Копить сбережения лексическая ошибка

Поиск ответа

Всего найдено: 90

Вопрос № 258892

Определите тип речевой ошибки ( плеоназм , тавтология, ошибка в употреблении фразеологизма, ошибка в употреблении деепричастного оборота, употребление слова в несвойственном ему значении, лексическая неполнота высказывания, употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики, клише и штампы, нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление паронимов), отредактируйте предложение.
За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. Данный вопрос не входит в нашу миссию. Прекрасный артист, он задавал высокий критерий спектаклю.

Ответ справочной службы русского языка

Это, вероятно, Ваше домашнее задание?

Вопрос № 257523

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм ? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

Вопрос № 257136

Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназм ы:

1) Демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего шит, коллега по профессии.

Как быстро вы можете ответить на вопрос?

Ответ справочной службы русского языка

Андрей, ответим быстро: все доказательства ищите в толковых словарях.

Вопрос № 256398

Подскажите пожалуйста где плеоназы,где тавтология? Рассказывать рассказ,спросить вопрос,возобновить вновь,рост преступности вырос,апрель месяц,патриот родины,главная суть,бесполезно пропадает,ценные сокровища,долгие и продолжительные аплодисменты,мужественный и смелый человек,свободная вакансия,памятные сувениры,впервые дебютировал ,необычный феномен.

Ответ справочной службы русского языка

Наверное, вопрос должен быть сформулирован иначе: чем отличается плеоназм от тавтологии? Не так ли?

Вопрос № 252838

Уважаемая грамота! Насколько правильно употребление «прейскурант цен»?
К какой стилистической ошибке можно это отнести — тавтология или плеоназм ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это плеонастическое (ошибочное) сочетание.

Вопрос № 251882

Кокой вид речевой избыточностиесть в предложении » Катерина заренее предчувствует свою гибель»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 251241

Здравствуйте. Не является ли выражение «наведенная на цель ракета» — плеоназм ом?

Ответ справочной службы русского языка

Думаем, что лексической избыточности в данном случае нет.

Вопрос № 248097

Скажите, пожалуйста, корректно ли использовать следующие выражения:
— Спускайся вниз.
— Подымайся наверх.
— Вернёмся назад.

Является это плеоназм ом (т.е. если спускайся, то понятно, что вниз)? Или вниз/наверх/назад в приведённых примерах может быть обстоятельством места, не являющимся плеоназм ом?

Ответ справочной службы русского языка

Эти выражения плеонастичны, лексически избыточны.

Вопрос № 244631

Случайное совпадение — это плеоназм ? И подскажите, пожалуйста, ресурсы в сети, где можно найти как можно больше инфо по плеоназм ам и тавтлогии.

Ответ справочной службы русского языка

Это словосочетание в ряде контекстов может быть плеоназм ом (лексически избыточным сочетанием). Информацию по интересующему Вас вопросу можно найти во всех крупных сетевых энциклопедиях.

Вопрос № 244529

Скажите, пожалуйста, можно ли написать:
в одном из СВОИХ ИНТЕРВЬЮ руководитель.
или это плеоназм и слово своих – лишнее?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 244305

«Этого могло бы не быть» — здесь нет плеоназм а — излишества? И второй вопрос: правильно ли я оформила данные предложения. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм а нет. С точки зрения пунктуации два тире в предложении — это нехорошо.

Вопрос № 244248

Подскажите, пожалуйста. «Грамотный специалист» — это тавтология? Заказчик настаивает, что раз неграмотный, значит — не специалист. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Тавтологии нет, есть плеоназм (лексическая избыточность словосочетания). Специалист по определению грамотный , то есть «обладающий необходимыми сведениями в своей области». Лучше сказать: хороший, квалифицированный специалист .

Вопрос № 241589

Считается ли правильным словосочетание «букинистическая книга»? Или это типичный лексический плеоназм ?
Спасибо за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Словосочетание букинистическая книга правильно, оно зафиксировано словарями русского языка и не содержит лексической избыточности. Букинистическая книга – редкая книга, такая, которая может встретиться только у букинистов.

Вопрос № 240540

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, корректно ли говорить «мой бывший одноклассник», если речь идет о людях, уже окончивших школу? Нет ли здесь плеоназм а: раз люди уже не учатся в школе, то само собой разумеется, что они бывшие одноклассники.
Большое спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Бывшим одноклассником можно назвать такого человека, который в настоящее время учится в другом классе (перешел, переведен в другой класс). По отношению к людям, окончившим школу, такое словоупотребление не вполне верно, хотя и встречается в разговорной речи.

Вопрос № 235774

Можно ли считать плеоназм ом словосочетание «особо отмечать»? Ведь отмечать — это как-то особо выделять. Например: В докладе особо отмечается, что нападения на танкеры могут привести к пожарам и взрывам, загрязнению окружающей среды и серьезным экономическим последствиям. Комментируя игру соперницы, бельгийская теннисистка особо отметила подачу Шараповой. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, сочетание можно признать избыточным.

