Тестовые задания по русскому языку
Русский язык 10 класс
Правописание корней и приставок
Основные принципы русской орфографии. Принцип единообразного написания морфем.
Корень слова. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а – о , е – и ; корни с полногласными и неполногласными сочетаниями; е и э в заимствованных словах.
Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование согласных в корне.
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Правописание согласных и гласных в приставках. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре. Употребление разделительных ь и ъ .
Правописание на стыке приставки и корня. Правила, нарушающие
единообразие написания корня: ы и и в корне после приставок.
Контрольная работа №1 Правописание корней и приставок.
Диктант с языковым анализом текста
и грамматическим заданием.
Контрольный тест Орфограммы корня и приставки.
Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку: Правила, алгоритмы,
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи / Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2001
Львова С.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009. – 192 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994
• Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В.В.Лопатин.
© Электронная версия, «ГРАМОТА. РУ», 2001 –2002
• Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т.Ф.Ефремова.
©Электронная версия, ГРАМОТА.РУ», 2001 –2002.
Русский язык 10 класс
Контрольная работа № 1
Правописание корней и приставок
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя,
где необходимо, пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Сни(т,ть)ся Илье Ильичу большая тёмная гости(н,нн)ая в родит..льском доме с яс..н..выми ст..ри(н,нн)ыми креслами вечно покрытыми чехлами с огромным, н..уклюж..м и ж..стким диваном и одним большим кож..(н,нн)ым креслом.
Наступает дли(н,нн)ый зимний вечер. Мать сидит на диване поджав ноги под себя и лениво вяж..т детский чулок зевая и поч..сывая по временам спиц..й голову…
Отец зал..жив руки назад ход..т по комнате (в)зад и (в)перед, в соверше(н,нн)ом удовольстви. или пр..сяд..т в кресло и пос..дев (н..)много начнет опять ходить пр..слуш..ваясь к звуку собств..(н,нн)ых шагов.
В комнате тускло г..рит одна сальная свеч..ка и то это допускалось только в зимн..е и осе(н,нн)ие вечера. В летние мес..цы все старались л..жи(т ,ть)ся и вст..вать без свечей при дневном свете.
Это частью делалось по пр..выч..ке частью из эк..номии. На всякий предмет который пр..изводился вне дома а пр..обр..тался п..купкою обломовцы были до крайности скупы.
Они с радостью закол..т отличную индейку или дюж..ну ц..плят к пр..езду гостя но лишн..й изюм..нки в кушанье (не)полож..т и побл..днеют если тот(же) гость сам..вольно вздума..т сам себе налить рюмку вина.
Обломовцы луч..ше соглашались т..рпеть всякого рода н..удобства чем трат..ть деньги.
Услыхав что один из окрес..ных молодых помещ..ков езд..л в Москву и запл..тил там за дюж..ну рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за ж..лет к свадьбе старик Обломов п..р..крестился и сказал с выр..жен..ем ужаса что «эт..к..го молодца надо пос..дить в острог».
Они в прост..те души пон..мали и пр..в..дили в исп..лнен..е единств..(н,нн)ое уп..тр..блен..е капита(л,лл)ов – д..ржать их в сундуке.
Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.
Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.
Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
Русский язык 10 класс
Контрольный тест к зачёту № 1
Орфограммы корня и приставки
А. Задания с выбором ответа
В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) акв…рель, з…рница, пот…рять
2) вар…ант, пол…жение, ред…ктировать
3) бл…стеть, просл…влять, м…нимальный
4) вост…ргаться, повт…рение, ист…рический
Укажите ряд слов с чередующимися гласными.
1) б…калея, переж…вания, уг…реть
2) з…рница, расст..лать, исп…лнение
3) изл…гать , прик…сновение, разр…статься
4) выч…слить, накл…ниться, р…скошный
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
дириж…р, беч…вка, душ…нка
сч…т, пш…нка, реш…тка
ж…рдочка, , расч…ска, ш…рты
ноч…вка, туш…нка, трущ…ба
В словах какого ряда на месте пропусков пишутся непроизносимые согласные?
