Контрольная работа по теме принципы русского правописания

Контрольная работа по орфографии
тест (русский язык, 10 класс) по теме

Данная работа содержит материал для проверки знаний и умений после изучения темы «Орфография» в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota.10_klass.doc31.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольная работа (10 класс)

1. Назовите основной принцип русской орфографии, на котором основано большинство орфографических правил: а) морфологический б) фонетический в) дифференцирующий

2. Выберите правильный ответ. Безударную гласную в корне проверяют: а) изменением формы слова б) подбором однокоренного слова в) формой глагола несовершенного вида на –ывать/- ивать, н-р: просочиться- просачиваться

3. В каких словах пишется проверяемый безударный гласный О: а) созн..ваться

б) зап..здалый в) настр..ение г) уд..ляться д) ут..лщение

4. В каких словах пишется непроверяемый безударный гласный А: а) возр..жать

б) гон..рар в) ур..ган г) эксп..зиция д) декл..рация

5. Какие корни с чередованием гласных проверяют ударением: а) гор/гар б) бир/бер

6. Выбор гласной зависит от конечной согласной корня: а) кас/кос б) раст/ращ в) мак/мок

7. Выбор гласной зависит от значения: а) мак/мок б) лаг/лож в) клан/клон

8. В суффиксах какой части речи под ударением пишется Е- Ё после шипящих: а) имен существительных б) отыменных прилагательных в) в полных и кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

9. В словах типа: ожог- ожёг выбор гласной после шипящего зависит: а) от ударения б) от проверочного слова в) от части речи

10. В словах: ш..рох, ч..порный пишется в корне после шипящего: а) е б) ё в) о

11. В окончании глагола после шипящего пишется: а) под ударением Ё б) без ударения Ё

12. В словах – еж..вый, парч..вый- под ударением после шипящих пишется: а) Ё б) Е в) О

Вставьте пропущенные буквы, укажите условия выбора орфограмм. К словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово, к словам с чередующимися гласными в корне укажите условия выбора орфограммы.

Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под дождем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, р..шить ур..внение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, глубокое впеч..тление, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло, отл..жить все дела, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко угов..рить, ш..рокая р..внина,

прозрачно нам..кать, неприк..сновенный запас, пром..кательная бумага, сг..реть от стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Контрольные работы по теме «Орфография» для учащихся 9-11 классов

Выбранный для просмотра документ Контрольные работы.docx

КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

В связи с тем, что изучение орфографии заканчивается в 7 классе, а при подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах необходимо повторить темы, включенные в экзаменационные работы, мы обращаемся к темам , связанным с правописанием слов. Проверочные работы по некоторым разделам языка направлены на повторение наиболее трудных тем. Возможно, они пригодятся учителям при планировании уроков повторения.

1. Правописание гласных в корне слова

1. упр..влять эк…номикой

2. каменное изв..яние

3. погл..деть в окно

4. бл..госл..вить на доброе дело

5. соч..нить историю

8. инт..ресоваться п..литикой

9. вопл..щать глубокий смысл

20. ум..реть от ран

21. наб..раться сил

22. повышенная ст..пендия

23. ид..альный обр..з

24. к..мпозиция к..медии

25. страшная к..т..строфа

1.прибл..жаться к городу

4.зажмуриться от насл..ждения

7.обог..щаться за счет других

9.побл..днеть от страха

10.воссозд..вать все подробности

12.спл..титься ради общего дела

13.сож..леть о содеянном

16.зап…реть на замок

17.расст..лается по р..внине

25. фил..софия п..ссимизма

2. Правописание согласных в корне слова

3. филосо..ские взгляды

4. прелес..ный ане..дот

5. уча..ствовать в праз..нике

7. поверхнос..ный взгляд

8. ровес..ник моего брата

9. гиган..ские нагрузки

11.блес ..нуть умом

16.пойти на компромис..

