Контрольный диктант для 5 класса правописание согласных

Контрольный диктант для 5 класса правописание согласных

Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс начальной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умения выбирать условия для написания орфограмм:

— проверяемых безударных гласных в корне слова;

— непроверяемых безударных гласных в корне слова;

— звонких и глухих согласных в корне слова;

— предлогов со словами;

— безударных падежных окончаний имён существительных;

— безударных падежных окончаний имён прилагательных;

— безударных личных окончаний глагола;

— тся, -ться в глаголах;

— гласных в приставках;

Постановки знаков препинания:

— при однородных членах предложения;

— в сложных предложениях (перед союзом а).

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— производить морфемный разбор слов;

— опознавать изученные части речи в тексте;

— определять морфологические признаки частей речи;

После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, подберёзовики, скользкие грузди, душистые рыжики. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а на кочках болота появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.

Лёгкий ветерок гонит облачко по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает липкая паутина.

Птичьи стаи начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.

(79 слов) (По И. Соколову – Микитову)

1. Разобрать слова по составу.

2-й вариант: травинки, подосиновики

2. Выписать из текста по три слова с орфограммой

1-й вариант: безударные гласные в корне слова

2-й вариант: звонкие и глухие согласные в корне слова

3. Выписать из текста одно существительное, прилагательное и глагол. Указать их морфологические признаки

Контрольные диктанты в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Сборник контрольных диктантов (2 варианта) и график их проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnyy_diktant.doc165 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МКОУ «Уржумская ООШ»

Сборник диктантов по русскому языку в 5 классе

Учитель: Смирнова Надежда Эксановна

Повторение изученного в начальных классах

Синтаксис и пунктуация

Морфемика. Орфография. Культура речи

Повторение изученного в 5 классе

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ №1

по теме : «Повторение изученного в начальных классах»

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),

Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)

Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Контрольный диктант (№1)

по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),

В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).

  1. Разберите слова по составу:

Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)

Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)

Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова

Схема анализа контрольного диктанта №1

по теме: «Повторение изученного в начальных классах»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Разделительный ь, ъ ________________ чел
  6. Раздельное написание предлогов с другими словами
  7. Буквы и,у,а после шипящих ____________ чел
  8. Употребление ь на конце существительных после шипящих ____ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
  3. В разборе слова по составу __________ чел

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)

Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 2-ом абзаце

Графически объяснить пунктуацию в предложениях

1 вар. — «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.

Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Контрольный диктант (№2)

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.

В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.

В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.

Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях

1 вар. – в 1-ом абзаце

2-ой вар. – во 3-ем абзаце

Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Пословица – это краткое мудрое изречение народа.

2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.

Разобрать по составу слова:

1 вар – поговорка

Схема анализа контрольного диктанта №2

по теме : «Синтаксис и пунктуация»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Тире в простом предложении _____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В обозначении частей речи в предложении ____________ чел
  3. В разборе слова по составу __________ чел

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Фонетика. Графика».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

2 вар — Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.

3. Произвести фонетический разбор слов

Контрольный диктант (№3)

по теме: «Фонетика. Графика».

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. землю
Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомой тропинки стал пропадать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

  1. Озаглавить текст
  2. Произвести синтаксический разбор предложения

1 вар. — Вот над елочкой появилась первая звездочка.

2 вар — Ночь вступала в свои права.

3. Произвести фонетический разбор слов

2 вар. — след Схема анализа контрольного диктанта №3

по теме : «Фонетика и графика»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В оглавлении текста ____________ чел
  2. В синтаксическом разборе предложения ____________ чел
  3. В фонетическом разборе слова __________ чел

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. (85 слов.)

(ПО Б. Т и м о ф е е в у.)

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант Набегают, крупные, дождинки

2 вариант Затихает, туманная, порыв

Контрольный диктант (№4)

по теме: «Морфемика. Орфография. Культура речи.».

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Г р а м м а т и ч е с к ое з а д а н и е:

  1. По мере написания диктанта объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.
  2. Разобрать по составу слова:

1 вариант лесовод, бросают, десятки

2 вариант лесорубы, отводит, посадками

Схема анализа контрольного диктанта №4

по теме : «Морфемика. Орфография. Культура речи.»

