Контрольный диктант правописание причастий и прилагательных

Контрольный диктант правописание причастий и прилагательных

Словарные диктанты

I. Соленые огурцы; груженый вагон; сушеные фрукты; вязаные варежки; плетеная корзина; жареные грибы; сеяная мука; рваный рукав; путаный ответ; лакированные туфли; отшлифованная деталь; дисциплинированная девочка; организованная экскурсия.

II. Собранный урожай; испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; соленная в кадушке капуста; тетради проверены; письмо написано, прочитано, отправлено; прочитанная книга; замеченные ошибки; груженные кирпичом; плетенная из веток; просеянная мука; выстроенное здание; полученное письмо.

III. Несоленый суп; свежемороженая рыба; свежезамороженный судак; купленные книги; штопаные носки; легкораненый солдат; солдат, раненный в руку; жаренные в масле; тканая скатерть; запутанные нитки; крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный луг; писанная масляной краской; золоченые орехи; стираное белье; много раз стиранное белье; писаная красавица; масленый блин; мазанный маслом хлеб; тканный золотом костюм.

IV. Люди взволнованы сообщением; его речь была взволнованна; войска сосредоточены на границе; девочка внимательна и сосредоточенна; блюда изысканны; средства на экскурсию изысканы родителями; собравшиеся увлечены рассказом; люди унылы и подавленны; ягоды подавлены в корзине; девочка избалована родителями; девочка капризна и избалованна.

Объяснительные диктанты

I. 1) Но я открыть упорно не хотела зажмуренных от мыльной пены глаз. (О. Фокина) 2) Из тьмы выступали груженные углем платформы. (А. Казанцев) 3) Засыпанная обломками разрушающихся обнаженных скал долина была раскалена, как печь. ( И . Ефремов) 4) Узенькая степная тропа влилась в мягкую пыль наезженной дороги. ( И . Ефремов) 5) Голый бугор с редкими, недавно посаженными тополями был усеян низенькими домишками, обмазанными красно-бурой глиной. ( И . Ефремов)6) Лица совещавшихся были бледны и взволнованны. (Л. Толстой) 7 ) Блестели отшлифованные росой рельсы. (М. Шолохов) 8) Улицы были пустынны, завалены обломками кирпича. (В. Крестовский)9) Тяжело груженные составы шли в Москву с Урала, из Сибири. (Э. Хруцкий) 10) Он вспоминал бешеный грохот копыт по улицам Ростова. (Э. Хруцкий) 11) Скудный свет едва пробивался сквозь полузашторенные окна. (Е. Яковлева) 12) Дорога пролегала между двумя живыми изгородями стриженого кустарника. (О. Погорелов) 13) Дальше шла песчаная дорога, кое-где пересыпанная щебнем.(Т. Полякова) 14) Они уселись вокруг полированного стола. 15) Босые ноги чуть покалывает свежескошенная трава. (П. Дашкова) 16) Вы были чем-то озабочены, встревожены? (А. Маринина)

II. 1) Все стены заклеены афишами. 2) Были повешены тут и расстелены чудные персидские ковры толщиной в пластинку свежесрезанного дерна. (Л. Кожевников) 3) Как странно было шелестеть томами нечитаных, несчитанных листов. (В. Устинов) 4) Вдали показались крутые купола соборов и высокие золоченые шпили. (В. Шкловский) 5) Картина Брюллова была выставлена в Античном зале Академии художеств. (В. Шкловский) 6) Граница горной страны была прочерчена резкой рубленой линией. (М. Семенова) 7 ) Малоезженая дорога заросла густой жесткой травой. (М. Семенова)8) Окружающее пространство было загромождено переломанными ящиками. (В. Пелевин) 9) Платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него. (Н. Гоголь) 10) В углу комнаты было организовано нечто вроде уголка отдыха. (Т. Степанова) 11) Через полчаса нагруженный паром отвалил от берега.(В. Короленко) 12) Море бесновалось в полной тьме, и были слышны смешанные крики убегавшего шквала. (В. Короленко) 13) Буйству ветра подчинилось все: выстиранное белье, вывешенное для просушки, расклеенные на щитах, шатающихся от резких порывов ветра, афиши, оборванные провода троллейбусов, деревья, посаженные по краям асфальтированных дорожек. 14) Свет заполнил комнату, увешанную картинами.

