Контрольная работа по теме правописание не и ни

Контрольная работа по теме «НЕ и НИ»

Схема с теоретическим материалом

Правописание частиц НИ и НЕ

НИ

НЕ

Для отрицания

Для отрицания

По этой дороге не пройти, ни проехать (и не пройти, и не проехать).

2) НИ усиливает отрицание, которое выражено в предложении частицей НЕ или словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ:

Он сегодня не был ни в школе, н и на секции.

3) НИ выражает запрет:

4) в предложениях количественного характера:

Ни словечка в ответ.

1) всего предложения:

Не бывать этому!

2) отдельного члена предложения:

Миша не любитель сладкого.

Для утверждения

Для утверждения

Выражение утверждения после слов кто, что, куда и т.п.:

Кто н и взглянет на нее, всякий залюбуется.

Куда н и поеду, всюду встречаю радушный прием.

1) при двойном отрицании: первая часть НЕ перед глаголом мочь, вторая – перед глаголом в форме инфинитива:

2) в простом предложении обобщающего характера:

А в доме в дрему одному что н е привидится (=все) от скуки.

В предложениях с НИ частица ТОЛЬКО, как правило, не используется.

Предложения с НИ всегда повествовательные .

В предложениях с НЕ часто используется частица ТОЛЬКО.

Куда он только не обращался.

Предложения с НЕ интонационно разнообразны ( восклицательные, вопросительные ).

В устойчивых сочетаниях

В устойчивых сочетаниях

Контрольная работа в 7 классе по теме «Правописание частиц НЕ и НИ»

I . Теоретическая часть.

1. Найдите и выделите неверное высказывание о частице.

1) служебная часть речи;

2) не является членом предложения;

3) изучаются в разделе «Синтаксис».

2. Найдите и выделите словосочетание, в котором употребляется частица не.

1) не видел (н…) разу коршуна;

2) побывал (н…) раз в горах;

3) (н…) разу не поднимался;

4) не ответил (н…) разу правильно.

3. Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ и раздельно.

Н(1)чего н(2)произошло н(3)вероятного: н(4)ударил гром, н(5)налетели вихри с четырёх сторон.

1) 2,3; 2) 1,4,5; 3) 4,5; 4) 2.

II . Практическая часть.

1. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н..)когда и (н..)где труд (н..)обнаруживал такой мощи. Колонок летом (н..)сколько (н..)пугается людей, т.к. в это время шерсть на нём (н..)куда (н..)годится, (по)этому его (н..)кто (н..)трогает. Она всем ра..казывала, что ей (н..)(в)(чём) (н..)кто (н..)как помочь (н..)хочет. Живём (н..)пышно, (н..)чего (н..)слышно. Путникам под дождём (н..)куда (н..)спрятаться. Он (н..)когда (н..)жаловался, (н..)когда (н..)говорил о болезнях. У неё (н..)было (н..)одного родного человека. (Н..)луны, (н..)звёзд, (н..)одной мало(мальски) светлой точки. Кто (н..)работал с этим мастером, все его хвалили. Ветер резвый уснул на пути; (н..)проехать в лесу, (н..)пройти. Нам (н..)льзя было медлить (н..)минуточки. (Н..)один истинный мудрец (н..)сумел предсказать всего. (Н..)одного, а многих учеников помнит школа. В доме (н..)капли воды, (н..)куска хлеба, (н..)копейки денег.

2. В первую колонку выпишите словосочетания с не что иное ( не кто иной ), во вторую колонку – ничто иное , ( никто иной ).

Стоял (н…) кто иной, как Борис; (н…) что иное не увлекало ее; оказался (н…) кем иным, как музыкантом; это (н…) что иное, как книга; (н…) кто иной не помог; эта книга (н…) что иное, как роман.

Карточка (7 класс, тема «Правописание частиц НЕ и НИ»)

Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц НЕ и НИ .

  1. Где он н… бывал, так это на Кавказе.
  2. Н… один воин н… ушёл с поля боя.
  3. Куда н… поеду, всюду встречаю друзей.
  4. По каким только городам он н…ездил!
  5. Н… будь груб и недоброжелателен с людьми.
  6. Как н… раздумывай, а придется извиниться.
  7. Дождь н… прекращался н… на час.
  8. Сколько волка н…корми, он все в лес смотрит.
  9. Куда н… посмотри, всюду колосится рожь.
  10. У меня не было н… одного врага.

Работу выполнила Колесникова Е., гр. РЛ-16-1

Игровая пятиминутка (7 класс, тема «Правописание частиц НЕ и НИ»)

Игра « Увлекательный па з л» .

Заранее на парты раскладываются разрезанные пословицы . Ребята должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу.

На пословицу ни суда, ни расправы . Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца. Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

Вопрос: в каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица НЕ , а в каких – НИ ?