5 класс Дата _____________________

В классе _________ уч-ся

Писали диктант __________ уч-ся

Написали диктант на

Выполнили грамматическое задание на

«5» — _______ уч-ся

«5» — _______ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«4»- _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«3» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«2» — _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

«1»- _________ уч-ся

В диктанте допущены ошибки на следующие правила:

  1. Проверяемые безударные в корне слова ________ чел.
  2. Непроверяемые гласные и согласные ___________ чел
  3. Проверяемые согласные в корне слова __________ чел
  4. Непроизносимые согласные в корне слова ________ чел
  5. Раздельное написание предлогов с другими словами чел
  6. Знаки препинания в предложении с прямой речью_____________ чел
  7. Запятые при однородных членах ___________ чел
  8. Запятые в сложных предложениях _________ чел

В грамматическом задании допущены следующие ошибки:

  1. В объяснении безударной гласной в корнях глаголов первого абзаца _чел
  2. В разборе по составу слова ____________ чел

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное.».

Переполох в лесу

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Синтаксический разбор предложения «На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.» — 1в , «На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.» — 2в .

  1. Морфологический разбор слова «в траве» — 1 в , «на полянке»- 2 в.

Разобрать слова по составу «лисёнок », «сосновой», «бросился» — 1 в. «полянке», «колючий», «поднял» – 2 в

Контрольный диктант (№5)

по теме: «Имя существительное».

По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.

В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)

  1. Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
  2. Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку» — 1в , «По дороге топал еж» .
  3. Морфологический разбор слова «Фомкой» — 1 в , «Барин»- 2 в.
  4. Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил» — 1 в. «Ножками», «колючий», «ужинал» – 2 в

Контрольные диктанты ФГОС. 5 класс

к контрольному диктанту (входной контроль)

1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний обучащихся 5 класса. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения обучащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по программе начальной школы и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – диктант. 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих; 6.4. У потребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.15. Правописание словарных слов;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

1.2. Фонетический анализ слова

— Умение определять звуковой состав слова

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов;

— умение проводить морфологический разбор

— Умение находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Контрольный диктант (входной контроль)

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке. (По И.Соколову-Микитову)

1. Выписать 2-3 слова с безударными гласными в корне, подобрать проверочные слова.

2. Найти слово (слова), в котором букв больше, чем звуков (лось, готовятся).

3.Выполнить следующие разборы:

Морфологический — (на) пне

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком! (87 слов) (По Е. Носову)

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемая безударная гласная в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове корзинка.

3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммами «Проверяемые согласные в корне слова» и «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.

2. Выделите морфемы в слове берёзка.

3. Вспомните и запишите 4—5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

4. *У казать речевую ситуацию, в которой может быть использован этот текст.

к контрольному диктанту

с грамматическим заданием по теме

1. Назначение контрольного диктанта

Контрольная работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализе, рассуждении.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Синтаксис и пунктуация» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне;

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

-Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

7.16. Тире в простом предложении

— Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании;

— Умение определять грамматическую основу предложения;

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

4. Время выполнения работы – 45 минут

5. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

6. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Октябрь — осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

1. Вариант 1. Выписать из первого абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 8 и 9 предложениях.

3. Морфемный разбор слов вкусные, улетают.

4. * Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

2.Вариант 1. Выписать из второго абзаца три словосочетания и сделать их разбор.

2. Подчеркнуть грамматические основы в 11 и 12 предложениях.

3. Морфемный разбор слов зимние, посидели.

4. * Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

Дуб — удивительное растение

Дуб — удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны . В дуплах дубов живут сычи, зимуют летучие мыши.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения последнего абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы первого и последнего предложений

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

1. Выписать все словосочетания из 1 предложения второго абзаца. Одно из них разобрать.

2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях первого абзаца

3. Составить схему последнего предложения текста.

4. *Объяснить, почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием

к объснительному диктанту с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Морфемика» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.5. Правописание корней;

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.6. Правописание приставок;

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

— Умение определять грамматическую основу предложения;

5.13. Синтаксический анализ сложного предложения . Умение проводить синтаксический анализ предложения

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

3.2. Морфемный анализ слова. Умение проводить морфемный анализ слов

Умение опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

Выполнены верно все

Выполнено правильно не менее ¾ заданий

Правильно выполнено не менее половины заданий

Правильно выполнено менее половины заданий

Объснительный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию.