III. 1) Окно, завешенное толстым ковром, не давало света. ( И . Ефремов) 2) На стене горела масляная плошка, а у стены стоял удивительной красоты сундук, окованный чеканными медными листами.(В. Пелевин) 3) Небо желтой зарей окрашено. (В. Тушнова) 4) Спит омут запорошенный под коркой ледяной, на мельнице заброшенной зимует водяной. (В. Тушнова) 5) Снизу поднимался слабый запах масляной краски, исходивший от жестяной крыши пристройки, покрашенной несколько лет назад.(В. Пелевин) 6) Там неба осветленный край средь дымных пятен, там разговор гусиных стай так внятен.(А. Блок) 7 ) Северное лето спрессовано в три месяца. (Ф. Абрамов) 8) Чем пахнет ржаное поле в жаркий день? Печеным хлебом, только что вынутым из печи. (Ф. Абрамов) 9) Там громоздились обкатанные валуны старого пляжа. (А. Коновко) 10) На стене была нарисована карта маршрута. 11) Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. ( И . Соколов-Микитов) 12) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. ( И . Соколов-Микитов)

Предупредительный диктант

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных.
(По И . Соколову-Микитову)

Контрольный диктант правописание причастий и прилагательных

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Причастие».

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения программного материала, а также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

— правописание проверяемых безударных гласных;

— правописание непроверяемых безударных гласных;

— написание корней с чередованием;

— написание е-и в суффиксах существительных;

— написание не с причастиями;

— н-нн в причастиях;

— правильное написание глагольных окончаний;

— написание не с глаголами.

— запятая при однородных членах предложения;

— запятые при причастном обороте;

— запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— определять разряды причастий;

— разбор слова по составу;

— синтаксический разбор предложения;

— разбирать слово морфологически и фонетически.

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.

Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

(119 слов) (По Л. Виноградовой)

1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное (д. или с.)

В первом и третьем абзацах — 1-й вариант

Во втором — 2-й вариант

2. Выписать из текста слова и объяснить:

Правописание не с прилагательными и причастиями — 1-й вариант

Правописание н-нн в причастиях — 2-й вариант

3. Разобрать по составу слово:

Расстилающихся — 1-й вариант взволнованное — 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. — 1-й вариант

На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. — 2-й вариант

Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие

Диктанты по теме: «Причастие»

При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Причастие использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 7 класс»

Ниже представлены диктанты на темы:

  • Причастие, как часть речи
  • Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
  • Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
  • Действительные и страдательные причастия
  • Краткие и полные страдательные причастия
  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени
  • Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных-
  • Морфологический разбор причастия
  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  • Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Причастие, как часть речи

Зевс Олимпийский — одно из чудес света

Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости.

Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота.

(Статья из энциклопедического словаря)

Грамматические задания
  1. Подчеркните записанные в тексте причастия как члены предложения, графически обозначьте в них суффиксы.
  2. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
  3. В предложениях 3-5 найдите слово с чередующейся гласной в корне. Выпишите это слово.
  4. Обозначьте вид выделенных причастий.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Я проворно встал и подошел к мальчикам. Они все вокруг тлеющего костра. Один Павел приподнялся до половины и пристально поглядел на меня. Я кивнул ему головой и пошёл вдоль задымившейся реки. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня на широком лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной дороге, по сверкающим кустам и по реке, синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. Вдруг мимо меня пронёсся отдохнувший табун.

Грамматические задания
  1. Укажите род, число, падеж и время причастий.
  2. Выпишите по одному словосочетанию: а) с главным словом причастием; б) с главным словом существительным.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве. Роса, собирающаяся каплями, обсыхала около болотца. За рекой, свёртывавшаяся в трубку, стояла зелённая рожь. Запоздалый заяц, выскочивший на простор, сел у куста и прислушивался. Весь табун незаметно подвигался в одном направлении. Посередине освещённой солнцем поляны стояла высокая фигура мерина. А вокруг него собирались почтительно обращавшиеся лошади и будто слушали его истории.

Грамматические задания
  1. Обозначьте причастные обороты.

Посреди комнаты стоял стол, покрытый оборванной клеёнкой, из-под которой виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашенных табуретов. Последняя стена заставлена шкафами. Из окна была видна стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где просматривался плетённый частокол.Через аллею виднелся синий свод, унизанный ярко мерцавшими серебряными звёздами, создававшими ощущение покоя.