Составление обобщающей таблицы «Правописание НЕ и НИ с разными частями речи».

Тест по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи»

Тест по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи»

1.В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)разобранные вещи, вовсе (не)интересно, (не)скучный рассказ;

2)(не)злобивый нрав, (не)пришёл вовремя, (не)весёлый взгляд;

3)(не)законченная книга, инженер (не)годовал, (не)дотёпа;

4)(не)верное решение, (не)думая о будущем, (не)проверенные факты.

2.В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)сколько яблок, (не)зная горя, (не)пришедший вовремя ученик;

2)постоянно (не)доедать, говорить (не)по-русски, (не)кому помочь;

3)контрольные работы (не)проверены, (не)молодой пастух, говорит (не)глупо;

4)(не)брежно отмахнуться, (не)решённая задача, шумел (не)подалёку.

3.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Стук в дверь прервал его (не)торопливые размышления.

2)В подсолнечнике видели украшение, (не)подозревая, какая от него может быть польза.

3)Она снова принялась (не)принуждённо болтать.

4)Мы проходили мимо (не)высокой, но стройной лиственницы.

4.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)(Не)отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего гранёного стекла.

2)Один из монастырей произвел на нас (не) забываемое впечатление.

3)Дом священника оказался (не)далеко, а совсем близко.

4)Старик со свойственной ему (не)торопливостью свернул папиросу.

5.В каком предложении НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1)(Не)стыдно (не)знать – стыдно (не)учиться.

2)Убирайтесь, это (не)слыханно, этого (не)бывает.

3)(Не)сколько раз он пытался найти этот (не)обычный цветок.

4) Его горе было (не) трогательное, а злое, (не) уступчивое.

6.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

«Я н(1)обязана быть н(2)здоровой, н(3)красивой, н(4)хорошей!» — н(5)годовала Наташа.

1) 1,5; 2)2,3,4; 3) 1; 4) 1,2,3,4,

7.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Но н(1) только стихи – себя самого н(2)мог Алексей н(3)оглянуть, н(4)пощупать.

1) 1,2,3,4; 2) 1,2; 3) 1; 4) 2,3,4.

8.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Это н(1)вероятно, но я так н(2)когда и н(3)смог узнать н(4)имени её, н(5)кто она.

1) 1,4,5; 2) 2,3; 3) 3,4,5; 4) 3.

9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ и раздельно.

Н(1)чего н(2)произошло н(3)вероятного: н(4)ударил гром, н(5)налетели вихри с четырёх сторон.

1) 2,3; 2) 1,4,5; 3) 4,5; 4) 2.

10.В каком предложении пишется частица НИ?

1)Он не походил н_ на кого из её знакомых.

2)Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.

3)Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.

4)Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.

11. Укажите предложение с частицей НИ
1) Герасим ничего (не, ни) слыхал.
2) Звезды (не, ни) озаряли трудный путь.
3) (Не, ни) одной тучки не было на небе.
4) (Не, ни) верьте словам, верьте только делам.

12. Укажите предложение только с частицей НЕ
1) В комнате никого (не, ни) было.
2) Во время болезни он (не, ни) мог (не, ни) есть, (не, ни) пить
3) Внизу была безлюдная степь: (не, ни) хутора, (не, ни) живой души.
4) Поля без стад, леса унылы, (не, ни) скудных листьев, (не, ни) травы.

13. ПРАВИЛЬНО употреблены НЕ/НИ в предложении
1) Ее отказ ни что иное, как каприз.
2) Это был некто иной, как Дубровский.
3) Нечем иным вашу неудачу объяснить нельзя.
4) Этот пятигорский провал не что иное, как потухший кратер.

14. Укажите слово с ЧАСТИЦЕЙ НЕ
1) Еще (не) оттаявшая земля
2) (Не) распечатанный пакет
3) (Не) дорогое, но красивое платье
4) Крайне (не) воспитанный человек

15.Укажите слово с ЧАСТИЦЕЙ НЕ
1) Было (не) весело
2) (Не) стерпимая боль
3) (Не) обдуманное решение
4) (Не) злой, а добрый малый

16.Укажите предложение с частицей НЕ
1) Этот фильм вовсе н.. интересный.
2) Ночь проходит, нет дороги н.. вперед, н.. назад.
3) Отец обещал во что бы то н.. стало взять меня на рыбалку.
4) Ноги бежали сами собой, их н.. возможно было остановить.

17.Укажите предложение, в котором слово с НЕ пишется СЛИТНО
1) Он (не) мог (не) согласиться с мнением друзей.
2) Лучи сквозили, трепетали тени; (не) умолкал деревьев птичий гам.
3) Тянулась глубокая осень, уже (не) сырая и дождливая, а сухая, ветреная и морозная.
4) Мартовский день с капелью и солнцем вдруг сменился совсем (не)настным вечерком.

