Контрольный диктант 5 класс по теме правописание корней

Контрольные диктанты в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Сборник контрольных диктантов (2 варианта) и график их проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnyy_diktant.doc165 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МКОУ «Уржумская ООШ»

Сборник диктантов по русскому языку в 5 классе

Учитель: Смирнова Надежда Эксановна

Повторение изученного в начальных классах

Синтаксис и пунктуация

Морфемика. Орфография. Культура речи

Повторение изученного в 5 классе

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1

по теме : «Повторение изученного в начальных классах»

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Контрольный диктант (№1)

по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),

В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)

Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Схема анализа контрольного диктанта №1

по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Разделительный ь, ъ ________________ чел
  6. Раздельное написание предлогов с другими словами
  7. Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
  3. В разборе слова по составу __________ чел

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

Схема анализа контрольного диктанта №2

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Тире в простом предложении _____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
  3. В разборе слова по составу __________ чел

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Фонетика. Графика».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

2 вар — Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.

3. Произвести фонетический разбор слов

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Фонетика. Графика».

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. землю
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Вот над елочкой появилась первая звездочка.

2 вар — Ночь вступала в свои права.

3. Произвести фонетический разбор слов

2 вар. — след Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме : «Фонетика и графика»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
  3. В фонетическом разборе слова __________ чел

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная, порыв

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают, десятки

2 вариант лесорубы, отводит, посадками

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме : «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В объяснении безударной гласной в корнях глаголов первого абзаца _чел
  2. В разборе по составу слова ____________ чел

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное.».

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» — 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» — 2в .

  1. Морфологический разбор слова «в траве» — 1 в , «на полянке»- 2 в.

Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» — 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное».

По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
  2. Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» — 1в , «По дороге топал еж» .
  3. Морфологический разбор слова «Фомкой» — 1 в , «Барин»- 2 в.
  4. Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил» — 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в

Контрольный диктант по русскому языку на тему «Правописание корней с чередованием» (5 класс).

Контрольный диктант по русскому языку по теме «Правописание корней с чередованием». 5 класс.

Наступили летние каникулы. Ученики пятого класса решили устроить пикник у ближайшего озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Загорелые ребятишки сразу принялись за дело. Мальчики собирали сухие ветки и разжигали костер. Девочки стелили скатерть под ивой, которая росла у самой воды. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще немножко позагорать.

“ Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, играли, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, заперся он в палатке и ненавидел весь мир.

1. Выпиши из текста 4 слова с чередованием в корне, подбери пару.

2. Выпиши предложение с прямой речью, составь схему, укажи вид предложения по цели высказывания и интонации.

3. Напиши исходное слово, укажи словообразовательную морфему.

устроить, смешные// позагорать, летние

Контрольный диктант 5 класс по теме правописание корней

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Словообразование. Орфография» на конец 2-й четверти и 1-го полугодия в соответствии с требованиями государственного стандарта данного года обучения.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученным разделам; уровня развития умений применять ранее изученные правила написания.

— проверяемые безударные гласные в корне слова;

— проверяемые согласные в корне слова;

— е- и в окончаниях существительных;

— непроизносимые согласные в корне слова;

— написание корней с чередующимися гласными;

— безударные гласные в окончаниях прилагательных;

— раздельное употребление предлогов с существительными;

Постановки знаков препинания:

— знаки препинания в конце предложения;

— однородных членах предложения;

— в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— подбирать проверочные слова;

— производить морфемный разбор слов (по составу)

— узнавать изученные орфограммы;

— работать со сложными предложениями.

Трудно проложить путь по тайге. Упавшие деревья перепутались стволами и ветвями, на них выросли травы, мхи. Многие стволы уже сгнили. Колючие ветви царапают руки и лицо, тяжёлый рюкзак цепляется за сучья.

Вот целая поросль папоротников. Под их зеленью чуть слышно журчит ручеёк. Путь предстоит далёкий. И мы располагаемся на отдых.

Но вот опять пора в дрогу. Мы раздвигаем папоротники, переходим через ручей. Ноги утопают во влажном мху, почва пружинит. Мы у края большого болота. Лес стал другим. Исчезли громадные деревья. Только редкие маленькие сосенки и берёзки растут на моховом болоте.

(92 слова) (По Г. Ганейзеру)

1. Выписать 2 – 3 слова с безударными гласными корня, проверяемыми ударением, подобрать к ним однокоренные слова:

— из первого абзаца — 1-й вариант

— из второго абзаца — 2-й вариант

2. разобрать слова по составу:

Сгнили, тяжёлые, ручей — 1-й вариант

Раздвигаем, далёкий, ручеёк — 2-й вариант

3. Выписать слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их правописание:

Из первого абзаца — 1-й вариант

Из второго абзаца — 2-й вариант

4. Найти сложное предложение, выделить в нём грамматические основы и начертить схему:


источники:

http://infourok.ru/kontrolniy-diktant-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-korney-s-cheredovaniem-klass-1875390.html

http://tak-to-ent.net/load/502-1-0-11412