17.метал. ический голос

18.в мире ил…юзий

20.на всей тер. итории

21. произвести эф…ект

6.с нашими свер..никами

9.тягос. ное впечатление

12.в словес. ной форме

15.громоз. кое сооружение

17.колос. альный размах

19.защищать дис. ертацию

21.кор. еспондент газеты

23. капитал..ный гараж

3. Правописание гласных после шипящих и ц

1. в глухой чащ. бе

2. заросли крыж..вника

3. ш…лковое платье

4. ч…порный вельможа

5. услышать ш. рох

6. холодный расч. т

9. дириж. рское искусство

11. деш..вая одеж…нка

12. воплощ..нный в слове

13. сожже. ное письмо

14. банка туш. нки

15. с обнаж. нными руками

16. сокращ. нный пересказ

17. ситц…вый платок

18. увлеч. т за собой

19. с непосильной нош. й

23.стоять на ц…почках

24.ц. ничная выходка

25.беспринц..пная позиц. я

4.в городских трущ. бах

5.сж. г все бумаги

15.кумач. вый стяг

17.лиц. вая сторона

18.береж.. м как святыню

19.с догоревшей свеч…й

21.в каменном панц. ре

22.ц. ганский табор

23.стрелка ц. ферблата

4. Правописание Ъ и Ь знака

1. в…ется над степью

2. с. умел сделать

3. преодолеть бар. ер

4. необ. ятный простор

5. свободное волеиз. явление

6. трех…этажное здание

8. служить ад…ютантом

9. об..единить усилия

10.получить пред. уведомление

12.об..учил всем хитростям

13.из. явительное наклонение

14.с…ежившись от холода

15.в горячем бул. оне

16.вар. ировать состав

17.с. агитировать поехать

18.пис. менная работа

19.сем. сот миллионов

20.воз. ми медал. он

21.вез. де гвоз. ди

24.бессроч. ный отпуск

1.с. ездить в город

2.переждать в. югу

4.в глубоком кар. ере

5.посмотреть п. есу

6.об. явить бойкот

7.взойти на п. едестал

8.пред. юбилейный год

9.двух. ярусная кровать

10.с. экономить средства

14.дать раз. яснение

15.нес. едобный гриб

16.сделать ин. екцию

17.раз. езжать по гостям

19.планировать контр. атаку

20.расчетливая лес. ть

22.мощ. ный взрыв

5. Правописание Ь после шипящих.

1 вариант 2 вариант

4. праздничный марш..

5. оказать помощ..

6. страстная реч..

7. прелестный пейзаж..

совсем не мелоч.

9. обаягельный малыш..

как гора с плеч..

11 в пелене туч..

до новых встреч..

под тяжестью неудач..

13.среди березовых рощ..

14 чувствуеш . фальш..

14. отсроч..те платеж..

15 останеш..ся на ноч..

15. устроиш..ся поудобнее

16. превозмоч.. .боль

улеч..ся на диван

17. намаж..те маслом

18. гуляеш.. до темноты

19.стремиш..ся к свету

19. отреч..ся от престола

20. нестись вскач..

21 убирайтесь проч..

22. ударить наотмаш..

недоверчив и колюч..

24 не в меру горяч..

25. густ и тягуч..

6. Правописание приставок.

3. накричать ..горяча

6. произвести ра. чет

9.бе. численные горести

11.бе. пр. пятственно пройти

12.во. хищаться пр. мьерой

13.во. пр…имчивый читатель

14.пр. небрегать опасностью

15.за явным пр. имуществом

16.пр. давать особый смысл

17.выбирать пр. зидента

18.в пр…дорожных кустах

21.пр…никнуть к земле

22.пр..странный пр. шелец

23.без. мянный герой

25.меж. нститутский ..борник

2-рас. читаться по долгам

3. бе. почвенный оптимизм

4. совершенно бе. чувственный

5. мирово…зрение писателя

6. бе. словесный слуга

7. и…пить чашу страданий

8. мучиться бе. сонницей

9. сохранить ..доровье

II.бе. пр. страстное отношение

13.чере. чур непр. хотливый

14.пр..творить мечту в жизнь

15.с пр. спокойным видом

16.непр. одолимое пр. пятсгвие

17.пр. взойти соперника

18.непр. ступная крепость

20.пр. подать урок

21.пр. зирать смерть

7. Правописание имен существительных.

1. по тенистой алле..

2. в детской коляск..

3. в тонкой тетрад..

4. остановиться в раздумь..

5. возле старой яблон..

6. в созвезди.. Овна

7. драться на дуэл..

8. в зарослях сирен..

9. в глубоком ущель..

12.в слепом отчаянь..

13.говорить о гени..

14. золотой ключ..к

15.дешевая книж. ца

16. сладкий кусоч…к

17.казач. ство Приморья

18.посреди тревожной тиш. ны

19.пребывать в нищ. те

20. кажущаяся нов. зна

21. оказаться в меньш….нстве

22. писаный красав….ц

23. перено. .ик инфекци..