18. Укажите предложение со словом, которое НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ без НЕ
1) Я встал и (не) твердо направился к двери.
2) Он шел с какой-то (не) сокрушимой отвагой.
3) Голоса пастухов звучали (не) понятно и весело.
4) (Не) добившись ответа, он сел и ждал, когда все кончится.

19.Укажите устойчивые сочетания, в которых пишется частица НЕ
1) Отнюдь н.. весел
2) Н.. себе н.. людям
3) Во что бы то н.. стало
4) Н.. больше н.. меньше

20. Укажите устойчивые сочетания, в которых пишется частица НИ
1) Н.. раз просил
2) Вовсе н.. красивый
3) Откуда н.. возьмись
4) Далеко н.. забавно

Контрольно-обощающая работа по теме «Правописание НЕ-НИ с различными частями речи»
учебно-методический материал (русский язык) по теме

Данный учебно-методичекий материал представляет собой несколько заданий , объединённых общей орфографической проблемой. Применим в качестве отдельной контрольной работы, части зачётной работы в 10-11 кл.на уроках повторения и подготовки к ЕГЭ, также может использоваться учителем как дидактический материал на уроках обобщающего повторения в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolno.docx17.29 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольно-обощающая работа по теме «Правописание НЕ-НИ с различными частями речи»

Составила Матюшкина М. Е., учитель ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы

  1. Записать по диктовку
  1. Кого ни спрошу, никто не отвечает.
  2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет отвечать завтра.
  3. Где я только не был! И в Лондоне был, и во Франции, и в Риме!
  4. Где бы я ни был, я не всегда останавливался в гостинице в центре города.
  5. Я никого не видал.
  6. Куда ни глянешь – всюду лужи.
  7. Дождь моросил, не прекращаясь ни на минуту.
  8. Ты опоздал не на минуту, а на час.
  9. Нельзя не восхищаться картинами мастеров Возрождения!
  10. На небе ни тучки.
  11. По небу плыли не тучки, а тяжёлые грозовые облака.
  12. Не могу не возразить тебе по поводу этой книги.
  13. Он никогда ни о ком не заботился, ни разу ни с кем не поговорил по-человечески.
  14. Ни одна подробность в разговоре не была упущена сыщиком.
  15. Ничто не забылось из случившегося этим вечером.
  16. Некто незнакомый приближался к даче.
  17. Ни веселья, ни радости не принесла мне жизнь в ненавистном доме.
  18. Куда б ни шёл ты, где бы ни останавливался, помни о данном тобой слове.
  19. Трудно жить , ни во что не веря, ни на кого не надеясь.
  20. Я ни разу не упоминал ни о старухе, ни о Раскольникове.
  1. Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки:

(не) оправданный поступок;

далеко (не) оправданный поступок;

(не) велик, а ловок;

(не) спешно шагать;

(не) спешно, а медленно;

вовсе (не) спешно;

(не) состоявшийся праздник;

(не) состоявшаяся из-за (не) погоды прогулка;

в блокаду люди (не) доедали;

мы часто (не) доедали кашу;

(не) гусь и (не) утка;

(не) добрый к людям;

(не) добрый, а злой;

(не) добрый, а красивый;

отнюдь (не) весело;

(не) доработанная рукопись;

н…кого (не) винить;

(н…)(с)(кем (не) разговаривать;

далеко не_ оправданный поступок;

невелик, а ловок;

не_ велик, а мал;

не_спешно, а медленно;

не_ состоявшаяся из-за непогоды прогулка;

в блокаду люди недоедали;

мы часто не_ доедали кашу;

не_ гусь и не_ утка;

недобрый к людям;

не_ добрый, а злой;

недобрый, а красивый;

отнюдь не_ весело;

н е у кого попросить;

н е кого винить;

н и кого не_ винить;

н и с кем не_разговаривать;

н е с кем разговаривать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание -н-нн- в различных частях речи»

Урок представлен как один из видов образовательных техгологий(ИКТ): повторение и систематизация знаний и умений правописания –н-нн- в причастиях и прилагательных. Данный материал можно использовать на.

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов.

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов.

Тренировочный материал по правописанию Н-НН в различных частях речи.

Тесты, словарные диктанты, материал для индивидуальных карточек по правописанию Н-НН в суффиксах различных частей речи. Предназначено для учащихся 7-11 классов.

проверочная работа после изучения темы «Правописание Н-НН в различных частях речи»

Материал проверочный работы можно использовать при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах, а также на урок закрепления изученной ( повторённой) орфограммы в 8-9 классах.

Правописание частицы «не» с различными частями речи

Правописание частицы «не» с различными частями речи.

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал.


источники:

http://infourok.ru/test-po-teme-pravopisanie-ne-i-ni-s-razlichnimi-chastyami-rechi-807820.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/04/22/kontrolno-oboshchayushchaya-rabota-po-teme-pravopisanie-ne