Контрольный диктант 7 класс правописание орфография и пунктуация

Контрольные диктанты «Орфография и пунктуация» (7 класс)

Остап Бульба, несмотря на что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую казаков. Остап считался одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходившим под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.

139 слов (По Н.Гоголю)

(Слитное и раздельное написание союзов. Запятые перед сочинительными и подчинительными союзами.)

Дети – вечная наша тревога

Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда. И еще: какие бы они ни были большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи. И как подумаешь: вот скоро умирать, а они останутся одни, кто их, кроме отца и матери, знает такими, какие они есть? Кто их примет со всеми их изъянами? Кто поймет? Простит? Но ведь когда-то они останутся одни.

Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем в успокоенном мире!

Контрольный диктант 7 класс правописание орфография и пунктуация

Тексты контрольных диктантов с грамматическим заданием для обучающихся 7-х классов рассчитаны на весь учебный год.

В 1 четверти проверяем сформированные умения обучающихся по разделу «Повторение изученного в 5-6 классах». Во 2-3 четвертях усвоение нового материала. В 4 четверти выясняем качественные показатели изучения курса в целом.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Волки

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. 4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. 4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. 4 (1 вариант); Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пустынных, заболевают, находящиеся(1 вариант); копытной, погибают, преследовавшие (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: растерзанных (1вариант), заболевших (2 вариант).

Пёстрая лента

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. 4 Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.

Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. «Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон», — сказал он. Я удивленно спросил: «Что случилось?». Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждёт в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную.

Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. 4 Она подняла вуаль, и мы увидели её посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина. (По А.К. Дойлу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. 4 (1 вариант); Дама, одетая в чёрное, поднялась при нашем появлении. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: апрельское, проснувшись, разбудил (1 вариант); будничных, просматривая, блестела (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: посеревшее (1 вариант), одетая (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Снег

Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.

Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами.

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: не успевшую (1 вариант), нарушаемая (2 вариант).

3. Морфемный разбор слов: озарённое, потерявшие (1 вариант), накрывшее, блестящую (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. (1 вариант)

В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге. (2 вариант)

Карта Острова Сокровищ

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена , на ней были указаны широты и долготы, обозначены заливы, бухты. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затеи отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рождённому фантазией Стивенсона. (По Р.С. Белоусову.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста 2 причастия с разными орфограммами и объясните их: действительные (1 вариант), страдательные (2 вариант).

2. Морфологический разбор слова: оказавшийся (1 вариант), раскрашена (2 вариант).

3. Морфемный разбор слов: затерянной, неослабевающим (1 вариант), придуманного, напоминавшего (2 вариант).

4. Синтаксический разбор предложения: Cтивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесёнными им на карте, написал их названия. (1 вариант)

Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги. (2 вариант)

Контрольный диктант по итогам III четверти

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тиши­ну, которая царит в нем. Особенно хорошо в густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, кое-где проглядывают клочья неба. 4 Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся каки­ми-то гигантскими руками. Фантастический характер придают картине леса громадные папорот­ники, которые топорщатся перистыми листьями. Мяг­кий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. Прибавьте к этому слабое осве­щение, падающее косыми полосами сверху.

Как-то немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдёшь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях. 4 В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. Изредка ухает филин, вдалеке над­рывается кукушка. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, где-нибудь, немного (I вариант); изредка, кое-где, вдалеке (II вариант).

2. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (I вариант); как-то (II вариант).

3. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые вхо­дит наречие, объясните его правописание: из 1-2 абзаца (I вариант); из 3-4 абзаца (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор пред­ложения:

Между древесными стволами, обросшими в тече­ние десятилетий седым мхом и узорчатыми лишая­ми, кое-где проглядывают клочья неба. (I вариант);

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых за­рослях. (II вариант).

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже по­теряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрас­таясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбе­гали на улицу, ставили ушаты под потоки, под про­ливным дождём радостно перекликались друг с дру­гом. По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. 4

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклю­нувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. 4 (По Ф. Абрамову.)

(123 слова.)

Грамматическое задание

1. Выпишите три словосочетания «глагол + сущест­вительное с предлогом», укажите значение предло­гов (из двух первых абзацев — I вариант; из последних абзацев — II вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: клубясь, курящимся, перекликались (I вариант); разрас­таясь, отжившим, носились (II вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в течение (лета), неуверенно, вдали(I вариант); из-за мути, медленно, несмотря на ливень (II вариант).

4. Произведите синтаксический разбор предложе­ния:По лужам носились босоногие ребя­тишки, всю весну высидевшие дома. (1 вариант); Играла на солнце берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (2 вариант)

Во время Первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пёс по кличке Куб­рик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслы­шав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал бое­вой тревоги.

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время Второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. 4

Человек учит собак разыскивать людей, попав­ших в беду, погребённых под руинами во время зем­летрясений и заваленных снежными обвалами в го­рах, находить полезные ископаемые, пасти домаш­ний скот.

В мире немало памятников собакам. Жители одно­го итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. 4 (По Б. Волынкиной.)

Примечание. Эскадра — крупное соединение воен­ных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.