1) гиган…ский, глас…ность, лес…ница
2) древес…ный, доблес…ный, съес…ной
3) вес…ник, двухмес…ный, декаден…ский
4) искус…ный, наез…ник, завис…ник
Укажите ряд слов с двойными согласными.
1) ат…ракцион, груп…а, кол…ективный
2) диаграм…а, стел…аж, кон…армеец
3) кристал…, ал…миний, грам…пластинка
4) програм…ка, , компромис…ный, гал…ерея
Слова какого ряда не имеют приставки?
1) подол, подошва, падающие,
2) подолгу, почитать, поразительно
3) ответный, ослепляющий, отечество
4) сыплет, совершая, созидатель
В каком варианте ответа указаны все слова с приставкой с- ?
А) …делать Б) …десь В) …бить Г) …грести
1) А, Б, В 2) А, Б, Г 3) Б, В, Г 4) А, В, Г
В словах какого ряда пропущена буква е?
1) пр..стиж, пр..брежный, пр..дать значение
2) пр..успевать, пр..беречь, пр..быть вовремя
3 пр..увеличивать, пр..ображать, пр..дать друга
4) пр..кратить, пр..оритет, пр..бывать в мечтах
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) …горяча, и…чезнуть, ра…задорить,
2) и…коренить, …делка, и…подлобья
3) пр…небрежение, пр…пираться, непр…ступный
4) пр…творщица, пр…кратить, пр…прятать
В словах какого ряда после приставки пишется буква ы ?
1) без..дейный, пед..нститут, дез..нформация
2) раз..грать, пост..мпрессионизм, вз..мать
3) от..скать, пред..юльский, с..мпровизировать
4) пред..сторический, сверх..зысканный, спорт..нвентарь
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе…страшный, …дешний, во…стать
2) пр…вивка, пр…чудливый, пр…рождённый
3) за…ндеветь, об..скать, сверх…мпульсивный,
4) об…бщить, пр…держаться день, пр…дедушка
В каком ряду во всех словах следует писать Ъ?
1) ад…ютант, двух…ярусный, с…ёмка
2) ин…екция , с…экономить, кон…юктура
3) суб…ект, дет…ясли, пред…юбилейный,
4) под…езд, меж…ядерный, без…аварийный
В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пишется Ь?
А) суб…ект Б) порт…ера В) в…юга Г) кон…юктура
1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г
В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
1) Тайна пушкинского гения никогда не перестанет
приковывать к себе внимание людей всего мира.
2) Новый опыт людей подсказывает новое прочтение
Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности
3) Пушкин развивается и движется вместе с жизнью,
поэтому он существует в настоящем и принадлежит будущему.
Пушкин – ровестник всех новых поколений.
В. Задания с кратким ответом
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7.
1)Да, такова была моя участь с самого детства! 2)Все ч..тали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предпол..гали – и они р..дились. 3)Я был скромен – меня обв..нили в лукавстве: и я стал скрытен. 4)Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оск о рбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети в е селы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. 5)Я …делался завистлив. 6)Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. 7)Моя бе…цветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. 8)Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал и…кусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. 9)И тогда в душе моей родилось отчаяние – но не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное бе…сильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. 10)Я …делался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, и…парилась, умерла, я её отрезал и отбросил – тогда как другая ш е велилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь разбудили воспоминание о ней, и я вам прочёл её эпитафию.
Из предложений 2 – 3 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
Из предложений 1–7 выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Из предложений 4 – 8 выпишите слова с непроизносимыми согласными.
Из предложений 9 –10 выпишите слова с гласными а, и после шипящих в корне.
Укажите номера предложений, в которых на месте пропусков в приставках слов следует писать с- .
Из предложений 8 –10 выпишите слово(-а) с приставкой, обозначающей неполноту действия.
Из предложений 4 –6 выпишите антонимы.
Диктант с языковым анализом текста и грамматическим заданием.Сон обломова.Снится еще Илье
Диктант с языковым анализом текста и грамматическим заданием.Сон обломова.