Семантический плеоназм как речевая ошибка

Семантический плеоназм как речевая ошибка

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Табагинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа «город Якутск»

677911, с. Табага, улица Пеледуйская, 4, телефон 408-398, 408-344, факс 408-398

Семантический плеоназм как речевая ошибка

Работу выполнили: Добросмыслова Анастасия и Тимкина Евгения, ученицы 9 «а» класса.

Руководитель: Егорова Лира Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Разграничение плеоназма и тавтологии.

Плеоназм как средство усиления эмоциональности в художественном тексте.

Семантический плеоназм как речевая ошибка.

Всем известно знаменитое изречение : «Краткость – сестра таланта», – но не всем и не всегда удается подобрать точные слова, для того чтобы просто и ясно выразить мысль.

Типичная ошибка, подстерегающая говорящего и пишущего, – это речевая избыточность.

Речевая избыточность – наличие в высказывании лишних слов, многословие.

Многословие возникает не только от недостатка образования, но от небрежности в речи и неясности мысли, потому что, по словам , «неясность слова есть неизменный признак неясности мысли».

Актуальность: многословие (плеоназм, тавтология) — это довольно распространенная ошибка, анализируя которую, можно говорить об общем снижении речевой культуры. Речевая избыточность нарушает требования логичности изложения, а логичность является базой формирования таких качеств речи, как доступность, действенность, уместность. Логичность и точность служат основой ясности речи.

Ясность предполагает употребление таких языковых средств, при помощи которых выраженная мысль правильно понимается слушающим.

Данная работа помогает понять свои речевые ошибки (основанные на плеоназмах) и, по возможности, корректировать речь.

Проблема исследования: распознавать плеоназмы, отделять выражения, ставшие нормативными, от речевых ошибок.

Цель: исследовать плеоназм как речевую ошибку, видеть скрытые плеоназмы, повышать свою культуру речи.

Субъект исследования: учащиеся 8 – 11 классов.

Предмет исследования: семантические плеоназмы как типичная ошибка в речи.

Практическая ценность исследования заключается в том, что собранный материал и результаты могут быть использованы на уроках русского языка, при подготовке к итоговой аттестации в 8-11 классах, внеклассной работе для повышения речевой культуры учащихся МОБУ ТСОШ.

Гипотеза: не все семантические плеоназмы являются речевой ошибкой.

1. Изучить и систематизировать теоретический материал по данной теме.

2. Провести анкетирование среди старшеклассников МОБУ ТСОШ.

3. Понаблюдать за речью в СМИ, в материалах Интернет и в своем окружении.

4. Систематизировать и проанализировать данные.

— метод сбора информации (анализ литературы, информационных ресурсов, наблюдение);

— статистические исследования (подсчет, вычисления);

— анализ и сравнение.

1 этап (октябрь) – изучение литературы, материалов Интернет, подбор теоретического материала.

2 этап (ноябрь – декабрь) – анкетирование, обработка результатов, написание работы.

В основу работы были положены практикумы – справочники по «Культуре речи» Алины Григорьевны Петряковой для 8-9 и 10-11 классов; справочник – практикум «Культура устной и письменной речи делового человека» , , и др.; прочитана глава «Плеоназм и тавтология» из книги «Стилистика и культура речи» , , ; использованы словари , «Современный толковый словарь русского языка» , материалы из Интернет; велось наблюдение над речью СМИ и окружающих.

Разграничение плеоназма и тавтологии.

Речевая избыточность, или многословие, проявляется в употреблении большего количества слов, чем требуется для выражения мысли. Многословие может быть вызвано плеоназмом, тавтологией, употреблением слов, ничего не прибавляющих к сказанному, и т. д.

Плеоназм (от греч. pleonasmos- избыток, черезмерность)-употребление в речи близких по смыслу и по тому логически излишних слов.

Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Штурвал — это и есть рулевое колесо, поворотом которого управляют движением судна, самолета, следовательно, слово руль лишнее.

Все гости получили памятные сувениры.

Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении-лишнее слово.

Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п.

Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

Прилагательные обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

Крайней формой плеоназма является тавтология.

Тавтология (от греч. tauto-то же самое, logos-слово)-повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

Тавтологические ошибки встречаются очень часто.

Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.

Но ведь скрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.

Активисты активно участвуют в работе с молодежью.

В конце шестидесятых годов сложилось сложная ситуация.

И ведь совсем не сложно исправить эти предложения: в одном-тавтологическое слово заменить на синоним, в другом — совсем убрать его…

Следует отметить случаи преднамеренного употребления в одном контексте однокоренных слов для создания какой-нибудь художественной фигуры, образа.

Менялся ее облик в меняющемся времени.

Как и плеоназм, тавтология может быть использована намеренно, как особый стилистический прием или способ организации стихотворной речи. Тавтология же, возникающая как результат речевой небрежности, является речевой ошибкой.

Существуют словосочетания, тавтологичность которых не ощущается в результате забвения первоначального смысла одного из составляющих их слов: белое белье, черные чернила. Не относятся к тавтологическим и сочетания типа город Новгород, город Ленинград, так как морфема — город(-град) входит в состав имени собственного – географического наименования.

