Краткие страдательные причастия правописание гласных в кратких страдательных

Правописание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Что такое причастие

Причастие — особая глагольная форма, которая обозначает признак предмета по действию. Отвечает на вопросы прилагательных «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Относится к существительному «лист», отвечает на вопрос «какой?»

«Толя густо покраснел».

Относится к имени существительному, отвечает на вопрос «что сделал?»

Относится к имени существительному, отвечает на вопрос «какой?»

ПараметрыКрасныйКраснетьКраснеющий
На какой вопрос отвечает? К какой части речи относится?
Какое значение несет?Передает качественную характеристику предмета.Передает действие субъекта.Передает признак предмета по действию.
Частеречная принадлежность.Является прилагательным.Является глаголом.Является причастием.

Причастие сочетает в себе особенности таких частей речи, как глагол и прилагательное. От прилагательного легко отличить, ведь причастие можно заменить словосочетанием с глаголом: «краснеющий подросток» = «подросток, который покраснел».

Так как причастие является глагольной формой, оно сохранило некоторые его признаки.

  • имеют категорию вида (могут быть совершенного и несовершенного вида);
  • имеют категорию времени (есть форма настоящего и прошедшего времени);
  • бывают возвратными и невозвратными.

В зависимости от залога выделяют страдательные и действительные причастия.

Действительные причастия — тип причастий, характеризующий действие, которое совершает сам объект (играющий мальчик = мальчик, который сам играет, не им играют).

Как образуются действительные причастия?

«В жмурках и в «сижу-посижу» одному из играющих по жребию завязывали платком глаза». (Салтыков-Щедрин М.Е. «Пошехонская старина»).

«Скандал вышел полный. На шум вбежали игравшие в карты члены и гости «общества».(Гейнце Н.Э. «Сцена и жизнь»).

Суффиксы действительных причастийПримеры
Настоящее времяПрошедшее время
1 спр: ущ/ющ-вш-
2 спр: ащ/ящ-ш-«И разве только какой-нибудь юноша или молодая девушка остановятся со вниманием и прочтут в измученных глазах, страдальчески смотрящих с полотна, вопль, вложенный мною в них…» (Гаршин В.М. «Художники»).

Определение

Страдательные причастия — тип причастий, характеризующий действие, которое совершает не сам предмет, а другое лицо с ним (сделанная домашняя работа = домашняя работа не сама себя сделала, а ее сделал ученик).

Особенности страдательных причастий:

  • могут образовываться только от переходных глаголов (купить дом — купленный дом);
  • могут образовывать краткие и полные формы;
  • их можно распространить именами существительными в творительном падеже (рассказанная мамой история).

Как образуются страдательные причастия?

«Исключительное погружение Европы в социальные вопросы, решаемые злобой и ненавистью, есть падение человечества». (Бердяев Н.А.Судьба России»).

«Было скучно, и чувствовалось, что у этих людей что-то не ладится, все они недовольны чем-то или кем-то, Самгин решил показать себя и заговорил, что о социальной войне думают и что есть люди, для которых она — решенное дело». (Горький Максим. «Жизнь Клима Самгина»).

«Суть ответа на данный вопрос можно выразить в виде краткой формулы: русской философии предстоит новое начало, строимое как обратная модуляция». (Сергей Хоружий. «Опыты из русской духовной традиции»).

«Литературное произведение искреннее, а не заказное, только тогда и возможно, когда первая основа и крайнее решение взятого факта составляет еще вопрос, разгадка которого занимает самого автора». (Добролюбов Н. А. «Забитые люди»).

Суффиксы страдательных причастийПримеры
Настоящее времяПрошедшее время
1 спр: ом/ем-нн-/-енн-
2 спр: им-т-

Исключение

Исключением из данного правила является слово «движимый».

Чем отличаются полная и краткая форма страдательных причастий

ФормаХарактеристикаПример
ПолнаяПолная форма причастий — форма, при которой ни одна морфема не опускается.«Чтобы расплатиться и уехать в Париж, где Николай Герасимович надеялся вскоре получить от брата крупную сумму, вырученную им от продажи одного из имений, ему пришлось продать только что купленную виллу и продать даже в рассрочку, так как вследствие конца сезона не находилось настоящего покупателя». (Гейнце Н.Э. «Герой конца века») — «купленная вилла» — полное причастие, с окончанием, корнем и суффиксом.
КраткаяКраткая форма причастий образуется от полных форм путем «отбрасывания» окончания полной формы.«Безработица остается у рекордно высокой отметки в 4,9 %, и это при том, что практически не решена проблема избыточной занятости, которая, как гиря, тянет на дно японские компании». (А.С. Корчагина. «Японский менеджмент») — «решена» — краткая форма от причастия «решенный».

