоримыми доказательствами.
3.Заснеже(1)ые ёлки под звёздным небом торжестве(2)ее, чем в празднично убра(3)ых залах.
4.В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый , идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и изящество.
5.В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки. Ответ_____
6.В мали(1)ике, огороже(2)ом досками, валялись броше(3)ые оцинкова(4)ые вёдра.
7.Усиле(1)ое авиацио(2)ое подразделение было направле(3)о в тыл врага. Ответ_____
8.Печё(1)ые плюшки были посыпа(2)ы сахаром, смеша(3)ым с корицей.
IV .Расскажите (письменно) о всех возможных случаях написания НН в прилагательных и причастиях. Приведите примеры.
Контрольная работа 10 класс Н и НН в разных частях речи.
I .Вставьте пропущенные буквы.
Глазирова…ый сырок, она увере…а в себе, рва…ая одежда, пристанцио…ый дом, баше…ый кран, незасея…ое поле, варё…ая в молоке лапша, ряже…ые скоморохи, бракова…ые товары, искусстве…о состаре…ый, вое…ое положение, беше…ые деньги, невида…ый зверь, погруже…а в раздумья, рождё…ый в неволе, ране…ый боец, купле…ые тетради, привяза…ый к матери, нечёса…ые волосы, раскалё…ый металл, змеи…ый укус, испачка…ое пальто, выглядел взволнова…о, свежемороже…ые овощи, незва…ый гость.
II .Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
1.Деревя(1)ая решётка с колышками, сдела(2)ыми в виде четырёхгра(3)ых пик, когда-то была выкраше(4)а зелёной масля(5)ой краской.
2.После кури(1)ого бульона было пода(2)о второе: рис с вяле(3)ой рыбой, пореза(4)ой полосками.
3.Дверь в кафе была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки стари(3)ого марша.
4.Вчера за шкафом была найде(1)а бабушкина серебря(2)ая статуэтка, потеря(3)ая много лет назад.
5.Его сестра, с карими смышлё(1)ыми глазами, писа(2)ая красавица, встретила нас у каме(3)ых ворот замка.
6.Мощё(1)ая мрамором вилла украше(2)а золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.
7.В стари(1)ом доме ароматно пахло сушё(2)ыми грибами и печё(3)ым хлебом. Ответ_____
III . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
1.Весе(1)ие воды приносят с верховьев следы пребывания человека: вяза(2)ые сети, полома(3)ые вёсла и другие немудрё(4)ые принадлежности рыбачьего обихода.
2.Гружё(1)ый свежезамороже(2)ой рыбой фургон с огромной скоростью мчался по запылё(3)ой дороге.
3.Белка имеет удлинё(1)ое тело и пушистый хвост, голова украше(2)а чёрными глазами и закруглё(3)ыми ушами, которые оканчиваются пучками дли(4)ых чёрных волос, расположе(5)ых веерообразно.
5.В плетё(1)ой из ивовых прутьев корзине лежали три мочё(2)ых яблока и несколько кусков ржа(3)ого хлеба, завёрнутые в льня(4)ую салфетку.
6.Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
7.Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.
8. На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
IV .Расскажите (письменно) о всех возможных случаях написания Н в прилагательных и причастиях. Приведите примеры.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 330 человек из 61 региона
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов
- Агапова Светлана НиколаевнаНаписать 25880 12.06.2016
Номер материала: ДБ-119749
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 12.06.2016 1015
- 12.06.2016 3701
- 12.06.2016 906
- 12.06.2016 1301
- 12.06.2016 572
- 12.06.2016 1662
- 12.06.2016 2412
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольная работа по теме правописание н и нн в суффиксах
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Впереди виднеется слома(1)ая листве(2)ица, серебря(3)ый в инее пень, значит, – мне в следующий дом.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Вот сломаННая огромная листвеННица, серебряНый в инее пень, значит, ― в следующий дом.
В этом предложении:
сломаННая ― полное причастие с приставкой;С/ЛОМ/А/НН/ая
листвеННица ― существительное, образованное от прилагательного ЛИСТВЕННЫЙ;
серебряНый ― прилагательное, образованное с помощью суффикса –ЯН–.
ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.
Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал «Справки» обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.
14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).
14.1.1 Две НН в суффиксах
В суффиксах прилагательных пишется НН, если:
1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый
старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)
Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.
Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» — особыми длинными палками или кнутами.
2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).
Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).
Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:
багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.
14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н
В суффиксах прилагательных пишется Н , если:
1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.
2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.
Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.
14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.
Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.
14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных
В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:
1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:
от глаголов купить, выкупить ( что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый;
от глаголов бросить, забросить ( что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый.
Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид
2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый).
3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).
ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово — причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением. Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым, и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это — имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.
Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой. Здесь оба слова — имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго. А теперь выделенные слова — причастия.
В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.
Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .
Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.
Добавляем сюда ещё слова:
кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.
раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый, вид совершенный, есть приставка).
смышлёный определить вид слова сложно.
14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных
В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:
слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .
тушЕНое (его тушили) мясо,
стрижЕНые (их стригли) волосы,
варЕНый (его варили) картофель,
ломаНая (её ломали) линия,
морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),
НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.
тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,
стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,
варЕННый на пару(его варили) картофель.
РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.
назвАный брат, назвАная сестра — человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.— нАзванный мною адрес;
посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный за стол;
придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный шикарный вид;
сУженый (так называют жениха, от слова судьба) — сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)
ПрощЁное воскресенье ( религиозный праздник)— прощЁнный мною;
пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)— пИсанная маслом картина.
14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных
В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :
а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.
б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоокрашЕННый (окрасить), свежезаморожЕННый (заморозить) и др.).
Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.
Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:
14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях
И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.
Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.
Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.
Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:
1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?
2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);
3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).
Краткие причастия | Краткие прилагательные |
---|---|
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? | мальчик образован (каков?) —от полной формы образованный (какой?) |
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? | девочка образованна (какова?)—от полной формы образованная (какая?) |
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? | дитя образованно (каково?) —от полной формы образованное (какое?) |
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? | дети образованны (каковы?) —от полной формы образованные (какие?) |
14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.
В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.
При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.
РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.
1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?
2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)
3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же
относится к глаголу и является обстоятельством)
Наречие | Краткое причастие | Краткое прилагательное |
---|---|---|
говорил рассеянно | рассеяно по полю | его лицо рассеянно |
говорить встревоженно | всё село было встревожено этим известием | лицо его было встревоженно |
провели встречу организованно | экскурсия организована родителями | девушка дисциплинированна и организованна |
вести себя воспитанно | воспитана бабушкой | она воспитанна и начитанна |
14.5. Н и НН в именах существительных
1. В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:
НН | Н |
---|---|
пленник (пленный) | нефтяник (нефтяной) |
образованность (образованный) | гостиница (гостиный) |
изгнанник (изгнанный) | ветреник (ветреный) |
лиственница (лиственный) | путаница (путаный) |
воспитанник (воспитанный) | пряность (пряный) |
гуманность (гуманный) | песчаник (песчаный) |
возвышенность (возвышенный) | копчёность (копчёный) |
уравновешенность (уравновешенный) | вкусное мороженое (мороженый) |
преданность (преданный) | торфяник (торфяной) |
От имён прилагательных образованы и слова
родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик ),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.
2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.
Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. | Н* |
---|---|
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) | труж/еник ( от трудиться) |
дружин/ник (от дружина) | муч/еник (от мучить) |
малин/ник (малина) | пудр/еница (от пудрить) |
именин/ник (именины) | рож/еница (родить) |
измен/ник (измена) | своя́ч/е/ниц/а |
племян/ник | вар/еник (варить) |
беспридан/ница | НО: приданое (от придать) |
бессон/ница | уч/е/ник |
осин/ник | бессребр/еник |
звон/ница | сребре/ник |
Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.
Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)
http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-n-i-nn-v-raznih-chastyah-rechi-1120030.html
http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=214