Обычно чем беспомощнее речь по содержанию и по форме, тем чаще в ней повторяется одни и те же родственные слова. Например: Эта статья призывает внимательно относиться к употреблению слов в различных сферах их употребления; Основную работу с группой мы начали с начала учебного года; Автор статьи использует жанр критической статьи.

До сих пор нет окончательного решения по поводу плеонастичности тех или иных выражений. В разных пособиях приводятся разные примеры, выдвигаются серьезные аргументы «за» и «против». Обращает на себя внимание то, что в одних пособиях одни и те же примеры рассматриваются как плеоназмы, а в других как тавтология. Но мы решили следовать за Алиной Григорьевной Петряковой, чьи определения и примеры приведены выше.

Различают синтаксический и семантический плеоназмы.

Синтаксический плеоназм является результатом избыточного употребления служебных частей речи, например: «Он сказал мне о том, что его приняли на другую работу». («о том» можно опустить, не потеряв смысл).

«Я знаю, что он придёт». (Союз «что» необязателен при соединении предложения с глагольной фразой «я знаю»). Оба предложения грамматически корректны, но слова «о том» и «что» рассматриваются в данном случае как плеонастические.

Семантический плеоназм больше вопрос стиля и использования грамматики. Лингвисты часто называют его избыточностью, во избежание путаницы с синтаксическим плеоназмом. Он также может принимать различные формы, включая синонимический повтор: семантическое значение одного слова включается в состав другого: Мы поднялись вверх по лестнице.

Каждый покупатель получает бесплатный подарок.

Не слишком ли часто в устной и письменной речи последних лет употребляются лишние слова, не добавляющие к сказанному нового смысла?

Неприятно-привычными стали сочетания: вернулся назад, пошел по направлению к дому, взял стакан в руки, действующий акт.

С особым вниманием следует относиться к сочетаниям, в которых одно из слов – иностранного происхождения.

— прейскурант цен — (нем. Preiskurant, от Preis — цена и франц. courant — текущий);

— депозитный вклад — (депозит – это вклад сбережений или ценных бумаг на хранение в банк на определенный договором срок с начислением на них определенных процентов);

— кредит доверия — креди́т (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) или кредитные отношения;

— тонкий нюанс — нюанс — (французское nuance), оттенок, тонкое различие, едва заметный переход (в цвете, мысли, звуке и т. п.)

Но нет правил без исключений. Некоторые плеонастические словосочетания, несмотря на противодействие ученых-филологов, вошли в обиход и, более того, приобрели оттенки значения, которые оправдывают их существование.

Нормой, например, стали сочетания: реальная действительность, активная деятельность и т. д.

Чтобы избежать плеоназмов и тавтологии, необходимо отсечь все лишнее.

Достаточно следовать простому правилу, если какое-либо слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества (во всех смыслах), то это следует сделать, чтобы не упасть в «бездонную бездну без дна» как это сделал литературный герой Дарта Херохито:

Он взглядом на меня взглянул,

Потом рукою руканул

И мигом подмигнул.

К сожалению, в школе речевая избыточность становится нормой из-за того, что нам приходится жертвовать «сестрой таланта» ради объема сочинения или изложения.

Плеоназм как средство усиления эмоциональности в художественном тексте.

Плеоназм может служить также средством стилистического оформления высказывания и приемом поэтической речи.

Обязательные плеоназмы присутствуют в грамматической системе русского языка: это повтор грамматических значений в окончаниях форм согласования: тоска зеленая (окончания прилагательного, как и существительного, выражают значение женского рода, единственного числа и именительного падежа), дублирование грамматических значений глагольной приставки и предлога (войти в дом, нажать на тормоз), конструкции с двойным отрицанием (никто не пришел) и др.

К плеоназмам относятся разнообразные устойчивые обороты, сочетания и конструкции, характерные для разговорной и разговорно-поэтической речи: спуститься вниз с горы, окружен со всех сторон, слышал собственными ушами; видел своими глазами, приснилось во сне, бежать бегом; читать не читал, но скажу; съесть не съем, но понадкусываю; съесть-то он съест, да кто ж ему даст; знать не знаю, ведать не ведаю; тянет-потянет, вытянуть не может; жить-поживать, добра наживать; пути-дороги, море-океан, звать-величать.

Сюда примыкают также такие сочетания как тьма тьмущая, полным-полно, черным-черно, видимо-невидимо, которые содержат значение интенсивности признака. Плеоназм часто используется говорящим или пишущим для создания определенного семантического или стилистического эффекта и представляет собой троп, характерный прежде всего для поэтической речи. Например, у Андрея Платонова: Я буду помнить. тебя в своей голове; ответил. из своего высохшего рта.

Обилие плеоназмов – характерная особенность речи малообразованных людей, возникающая как следствие недостаточного владения синонимическими средствами языка или просто бедности словарного запаса. Эта обстоятельство может обыгрываться в художественной литературе, у Михаила Зощенко:

Начал отдыхать. И сразу, знаете, обнаружилась очень чрезвычайная скука («Чудный отдых»); Болезнь у него, можете себе представить, – жаба болезнь. Мельника того я лечил. А как лечил? Я, может быть, только на него и глянул. Глянул и говорю: да, говорю, болезнь у тебя жаба, но ты не горюй и не пугайся, – болезнь эта внеопасная, и даже прямо тебе скажу – детская болезнь («Предисловие к рассказам Назара Ильича господина Синебрюхова»).