На столы поставили по нескольку деревянных крашенных и золочённых мисок с жидкою пшённою кашицей.

Грамматические задания
  1. Обозначьте причастные обороты, определяемое слово возьмите в квадрат.
  2. Обозначьте орфограммы в суффиксах прилагательных.
  3. Выделенное предложение первого абзаца разберите по членам предложения.

Действительные и страдательные причастия

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только около дома, где стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Дальше за ними сад расчищали сад для сенокоса, и тут уже не парило, и паутина не лезла в рот и в глаза. Уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Грамматические задания
  1. Укажите падеж, число, род причастий. Определите вид глагола, от которого они образованы.
  2. Обозначьте действительные и страдательные причастия буквами д и с.
  3. Сделайте словообразовательный разбор слов: расчищали, уцелевшие.
  4. Выпишите слова с орфограммой — согласной в корне слова и с приставками на -З и -С. Орфограммы обозначьте графически.

Охотники на слонов

Люди, занимающиеся ловлей слонов, используют для охоты длинные веревки, сплетенные из сырой кожи, затягивающиеся на шее или на ноге животного. Охотники, снабженные таким арканом, расположившиеся вдоль дороги, ведущей к водопою, ждут слонов, возвращающихся по ней. Факелы, зажженные из высушенных листьев, и гремящие барабаны пугают животных. Охотники, наметившие жертву, набрасывают петли на заднюю ногу испуганного животного и привязывают конец к растущему рядом большому дереву. Натянувшаяся веревка рывком опрокидывает ревущее животное. Есть и другой способ ловли, используемый охотниками. Барабанным боем, огнями пылающих факелов, громко кричащие охотники загоняют животных в специально построенные ограждённые и укреплённые места. Приученные к работе слоны становятся прекрасными помощниками человеку.

(Из журнала «Вокруг света»)

Грамматические задания
  1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.
  2. Подчеркните в тексте причастия и причастные обороты, укажите вид причастия, обозначьте, действительное оно или страдательное. Обозначьте суффикс.

Краткие и полные страдательные причастия

Орден «Победа»

Орден «Победа» — высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко.

Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью, в центре которого изображена Кремлёвская стена с Мавзолеем и Спасской башней. Эти изображения сделаны из золота, над ними помещена надпись «СССР», выполненная белой эмалью. Круг с изображениями окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами «Победа».

Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено 19 человек. Орден «Победа» за номером 1 был вручён маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.

(Из журнала «Вокруг света»)

Грамматические задания
  1. Определите, в каком стиле написан текст, подчеркните элементы этого стиля.
  2. Подчеркните краткое причастие и прошедшего времени как член предложения.

К 1830 году деревянные будки, построенные при Петре I, пришли в негодность, и в 1830-1831 годах на их месте были возведены новые каменные, которые и стоят до сих пор. Облик Московских ворот после завершения строительства получился грандиозный и величествен. Верхняя часть колонн украшена лепными щитами и мечами, цветочными гирляндами и кручеными лентами. Как пишет искусствовед В. Курбатов: «Ворота построены в строго военном стиле, как заставы Парижа в конце XVIII века».Величественное сооружение является украшением города Пушкина и остаётся символом победы и памятником великих событий.

Грамматические задания
  1. Подчеркните краткие причастия и прошедшего времени как члены предложения.
  2. Обозначьте графически -Н, -НН в суффиксах прилагательных.
  3. Слово искусствовед разберите по составу.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени

Бабье лето

Весь день паук ткла в травах. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок, висящий на длинных крепких растяжках.

С рассветом пришла в паутину роса. С восходом установился в паутине луч света, а тонкие, туго натянувшиеся нити засверкали. Покачивавшиеся от ветра, они то светились голубизной, то наливались белым блеском, то летучим багряным инеем. Они сплетались в светящиеся веерные перекрытия, в стрельчатые готические своды, ажурные шпили, аркады! Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все дворцы прошлого одновременно.

