Контрольная работа правописание гласных в корне слова 5 класс

Контрольная работа по русскому языку Правописание гласных и согласных в корне слова 5 класс

Контрольная работа по русскому языку Правописание гласных и согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих 5 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

1 вариант

1. Определите слово, в котором пропущена безударная про­веряемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м__рковь
м__лина
б__ольной
к__чевник
б__рюзовый

2. Определите ряд, в котором в обоих словах, пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

заб__жать, л__вить
см__трел, зав__вать (волосы)
б__нокль, с__лют
б__нтовать, зав__зать
х__лмы, кр__сивый

3. Прочитайте предложения. Найдите среди выделенных слов слова, правописание которых соответствует правилу: После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся гласные и, у, а (не пишутся ы, ю, я!) Выпишите эти слова, также слово-исключение из этого правила, вставив пропущенные буквы.

И теперь ходить в тесной Ш__РСТЯНОЙ матроске, в Ч__ЛКАХ Пете было ТЯЖ__ЛО.
В этой речке всегда водились Щ__КИ.
Тонкие закраины толстого купола медузы волновались, как края ПАРАШ__ТА.

4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ш__рокий, вым__сел
ж__ри, абаж__р
ж__вотное, ж__рный
щ__ка, ж__ри
площ__дь, щ__бечет

5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

тёмный окра__, отдать прика__
нежный моти__, выучить парагра__
вкусный йогур__, срезать пру__
глубокий око(п,б), быстрый ястре__
прогно__погоды, снежный зано__

6. Определите предложение, в котором среди выделенных слов есть слово с непроизносимой проверяемой согласной в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

В тёмной АЛ__ЕЙКЕ сада я нечаянно наткнулся на отца.
Для входа в моё жилище мне служила ЛЕС__НИЦА.
Бомба, разметавшая БЛИНДА__, где стоял Ваня, была последняя.
Стали поговаривать, что принц женится на ПРЕЛЕС__НОЙ дочери соседнего короля.
Хозяин кормил их плохо — только и давал, что хлеб ПРЕС__НЫЙ из просяной муки.

7. Определите слово, в котором нет непроизносимой согла­сной корня. Выпишите это слово.

радос__ный
доблес__ный
извес__ный
прелес__ный
вкус__ный

2 вариант

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ар__матный
г__рдероб
уч__ник
к__стюм
б__седа

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

к__чнуть, гр__знуля
с__сновый, зап__х
н__винка, сп__ртивный
м__рковь, м__лина
нагл__делся, созр__вает

3. Прочитайте предложения. Найдите среди выделенных слов слова, правописание которых определяется правилом: После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся гласные и, у, а (не пишутся ы, ю, я!) Выпишите эти слова, а также слово-исключение из этого правила, вставив пропущенные буквы.

Медуза висела прозрачным АБАЖ__РОМ с кистью таких же прозрачных Щ__ПАЛЬЦЕВ.
В Ж__РИ конкурса входил известный спортсмен.
Матрос ТЯЖ__ЛО дышал, почти задыхался.
На полярнике был надет толстый Ш__РСТЯНОЙ свитер.

4. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

параш__т, пош__тил
чащ__, щ__вель
ж__знь, заб__вать (вещи)
соч__вствовать, параш__т
щ__пальце, брош__ра

5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

длинный шлан__, залезть на черда__
лесная выру__ка, вкусная похлё__ка
у__кий проход, огромный ай__берг
продать трикота__, свежий лава__
сломать засо__, старый гра__

6. Определите предложение, в котором среди выделенных слов есть слово с непроизносимой проверяемой согласной в корне слова. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ЧУДЕС__НЫЕ помидоры здесь были упакованы в тысячи решетчатых ящиков.
Отец разделил дыню на тонкие АП__ЕТИТНЫЕ кусочки.
Крутая ДОРО__КА вела зигзагами вниз.
Пете вдруг стало до того тяжело и ГРУС__НО, что он готов был заплакать.
Ваня вызывал в душе у Биденко отцовское ЧУ__СТВО.

7. Определите слово, в котором нет непроизносимой согласной корня. Выпишите это слово.

поз__ний
мес__ный
корыс__ный
опас__ный
горес__ный

Ответы на контрольную работу по русскому языку Правописание гласных и согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих 5 класс
1 вариант
1. больной
2. бинокль, салют
3. чулках, щуки, парашюта
4. животное, жирный
5. йогурт, прут
6. прелестной
7. вкусный
2 вариант
1. ученик
2. морковь, малина
3. абажуром, щупальцев, жюри
4. чаща, щавель
5. вырубка, похлёбка
6. грустно
7. опасный

Контрольная работа по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Контрольная работа по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием» 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
5_kl._korni_s_cher.docx21.12 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

  1. Спишите, вставьте пропуш. буквы, расставьте знаки препинания.