Причины выбора говорящими и пишущими плеонастических конструкций разнообразны. Среди них можно выделить:

1) Следование традиции. Так, плеоназм распространен при выражении некоторых типов количественных и пространственных значений в разговорной и канцелярской речи (час времени, сто рублей денег, в апреле месяце, спуститься вниз с горы).

2) Стремление к полноте сообщаемой информации, сопряженное с недостатком языковой компетенции, например, недопониманием значения терминов или иноязычных слов и выражений (мы должны быть толерантными и терпимыми; этот павильон предназначен для отдыха и рекреации; актуальное сообщение на злободневную тему; у нас есть свободные вакансии). Такого рода плеонастичность характерна для просторечия.

3) Стремление к повышению экспрессивности, преимущественно в поэтической речи:

О, если б в ту ночь кто-нибудь,

В ту страшную ночь искупленья

Страдальцу в излившую грудь

Влил слово одно утешенья!

Семантический плеоназм как речевая ошибка.

Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов – нарушает логичность высказывания, затемняет его. Такой плеоназм относится к речевым ошибкам.

Плеонастичность речи, как уже было отмечено выше, часто возникает как следствие небрежности говорящего, его неумения или нежелания вдуматься в смысл своих слов, а также, вероятно, некоторого желания показать свою эрудированность, оперируя незнакомыми словами и речевыми оборотами.

И отсюда появляются глубокая (бездонная) бездна, подскочить вверх, спуститься вниз, вздернутый кверху нос, наружная внешность, сегодняшний день, главный и основной, житница зерна, ладонь руки, я лично, ежедневный обиход, в марте месяце, празднично приодеться, промахнуться мимо, пропал зря (даром, напрасно), соединить воедино, построить сооружение, широкая панорама, хороший достаток, денежные купюры и др.

Многие плеоназмы настолько вошли в обиход, что очень трудно их вычленить, поэтому ошибки такого рода очень распространены.

Еще чаще встречаются плеонастические сочетания, включающие заимствованные слова. Обычно их значения точно не известны говорящему. Вот наиболее распространенные речевые излишества такого типа: лидировать первым, большая масса, мемориальный памятник, народный фольклор, хронометраж времени, промышленная индустрия, коренной абориген, опытнейший ветеран, поправки и коррективы, в период летнего сезона, экстремальный риск и др.

Кроме перечисленных плеонастических сочетаний слов, авторы пособий по культуре речи называют множество других: тихо прошептать, своя автобиография, впервые знакомиться, отступить назад, затратить зря, передовой и прогрессивный, биография жизни, излишнее преувеличение, завещать в наследство, в конечном итоге, практический опыт, аморальный проступок, прейскурант цен и свободная вакансия и др.

Возьмем, к примеру, выражение сегодняшний день, приводимое многими лингвистами в качестве плеоназма.

Сегодня – день («сего» — этого). Очевидно, что это выражение появилось в результате «исторического синтеза» фразы сей день и неудачного его преобразования в современную форму.

Что касается выражений ностальгия по родине и ностальгия по прошлому, они являются плеоназмами. В словаре Ожегова приводятся следующие значения этого слова:

Ностальгия – тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому.

Значит это слово можно употреблять так ностальгия замучила, но не ностальгия по чему-нибудь. Скорее всего слово ностальгия расширит свое значение, и станет допустимым говорить ностальгия по родине.

Часто в плеонастических выражениях, как уже было сказано, используются заимствованные слова вместе с русскими словами: травматическое повреждение, деловой бизнес, огромный мегаполис и т. д.

Среди семантических плеоназмов можно выделить несколько видов:

1. Сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначения разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.

2. Сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключенное в существительном: Наступил темный мрак;

3. Сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помнили и не забывали его советов;

4. Сочетание двух синонимичных прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой коморке;

5. Сочетание глагола и наречия: Враги приближались все ближе.

Плеонастические сочетания образуются также и вследствие незнания точного значения иноязычного слова, а иногда и вследствие небрежного употребления его рядом с русским: его известные всем гуманность и человеколюбие; внимание к деталям и подробностям в описании характеров; это криминальное преступление.

Вот еще примеры распространенных плеоназмов:

Вновь стала возрождаться (плеоназм, нарушающий смысл информации);

на высоком профессиональном уровне (на профессиональном уровне);

предотвратить всемирную глобализацию (русское слово + иностранное с дублирующим значением);

седовласая шевелюра (седая) шевелюра = (седые) волосы;

самая максимальная скидка (максимальный = самый большой);

неожиданный сюрпиз (сюрприз = неожиданность);

превосходит подобные западные аналоги (аналог = нечто подобное);

жить относительно припеваючи (добавление слова в устойчивый оборот — жить припеваючи = быть вполне довольным жизнью);

знаю совершенно доподлинно (знать доподлинно = знать точно); придется взять исключительно на себя (взять на себя = сделать самому);

надо отдать ему полное должное, со своей задачей он справился (отдать должное = оценить в полной мере);

почти полностью стерт с лица земли (стерт с лица земли = полностью уничтожен);

строить его будет именно та же компания (именно та = та же);

неожиданно сам для себя он попадает под влияние тех же самых самураев (неожиданно для себя = сам не ожидал, самые = те же);

в широкий общественный обиход вошли такие слова как (войти в обиход = стать общеупотребительным).