Как писать гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

«Екатерина знала своего «ученика», как она любила называть Потемкина. Она утешала его искусно нарисованной картиной славы и бессмертия на страницах истории. Он должен жить и работать не для себя, а для России. Таков был смысл слов великой монархини. Императрица оставила Григория Александровича совершенно изменившимся». (Гейнце Н.Э. «Князь Тавриды») — «нарисовать» (что сделать? — совершенный вид глагола), причастие — «нарисованная картина».

«Мне пришлось прижаться к крашенной в синий цвет стене — мимо униформисты толкали тележку с фанерными тумбами, обшитыми алой тканью с зелеными ромбами». (Андрей Добров. «Смертельный номер. Гиляровский и Дуров») — в «синий цвет» являются зависимыми словами.

«Ее накрашенный рот улыбался, обнажая мелкие мышиные зубы, вообще она была ослепительно ярка». (Горький Максим. «Жизнь Клима Самгина») — приставка «на».

«Травник оказался такой жгучей силы, что у Самгина перехватило дыхание и померкло в глазах. Оказалось, что травник этот необходимо закусывать маринованным стручковым перцем». (Горький Максим. «Жизнь Клима Самгина») — суффикс «ованн».

Пояснение на примерах

«Ужас этого сознания я помню и потому заключаю и даже вспоминаю смутно, что, воткнув кинжал, я тотчас же вытащил его, желая поправить сделанное и остановить». (Толстой Л.Н. «Крейцерова соната») — это причастие пишется с двумя «н», потому что это причастие совершенного вида, с приставкой «с».

«Известия были прочитаны» — в этом случае пишется одна «н», потому что это краткое страдательное причастие.

«Сердитый, он несколько раз вскидывал своими сухими глазами на темные стекла длинного окна, в пазы и щели которого долетали с улиц раздражавшие его звуки, и каждый раз, в каждом квадрате оконного переплета, ему Мерещились целые группы рож: намалеванных, накрашенных, богопротивнейших, веселых рож в дурацких колпаках, зеленых париках и самых прихотливых мушках». (Лесков Н.С. «Обойденные») — две «н», потому что слово пишется с приставкой.

Краткие страдательные причастия

Краткие стра­да­тель­ные при­ча­стия — это грам­ма­ти­че­ские фор­мы, обра­зо­ван­ные от пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни. В пред­ло­же­нии крат­кие фор­мы при­ча­стий явля­ют­ся ска­зу­е­мым и отве­ча­ют на вопро­сы каков? како­ва? како­во? каковы?

Рассмотрим подроб­нее, как обра­зу­ют­ся крат­кие стра­да­тель­ные при­ча­стия, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки они име­ют и какую син­так­си­че­скую роль выпол­ня­ют в предложении.

Начнем с того, что стра­да­тель­ные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак по дей­ствию, кото­рое направ­ле­но на пред­мет со сто­ро­ны, извне.

  • убран­ная постель — это зна­чит, что постель кто-то убрал;
  • при­ко­ло­тая брошь — это зна­чит, что брошь при­ко­ло­ла, напри­мер, я сама.

Как отличить полную форму причастия от краткой?

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую фор­му. Полная фор­ма при­ча­стий сход­на с ана­ло­гич­ной фор­мой при­ла­га­тель­ных. Она име­ет такие же окончания:

в фор­ме муж­ско­го рода окон­ча­ние -ый

  • зави­сим ый от него;
  • прой­денн ый путь;
  • напи­санн ый роман;

в фор­ме жен­ско­го рода окон­ча­ние -ая

  • изу­ча­ем ая проблема;
  • при­кле­енн ая марка;
  • укра­шенн ая цве­та­ми столешница;

в фор­ме сред­не­го рода окон­ча­ние -ое

  • выпол­ня­ем ое нами задание;
  • спа­сенн ое дитя;
  • пере­пи­санн ое сообщение.

