Ксп русский язык 4 класс правописание приставок и суффиксов

Правописание приставок и суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Проверка домашнего задания.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какова его тема, главная мысль?

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

-Запишите ещё три слова на это правило.

Самоопределение к деятельности.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек. )

— Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)

— А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок. )

— Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)

— Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».

— Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Коллективная проверка, самооценка.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

— В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

— Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?

— Написание каких суффиксов надо запомнить?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)

1.Приставка – часть слова, которая стоит:

а) перед корнем в) после окончания

б) после корня г) после суффикса

2.Не существует приставки:

3.Укажите случай раздельного написания.

а) (про)студа в) (про)лог

б) (про)мах г) (про)дрог

4.Укажите слово с приставкой с-.

а) (з, с)делка в) (з, с)десь

б) (з, с)дравие г) (з, с)дание

5.Суффикс служит для:

а) связи слов в предложении

б) изменения слов

в) образования новых слов

г) соединения корня и окончания

6.Укажите слово с суффиксом – ик.

а) ключ..к в) замоч..к

б) кармаш..к г) дружоч..к

7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.

а) белка в) липка

б) рыбка г) стопка

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)

Подведение итогов урока.

— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов» 2 класс

Урок русского языка во 2 классе по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов». Урок разработан в технологии встречных усилий.

Урок русского языка «Правописание приставок и суффиксов в словах»

Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с.

Методическая разработка по теме: «Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек»

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК «Школа России».

Методическая разработка к уроку русского языка по теме: «Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек» (презентация)

Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Урок русского языка «Правописание приставок, суффиксов и предлогов»

Урок русского языка в 3 классе.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок и суффиксов -ик-, -ек-.

Правописание суффиксов -ик, -ек .

Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель.

Русский язык. Краткосрочный план урока № 9 для 4 класса по теме: Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый знак. Природные богатства Казахстана

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Краткосрочный план урока № 9 для 4 класса по теме: Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый знак. Природные богатства Казахстана»

Краткосрочный план урока № 9.

Предмет: Русский язык

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Моя Родина -Казахстан».

Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твердый знак.

Природные богатства Казахстана.

Цели обучения, которым посвящен урок:

4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы

4.2.5.1 находить информацию по трем и более источникам (словари, справочники, энциклопедии, детские познавательные журналы, газеты) на заданную тему и интерпретировать ее

4.3.7.2 различать значимые части слова (приставка, суффикс) и грамотно писать их, опираясь на основной принцип русской орфографии: единообразное

написание морфем в словах

1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему

2.5 Извлечение необходимой информации из различных источников

3.7 Соблюдение орфографических норм

Участвовать в диалоге, высказывать мнение по теме урока.

Разбирать слова по составу.

Рассказывать о правописании суффиксов по схеме.

Подбирать подходящие по смыслу приставки.

Использовать уменьшительно- ласкательные суффиксы в речи.

Рассказывать о полезных ископаемых родного края.

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Материал прошедших уроков:

Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. Звуко-буквенный анализ. Состав слова.

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Минутка чистописания работа с пословицей

Работа с пословицей по плану

Объяснить значение непонятных слов

Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему учит?

Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. Спиши.

Нет в мире краше Родины нашей.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

(К) Прочитай две группы слов. Вспомни о правописании разделительного твёрдого знака.

Составь словосочетания, подбирая по смыслу слова из первой и второй групп. Запиши составленные словосочетания, вставляя в слова пропущенные ь или ъ.

Образец: Серьёзный разговор.

(К) Работа с правилом.

(К) Пальчиковая гимнастика.

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

Отлежал себе бочок!

(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся)

(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)

(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)

А потом опять прилёг, —

Но уже на левый бок!

(И) Предупредительный диктант. Повтори изученные орфограммы. Запиши текст под диктовку.

На з. мле есть ч. десные кл. довые 1 . Это залеж. п. лезных ископаемых, которые ч. ловек использует в хозяйстве. Богата наша земля зол. том, ж. лезом, углём, нефт. ю’ и газом. У нас растут пш. ннца и рис, овёс и просо с . Есть белоснежные хл. пковые 2 п. ля. А с. ды дарят нам ябл. ки, груш. виногра. абрикосы, урюк с .

Казахстанская земля всех н. кормит 2 , н. поит 2 , оде­нет, своим т. плом пригреет 2 .

Шеей крутим осторожно

Шеей крутим осторожно —

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

(Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся,

(Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся

(И) Выскажи своё мнение.

Расскажи, какие полезные ископаемые добывают в твоём крае. Найди ответ в различных источниках информации (словари, справочники, энциклопедии, детские познавательные журналы).

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» (4 класс)

Конспект урока по русскому языку

Тема: Правописание приставок и суффиксов.

Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах; воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока : комбинированный.

Предметные : -ориентироваться в прочитанном тексте и анализировать его

-объяснять лексическое значение слов;

— научатся передавать содержание текста по коллективно составленному плану, написать изложение по плану.

— оценивать усваиваемое содержание;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;

коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, тонну, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

-Запишите ещё три слова на это правило.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте цели урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

IV . Работа по теме урока

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Обращаю внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

VI . Продолжение работы по теме урока

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

VII . Подведение итогов урока

— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?


источники:

http://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-kratkosrochnyi-plan-uroka-9-dlia-4-k.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-4-klass-4655533.html