В списке речевых ошибок, приведенном в практикуме – справочнике для 10-11 классов, многословие занимает шестое место из пятнадцати. Следовательно, это довольно распространенная ошибка, анализируя которую, можно говорить об общем снижении речевой культуры.

Снижение речевой культуры, которое началось в начале 20 века, обусловлено в первую очередь следующими факторами:

— революция и последующие репрессии уничтожили аристократию и интеллектуальную и творческую элиту – носителей литературного русского языка, к власти пришли те, «кто университетов не кончали»;

— стал более разнообразным и многочисленным состав участников активной коммуникации не только по возрасту, но и по положению в обществе, по политическим, религиозным и общественным взглядам;

— официальная цензура практически исчезла, люди более свободно стали выражать свои мысли, речь стала более открытой и непринужденной;

— публичная речь стала спонтанной, заранее не подготовленной;

— люди стали меньше читать, изменилось и качество чтения, о чем свидетельствуют выступления государственных деятелей и рядовых граждан;

— элитой и примером для подражания стали звезды из шоу – бизнеса, не отличающиеся образованностью и вкусом;

— разнообразилось количество ситуаций общения, его характер изменился, оно освободилось от жесткой официальности, стало демократичнее;

— в нашем поселке ситуация усугублена тем, что здесь расположена колония строгого режима: заключенные остаются в Табаге и во многом определяют языковую среду.

Все-таки большинство старается следовать нормам современного русского литературного языка, но не хватает языковой компетенции, что обусловлено недостатками образования, СМИ и социальной средой.

Вот типичные ошибки в речи, которые мы слышим каждый день:

– канцеляризмы, затертые клише (предпринять меры, согласно соглашению, осуществить планирование, в настоящий момент, на сегодняшний день);

– бедный словарный запас, незнание синонимов, отсюда повторы, тавтология и плеоназмы (городской градоначальник, бывший экс-премьер, мировая глобализация);

– наличие сниженной лексики, сленга, слов из профессионального просторечия, например, компьютерщиков, полиции, бывших заключенных, и нецензурная брань, используемая в качестве междометий;

– засилье иностранной лексики, в том числе сниженной, употребляемой к месту и не к месту. Незнание значения слова или его неправильное употребление во фразе, в составе устойчивого сочетания (цейтнот времени, котировки подорожали, копить сбережения, оказать отпор (сопротивление), профилактика здорового образа жизни) и т. д.

Каковы пути устранения плеоназмов и тавтологии? Нормативная речь требует исключения этих лексических речевых ошибок из повседневной жизни. Все очень просто: читать хорошие книги, чаще заглядывать в словари, не употреблять слова с не ясным для нас значением, анализировать свою речь и брать на себя ответственность за каждое свое сказанное или написанное слово.

Мы не можем повлиять на СМИ и на общество, но можем заняться повышением собственной речевой культуры, можем помочь нашим друзьям и знакомым в исправлении некоторых речевых недочетов, а это уже немало.

В целях выявления уровня распознавания плеоназмов в речи старшеклассников МОБУ ТСОШ, нами было проведено исследование среди учащихся 8 -11-х классов нашей школы.

Цель: исследовать уровень распознавания плеоназмов.

Целевая группа: учащиеся 8-11 классов в возрасте 14-17 лет.

Ход исследования: 52 старшеклассникам было предложено разделить 100 плеоназмов на три группы.

Плеоназмы взяты из Интернет (автор «Сто плеоназмов» см. в приложении).

Для чистоты эксперимента старшеклассникам дали задание без объяснения, т. е. респонденты не предполагали, что все 100 выражений могут содержать ошибку. Школьники решили, что 35% выражений допустимы в речи, 56% — недопустимы, 9% — оказались незнакомыми («никогда не слышал»).

Из полученных результатов видно, что многие словосочетания, считающиеся плеоназмами, воспринимаются старшеклассниками как норма. Это объясняется тем, что многие плеоназмы, несмотря на мнение лингвистов, общеприняты (апелляционная жалоба, арбитражный суд, гарантии обеспечения, обеспечение гарантий, дебиторская задолженность, действующий акт, деловая операция, делопроизводство, производство по делу, демократическая республика, денежные средства, депозитный вклад, деятельность трудовая, производственная, предпринимательская и т. д.)

Старшеклассники легко справились с обиходными выражениями и сочли их недопустимыми в речи: адрес места нахождения, адрес места жительства, опытный эксперт, памятный сувенир и т. д.