Грамматическое задание

1. Выпишите словосочетания, в которые входит предлог с пространственным, временным, объектным значением.

2. Обозначьте морфемы в словах: разыскивать, заваленных, заслы­шав (1вариант); улавливали, отличавшийся, разыскивая (2вариант).

3. Найдите сложное предложение с деепричастным оборо­том, подчеркните оборот как член предложения: в 1 абзаце (1вариант); во 2 абзаце (2вариант).

4. Произведите синтаксический разбор: Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах. (I вариант); В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (2 вариант).

Беседа за чаем

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в ещё не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. 4 Золочёная и посеребрённая посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчёт поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. 4 (По И.В. Сорокиной.)

Грамматическое задание

1. Выполнить разбор слов по составу: по-летнему, распахнутыми, отражая (1 вариант);

посеребренная, по-праздничному, развеселившись (2 вариант).

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. (1 вариант);

В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (2 вариант).

3. Обозначьте орфограммы в словах: в заключение чаепития, вследствие дождей, насчет поездки, вопреки опасениям (1 вариант); в течение часа, вдоль стен, несмотря на начало, в виде цветка (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Кто как спит

Рыбы, птицы, животные спят по-разному. Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. Некоторые во время сна медленно начинают передвигаться вперед, вправо или влево. Иная рыбка плавает головой вниз или на боку, а то и переворачивается вверх брюшком.

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. Залезает наверх и располагается поудобнее 3 на ветке. В зоопарке им приходится жить по-новому. Волей-неволей они постепенно с трудом приучаются спать на деревянных кроватях, но иногда какая-нибудь из них начинает взволнованно кричать, цепляется за сетку и повисает на ней. Но висеть так неудобно, и обезьянка, чуть-чуть 3 повисев, все-таки укладывается снова на отведенное ей место.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: чуть-чуть(1 вариант); поудобнее (2 вариант).

2. Выпишите служебные слова из предложений и определите их принадлежность (предлог, союз, частица): из1, 4 абзацев (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Некоторые рыбы засветло опускаются на дно, уходят вглубь и стараются спрятаться в зарослях подводной растительности. (1 вариант);

Шимпанзе ежедневно устраивает новое ложе на дереве, на воле никогда нигде по-другому не спит. (2 вариант).

В лесу

Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все вовремя. Не спеша тронулись в путь. Был по-летнему тёплый день. Сначала справа и слева тянулись поля, но вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес, куда мы изредка ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время нашего переезда уже кое-где трещал.

Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой земляники, а внутри леса кустики черники сплошь покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а мы вчетвером стали собирать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.

Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. Ему стало невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные, в чаще им почему-то было жутко.

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и потом долго вспоминали нашу поездку в лес. (129 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: кое-где (1 вариант); мало-помалу (2 вариант).

2. Выпишите 3-4 наречия с разными видами орфограмм и графически их объясните: из 1 и 4 абзацев (1 вариант); из 2-3 абзацев (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Один мальчик устремился в глубь леса, но тотчас же вернулся назад. (I вариант);

Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. (II вариант).

Летний вечер

Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звёзды, ещё не успевшие разгореться.

Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.

На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, всё радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще 3 , заметнее. На тёмном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звёзды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы. (130 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор наречия: непрерывно (1 вариант); гуще (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: разгореться, присмиревший, радостно(1 вариант); залюбоваться, неведомом, незаметно (2 вариант).

3. Произведите синтаксический разбор: Присмиревший ветерок изредка прошумит над землёй, повеет в лицо неожиданной прохладой. (1 вариант); О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. (2 вариант).

Контрольные диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 7 класса

Контрольные диктанты с грамматическим заданием по русскому языку для 7 класса

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классе»

Не прошло и недели, как начались у нас приключения.

Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. Неподалёку в лесу громко пела какая-то птица. Тузик бегал рядом, то касался носом растений, то ложился на траву.

Шоссе было пустынно, никого не было видно, кроме какой-то старушки в платочке с хозяйственной сумкой в руке. Когда старушка поравнялась с нами, Тузик вдруг клацнул зубами и вцепился в хозяйственную сумку. Я в испуге дернул за поводок, Тузик отскочил, и мы пошли было дальше, как вдруг за спиной послышался негромкий крик: «Колбаса!».

Я взглянул на Тузика. Из собачьей пасти торчал огромный батон колбасы, похожий на дирижабль.

Я выхватил колбасу, ударил ею Тузика по голове, а потом издали поклонился старушке и положил колбасный батон на шоссе, подстелив носовой платок. (По Ю. Ковалю) (122 слова)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Как-то вечером мы прогуливались по дачному шоссе. 2 вариант Неподалёку в лесу громко пела какая-то птица.

2.Выписать из предложения словосочетание и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор местоимения 1 вариант «мы», 2 вариант «какая-то»

4.Словообразовательный разбор 1 вариант дачному, поравнялась

2 вариант хозяйственную, пошли

5.Морфемный разбор 1 вариант выхватил, старушке

2 вариант платочке, положил

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Правописание причастий»

Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, омываемые речной водой и обдуваемые ветром, поросли цветами. Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой.

Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко. (По К. Паустовскому) (126 слов)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Песчаные косы, омываемые речной водой и обдуваемые ветром, поросли цветами. 2 вариант Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой.

2.Выписать из предложения словосочетание с причастием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор глагола 1 вариант поросли, 2 вариант лежали

4.Словообразовательный разбор 1 вариант сверкающие

2 вариант бегущей

5.Морфемный разбор 1 вариант причудливыми, перемешивались

2 вариант сладковатым, придавала

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Причастие»

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение — и бушующее море поглотило бы судно. Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы. (129 слов) ( По Я. Палкевичу)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. 2 вариант Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время

2.Выписать из предложения словосочетание с причастием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор причастия 1 вариант находившемся, 2 вариант покидавшего

4.Словообразовательный разбор 1 вариант поднявшийся, разъярённые

2 вариант предвещавшими, встревоженная

5.Морфемный разбор 1 вариант нависшие, вооружаются

2 вариант пенящиеся, выбрасывают

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.2 вариант Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

2.Выписать из предложения словосочетание с деепричастием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор деепричастия 1 вариант поднимая, 2 вариант повернувшись

4.Словообразовательный разбор 1 вариант кусая, покатившись

2 вариант ломаясь, высунув

5.Морфемный разбор 1 вариант позабывшая, утаптывая

2 вариант упавшие, завязая

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Наречие»

Я люблю северный лес за торжественную тишину, царящую в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся где-то с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.

(По Д. Мамину-Сибиряку) (126 слов)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где робко проглядывают клочья неба. 2 вариант Лапчатые ветви деревьев, грозно свесившиеся с высоты, кажутся какими-то гигантскими руками.

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант кое-где, 2 вариант где-то

4.Словообразовательный разбор 1 вариант особенно

2 вариант хорошо

5.Морфемный разбор 1 вариант обросшими, сказочно

2 вариант свесившиеся, сверху

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий»

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.

Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.

И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.

Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов) (По А. Иллюминаторской)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день 2 вариант Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо

2.Выписать из предложения словосочетание с наречием и сделать его синтаксический разбор.

3.Морфологический разбор наречия 1 вариант по-весеннему, 2 вариант сначала

4.Словообразовательный разбор 1 вариант во-первых

2 вариант во-вторых

5.Морфемный разбор 1 вариант по-новому, вдребезги

2 вариант по-летнему, вокруг

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Правописание предлогов и союзов»

Короткое северное лето

В течение долой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли к деревне. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся легким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по отжившим перелескам. (По Ф. Абрамову) (126 слов)

1. Синтаксический разбор предложения: 1 вариант По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. 2 вариант Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.

2. Выпишите три словосочетания «глагол + существительное с предлогом», укажите значение предлогов (из двух первых абзацев — 1 вариант; из последних абзацев — 2 вариант).

3.Морфологический разбор союза и предлога (выписать из второго абзаца).

4. Словообразовательный разбор 1 вариант опушенных 2 вариант отжившим

5. Морфемный разбор 1 вариант поползли, разрастаясь, босоногие 2 вариант опушенных, радостно, бухнуло

Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме «Предлоги и союзы»

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.

Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б. Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра — крупное соединение военных судов. Эскадренный — входящий в эскадру.

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. 2 вариант В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой.

2. Выпишите словосочетания, в которые входят предлоги с пространственным, временным, объектным значением.

3. Морфологический разбор союза и предлога (выписать из второго абзаца).

4. Словообразовательный разбор 1 вариант памятников 2 вариант обстрел

5.Морфемный разбор 1 вариант разыскивать, заваленных, четырнадцать 2 вариант ископаемые, улавливали, миноносце

Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием по теме «Служебные части речи»

— известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.

Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.

В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя.

Словарь Ожегова — настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

1.Синтаксический разбор предложения 1 вариант Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. 2 вариант В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны. 2.Выписать из предложения словосочетание и сделать его синтаксический разбор.

3. Морфологический разбор отрицательной частицы.

4. Словообразовательный разбор 1 вариант державшего 2 вариант знающего

5.Морфемный разбор 1 вариант известный, собирается 2 вариант объёмистый, современного

Контрольный диктант №10 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классе»

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. На них были звериные шкуры и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигренок. Да-да, самый настоящий тигренок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и растерянно оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигренка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почетное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нем что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигренка накормили из чашки теплым кипяченым молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (130 слова)

1. Синтаксический разбор предложения

1-й вариант: По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги.

2-й вариант: Мы старались заметить в нем что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

2.Выписать из предложения словосочетание и сделать его синтаксический разбор

3. Морфологический разбор слов:

1-й вариант: сгорбившись, нагруженные.

2-й вариант: описывая, уставших.

4. Словообразовательный разбор 1 вариант сгорбившись 2 вариант налакавшись

5.Морфемный разбор 1 вариант проезжали, растерянно, покрытый 2 вариант попятился, внимательно, уставших


источники:

http://ruslita.ru/vidy-kontrolya/37-dictanty-v-7-d

http://pandia.ru/text/79/572/10230.php