25. непозволительная роскош..

2. сохранить в памят..

3. в самом усть. . .реки

4. объявить публик..

5.участвовать в восстани..

6. в картинной галере..

7. на городской площад..

8. передать по раци..

9. видно как на ладон..

11.послать к Наталь….

12.в мучительном сомнень….

16. звенящий колокольч…к

18.ужасное одиноч. ство

19.на большой глуб….не

20. удивительная красав. ца

22.человеческое досто. ..нство

23.работать гру з….иком

24.из-за черных туч..

танц. вать «Цыганочку»

он хорошо вид. т

мне так кажет…ся

10.туман стел….тся по равнине

12.он не наход. т покоя

13.боит. .ся разочарований

15. пожалуйста , выйд….те

17.прошу вас, остав….те меня

18.нач….л учит . ся

19.увид..л своими глазами

20.напрасно наде. ..лся

21.посе. л вражду

23.зря беспокоиш. ся

25.всего не запомн. ш..

1. очерч….вал циркулем

2. команд. вать дивизией

3. преслед….вать преступника

4. разговар. вать шепотом

5. бесед ..вать об искусстве

6. деревья колыш..т..ся

7.она преклоня..тся перед ним

8. нам легко дыш..т..ся

9. колеса быстро верт..т..ся

10.они бор..т..ся за жизнь

11.снег та..т на солнце

12.сами все увид..те

13.наде..мся на вашу помощь

14.все завис..т от тебя

16.готов. ся к экзамену

17.довер..ся своим чувствам

18.нач..ло смеркат ..ся

20. обид..л до слез

21. пове..ло весенним теплом

22. утеш..ся и не плач..

24. за тобой не угон..ш..ся

25. назнач..те время встречи

9. Правописание прилагательных и причастий

3. в помещич. ей усадьбе

4. поднимающ….ся солнце

5. горюч….ми слезами

6. на свеж. м сене

7. буд….щий урожай

8. завис. щий от решения

9. стел….щийся туман

10.меч….щийся в испуге

12.уважа. мый коллегами

13.засе. вший поля

14.сброс. вший с плеч

15.до времени состар. вшийся

16.взлеле. нный родными

17.безжалостно осме… нный

18.смеш….нный с песком

19.ноябр. кое ненастье

20.кавка. кие вершины

23.пород. стого жеребца

3.по медвеж….им следам

4. с разрумянивш….мся лицом

5. с опавш . й листвой

7.грохоч…..щий за горизонтом

9. бор…..щийся за независимость

10.на следу. щий год

15.оконч. вший училище

16.прикле….нный к стенке

17.подстрел. нная птица

23.в болот….стой местности

24.дост….н лучшей доли

10. Правописание Н – НН в суффиксах

2.авиацион. ый завод

3.в юн….ом возрасте

6.шерстян. ые варежки

8.читать в подлин….ике

17.обречен….ый на одиночество

18.вязан….ый из пуха

20.незван. ый гость

22.движения сдержан. ы

23.дети умн. ы и воспитан. ы

24.она уверен.._а в своих силах

25.колени были исцарапан….ы

4.безветрен. ый день

5.орлин. ый взгляд

9. несчастная беспридан….ица

15.солен. ые грибы

17.бешен. ая скорость

18.куплен. ая вещь

19.жарен. ые в масле

20.по неписан….ому правилу

22.нечаян. о встретились

23.лица серьезны и озабочен. ы

24.была организован….а встреча

25.движения спортсмена увере….ы

11. Правописание НЕ с разными частями речи

1. жить в не….воле

2. весьма н….выгодная сделка

3. не. и. сякающий источник

4. абсолютно не….подвижно

5. не…..оконченный к сроку

6. далеко н….обычная обстановка

7. не….яркое, но теплое солнце

8. ты не….волен решать

9. не….хочется верить

10.не. рад случившемуся

11.помощь не. нужна

12.не. далеко, а близко

14.удивлялся и не….доумевал

15.не. достает силы воли

16.не. прилично громко

18.стоять не. шевелясь

20.бывал не. один раз

21.не….труднее, чем вчера

22.н. в чем н… повинные люди

24.н….чего н… мог поделать

25…..где даже присесть

1.не. веселые мысли

2. добиться не….зависимости

3.очень не. заурядная личность

4. отнюдь не….убедительные доводы

5.не. заживающая рана

6.не. слышно отворить

7. не….исследованный учеными

8. почти не….знакомый человек

9. не….слышно шума городского

10.не…способен на подлость

12.не_. долгий, но важный разговор

13.не. согласен с выводами

14.не. достает дна ногами

15.не….яркий, а тусклый

20.от этого не. легче

22. н….от кого не….зависящий

24.н. кто не….будет знать

25.н. когда отдохнуть

12. Правописание наречий

1. говорить по. немецки

2. по….осеннему лесу

3. когда. нибудь узнаем

4. по…кошачьи бесшумно

5. как. никак родственники

7. с..начал.. отказаться

8. писать с..лев.. на..прав..