в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ние —ые

  • хра­ним ые до сих пор фотографии;
  • рас­смат­ри­ва­ем ые реликвии;
  • вымыт ые окна.

Краткие страдательные причастия прошедшего времени

Что же про­ис­хо­дит с пол­ной фор­мой стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, если от нее обра­зо­вать крат­кую фор­му? При таком фор­мо­об­ра­зо­ва­нии сра­зу усе­ка­ют­ся окон­ча­ния, а суф­фик­сы пол­ных стра­да­тель­ных при­ча­стий -нн-, -енн-/ённ- «теря­ют» одну бук­ву «н» и пре­вра­ща­ют­ся соот­вет­ствен­но в суф­фик­сы -н- и -ен-/ён- крат­ких причастий.

Убедимся в этом:

  • (какой?) прой­денн ый путь — путь (каков?) пройд ен ;
  • (какая?) при­кле­енн ая мар­ка — мар­ка (како­ва?) при­к­ле ен а ;
  • (какое?) спа­сенн ое дитя — дитя (како­во?) спас ен о
  • (какие?) сорванн ые листья — листья (како­вы?) сорван ы .

Грамматические признаки краткой формы страдательного причастия

Краткая фор­ма стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ет­ся по числам:

  • сооб­ще­ние пере­пи­сан о — сооб­ще­ния пере­пи­сан ы ;
  • инфор­ма­ция сохра­нен а — изве­стия сохра­нен ы ;
  • окно вымыт о — окна вымыт ы .

Исследуемая фор­ма изме­ня­ет­ся по родам, как и прилагательное:

  • чемо­дан собран ;
  • ска­терть собран а ;
  • обще­ство собран о ;
  • зер­на собран ы .

В пред­ло­же­нии эта фор­ма выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль ска­зу­е­мо­го в отли­чие от пол­ной фор­мы, кото­рая явля­ет­ся согла­со­ван­ным определением.

Перечитанный роман доста­вил мне удовольствие.

Роман пере­чи­тан с удовольствием.

Примеры

Дождевые тучи рас­се­я­ны нале­тев­шим ветром.

К кон­цу неде­ли маши­на наконец-то отре­мон­ти­ро­ва­на .

У этой девуш­ки кра­си­во уло­же­ны воло­сы .

Видеоурок

Конспект урока » Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких старательных причастиях»

Тема: Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

Цели: Обучающая: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций. Развивающая: развитие самостоятельности мышления учащихся. Воспитывающая: воспитание самостоятельной личности.

Формирование УУД. Метапредметные. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель,тему; применять правила и пользоваться инструкциями; -осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера; использовать схемы; извлекать информацию и структурировать её; сравнивать и оценивать информацию. Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном; осуществлять контроль по результату; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество; строить монологическое высказывание; вести диалог, слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль. Планируемые личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; самооценка на основе критериев, навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты. Предметные. Образовывать страдательные причастия, выделять формообразующие суффиксы.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Определить дествительные или страдательные причастия.

Слышимый, выстоявший, занят, оклеена, решающий, скошенный, изучаемый, бритый, роющий, защищаемый, строивший, продуманный, читаемый, изучена, вылетевший, кормящий, переведённый, дви­жимый, тающий, решающий, решённый, гонящий, ненавидящий, при­сланный, терпящий, слышавший.

Образуйте все возможные формы причастий от глаголов :

рассчитать, рассчитывать; месить, замесить.

3. Объявление теемы и целей урока.

4. Работа над темой урока.

· Запись в тетради.

На -ать,-ять пиши: рассчит -ать — рассчит —а— нный

На -ить, -еть пиши: замес -ить — замеш —е— нный.

Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, подчеркните изучаемую орфограм­му и укажите способ её проверки.

Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесить плотной шторой; подве­сить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

Цифровой диктант 1 – а 2- е 3 – я

1)развенч….н 6) поддерж…ный 2) выкро…нный 7) потер….но 3) усво…нный 8) обещ….нный 4) обстрел….нный 9) выгруж….нный 5) подар….нный 10) посе…ны

Ответы: 1-1 6- 1 2-2 7-3 3-2 8- 1 4-3 9-2 5-2 10-3

Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Просмотр..нный альбом; задерж..нный на работе; наполн..нный со суд; взвеш..нный товар; запачканный грязью; усе..нное поле; застрел..нный в упор; взволнов..нный голосом; рекомендов..нная литература; посвя­щ..нная матери книга; развеш..нное бельё; раскро..нный материал; слыш­..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.