Это было так удивительно, что сам паук изумленно припал к земле да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

Грамматические задания
  1. Выделите причастные обороты. Укажите время действительных причастий. Обозначьте суффиксы причастий.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1. Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. (М. Лермонтов) 2. Девушка тихо сидела у окна и сквозь колеблемые ветки смотрела на цветущий сад. 3. В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось. (А. Чехов) 4. За узкой полоской мелкого песка лежала просторная заводь, едва тревожимая ветерком. (М. Семенова) 5. Солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко. (Л. Толстой) 6. Сразу за дачей начинался склон, и сквозь колеблемые ветром вершины деревьев поблескивал на солнце Финский залив. (В. Высоцкий) 7. В мае 1827 года торжественно провожаемый московскими друзьями Пушкин отбыл в Петербург. (В. Кулешов) 8. Бабочки, привлекаемые светом, кружились под потолком. 9. Освещаемое луной лицо этого человека в лохматой шапке и с широко раскрытыми глазами было страшно.

Грамматические задания
  1. Выделите причастные обороты. Над страдательными причастиями укажите время. Суффиксы причастий обозначьте графически.
  2. Переделайте предложения таким образом, чтобы причастные обороты изменили своё местоположение. Изменилась ли расстановка знаков препинания?

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1. Дети избалованы родителями. 2. Ответы были неуверенны. 3. Эти малыши капризны и избалованны. 4. Геологи были ограничены во времени. 5. Прилагательное согласовано с существительным. 6. Его действия вполне оправданы. 7. Движения размеренны. Чашки весов уравновешены. 8. Строительство дома закончено. 9. Спортсмены уверены в победе. 10. Перчатки потеряны. 11. Движения гимнастки точны и уверены. 12. Учителя озабочены качеством знаний учащихся. 13. Многие вопросы в этой книге сложны и запутанны. 14. Средства для ремонта изысканы.

Грамматические задания
  1. Подите чгласную перед Н. Рядом запишите глагол, от которого образовано причастие.

Освещённая поляна, копчёная колбаса, газированная вода, кофта поглажена, невиданный успех, брошенная собака, исправленный учителем текст, озарённый солнцем, основанное на показаниях, данное обещание, экранизированная повесть, скованные движения, считанные минуты, бракованная деталь, куплено на рынке, выжженная степь, закопчённый на костре, золочённые украшения, крашенный краской забор, запущенная на Марс.

Грамматические задания
  1. Разберите по составу выделенные слова.
  2. Подчеркните одной чертой причастия с буквами А-Я и двумя чертами — с буквами Е-Ё перед Н-НН.

Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Мне подарили оловянных солдатиков. Я давно мечтал о них и теперь испытывал неслыханное блаженство.

Обрадованный, я горячо поблагодарил своего дядю, который улыбался.

Со своим драгоценным сокровищем я уселся в большое кожаное кресло и принялся командовать войском, уже расставленным на шахматной доске.

Грамматические задания
  1. В словах с Н-НН укажите часть речи. В последнем предложении графически объясните знаки препинания и подчеркните грамматическую основу.

О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.

В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей. Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль. Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания
  1. Обозначьте орфограммы Н-НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий. Действительные причастия подчеркните.
  2. Выполните синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
  3. Найдите предложение с однородными членами, обозначьте однородные члены буквой О.
  4. Обозначьте орфограмму «З-С на конце приставок».

Морфологический разбор причастия

Тёплая августовская ночь. Еле видны тусклые звёзды, мерцающие в облачном небе. Пасмурные зарницы освещают пару ровно бегущих рабочих лошадей. Тележка остановилась против леса, открывающегося при свете зарниц. Всё поле перед ним в сумрачном свете пламени, жадно несущегося в небе.

Грамматические задания
  1. Укажите стиль и тип речи текста. Какова роль в нём причастных оборотов?
  2. Разберите причастие как часть речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Фронтовые журналисты расположились в полуразрушенном доме на временное житьё. Это была изба с просторными сенями. Здесь пахло какой-то прелью, валялись запылённые ящики. В единственной комнате с выбитыми стёклами окошек, в которых тёк горячий запах полынных степей, стояло два некрашеных стола, по стенам развешаны были в беспорядке потрёпанные шинели. На подоконнике стоял прикрытый рваной телогрейкой радиоприёмник.

Грамматические задания
  1. Подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения и обозначьте все орфограммы в причастиях.
  2. Сделайте морфологический разбор слов: (не) просохшая, (не) закрытые.

Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окружённая деревянным выкрашенным забором.


источники:

http://tak-to-ent.net/load/504-1-0-11443

http://vprotl.com/diktantyi-7-klass/diktantyi-po-russkomu-yazyiku-7-klass-po-teme-prichastie/