И такие книжные плеоназмы, как акватория водных объектов, водная акватория, антагонистическая борьба, постоянная константа – не вызвали особых трудностей, большинство респондентов сочли их недопустимыми.

Многие плеоназмы, одна часть которых заимствованная, остались неопознанными: холистическая (иногда холистская) система, экономика и управление, энергичная деятельность, эпицентр событий, этатическое (этатистское) государство, этатическая (этатистская) политика, юридические права, интерактивные взаимодействия. Во-первых, потому что значение этих слов незнакомо, а во-вторых, значение многих слов кажется нам известным, но не до конца, это «знакомые незнакомцы».

Но некоторые словосочетания из списка Репина, имеющие в своем составе иноязычные слова, на наш взгляд, перестали быть плеоназмами из-из того, что данные слова настолько прижились в русском языке, что расширили свое значение, например, государственная политика, деловая операция, историческая память, эпицентр событий и т. д. Часто в языке, особенно в официально-деловой речи, приживаются ошибки, поделать с этим ничего нельзя: делопроизводство, регистрационный учет и т. д.

Так же мы считаем, что выражения: человек и общество, переоценка ценностей, историческая память и т. д. — допустимы в речи, так как они используются в переносном значении.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в большинстве случаев мы используем слова и выражения интуитивно, небрежно, не до конца понимая значение слов. И это происходит, к сожалению, не только в школьной среде, а современном обществе вообще.

Мы хотим отметить, что наша работа вызвала интерес у старшеклассников. Мы думаем: многие обратятся к словарям, чтобы узнать «в чем тут подвох».

Плеоназм – распространенная речевая ошибка, хотя немногие знают, что это такое, но многие интуитивно отделяют допустимые плеонастические выражения от недопустимых.

Речь, насыщенная плеоназмами, говорит о небрежности говорящего, о недостатках его образования и мышления.

Все в руках каждого из нас. Если человек с детства научится брать на себя ответственность за сказанное или написанное слово, привыкнет обращаться к словарям и классической литературе, наше речевое пространство станет чище и лучше, а значит чище и яснее станут наши мысли.

1. Практикум — справочник «Культура речи» для 8-9. М., изд. «Флинта» и «Наука», 2001.

2. Практикум — справочник «Культура речи» для 8-9. М., изд. «Флинта» и «Наука», 2001.

3. , , и др. Справочник – практикум «Культура устной и письменной речи делового человека» М., изд. «Флинта» и «Наука», 2001.

4. , , «Стилистика и культура речи», глава «Плеоназм и тавтология» (электронная книга), 2001.

5. «Толковый словарь русского языка» М., «Мир и Образование», 2013.

6. «Современный толковый словарь русского языка» Минск, «Харвест», 2002.

7. «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов» М., «Русские словари» «Астрель», 2002.

8. Русская энциклопедия «Традиция» http://traditio-ru. org/wiki/;

9. «Культура письменной речи», статья Плеоназм и тавтология» , старший научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН, кандидат филологических наук. http://www. gramma. ru/RUS/?id=8.23;

10. «Академика» http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc_literature/3705

11. «Сто плеоназмов» http://repin. livejournal. com/13784.html

Комментарии к плеоназмам добавлены от авторов работы (использованы указанные словари и материалы Интернет).

1. Адрес места нахождения, адрес места жительства – недопустимо;

2. активная деятельность – см. «Современный толковый словарь русского языка», стр. 18;

3. акватория водных объектов, водная акватория – недопустимо;

4. антагонистическая борьба – недопустимо (антагонизм – борьба);

5. апелляционная жалоба – юридический термин;

6. арбитражный суд – юридический термин;

7. валютные ценности – юридический термин;

8. все и каждый – допустимо в переносном значении;

9. выплаченная (заработная) плата – не нашли;

10. гарантии обеспечения, обеспечение гарантий – юридический термин;

11. героический подвиг – недопустимо;

12. государственная политика – юридический термин;

13. дебиторская задолженность – юридический термин;

14. действия и поступки – термин (в социологии, психологии);

15. действующий акт – недопустимо;

16. деловая операция – юридический термин;

17. делопроизводство, производство по делу — юридический термин;

18. демократическая республика — юридический термин;

19. денежные средства — юридический термин;

20. депозитный вклад — юридический термин;

21. деятельность трудовая, производственная, предпринимательская — юридический термин;

22. долговое обязательство, долг и обязанность — юридический термин;

23. жизнедеятельность – термин;

24. заданные данные – недопустимо;

25. заёмное обязательство — юридический термин;

26. имущественные права — юридический термин;

27. интерактивные взаимодействия – недопустимо, (интерактивный – диалоговый режим) «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 307.