Задание: Вставить пропущенные буквы в словах, обозначить орфограмму

1) Бледно-голубое небо осени светлело и смотрело на улицу, усе…нную жѐлтой листвой.

) Низкие холмы, распах….нные и засе….нные, доверху разбегаются широкими волнами.

3) Со всех сторон нас окружали красноватые горы, обвеш….нные плющом.

4) Увид….нное лучше услыш….нного.

5) В зеленоватом небе, чисто вымет…нном ветром, таяло утомлѐнное солнце.

6) Подстрел….нная утка упала в камышовые заросли.

Задание: « Узнай причастие ». Определите, какое причастие зашифровано в данных предложениях, запишите его, выделив орфограмму.

1. Каким становится поле после того, как по нему проехал трактор с плугом? ( вспаханным, распаханным)

2. Продавец определил вес товара. Подумай, что он сделал, и каким от этого стал товар. ( взвешенным )

3. Каким стало мокрое бельѐ, которое хозяйка разместила на верѐвках. ( развешенное)

4. Каким становится ружьѐ, когда из него убрали все патроны. ( разряженное)

5. Каким стал мост после того, как его повредили бандиты с помощью взрывчатки. ( взорванный)

6. Какими стали ключи после того, как я понял(а), что не знаю, где их оставил ( а)? ( потерянные )

Задание. Составить словосочетания с данными словами. Обозначьте суффиксы причастий.

1- раскраш…нная 2- сброш….нный 3- отгрыз…нный 4- размеш….нный 5- выраж…нное 6- занавеш…но 7 – подтопл…нное 8- зате…н 9- высме….нный 10 – ощип….нный 11 – растрѐп….на 12 – обнаруж….нный 13 – купл….нный 14 – посе…н

Задание. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Троекуров мало заботился о выигрыше зате…нного им дела.

2. Калиныч провѐл нас в избушку увеш…нную пучками сухих и душистых трав.

3. На стенах окле…нных зелѐными обоями с розовыми разводами висели три картины пис….ные масл…ными красками.

4. В середине комнаты стоял стол покрытый оборв…нной ч…рной клеѐнкой.

5. Я не мог равнодушно смотреть на вырубл….нные рощи.

6. Обещ…нная шапка на уши (не)лезет.

Задание. Составьте текст по предложенной репродукции, используя, как можно больше причастий.

Слова для справок: усып…нные листьями, распах…нные и засе…нные поля, исхож….нная тропинка, позолоч….нные деревья, раскраш….нные осенью, постро….нные домики, разве…нные облака, изъезж….нная дорога, увид….нный пейзаж, высуш….нная трава, скош….нные луга, рассказ..нная история, увид….нная церковь.

1 учащийся. Картина Левитан И. И. « Золотая осень» ( 1895 г. Река Съежа у усадьбы « Горка» в Тверской губернии )

2 учащийся. « Золотая осень. Слободка »( 1889 г.)

3 учащийся. « Осенний пейзаж с церковью »( 1893-1895. Церковь в усадьбу Ушаковых Островно Тверская губерния )

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Домащнее задание: учить правило §15, выполнить упр. 106.

1. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Г.А.Богданова. – М. : Просвещение, 2013. – 255 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/kratkie-stradatelnye-prichastiya.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnyh-pered-n-i-nn-v-polnyh-i-kratkih-staratelnyh-prichastiyah-5112147.html

ОДНА «Н»ДВЕ «НН»
В кратких страдательных причастиях: книга (какова?) написана.В причастиях от глаголов совершенного вида: купленная книга.
В причастии с зависимыми словами: варенный (где? в чем?) в мультиварке картофель.
Если слово употребляется с приставкой (исключение: приставка не): накрашенная.
В словах с суффиксом -ованн/еванн: арестованный.
«Каждый его выход всегда значил ни более ни менее, что новая книга прочитана и потребовалась другая». (Лесков Н.С. «Обойденные»)