9. упасть навзнич..

10.посмотреть на ..верх

14.выскочить на…. бегу

16.построились в колонну по….двое

18.в. конце коридора

19.в. пору испытаний

20.затянуть по… туже

24.идти в. обнимку

1.по. дальше от людей

2. по….летнему жарко

3.по. старому обычаю

4. кое. как приподнять

5. взвыть по…..волчьи

6. из. редк… видимся

8.из. давн…. повелось

10.поднять на. верх горы

14.ис…под. тишка доставать

15.перемолвиться с. глазу ….на..глаз

17 на. вечно в людской памяти

18.береги честь с. молоду

19.он борется в….одиночку

22.скользнул с. верху в ..низ

23.позови в….даль туманную

25.во….сне и на. яву

Правописание служебных частей речи

1. в….следстви…. болезни

2. показаться из….за туч

3. в….место уроков

4. что….бы мне ответить?

5. он мастер, при….том хороший

6. во….время приехал

7. ждать в. течени….часа

8. в….следстви….по делу есть ошибки

9. не….смотря на боль

10.неопытен, от….того что молод

11.эмблема в. виде цветка

12.в. виду тяжелой болезни

13.на. встречу солнечной заре

14.нужно, что. бы ее любили

15.судите меня по. тому, что я сделал

16.я то…..же стану врачом

17.точно так. же, как я вчера

18.мне грустно, по….тому что весело тебе

19.как. бы вам лучше объяснить?

20. всегда одно и то. же

21.не за..…то волка бьют, что сер

22.нет н….минуты свободной

23.н. могу н . похвалить

24.н…. свет н.. ..заря

25.во что….бы то н….стало

2.торчало из. под пальто

3.на край света в. след за ним

4.встретиться, что….бы обсудить

5.дорого, за….то красиво

7. в….заключени….юриста много неясного

8.длиться в. продолжени. утра

9.на….встречу с другом

10.от….того дома до лагеря

11.имейте в….виду, что я остаюсь

12.поговорим на….счет поездки

13.не….смотря себе под ноги

14. нет н. чего, что….бы меня удивило

15. говорю, по….тому что знаю точно

16. берись за. то, с чем справишься

17.то. же мне красав.ица

18.по. тому берегу, что выше

19.вновь то….же самое

20.так. же хорошо, как и раньше

21.как….будто раскололось небо

23.нельзя отойти н. на шаг

24.как н. в. чем н. бывало

25.н…разу н. виделись

14. Слитное, раздельное ,дефисное написание частей речи

1. философско….эстетические взгляды

2. истинно. гениальное открытие

3. средне. статистические данные

4. латино…..американские страны

5. станко….строительный завод

6. научно….исследовательский институт

7. чин унтер….офицера

8. по….товарищески чуткий

9. он, по….моему, не в себе

11.вести себя по. деловому

12.по. лисьи хитрый взгляд

15.во….первых, напиши свое имя

17.нежданно. негаданно вернуться

20.послушай. ка прежде меня

22.все. таки придется встретиться

25.исписать пол. листа

1. назначить премьер….министром

3. общественно….политическая организация

4. сельско….хозяйственная продукция

7. взаимо….выгодное сотрудничество

8.на юго….восточном побережье

10.жить по. старому

14. по….девичьи стыдливый взгляд

16.на бледно….голубой эмали

17. помогать друг….другу ,

18.кто.. ..то из прежних знакомых

19. чья….нибудь презрительная усмешка

20.едва. ли мы его увидим

21.как. бы в шутку

22.что….же вы предлагаете?

25.сидеть в полу….тьме

Контрольная работа по орфографии.

1. испытывать насл..ждение

2. найти ут..шение

4. выдвинуть г..потезу

5. обн..женные деревья

6. пр..в..легия сильных

7. расст..лается вокруг

8. бл..стательное выступление

9. осторожно прик..сается

12.сотв..рить себе кумира

13.уча..ствовать в споре

16.блес..нуть на солнце

18.чудес ..ная улыбка

20. не плач..те. пожалуйста

21.средь березовых рощ..

