Котором правописание приставки определяется ее значением присоединение

Котором правописание приставки определяется ее значением присоединение

Задание № 4. Правописание приставок.

Возможные варианты вопросов

  • Выпишите приставки , в которых правописание определяетсязначением ( далее даётся это значение: приближение, присоединение, неполное действие и т.д.). Такой вопрос всегда связан с правописанием приставок ПРЕ- ПРИ.
  • Найдите слова , правописание которых определяется глухостью- звонкостью последующих согласных. Такой вопрос предполагает в ответе слово с приставками, оканчивающимися на З-С. Будьте внимательны, приставка — С пишется не по данному правилу!
  • Найдите слово, с неизменяемыми приставками. Неизменяемые — это все остальные приставки, которые не входят в перечисленные выше: по, над, по, с, пере, и прочие. Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
  • Найдите слово, в котором написание приставки зависит от ударения.

Правила правописания гласных в приставках.

1.Неизменяемые приставки.

Они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Запомните их: с, со, от, об, до, о, пере, под, подо, про, на, над, за, вне, около, сверх, после, за, на, до, недо, о, пере, по, па, про, пра.

Например: подписать, отделить, сделать, пасынок, прадедушка.

Запомните: приставка С — неизменяемая!

Например: сделать

2. Приставки, оканчивающиеся на З — С.

Чтобы правильно писать эти приставки, нужно знать, что буква З на конце приставки пишется, если после неё стоит звонкая согласная или гласная буква, а буква С– если глухая согласная.

Приставки на З-С.

без-беззаветнобес-беспечно
вз-взлететьвс-вскрикнуть
воз-воззваниевос-восстание
из-известиеис-испытание
низ-низложитьнис —ниспадать
раз-раззадоритьрас-рассмеяться
чрез-чрезмерночерес-чересполосица

3.Приставки ПРЕ — ПРИ.

Правописание приставок ПРЕ — ПРИ является одним из трудных правил орфографии. Не только потому, что здесь много правил, которые надо запомнить, но и потому, что многие слова просто не попадают под эти правила – в них нельзя определить значение приставки. Многие слова являются иноязычными, поэтому в них ПРЕ и ПРИ — это часть корня. Такие слова надо запомнить.

Запомните значения приставок ПРЕ – ПРИ:

ПРЕ-ПРИ-
Значение «очень»,

« весьма», высокая степень качества.

преинтересный

прекрасный

приближениеприехать
Значение «через»,

« по-иному»,

= приставке ПЕРЕ.

преломление

преступление

присоединениеприклеить
неполное действиеприсесть
завершённое действиепридумать
сопутствующее действиеприпевать
пространственная близость, около чего-топриморский
выполнение действия в чьих-то интересахприпрятать

прикарманить

Трудные случаи написания приставок ПРЕ- и ПРИ-

  1. Запомните пары разных по значению слов, в которых приставки отличаются гласной

Преумножать (сильно умножать что-то) – приумножать (всего лишь незначительно)

Пребывать (то есть находиться где-то) – прибывать (приходить )

Предавать (кого-то или что-то) – придавать (значение чему-либо)

Презирать (ненавидеть) – призирать (присматривать, например, дома призрения)

Преклонить ( почтительно относиться) – приклонить (например, ветку к земле)

Преступить (нарушить, например, закон) – приступить (начать что-то делать)

Претворять (осуществлять, например, в жизнь планы) – притворить ( прикрыть , например, дверь)

Преходящий( временный, например, всё в мире преходяще)- приходящий(учитель, няня)

Превратный смысл (неверный, перетолкованный кем-то иначе)- привратник (в замке при вратах)

Преемник (продолжатель)- приёмник (техника)

Непременный (нельзя что-то переменить, например, условие) – применить(использовать в том или ином случае).

  1. Запомните написание слов, в которых значение приставки не определяется или ПРИ и ПРЕ являются частью корня.
президентнеприхотливый
президиумпривередливый
прельщатьпривидение
преследоватьпривилегия
претендентпридирчивый
претензияприключение
пресечьприоритет
пресмыкающиесяприсягать
препинания (знаки)притязание
(камень) преткновенияпричудливый
препятствиепримитивный
прекословитьприверженец
пресловутыйпристойный
преимуществоприскорбный
премьераприбор
препаратприятель
престолпривет
престижприлежный
прелюдияприсяга
преклонный (возраст)приурочить
непреложный (закон)примитив

4.Гласные в приставках РАС-РОС и РАЗ – РОЗ

В данных приставках А пишется без ударения, О — под ударением:

5.Приставки, зависящие от ударения.