Снится еще Илье Ильичу большая черная гостиная в родительском доме, с ясеневыми древними креслами, вечно покрытыми чехлами, с громадным, неловким и жестким диванчиком, обитым облинялым голубым барканом в пятнах, и одним великим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать посиживает на диванчике, поджав ноги под себя, и лениво вяжет ребяческий чулок, зевая и почесывая по временам спицей голову.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в абсолютном наслаждении, либо присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, пристально прислушиваясь к звуку собственных шагов.
В комнате меркло пламенеет одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, долею из экономии. На всякий предмет, который выполнялся не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности жадны.
Они с гостеприимством заколют хорошую индейку либо дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить для себя в рюмку вина.
Обломовцы соглашались превосходнее терпеть всякого рода неудобства,чем расходовать средства.
Услыхав.. что один из близлежащих молодых помещиков ездил в Москву и оплатил там за дюжину рубашек триста рублей, двадцать 5 рублей за сапоги и 40 рублей за жилет к свадьбе, старик Обломов перекрестился и сказал с выражением кошмара, скороговоркой, что этакого молодца надобно высадить в острог.
Они в простоте души разумели и приводили в выполнение единственное употребление капиталов держать их в сундуке.
2. Обусловьте тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 3.
3. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.
4. Из предложения 1 выпишите слово, интеллигентное маршрутом перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.
5. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
6. Из предложений абзацев 3 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.
7. Из абзацев 1 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.
8. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.
9. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка означает неполноту деяния.
10. Из заключительного предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
Обломов :: Гончаров Иван Александрович
Страница: 64 из 252 |
Размер шрифта | — / + |
Цвет теста | |
Цвет фона | |
скрыть |
Надо, впрочем, отдать хозяевам справедливость: иной раз в беде или неудобстве они очень обеспокоятся, даже погорячатся и рассердятся.
Как, дескать, можно запускать или оставлять то и другое? Надо сейчас принять меры. И говорят только о том, как бы починить мостик, что ли, через канаву или огородить в одном месте сад, чтоб скотина не портила деревьев, потому что часть плетня в одном месте совсем лежала на земле.
Илья Иванович простёр свою заботливость даже до того, что однажды, гуляя по саду, собственноручно приподнял, кряхтя и охая, плетень и велел садовнику поставить поскорей две жерди: плетень благодаря этой распорядительности Обломова простоял так всё лето, и только зимой снегом повалило его опять.
Наконец даже дошло до того, что на мостик настлали три новые доски, тотчас же, как только Антип свалился с него, с лошадью и с бочкой, в канаву. Он ещё не успел выздороветь от ушиба, а уж мостик отделан был заново.
Коровы и козы тоже немного взяли после нового падения плетня в саду: они съели только смородинные кусты да принялись обдирать десятую липу, а до яблонь и не дошли, как последовало распоряжение врыть плетень как надо и даже окопать канавкой.
Досталось же и двум коровам и козе, пойманным на деле: славно вздули бока!
Снится ещё Илье Ильичу большая тёмная гостиная в родительском доме, с ясеневыми старинными креслами, вечно покрытыми чехлами, с огромным, неуклюжим и жёстким диваном, обитым полинялым голубым барканом в пятнах, и одним большим кожаным креслом.
Наступает длинный зимний вечер.
Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почёсывая по временам спицей голову.
Подле неё сидит Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна и, уткнув носы в работу, прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или для отца его, или для самих себя.
Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперёд, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнёт опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов. Потом понюхает табаку, высморкается и опять понюхает.
В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы все старались ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
Они с радушием заколют отличную индейку или дюжину цыплят к приезду гостя, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, как тот же гость самовольно вздумает сам налить себе в рюмку вина.
Впрочем, такого разврата там почти не случалось: это сделает разве сорванец какой-нибудь, погибший в общем мнении человек; такого гостя и во двор не пустят.
Нет, не такие нравы были там: гость там прежде троекратного потчеванья и не дотронется ни до чего. Он очень хорошо знает, что однократное потчеванье чаще заключает в себе просьбу отказаться от предлагаемого блюда или вина, нежели отведать его.
Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.
Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за неё выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.
Обломовцы соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги.
http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/2648875-diktant-s-jazykovym-analizom-teksta-i-grammaticheskim-zadaniemson-oblomovasnitsja-eshhe-ile.html
http://tululu.org/read70584/64/