29.скинуть с п..едестала

33. крепкое ..доровье

43.со свеч..й в руках

44 подч..ркнутое равнодушие

47 окруж..нный вниманием

53. ц..фровые данные

54. ситц..вое платьице

55. в глубокой древност..

57. драться на дуэл..

58. о гени.. русской культуры

59. побывать в Бельги..

60. вскричать в отчаянь..

61. кусоч..к хлеба

62. лесной колокольч..к

63. ткац..кий станок

64. матрос..кий танец

65. сентабр..ский день

66. разнос..ик инфекции

67. с бьющ..мся сердцем

69. дрожащ..я рука

70. незряч..ми глазами

71. в колюч..м кустарнике

72. над блестящ..ми волнами

73. стел..тся поземка

74. туман..тся очи

75. они бор..тся за счастье

76. недаром говорит..ся

77. приготов..ся к прыжку

78. начало смеркат..ся

79. расспраш..вать о здоровье

80. мысленно присутств..вать

81. ненавид..л ложь

82. съеж..лась душа

83. будьте добры, выбер..те книгу

84. вы наруша..те тишину

85. колыш..щийся на ветру

86. люб..щий родину

88. вид..мые звезды

89. колебл..мый ветром

90. посе..вший сомнения

91. лебеди..ая песня

92. ветре..ая натура

96. обыкнове..ая история

97. избалова..ый ребенок

98. кваше..ая капуста

99. ране..ый в бою солдат

101 сдержа.._ый в общении

102.ошибка не замече..а

103 высме..нный в фельетоне

105.замеш ..нное тесто

106.размеш..нный в воде

107. потуш..нный костер

108. разве..нные сомнения

109. не..большой, но ценный

110. не..первой молодости

111. явился не..вовремя

112. далеко не..удачный ответ

113. убедиться в не..опытности

114. н..о чем не..могу думать

115. обещание не..выполнено

116. ничуть не..весело

117. не..просохшая земли

118. не..способен на подлость

119. не..зная броду

120. не..договорил до конца

121. двух..комнатная квартира

122. серо..глазый красавец

123. сельско..хозяйственная выставка

124. физико..математический лицей

125. кое..у..кого узнал

126. пол..Европы прошагали

127. смотреть испытующ..

129. выпереть досух..

130. говорить доверительн..

131. расположиться справ..

133. по..осеннему лесу

134. по..зимнему холодно

135. поднять по..выше

136. беседовать по..дружески

137. по..христиански добрый

139. на..перекор всем

140. в..продолжени.. часа

141. одно и то..же

142. не..смотря на усталость

143. в..связи с ремонтом

144. дорого, за..то мило

145. в..виду непредвиденных обстоятельств

1. поб..ждать в сражениях

2. посв..щение в студенты

3. интелл..гентного вида

4. г..лерея писателей

5. испытывать разоч..рование

6. от..гощенный заботами

7. напом..нание о прошлом

8. подст..лить соломки

9. возвр..щаться к заботам

10. нелепое предпол..жение

11. выт..рать слезы

12. подр..стающее поколение

13. телес..ного цвета

14. бесчу..ственное сердце

15. целос..ный анализ

16. живопис..ное место

17. э..зотический пейзаж

18. кристал..ная чистота

19. не тревож_..ся обо мне

21. ринуться проч..

22. несведущ.. в делах

24. смееш..ся над собой

2$. Грамотный д..ячок

27. нечто сверх..естественное

28.ад….ютант его превосходительства

29. комп….ютерная графика

30. общ..ность интересов

31. чере_..чур мягкий

32. бе_..цельность существования

33 …делать по-своему

34. и..живать недостатки

35. бе..просветная глупость

36. во..создать прошлое

38. пред. нфарктное состояние

39. новейшие пр….образования

40. забавное пр….ключение

41. найти пр….станище

42. пр..свистнуть от удивления

43. английская ч..порность

44. ноч..вка в лесу

45. сильнейший ож. г

46. лиш…нный самоуважения

47. изящный каблуч. к

48. ш..рох листьев

49. ц. плячья душа

50. точная инструкц. я

51. олиц. творение жизни

52. принц. пиальные отличия

55.в кустах сирен…

56.в глубоком раздумь…

58 на самом побережь…

59.спорить о поэзи..