На небе разг…рается з…ря. Я проб…раюсь у…кой доро…кой через густую рожь. Т…ж…лые колосья к…сают…ся л…ца и будто соб….раются уд…ржать меня. Из придорожных зар…слей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Подн…мается солнце и его лучи осв…щают д…лёкие поля прибрежные кусты возле речки. Она ярко бл…стит на солнце.

Вот и лес. Я предпол…гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предпол…жения опр…вдались. Ягоды буквально уст…лали л…сные поляны. Стоило присесть — видиш… как прячут…ся в траве голо…ки спелой земляники подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дот…щил я до дома полную корзину сла…ких ягод. За день моё лицо и руки заг…рели. После такой прогулки хорош… выкупат…ся и прилеч… отдохнуть на свеж…м сене.

№7 Подн…мается солнце и его лучи осв…щают д…лёкие поля прибрежные кусты возле речки.

№3 выделенные слова

№2 заг…рели, уд…ржать

  1. Спишите, вставьте пропуш. буквы, расставьте знаки препинания.

На небе разг…рается з…ря. Я проб…раюсь у…кой доро…кой через густую рожь. Т…ж…лые колосья к…сают…ся л…ца и будто соб….раются уд…ржать меня. Из придорожных зар…слей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Подн…мается солнце и его лучи осв…щают д…лёкие поля прибрежные кусты возле речки. Она ярко бл…стит на солнце.

Вот и лес. Я предпол…гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предпол…жения опр…вдались. Ягоды буквально уст…лали л…сные поляны. Стоило присесть — видиш… как прячут…ся в траве голо…ки спелой земляники подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дот…щил я до дома полную корзину сла…ких ягод. За день моё лицо и руки заг…рели. После такой прогулки хорош… выкупат…ся и прилеч… отдохнуть на свеж…м сене.

№4 Я проб…раюсь у…кой доро…кой через густую рожь.

№3 выделенные слова

№2 , уст…лали, прилеч…

  1. Спишите, вставьте пропуш. буквы, расставьте знаки препинания.

На небе разг…рается з…ря. Я проб…раюсь у…кой доро…кой через густую рожь. Т…ж…лые колосья к…сают…ся л…ца и будто соб….раются уд…ржать меня. Из придорожных зар…слей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Подн…мается солнце и его лучи осв…щают д…лёкие поля прибрежные кусты возле речки. Она ярко бл…стит на солнце.

Вот и лес. Я предпол…гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предпол…жения опр…вдались. Ягоды буквально уст…лали л…сные поляны. Стоило присесть — видиш… как прячут…ся в траве голо…ки спелой земляники подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дот…щил я до дома полную корзину сла…ких ягод. За день моё лицо и руки заг…рели. После такой прогулки хорош… выкупат…ся и прилеч… отдохнуть на свеж…м сене.

№7 Подн…мается солнце и его лучи осв…щают д…лёкие поля прибрежные кусты возле речки.

№3 выделенные слова

№2 заг…рели, уд…ржать

  1. Спишите, вставьте пропуш. буквы, расставьте знаки препинания.

На небе разг…рается з…ря. Я проб…раюсь у…кой доро…кой через густую рожь. Т…ж…лые колосья к…сают…ся л…ца и будто соб….раются уд…ржать меня. Из придорожных зар…слей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Подн…мается солнце и его лучи осв…щают д…лёкие поля прибрежные кусты возле речки. Она ярко бл…стит на солнце.

Вот и лес. Я предпол…гал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предпол…жения опр…вдались. Ягоды буквально уст…лали л…сные поляны. Стоило присесть — видиш… как прячут…ся в траве голо…ки спелой земляники подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дот…щил я до дома полную корзину сла…ких ягод. За день моё лицо и руки заг…рели. После такой прогулки хорош… выкупат…ся и прилеч… отдохнуть на свеж…м сене.

№4 Я проб…раюсь у…кой доро…кой через густую рожь.

Контрольная работа по теме «Правописание чередующихся гласных О-А в корнях». 5-6 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ кр правописание чередующихся гласных о-а.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Контрольная работа по теме «Правописание корней с чередующимися гласными» (тест)

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

Цели: контроль усвоения изученных тем.

Оборудование: раздаточный материал, тетради для контрольных работ.