Дневные цветы пробуждаются, когда начинается рассвет. Птичка поет в саду, и открывает голубые звездочки своих цветов цикорий. Расправляет широкие лепестки шиповник, светятся огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает свои лепестки гвоздики. Солнце сверкает и освещает ослепительным светом все вокруг: лес, поле, речку. Раскрывает на воде свой белоснежный венчик лилия. К солнечным лучам тянется нарцисс.

Дневные цветы обычно первыми засыпают.

Кончается летний день. Солнце располагается все ниже к горизонту. И тут начинают оживать ночные цветы.

1. Произведите морфемный разбор слов: рассвет, головки.

2. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения.

3. Сделайте синтаксический разбор предложений: Птичка поет….. К шести часам….

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения во влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.

Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.

В лугах расположились перепела, куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.

Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, — рос-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем

2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

1. Выпишите слова с чередованием гласных в корне -лаг-, -лож-. Графически объясните выбор гласной. Запишите слова-исключения с этим корнем выпишите однокоренные слова с корнем -луг-, разберите их по составу.

3. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения.

4. *Объяснить, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

к контрольному диктанту по теме «Имя существительное»

1. Назначение работы

Работа позволяет осуществлять текущий контроль знаний. Работа направлена на проверку как предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик научится», так и метапредметных результатов (познавательные УУД). Грамматическое задание 4 направлено на проверку предметных результатов, отнесенных к блоку «Ученик получит возможность научиться». Проверка достижения метапредметных УУД состоит в работе с текстом, действию по алгоритму, анализ, рассуждение.

2. Цели диктанта:

— Определение фактического уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса русского языка по теме «Имя существительное» и сформированности общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

— Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

3. Структура работы: 1 часть – текст диктанта, 2 часть – грамматическое задание

4. Основные проверяемые образовательные достижения учащихся:

Метапредметные результаты проверяются по следующим позициям:

— способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции;

— способность к самоорганизации, саморегуляции и самоконтролю в процессе письма;

— умение находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Предметные результаты проверяются по следующим позициям:

Код по кодификатору

— Умение соблюдать орфографические нормы в процессе письма;

— Умение слушать и записывать слова, осуществлять самоконтроль в процессе письма, владеть навыками правописания:

— безударной гласной, проверяемой ударением; правописание слов с непроизносимой согласной в корне; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

6.2. Употребление гласных букв а, и, у после шипящих;

6.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.4. Употребление разделительных Ь и Ъ;

6.5. Правописание корней;

6.6. Правописание приставок;

6.9. Правописание падежных и родовых окончаний существительных

6.16. Раздельное написание предлогов

Умение примененять правила постановки знаков препинания в конце предложения в простом предложении

-применять синтаксические знания и умения в практике правописания

5.7. Осложненное простое предложение

Умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма;

-Умение находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами:

7.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении

4.1. Самостоятельные части речи

— Умение распознавать существительные и их морфологические признаки;

— Умение проводить морфологический разбор существительного; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять их синтаксическую функцию;

— Умение применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов

— Умение выделять словосочетание в составе предложения, определять роль имени существительного в словосочетании

3.5. Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме

3.8. Применение в практике письма орфографических и пунктуационных норм современного русского языка

3.10. Умение о существлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

11. Владение основными приемами информационной переработки устного текста в письменный текст

Создание и редактирование письменного связного высказывания

5. Время выполнения работы – 45 минут

6. План контрольной работы

Два варианта тектов диктанта ( учитель вправе выбрать тот вариант, который наиболее соответствует уровню подготовки класса)

7. Система оценивания работы

За всю работу ученик получает две отметки: отметка за диктант и отметка за грамматическое задание. За исправление ошибок оценка за диктант и за задание не снижается. Выполнение грамматического задания 4 на оценку не влияет

Отметка «5»

Повышенный уровень

Отметка «4»

Базовый уровень

Отметка «3»

Пониженный уровень Отметка «2»

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/03/19/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse

http://infourok.ru/kontrolnie-diktanti-fgos-klass-2264688.html