60.замереть в восхищени…

62.беспомощный ребеноч. к

63.францу. кий язык

64.казац. кая шашка

66.вражеский перебеж. ик

67.в глубок..м забытьи

68.зимн. ю сказку

69.за покрививш….мся забором

70.по кошачь. м повадкам

71.в осенн….м лесу

72.в бушующ….м море

73.уста лепеч_..т вздор

76.познаком. ся поближе

78.дает право надеят….ся

79.разгул. вать на свободе

83.прошу вас, выйд. те

84.кого вы выбер…те?

85.бор. щийся за правду

94.стари. ые рукописи

99.неслыха. ая дерзость

100.ране….ый злым словом

104. занавеш. ное окно

105. потер_. ное время

106. подкле. ные странички

107.взъерош. нные волосы

112.отнюдь не..напрасные усилия

113.не..правильное, но любопытное решение

L 14 ни..чемне..могу помочь

117.не..сказанные вовремя слова

118 не..закрытое окно

123 злато..кудрый пастушок

126.в вечернем полу..мраке

132 прийти запрост..

135 узнать по..лучше

136 .все было по..старому

141 на..подобие цветка

142 на..встречу солнцу

143.так..же, как и вчера

144.не за..то волка бьют, что сер

145.мне то..же хочется отдохнуть

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Матысюк Татьяна СергеевнаНаписать 7511 15.04.2014

Номер материала: 69943041538

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.04.2014 636
    15.04.2014 829
    15.04.2014 998
    15.04.2014 3072
    15.04.2014 620
    15.04.2014 3686
    15.04.2014 516

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока в 11 классе «Принципы орфографии»

Класс: 11А, 11Б, 11В

Тема: «Принципы русского правописания. Принципы орфографии»

1. Выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в русском языке.

2. Провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся.

3. Выполнить задания орфоэпии, повышающие речевую культуру учащихся.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями ЕГЭ.

5. способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родному языку, к культуре и истории своей страны.

I. Организационный момент.

а) Какими пособиями можно воспользоваться, чтобы проверить правильность постановки ударения в слове? (Ответ: специализированным пособием является орфоэпический словарь, в котором указано не только ударение, но и все особенности произношения данного слова. Однако правильность ударения можно проверить по любому словарю (орфографическому, толковому и др.).

б)) Дать определение орфоэпии. (Ответ: орфоэпия (от греческого orthos-правильный и epos-речь) – совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам).

бухгалтеров, род.п. мн.н

3. В чем особенности словесного ударения в русском языке? (Ответ: русское ударение свободное, т.е. может переходить в одном и том же слове с одного слова на другой сторонa – сторонкa – стoроны).

2. Расставить ударение

IV. Основные принципы русской орфографии.

Согласны ли вы со следующими высказываниями Л.Щербы:
1) Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге.
2) Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
3) Совершенно ясно, что если все будут писать по- разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Орфография (от греческого orthos – правильный, grapho – пишу) – система правил о написании слов и их значимых частей; о слитных и раздельных написаниях слов; об употреблении строчных и прописных букв, о переносе слов).

1. Морфологический принцип

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход — ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке — на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

2. Фонетический принцип

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

3. Традиционный и дифференцирующий принципы

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древнерусском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

4 Привести примеры написания слов с прописной и строчной буквы (Лист – лист_)

V. Работа с тестовым заданием ЕГЭ.

(1)Я — старый человек. (2) Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. (3)Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. (4) И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. (5)Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью.

(6) Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? (7) То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими.

(8) А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

(9) Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась.(10) Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзываете на другом. (11)Спрятаться не удастся никому. (12)Колокол звонит по каждому из нас.

1.Образовать от национальностей страну и назвать столицу.

Этнохороним, этникон — название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом.

2.Из 6 предложения выписать эпитет.

3. Из предл 6-7 выписать словосочетания в переносном значении

4. Как вы понимаете выражение «Колокол звонит по каждому из нас?»

Это название романа Эрнеста Хемингуэя. Эпиграф к роману взят из английской проповеди священника и писателя Джонни Донна:

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».

Смысл выражения: предложение задуматься о своем месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, солидарности людей и т. д. .

VIII. Домашнее задание.

1. Теоретический материал урока выучить.4. Упражнение №27 (письменно), выполнить задания после текста.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=69943

http://znanio.ru/media/konspekt-uroka-v-11-klasse-printsipy-orfografii-2636965