28. информационное сообщение – термин;

29. исполнение исполнительного документа – юридический термин;

30. истинная реальность – понятие восточной философии;

31. историческая память, историческое время, исторический процесс – допустимо;

32. карательная репрессия – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 677;

33. коммерческая торговля – бизнес-термин;

34. конкурентная борьба – термин;

35. кредит доверия – юридический термин;

36. легитимный закон – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 431;

37. либеральные свободы – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 435;

38. ложная утопия, ложный вымысел, ложное измышление – недопустимо;

39. люди и общество – допустимо;

40. межевые знаки границ, границы раздела, раздел границ – юридический термин;

41. надзор и контроль – юридический термин;

42. налоги и сборы, налогообложение – юридический термин;

43. народная демократия, народная республика – юридический термин;

44. наукоучение – философский термин;

45. неделимый индивид – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 299;

46. незаконное бандформирование – юридический термин;

47. оговоренный договором – недопустимо;

48. оперативная деятельность, операция по реализации – юридический термин;

49. опытный эксперт – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 912;

50. памятный сувенир – недопустимо;

51. переоценка ценностей – допустимо (переносное значение);

52. постоянная константа – математический термин;

53. политическое государство – юридический термин;

54. права и свободы, право на свободу – юридический термин;

55. право на правосубъектность – недопустимо;

56. правомочие, правовая возможность — юридический термин;

57. правовая справедливость — юридический термин;

58. право собственности — юридический термин;

59. право справедливости — юридический термин;

60. прейскурант цен, тарифов – недопустимо;

61. производство работ – канцеляризм;

62. процесс трудовой, производственный, учебный, переговорный – канцеляризм;

63. работы и услуги — юридический термин;

64. разрешительно лицензионный, разрешения и лицензии — юридический термин;

65. расчётный счёт, расчёты по счёту, расчёты с подотчетными лицами – канцеляризм;

66. реальная действительность – допустимо;

67. революционный переворот – термин;

68. регистрационный учет, регистры учёта – канцеляризм;

69. реорганизация организации – канцеляризм;

70. свободная вакансия – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 145;

71. сервисные услуги, сервисная служба – канцеляризм;

72. содержание с иждивением – юридический термин;

73. социальная общность, социальное общество, социальная структура общества – термин;

74. социальная справедливость – термин;

75. справедливое право – термин;

76. срок отсрочки – канцеляризм;

77. счета учёта – канцеляризм;

78. суеверная вера – недопустимо;

79. товарный рынок – юридический термин;

80. транспортные перевозки – канцеляризм;

81. управление и контроль – канцеляризм;

82. управление экономикой – юридический термин;

83. учёт расчётов – канцеляризм;

84. учётная регистрация, учётный регистр – канцеляризм;

85. учётно-отчётный – канцеляризм;

86. фактические обстоятельства – юридический термин;

87. форма оформления – канцеляризм;

88. хозяйствующий хозмеханизм — недопустимо;

89. холистическая (иногда холистская) система – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр 869;

90. цейтнот времени – недопустимо, «Большой иллюстрированный словарь иностранных слов», стр. 875;

91. целостная система (иногда системная целостность) – канцеляризм;

92. частная собственность – юридический термин;

93. человек и гражданин, человек и общество – допустимо (переносное значение);

94. штрафные санкции, штрафы и пени – канцеляризм;

95. экономика хозяйства (домашнего, народного, сельского) – недопустимо;

96. экономика и управление – термин;

97. энергичная деятельность – допустимо;

98. эпицентр событий – недопустимо;

99. этатическое (этатистское) государство, этатическая (этатистская) политика – термин;

100. юридические права, юридическая справедливость – юридический термин.

Плеоназм — речевая избыточность

Сегодня я хочу поговорить об одном из видов лексических ошибок, которая часто встречаются в текстах наших стихов. Это — речевая избыточность, а по научному — ПЛЕОНАЗМ.

Слово это переводится как «излишество» и означает употребление в речевых оборотах и в тексте лишних слов, которые дублируют другие термины и понятия, входящие в это же словосочетание. Причем многие плеоназмы стали настолько привычными, что в устной речи уже не замечаются, хоть и свидетельствуют о проблемах с речевой культурой и образованием говорящего. А перенесенные в текст стихов изрядно его загрязняют и являются показателем непрофессионализма.

Итак, самые распространенные плеоназмы, которые многие из нас иногда встречают:

— «Упал вниз». А куда еще можно упасть?

— «Кивнул головой». Кивнуть можно только головой, поэтому достаточно просто «кивнул». А то иногда автор для убедительности еще добавит «кивнул своей головой».

— Аналогично этому – «пнул ногой». Ничем же другим пнуть нельзя.

— «Впервые познакомились» — это как? Потом еще несколько раз знакомились?

Очень часто плеоназмы в стихах возникают в качестве нужных заплаток ритма — по смыслу они автору не нужны, но ему необходимо чем-то строку заполнить, чтобы метр или рифму поддержать. Например:

— «В мае месяце» или «месяц ноябрь – праздничный» — слово «месяц» здесь абсолютно лишнее.

— «Роятся мысли стайкой» — слово «стайка» здесь ничего не добавляет к сказанному «роятся».

— «труп бездыханный» — а бывает труп дышащий?

— «Мне громко хочется кричать» — слово «громко» — избыточное.

— «Война и голод наступают в любой стране по всей земле» — дважды одна и та же мысль в концовке фразы, только разными словами.

Со временем эту подборку часто встречающихся плеоназмов в стихах наших конкурсантов я продолжу — по мере поступления новых примеров ошибочного использования языка.

