Правописание приставок и суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.
Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Проверка домашнего задания.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какова его тема, главная мысль?
— Объясните написание слов с орфограммами.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)
— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .
На, было, па..ажиров, много, пе..оне.
По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.
— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?
-Запишите ещё три слова на это правило.
Самоопределение к деятельности.
По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
— Какие орфограммы в приставках вы знаете?
— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?
— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)
— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)
(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)
— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )
— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)
— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек. )
— Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)
— А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок. )
— Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)
— Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».
— Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Коллективная проверка, самооценка.)
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
— В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)
— Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?
— Написание каких суффиксов надо запомнить?
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)
1.Приставка – часть слова, которая стоит:
а) перед корнем в) после окончания
б) после корня г) после суффикса
2.Не существует приставки:
3.Укажите случай раздельного написания.
а) (про)студа в) (про)лог
б) (про)мах г) (про)дрог
4.Укажите слово с приставкой с-.
а) (з, с)делка в) (з, с)десь
б) (з, с)дравие г) (з, с)дание
5.Суффикс служит для:
а) связи слов в предложении
б) изменения слов
в) образования новых слов
г) соединения корня и окончания
6.Укажите слово с суффиксом – ик.
а) ключ..к в) замоч..к
б) кармаш..к г) дружоч..к
7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
а) белка в) липка
б) рыбка г) стопка
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)
Подведение итогов урока.
— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов». Урок разработан в технологии встречных усилий.
Урок русского языка «Правописание приставок и суффиксов в словах»
Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с.
Методическая разработка по теме: «Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек»
Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК «Школа России».
Методическая разработка к уроку русского языка по теме: «Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек» (презентация)
Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».
Урок русского языка «Правописание приставок, суффиксов и предлогов»
Урок русского языка в 3 классе.
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок и суффиксов -ик-, -ек-.
Правописание суффиксов -ик, -ек .
Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».
Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель.
Русский язык. Краткосрочный план урока № 9 для 4 класса по теме: Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый знак. Природные богатства Казахстана
Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Краткосрочный план урока № 9 для 4 класса по теме: Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый знак. Природные богатства Казахстана»
Краткосрочный план урока № 9.
Предмет: Русский язык
Раздел (сквозная тема):
В контексте сквозной темы «Моя Родина -Казахстан».
Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый знак.
Природные богатства Казахстана.
Цели обучения, которым посвящен урок:
4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы
4.2.5.1 находить информацию по трем и более источникам (словари, справочники, энциклопедии, детские познавательные журналы, газеты) на заданную тему и интерпретировать ее
4.3.7.2 различать значимые части слова (приставка, суффикс) и грамотно писать их, опираясь на основной принцип русской орфографии: единообразное
написание морфем в словах
1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему
2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников
3.7 Соблюдение орфографических норм
Участвовать в диалоге, высказывать мнение по теме урока.
Разбирать слова по составу.
Рассказывать о правописании суффиксов по схеме.
Подбирать подходящие по смыслу приставки.
Использовать уменьшительно- ласкательные суффиксы в речи.
Рассказывать о полезных ископаемых родного края.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Материал прошедших уроков:
Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. Звуко-буквенный анализ. Состав слова.
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
– Проверим готовность к уроку
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Минутка чистописания работа с пословицей
Работа с пословицей по плану
Объяснить значение непонятных слов
Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему учит?
Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Спиши.
Нет в мире краше Родины нашей.
Работа над лексической и грамматической темой урока.
(К) Прочитай две группы слов. Вспомни о правописании разделительного твёрдого знака.
• Составь словосочетания, подбирая по смыслу слова из первой и второй групп. Запиши составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные ь или ъ.
Образец: Серьёзный разговор.
(К) Работа с правилом.
(К) Пальчиковая гимнастика.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, —
Но уже на левый бок!
(И) Предупредительный диктант. Повтори изученные орфограммы. Запиши текст под диктовку.
На з. мле есть ч. десные кл. довые 1 . Это залеж. п. лезных ископаемых, которые ч. ловек использует в хозяйстве. Богата наша земля зол. том, ж. лезом, углём, нефт. ю’ и газом. У нас растут пш. ннца и рис, овёс и просо с . Есть белоснежные хл. пковые 2 п. ля. А с. ды дарят нам ябл. ки, груш. виногра. абрикосы, урюк с .
Казахстанская земля всех н. кормит 2 , н. поит 2 , оденет, своим т. плом пригреет 2 .
Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся,
(Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся
(И) Выскажи своё мнение.
Расскажи, какие полезные ископаемые добывают в твоём крае. Найди ответ в различных источниках информации (словари, справочники, энциклопедии, детские познавательные журналы).
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание приставок и суффиксов.
Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах; воспитывать интерес к урокам русского языка.
Тип урока : комбинированный.
Предметные : -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его
-объяснять лексическое значение слов;
— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.
— оценивать усваиваемое содержание;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.
Наш, собрал, мета..олома, тонну, кла.. .
На, было, па..ажиров, много, пе..оне.
По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.
— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?
-Запишите ещё три слова на это правило.
По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
— Какие орфограммы в приставках вы знаете?
— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
— Сформулируйте цели урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
IV . Работа по теме урока
— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?
— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)
— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)
(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Обращаю внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)
VI . Продолжение работы по теме урока
— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )
— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)
— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.
— Составьте и запишите предложение с этим словом.
VII . Подведение итогов урока
— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?
— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
http://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-kratkosrochnyi-plan-uroka-9-dlia-4-k.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4-klass-4655533.html