Примечание: тест предлагает задания разных уровней, возможно использовать как в 6 классе, так и в 5 классе с высоким уровнем подготовки.

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды.

Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не к…саются влаги.

Распол.житься у костра.

Задание 2. Выпишите слова, написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн.шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец, уг.рный.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О — в другой столбик

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Задание 5. Запишите слова в два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

К…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жение, ог.рок, прил…гать, пол…житься, г.рючее, прик…сновение, пол…жу, уг..рный, пол…гание, прик…снувшись, предл…жение, кас…тельная, предпол…гать, выг..рать, предпол…жжение, заг.рают, отг..рел, , сг..рать.

Вариант Б (задания повышенной сложности)

Задание 1. Определите в каждой группе слов лишнее:

Р..стущий, прор..стающий, пр..стейший, р..сточек.

Р..скошный, р..сти, возр..стной, подр..стать.

Сл..жение, пол..жение, пол..гается, сла..кий.

Заг..раться, уг..рный, приг..рок, приг..рел

Задание 2. Выпишите слова – исключения.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, шелковый полог, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, выгарки, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн..шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец,уг..рный.

Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой _______________.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р…ссуждал: «Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью».

Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища.

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Добавление к чему-нибудь, например, к журналу .

Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений .

То, что предложено, предлагается.

Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Догадка, предварительная мысль.

Устроиться где-нибудь на отдых .

Несколько вырасти, стать старше.

Сообщать свои мысли.

Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Становиться гуще, ветвистее.

Отдельная область деятельности науки, производства.

Задание 1. Выпишите слова, в которых пишется буква А.

Прил…гать, возл…гать, безотл…гательное, к…саться. к…саются

Задание 2. Выпишите слова, написание которых не подчиняется правилу о чередовании гласных О-А в корне.

отн..шения, подсл…щённый, пр…сторы, минуты, распр…странять, г..ристый, г..рец.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город расположился на берегу реки Ишим.

Осенью мы предложили провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко располагается недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой растительностью.

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Быстро выросли на берегу палатки.

Девочки расположились в тени, а мальчики разложили костёр.

Справа от нашей стоянки растут молодые берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Мы углубились в заросли, чтобы собрать растения для гербария.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.

Задание 4. Выписать номера предложений с чередующейся гласной А в корне слова в один столбик, слова с чередующейся О — в другой столбик

Задание 5. Запишите слова в два столбика:1) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от ударения, 2) с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от наличия суффикса А после корня.

1) огарок, горючее, угарный, выгорать, загорают, отгорел, , сгорать.

2) касание, неукоснительно, прикосновение, прикоснувшись, касательная.

Ответы. Вариант Б (задания повышенной сложности)

Задание 1. Определите в каждой группе слов лишнее:

простейший, роскошный, сладкий,пригорок.

Задание 2. Выпишите слова – исключения.

полог, росток, отрасль, выгарки, Ростислав.

Задание 3. Вставьте вместо чёрточек подходящие по смыслу слова(смотрите слова для справок)

Наш замечательный город расположился на берегу реки Ишим.

Осенью мы предложили провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко располагается недалеко от деревни моей бабушки.

Эти места удивляют богатой растительностью.

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Быстро выросли на берегу палатки.

Девочки расположились в тени, а мальчики разложили костёр.

Справа от нашей стоянки растут молодые берёзки, а слева ребята увидели разросшийся шиповник.

Мы углубились в заросли, чтобы собрать растения для гербария.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.

Задание 4. Продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова.

Ростислав Романович Ростовцев решил растить репу. Работал раз Ростислав Романович, рассаживал рассаду и рассуждал: «Расти, расти, репка. Распарю, ребятам раздам, расправимся с радостью».

Слова для справок: молодая поросль, росла быстро, маленькие ростки, развитие растений, трудно расти, выросла роскошная, густая растительность, преполагали угостить, разложили на кучки, растительная пища.

Задание 5. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы.

Приложение, растениеводство, предложение, заросли, предположение, расположиться, повзрослеть, излагать, поросль, разрастаться, отрасль.

1. Политова И.Н. «Русский язык. 6 класс. Контрольные и проверочные работы. ФГОС». — Издательство: Экзамен, 2015 г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: — Просвещение 2012.

3. Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. – М.: — Просвещение, 2012


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/17/kontrolnaya-rabota-po-teme-pravopisanie-glasnyh-v-kornyah-s

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-pravopisanie-chereduyuschihsya-glasnih-oa-v-kornyah-klass-2574536.html