Урок №2 Краткие страдательные причастия
Предмет: русский язык.
Класс: 7 «Б» класс.
Тема 2 урока: Краткие страдательные причастия
Цели урока: закрепят навык правописания гласной перед -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени; познакомятся с морфологическими признаками и синтаксической функцией кратких причастий, научатся отличать краткие причастия от кратких прилагательных; продолжат развивать в себе навыки саморегуляции и критического мышления, групповой работы.
Критерии успеха: учащиеся безошибочно пишут слова с орфограммой «Гласные перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени»; знают морфологические признаки и синтаксическую функцию краткого причастия, умеют образовывать краткие и полные причастия, могут отличить краткое причастие от краткого прилагательного.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: коллективная, индивидуальная и групповая работа.
Используемые методы и приемы: вводная игра для установления атмосферы доверия в классе «Мое лучшее качество», опрос с использованием «толстых и тонких вопросов», вопросов по «Таксономии Блума», «По кругу», ИКТ, формативное оценивание, рефлексия.
Оборудование/ресурсы: ПК, проектор, учебник, раздаточный дидактический материал, УМК «Привет, Причастие!» (электронный тренажер), листы самооценки, фотоаппарат, видеокамера.
Организационный момент (вводная игра для создания положительного настроя на урок и сплочения коллектива «Мое лучшее качество» — прилагательное на первую букву имени). Деление на группы с учетом способностей (наличие в каждой группе одного белее способного учащегося).
Проверка усвоения изученного материала.
Фронтальный опрос («Толстые и тонкие вопросы»)
С какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке?
В чем заключается сложность при выборе гласной перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени?
От чего зависит условие выбора гласных А(Я) и Е?
Какой синтаксической конструкцией можно заменить причастие?
«Цепочка» (отработка ЗУН в группах – комментированное письмо под руководством лидера группы).
Выслуш…нный приказ, измуч…ное животное, обещ…нный подарок, замеч…нная опечатка, разве…нные сомнения, встревож…нная мать, выброш…нный мусор, отпущ…нный товар, засе…нные поля, заостр…нные копья, выпущ…нная птица, навьюч…нные верблюды, сдерж…нный шепот, успоко…нные родители, сожж…нная записка, приглашнный специалист.
Самопроверка задания по презентации.
Сообщение темы и цели урока.
Формулирование критериев успешности «Корзина идей» (работа в парах)
Изучение новой темы
Самостоятельная работа с §16 учебника ( индивидуальная, групповая работа) .
«Таксономия Блума» — вопросы для проверки понимания.
Какие причастия могут иметь краткую форму?
Как изменяются краткие причастия?
Что вы узнали о правописании кратких причастий?
Почему краткое причастие в предложении выполняет функцию сказуемого?
Что общего между краткими причастиями и краткими прилагательными?
Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?
Что может случиться, если перепутать краткое причастие с кратким прилагательным?
Закрепление изученного материала (использование приема «По кругу» — учащиеся меняются заданиями от группы к группе, таким образом выполнив большой объем работы)
Упражнение №125 (перестроить предложения, употребляя вместо глаголов краткие причастия прошедшего времени, записать эти предложения). Самопроверка (заполнение маршрутного листа).
Упражнение №130 (выписать из текста краткие причастия, образовать от них полную форму). Самопроверка (заполнение маршрутного листа).
Работа с электронным тренажером «Привет, Причастие!» – упражнение «Пещера» (заполнение маршрутного листа).
Работа с электронным тренажером «Привет, Причастие!» – упражнение «Лягушковоз» (заполнение маршрутного листа).
Задание на дом §16, упражнение №133, словарные слова, упр.№128
Подведение итогов урока. Рефлексия «незаконченное предложение».
ученика(-цы) 7 «Б» класса_________________________________________________
Сегодня на уроке
Я справился со всеми заданиями очень хорошо, хорошо, не очень хорошо (нужное подчеркнуть)
Мое настроение в конце урока радостное устал(а) раздражен(а) чуть не заснул(а) грустное
Журнал самооценки работы в группе
Фамилия, имя учащегося (например, Аня П.)
Краткое причастие
О чем эта статья:
Понятие причастия
Причастие — это часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Называется оно так, потому что причастно к свойствам глагола и прилагательного.
- решенный — образовано от глагола«решать»
- приглашенный — от глагола «пригласить».
