Ксп климат правописание суффиксов страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Правописание суффиксов причастий

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый . Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый ).

Причастия, в которых часто
допускают ошибки на ОГЭ/ЕГЭ

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениколю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистящий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отправившийся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видео «Правописание суффиксов причастий»

Тема урока: Правописание суффиксов причастий. Изменение причастий

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Я, Курманова Алия Жасановна, окончившая курсы обучения учителей по программе второго (основного) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, Хотела бы поделиться опытом работы на практике с коллегами, опубликовав на страницах Инфо разработки уроков и коучингов. Я являюсь постоянным пользователем и читателем вашего сайта Инфо.

Предмет: русский язык

Правописание суффиксов причастий. Изменение причастий

1. Знать и понимать

Способы образования действительных и страдательных причастий, суффиксы настоящего и прошедшего времени ;

Развивать умение находить и определять способы образования причастий , умение определять время и вид причастий ;

Сравнивать способы образования действительных и страдательных причастий.

Все: должны уметь отличать действительные причастия от страдательных, суффиксы причастий

Большинство: должны уметь определять время и вид причастий , должны уметь суффиксы причастий

Некоторые: образовывать от глаголов причастия с помощью суффиксов

Ученик «А» Умеет , может обосновать свой ответ

Ученик «В » Умеет правильно определять суффиксы причастий , умеет отличать действительные причастия от страдательных , может правильно переносить слова на другую строку

Ученик «С» Умеет правильно определять лексическое значение слова, умеет находить и выделять морфемы, может правильно переносить слова на другую строку

1.Обучение критическому мышлению.

Создание коллаборативной среды

(рекомендованный МОН РК)

Русский язык, 7 класс, авторы: Кунакова К.У., Искакова З.Ж.

Издание: Алматы «Атамура» 2014 г.

Ход урока/заметки учителя

1 .Предлагает пожелать друг другу удачи

1 .Желают друг другу удачи

Учебник Русский язык,

маркеры, бумага, стикеры, карточки, и др.

2.Тестовые задания по разделу « Глагол».

1.Что такое глагол? а) слово ; б) словосочетание; в)часть речи ; г)предложение.

2.Что обозначает глагол? а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.

3.Сколько наклонений у глагола? Перечислите их. а) 1; б) 2; в) 3.

4.Найдите глаголы повелительного наклонения А) принесла; б) принеси ; в) несет .

5.Найдите глаголы изъявительного наклонения А) вышла бы ; б) войди ; в) вошла .

6.Сколько времен у глагола ? Назовите их. А) 1 ; б) 2 ; в) 3.

7.Найдите глаголы прошедшего времени. а) пишет; б) напишет ; в) написал.

8.Найдите глаголы настоящего времени. А) варит ; б) сварила ; в) будет варить .

9.Найдите безличные глаголы. А) белит, варит ; б) морозит, рассветает ; в) рисует, пишет.

10.Слитно пишутся глаголы . А) (не)любит ; б) (не)навидит ; в) (не) пишет.

2 . Читают домашнее задание, проверяют друг друга

3 . Объясняет новую тему

Причастие как и прилагательное отвечает на вопрос какая? какое? Но в отличие от прилагательного образуются от глагола и имеет время и вид. Причастия имеют формы настоящего и прошедшего времени. Могут быть действительными и страдательными.

Если действие совершает сам предмет, то причастие называется действительным, если предмет испытывает действие другого лица, то это причастие называется страдательным.

Например: Ученик, читающий книгу – это какое причастие ?( действ.).Книга ,читаемая учеником — это какое причастие? ( страдат. )Каждая форма причастий имеет свои суффиксы .Проанализируем таблицу.

3 . Слушают учителя, записывают примеры

4 . Предлагает поработать по таблице

4. Работают по таблице

А) Читают по цепочке

Б) Знакомятся с новыми словами

5. Мы делаем вывод.

Дей ствительные причастия настоящего времени – ущ,-ющ,-ащ,-ящ.

Действительные причастия прошедшего времени — — ш-, -вш-

Страдательные причастия настоящего времени — -ом-,-ем -,-им-

Страдательные причастия прошедшего времени — -енн-,-нн-,-т-

Откройте тетради и запишите формы причастий и их суффиксы .

6. Предлагает поработать по таблице. Заполнить ее.

6. Заполняют таблицу

7. Задание на дом. Объясняет принцип выполнения домашнего задания ( 5,6 упражнение на 101 странице)

7. Записывают домашнее задание в дневники

8. С помощью большого пальца показывают свое отношение к уроку

Курманова Алия Жасановна -учитель русского языка и литературы

КГУ «Общеобразовательная школа №19 »г.Сатпаев

дом .адрес: пр.Сатпаева 114-27

дом .тел: 8-710-63-3-31-53

эл.адрес: aliya _ kurmanova 77@ mail . ru

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Курманова Алия ЖасановнаНаписать 961 14.01.2016

Номер материала: ДВ-340053

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.01.2016 323
    14.01.2016 3071
    14.01.2016 479
    14.01.2016 2211
    14.01.2016 855
    14.01.2016 529
    14.01.2016 1248

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/prichastie/suffiksy-prichastiy.html

http://infourok.ru/tema-uroka-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-izmenenie-prichastiy-766496.html