Контрольные диктанты по правописанию глаголов в 4 классе

Диктанты по теме «Глагол»

«Цветёт черёмуха»

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов)

Слова для справок: аромат, замер, боятся.

Грамматическое задание:

  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

«Совесть»

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (90 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  2. Поставь глаголы в неопределённую форму: Пришла, идёт, посмотрит.

«Вечерняя прогулка»

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (70 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

«Полярный день»

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке. (81 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

«Лесные жители»

Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье. (90 слов)

Контрольные диктанты 4 класс «Школа России»
тест по русскому языку (4 класс)

Контрольные диктанты 4 класс «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
diktanty_4_klass.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс 1 четверть. Тема: «Повторение»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Контрольный диктант по русскому языку — «Повторение» 4 класс

4 класс 1 четверть. Тема: «Предложение»

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Контрольный диктант по русскому языку — «Предложение» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Части речи»

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Контрольный диктант по русскому языку — «Части речи» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Диктант по русскому языку — «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие

4 класс 3 четверть. Тема: «Имя прилагательное»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Контрольный диктант по русскому языку — «Имя прилагательное» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Местоимение»

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Контрольный диктант по русскому языку — «Местоимение» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Глагол»

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Контрольный диктант по русскому языку — «Глагол» 4 класс

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

1. Синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

2. Морфологический разбор глагола.
1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.

3. Выполни разбор слов по составу.
1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов»

При написании Контрольные диктанты 4 класс по теме «Правописание окончаний глаголов» использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа

Двухэтажный автобус

Для большей вместимости автобусы можно делать двухэтажными. Входишь в такой автобус. По внутренней лестнице попадаешь на второй этаж. Ты удобно устраиваешься, едешь по городу, смотришь из окна и наслаждаешься прекрасным видом улиц. Где ты можешь увидеть такой автобус? Такие автобусы увидишь в Лондоне, в Париже, в Москве. Знаешь, как они называются? Это омнибусы.

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Глаголы ДЫШАТЬ, ГУЛЯТЬ, ЗАВИСЕТЬ записать во 2-м лице единственного числа. Выделить окончания.
  3. Указать склонение и падеж имён существительных третьего предложения. Выделить окончания.

Телефонные станции

Первые русские телефонные станции были ручными, а телефонные аппараты громоздкими и деревянными. Дисков для набора номеров на аппарате не было. Зато сбоку торчала рукоятка. Снимешь трубку, покрутишь ручку. Тогда откликается на станции телефонистка. Ты называешь нужный номер. Она тебя соединяет. Поговоришь и кладёшь трубку. Опять крутишь рукоятку, но только отдельными рывками. Это ты так сигналишь телефонистке. Она вас разъединит.

(61 слово) (по В. Меерзону)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Разобрать по составу слова: РУССКИЕ, СОЕДИНЯЕТ, ПОГОВОРИШЬ, ТРУБКУ.
  3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Корабль пустыни

Верблюд словно специально создан для жизни в пустыне. Неторопливо шагает караван мерным шагом в песках. Верблюды не торопятся, но у них широкий шаг. Отстанешь от каравана и не догонишь его даже бегом. Последний верблюд мелькнёт за барханом и исчезнет.
Едешь между верблюжьими горбами, будто плывёшь на лодке. Ты сидишь высоко. Далеко видно вокруг.
На высоком бархане лежит лисица. Нос уткнула в хвост и дремлет, а сама посматривает на караван.

(72 слова) (по Г. Снегирёву)

Грамматические задания

  1. Найти в диктанте три глагола 2-го лица единственного числа, указать спряжение. Выделить окончания.
  2. Написать по одному существительному мужского и женского рода с шипящей на конце.
  3. Первое предложение третьего абзаца разобрать по членам предложения и частям речи. Выписать словосочетания.

Правописание окончаний глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа

Хвойный аромат

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора.

Грамматические задания

  1. Написать глагол ДЫШАТЬ во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.
  2. В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.
  3. В слово ЗАП..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Валенки

Как делают валенки? Сначала мастер готовит шерсть. От неё зависит качество изделия. Мастер соединяет тонкую и толстую шерсть, моет, высушивает и расчёсывает. Потом шерсть смачивает водой и загружает в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны вертятся, толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер сворачивает основу валенка. Она больше ноги человека. Ведь при валянии её объём сильно уменьшается. Затем на специальных машинах формируют валенок. Мастер надевает его на колодку, продолжает валять, подогревает водяными парами, а потом сушит и обтачивает.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три глагола второго спряжения. Выделить окончания.
  2. Проспрягать глагол ПОДОГРЕВАТЬ.
  3. В слово ПРОЖ..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Илистый прыгун на берегу

Эта сухопутная рыбёшка часто прыгает по берегу. При прыжке рыбке очень помогает хвост. У прыгуна широкие плавники. Он не увязнет в жидком иле. Эта рыбёшка заползает на дерево на вышину человеческого роста и прикрепляется брюшной присоской. Лёгких у прыгуна нет. Дышит он жабрами. Жабры высыхают. Но у прыгуна существует запас воды за щеками. Прыгун сразу замечает опасность и быстро улепётывает. Икру самка откладывает в гнездо у кромки воды и охраняет его. Мясо прыгунов съедобно. Ловят этих рыб в их норках с помощью специальных капканов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/04/19/kontrolnye-diktanty-4-klass-shkola-rossii

http://vprotl.com/diktant-4-klass/kontrolnyie-diktantyi-4-klass-pravopisanie-okonchaniy-glagolov/