У причастий, как и у некоторых прилагательных, есть не только полная, но и краткая форма:
Ответим на самый популярный вопрос: «Какие причастия имеют краткую форму?». Ее имеют только страдательные причастия, которые обозначают признак по действию другого объекта.
Понятие краткого причастия
Краткое причастие — это грамматическая форма, которую образует полное страдательное причастие настоящего или прошедшего времени. Обозначает признак предмета по действию.
Вопросы кратких причастий: «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?», а также «что сделан?», «что сделано?», «что сделана?», «что сделаны?». Они схожи с вопросами полной формы:
- заявление (что сделано?) озвучено,
- картина (что сделана?) нарисована,
- кабинет (что сделан?) отремонтирован.
В русском языке краткие формы образуют только страдательные причастия настоящего и прошедшего времени с суффиксами -им-, -ем-, -ом-, -енн-, -нн-, -т-.
При образовании краткой формы происходит усечение окончания, а суффиксам -енн- и -нн- соответствуют суффиксы -ен- и -н-.
Вот как это выглядит:
Суффиксы
Примеры кратких причастий
Краткие причастия настоящего времени
управляем (от управляемый)
выполняем (от выполняемый)
Краткие причастия прошедшего времени
завешен (от завешенный)
принесен (от принесенный)
Краткое страдательное причастие можно заменить однокоренным глаголом в форме прошедшего времени:
- стена (какова?) покрашена — стена, которую покрасили;
- дело (каково?) сделано — дело, которое сделали.
Особенности изменения кратких причастий
Краткие причастия изменяются по родам и числам, в словосочетаниях согласуются с существительными и местоимениями.
Краткие страдательные причастия
Краткие страдательные причастия — это грамматические формы, образованные от полных страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. В предложении краткие формы причастий являются сказуемым и отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Рассмотрим подробнее, как образуются краткие страдательные причастия, какие грамматические признаки они имеют и какую синтаксическую роль выполняют в предложении.
Начнем с того, что страдательные причастия обозначают признак по действию, которое направлено на предмет со стороны, извне.
- убранная постель — это значит, что постель кто-то убрал;
- приколотая брошь — это значит, что брошь приколола, например, я сама.
Как отличить полную форму причастия от краткой?
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму. Полная форма причастий сходна с аналогичной формой прилагательных. Она имеет такие же окончания:
в форме мужского рода окончание -ый
- зависим ый от него;
- пройденн ый путь;
- написанн ый роман;
в форме женского рода окончание -ая
- изучаем ая проблема;
- приклеенн ая марка;
- украшенн ая цветами столешница;
в форме среднего рода окончание -ое
- выполняем ое нами задание;
- спасенн ое дитя;
- переписанн ое сообщение.
в форме множественного числа окончание —ые
- храним ые до сих пор фотографии;
- рассматриваем ые реликвии;
- вымыт ые окна.
Краткие страдательные причастия прошедшего времени
Что же происходит с полной формой страдательного причастия прошедшего времени, если от нее образовать краткую форму? При таком формообразовании сразу усекаются окончания, а суффиксы полных страдательных причастий -нн-, -енн-/ённ- «теряют» одну букву «н» и превращаются соответственно в суффиксы -н- и -ен-/ён- кратких причастий.
Убедимся в этом:
- (какой?) пройденн ый путь — путь (каков?) пройд ен ;
- (какая?) приклеенн ая марка — марка (какова?) прикле ен а ;
- (какое?) спасенн ое дитя — дитя (каково?) спас ен о
- (какие?) сорванн ые листья — листья (каковы?) сорван ы .
Грамматические признаки краткой формы страдательного причастия
Краткая форма страдательного причастия прошедшего времени изменяется по числам:
- сообщение переписан о — сообщения переписан ы ;
- информация сохранен а — известия сохранен ы ;
- окно вымыт о — окна вымыт ы .
Исследуемая форма изменяется по родам, как и прилагательное:
- чемодан собран ;
- скатерть собран а ;
- общество собран о ;
- зерна собран ы .
В предложении эта форма выполняет синтаксическую роль сказуемого в отличие от полной формы, которая является согласованным определением.
Перечитанный роман доставил мне удовольствие.
Роман перечитан с удовольствием.
Примеры
Дождевые тучи рассеяны налетевшим ветром.
К концу недели машина наконец-то отремонтирована .
У этой девушки красиво уложены волосы .
Видеоурок
http://skysmart.ru/articles/russian/kratkoe-prichastie
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/kratkie-stradatelnye-prichastiya.html