Данный вид ошибок менее известен, чем, например, канцелярит или повторы уже сказанного выше, хотя и чуть другими словами.

Кстати, термин «канцелярит» придумал Корней Чуковский. В своей знаменитой книге о русском языке «Живой как жизнь» (1962) писатель назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ проникновение в живую речь, художественную литературу и публицистику слов и сочетаний, характерных для официально-делового стиля, для казенных, канцелярских текстов. Среди примеров, которые приводит Чуковский: «зеленый массив» вместо« лес»; «избыточно увлажненная почва« вместо «мокрая земля», а так же такие шедевры ненужной избыточности, как «овладение ребенком родным языком», «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и др. Канцелярит — это беда скорее прозы, в стихи подобные конструкции поэту втиснуть сложнее, поэтому они там не столь часто встречаются. Зато плеоназм, как хитрое и коварное существо, часто подстерегает и незаметно прокрадывается в наши тексты.

Есть группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими, в результате получается «масло масляное». Эти ошибки, по крайней мере, можно оправдать тем, что автор не знает перевода иностранного термина. Хоть оправдание это — слабое и неубедительное, учитывая распространенность словосочетаний.

— «Свободная вакансия». Латинское слово vacans переводится как «свободный», поэтому первое здесь лишнее.

— «Памятный сувенир» – souvenir с французского переводится как «память», «воспоминание».

— «Своя автобиография» – «авто» и, значит, «своя». Если бы была чужая, то была бы просто биография. Кстати, выражение «Я написал его автобиографию» тоже встречается. Уж не знаю, какой вариант абсурднее.

— «Передовой авангард» – avant-garde в переводе с французского «передовой отряд».

— «Прейскурант цен» – очень распространенная в текстах копирайтеров стилистическая ошибка. Preis – «цена», courant – «текущая».

— «Коллеги по работе» – коллега – это товарищ по работе.

— «Депиляция волос» и др.

Примеров подобных плеоназмов множество, и наши авторы, плохо знающие иностранные языки, но активно вставляющие иностранные слова в стихи (для свежести рифм и оригинальности) постоянно изобретают новые.

Употребление плеоназмов в тексте чаще всего связано с речевыми привычками, которые люди приобрели в своем детстве и вошли в обыденность, отчего многие читатели моих статей принимают в штыки указание на такие ошибки, ссылаясь на опубликованные тексты известных современников или на фразы доморощенных современных тележурналистов. Однако такие устоявшиеся ошибки не только портят текст стихов, но прежде всего ДЕМОНСТРИРУЮТ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ АВТОРА. Поэтому в поэзии надо избавляться от этих злокозненных и хитрых паразитов — от любой ненужной речевой избыточности.

Речевая избыточность считается лексической ошибкой, так как дополнительные, ненужные для понимания смысла слова захламляют текст, делают его корявым и часто создают комический эффект там, где это не нужно. Употребление в текстах стихов таких связок слов как «ведущий лидер» являются результатом плохого понимания значения русских слов, а таких как «моргнуть глазом» или «пнуть ногой» относятся к тавтологии — типичной лексической ошибке.

Откровенные ляпы авторы при внимательной вычитке своего текста обычно убирают, хотя бывают случаи когда они не только там остаются, но и становятся доведенными до абсурда — в тексте произведения начинают развернуто повторяться совершенно очевидные вещи. Например, «труп был мёртв и не скрывал этого»; «она смотрела на меня обоими своими глазами»; «оба его глаза – правый и левый – глядели зло»; «совершенно одинокий дуб рос посреди поля в полном одиночестве». (со временем я подберу другие яркие примеры подобных ляпов из разборов наших прошедших учебных конкурсов — попадалось мне многое, сейчас все не припомню!).

Плеоназмы иногда можно встретить в известной художественной прозе — как сознательный литературный прием для усиления комичности ситуации или персонажа, который произносит подобную фразу. Например, у А.Чехова в рассказе «Унтер Пришибеев» есть слова персонажа: «Разгоняю я народ, а на берегу, на песочке утоплый труп мёртвого человека. По какому такому основанию, спрашиваю, он тут лежит? Нешто это порядок?» Или у А.Аверченко в рассказе «Автобиография»: «Ещё за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет». Но это бывает, как правило, лишь в прямой речи персонажа, где плеоназм работает как речевая характеристика художественного образа.

Иногда, хоть и довольно редко, встречаются плеоназмы и в стихах классиков в качестве средства, усиливающего эпичность текста и даже его трагичность. Так у А. С. Пушкина: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?» Здесь никому не придёт в голову смеяться над очевидным плеоназмом, ведь живые кости – это что-то абсурдное. Однако чтобы так умело использовать избыточность, нужно обладать хорошим чувством текста и пониманием уместности того или иного выражения, иначе вместо патетики и торжественности можно вызвать у читателя презрительный смех.

(При написании данной статьи частично использованы примеры плеоназмов, взятые из интернета )


источники:

http://pandia.ru/text/80/300/71876.php

http://stihi.ru/2021/01/17/3898