НЕ- пишется под ударением.

НИ — пишется без ударения.

Примеры: никто- нЕкто, нигде- нЕгде.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Котором правописание приставки определяется ее значением присоединение

Из предложений 22—25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «присоединение». Вариант к тексту 203.

(1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке

из-под картошки нашёл игрушку.

(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом»,

затем — тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта — свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название — «Одноглазый медведь».

* Остромир — современный молодой блоггер.

Укажите ошибочное суждение.

В слове МЕШКА согласный Ш всегда твердый, не имеет пары по мягкости.

Правильный ответ указан под номером 4.

Замените разговорное слово «таскал» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово «таскал» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «носил» или «брал».

Ответ: носил ИЛИ брал.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л. С. Сухорукова: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. С. Сухорукова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь — это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание Л.С. Сухорукова: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Остромира. Текст представляет собой внутренний монолог героя о самом себе, о своем мироощущении. Так, например, в предложении 3 (В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.) герой рассказывает о себе с легкой иронией, так как осознает, что не всегда наши взрослые увлечения серьезнее детских, вместе с тем эти размышления показывают и другую сторону характера рассказчика: он человек правдивый и искренний. То же предложение интересно с точки зрения речевой организации: оно осложнено однородными сказуемыми — такое построение позволяет создать интонацию перечисления жизненных событий, подчеркивая мимолетность жизни и отсутствие ее особой значимости. Говорящий употребляет в речи вводное слово «в общем», подводящее итог предшествующему рассказу. Предложение 10 (Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги.) сложное с разными видами связи: здесь уже передано отношение говорящего к произошедшему событию как к существенно изменившему мировосприятие героя. Предложение осложнено причастным оборотом. Анализ приведенных предложений показывает, что герой хорошо владеет речью, говорит доказательно, логично выстраивая свои мысли.

Таким образом, внутренний монолог героя — показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был Л.С. Сухоруков, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Финал текста Остромира подтверждает, что герою, который сам себя считал «дядькой с большой бородой и татухами», помогла вернуться к своему внутреннему миру, к своему «я» детская игрушка.

Говорят, что внутренний голос есть у каждого из нас, только не каждый способен его услышать. Игрушка из далёкого детства — медвежонок — это и есть внутренний голос, предупредивший героя о надвигающейся опасности. Об этом читаем в предложении номер 8 (Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то. )

То, что герой с такой старательностью сам починил медвежонка (предложения номер 21-23), демонстрирует, что за грозной внешностью скрывается добрая, отзывчивая душа.

Таким образом, детская игрушка стала талисманом для героя, своеобразным символом возвращения к самому себе.

15.3 Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, создаваемый мыслями и переживаниями, отражающийся в наших поступках и отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека.

В тексте Остромира за «большой бородой и татухами» героя скрывается добрая, отзывчивая душа, вот почему он едет на дачу, находит забытую детскую игрушку и сам реставрирует её. Медвежонок как символ детских воспоминаний, самых светлых и нежных, становится для героя талисманом и своеобразным символом возвращения к самому себе.

Но бывает в жизни и наоборот. В нашем классе есть девочка. Она хорошо учится, всегда выполняет домашние задания, но делает это всегда ровно настолько, насколько достаточно будет для получения нужной ей оценки. Она не вникает в суть проблемы, никогда не старается узнать больше, чем ей задано, вся её жизнь словно сведена к единственной цели — получить заветную пятёрку. Поговорить с ней не о чем, она ничем не интересуется, ни к кому не проявляет ни интереса, ни сопереживания. Круг её интересов ограничивается мелкой собственной выгодой, чтобы поддержать о себе благоприятное, как ей кажется, мнение окружающих. У такого человека в душе — ничего. Он, можно сказать, пустой. Говорить о его внутреннем мире долго не приходится — нечего.

Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому.

Вариант 5. Задание 4. ОГЭ Русский язык 9 класс Цыбулько. Помогите с заданием!

Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «присоединение».

(18) Прошла неделя, а может быть, и две. (20)Опять отправились дед с внуком в лес. (21)Подошли они к садовому питомнику. (22)Глядит дед и глазам не верит: щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.
— (23)Алёшка, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня появилась.
— (24)Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.


источники:

http://rus-oge.sdamgia.ru/problem?id=6464

http://class.rambler.ru/temy-cybulko/variant-5-zadanie-4-oge-russkiy-yazyk-9-klass-cybulko-pomogite-s-zadaniem-35833.htm